Звезда Терминатора Арнольд Шварценеггер

Фабрику грез лишили вечного, или Почему "Терминатор" был обречен на провал

3246
Колумнист Sputnik Виктор Мараховский – о роли, которую Голливуд сыграл в развале СССР, и о том, почему у фильма "Терминатор: темные судьбы" нет ни единого шанса повторить успех первой картины киноэпопеи.

Фильм "Терминатор: темные судьбы" стартовал в прокате заметно хуже, чем ожидалось. Причем и в Америке, и у нас. В России прогнозы обещали ему первое место, а он стартовал в пятницу на втором, в субботу съехав вообще на третье.

Почему это интересно для нас? Потому что темная судьба Терминатора вообще для постсоветского пространства имеет значение.

Фраза о том, что СССР был побежден "не НАТО, а Голливудом", конечно, перебор – но не бред. Разумеется, нашу предыдущую государственность разрушила в первую очередь не внешняя сила, а слаженная работа сил внутренних. Однако роль, которую сыграли в "капитуляции русских" американские киногерои, переоценить невозможно.

Кто был подростком в 1980-х – начале 90-х (а я, например, был), тот помнит: основных поведенческих моделей у мальчишек было три. Шварценеггер, Сталлоне и, в несколько меньшей степени, Брюс Ли, приехавший к нам хоть и из Гонконга, но тоже через Америку. На девочек, кстати, тоже повлияло: они хоть и не пытались подражать конкретной Джулии Робертс, но мечта уехать в богатое безопасное Туда и выйти Там замуж за Ричарда Гира (он же, в мексиканском многосерийном варианте, Луис Альберто) тем не менее инфицировала целые поколения.

Кадр из фильма Терминатор
"Терминатор" 1984 года – это очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения

Эта сокрушительная культурная капитуляция, результаты которой ощущаются по сей день, была бы невозможна, если бы Голливуд действительно не был велик. А он, безусловно, был. Голливуд тридцатилетней давности был потрясающе эффективной машиной мечты. Грубо говоря, он рассказывал вечные истории всякий раз по-новому и использовал вечных героев, всякий раз надевая на них актуальный и привлекательный облик.

И эти истории, и эти герои настолько хорошо и давно знакомы большей части человечества, что они свободно проницали любые границы и многие культурные различия. И действовали почти безотказно.

Строго говоря, "Терминатор" 1984 года – это была очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения.

Кадр из фильма Терминатор 2: Судный день
"Терминатор: Судный день" тоже был очень древней историей – только чудовище стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон

"Терминатор: Судный день" 1991 года тоже был очень древней историей – только чудовище-Шварценеггер там перековалось и стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон.

...Потом были какие-то невнятные фестивали ностальгии по былому Шварценеггеру (третий и пятый "Терминаторы") и неудачные попытки соорудить "расширенную вселенную" (четвертый "Терминатор"), и все это в каких-то альтернативных мирах, и никто ничего не понял.

А сейчас Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил. Но по дороге с ним случилась беда, которая в самой американской киноиндустрии, кажется, рассматривается как победа.

Кадр из фильма Терминатор
Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил

Если коротко, то рассказывать вечные истории с вечными героями там больше не рекомендуется. Рыцарь-защитник (или прекрасный принц) и дева-в-беде – это теперь устаревшие социальные конструкты. Более того, это механизм культурного подавления, в данном случае женщин мужчинами. И это механизм давления на мужчин и воспитания в них агрессии. И еще это навязывание патриархальных стереотипов.

А в Америке, как мы помним, идет большая Битва За Социальную Справедливость, которая у них означает не то, что нам кажется, а уничтожение прежней, традиционной системы ценностей и социальных ролей. И создание новых – расово, культурно и сексуально разнообразных. И большой кинематограф не может отсидеться в стороне.

А вместо одной девы-воительницы имеются целых три. Это, во-первых, старушка-воительница, в свои 63 легко одолевающая в драке двоих крепких профессиональных силовиков. Это, во-вторых, киборгизированная тетя-воительница, женских черт лишенная и, судя по поведению, вообще ни в каких мужчинах не нуждающаяся (любовь она испытывает только к своей командирше).

И в-третьих, наконец, спасительница будущего – мексиканская девица-воительница. Она поначалу совсем беззащитна, прямо как Сара Коннор в 1984 году. Но, в отличие от Сары Коннор, она превращается в бойца не через тяжелые испытания и не постепенно, а сразу и каким-то мистическим образом. Вот она не умела водить – но попробовала и получилось с первого раза. Вот она в первый раз в жизни берет в руки огромный автомат – и тут же попадает по всем мишеням.

И вся эта бредовая команда побеждает очередного жидкометаллического суперкиборга, надоевшего всем уже хуже редьки. В конце старушка-воительница увозит девицу-воительницу в закат готовить к ее великой миссии.

...И вот здесь начинается самое интересное.

Оказывается, если из Голливуда вынуть вечные сюжеты и вечных персонажей, то он перестает быть фабрикой грез и машиной мечты. Аудитории все-таки важно, чтобы ей рассказывали о ней – о ее мечтах, страхах и "образе себя". Аудитории важно, чтобы она могла отождествить себя с героями и вместе с ними пережить их превращение.

А если это убрать, то останется просто зрелище. Кассу это все по-прежнему может собирать, но той власти над душами всей планеты, которая была у прежнего Голливуда, у него уже нет.

Новая сказка о будущем получается чертовски непривлекательной. Для девушек – потому что там их ждет только адская, кровавая мужская работа и никакой любви. Для парней – потому что им там места вообще нет, если они не умеют шить.

Говоря проще, воображая, что он отказывается от стереотипов, Голливуд убивает архетипы. По факту современная передовая Америка, заставляя свою киноиндустрию придушивать устаревшую вечность и конструировать "новые социальные роли", тем самым демонтирует то самое оружие, которым она в свое время покорила остальной мир. И нас в том числе.

...На этом месте можно было бы сказать, что, раз уж Голливуд сам себя демонтирует, то российская киноиндустрия в выигрыше. И что она получает шанс распространить свое культурное влияние по планете – ведь в России по-прежнему можно снимать вечные истории.

Но проблема в том, что российская киноиндустрия, за некоторыми приятными исключениями, тоже передовая. В дурном смысле. То есть безмозгло тащится за последними трендами западного кино (не забывая, конечно, его ругать, но мечтая в него интегрироваться).

Поэтому скорее стоило бы открыть российский рынок для сценаристов и режиссеров того, прежнего Голливуда, которые отстранены сегодня от дел из-за своего несоответствия передовым американским идеям. Они, по крайней мере, не страдают провинциальными комплексами.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

*Оригинал материала читайте на РИА Новости

3246
Теги:
Голливуд, кассовые сборы, Терминатор
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме  Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Режиссер "8 новых свиданий" снимет голливудский ремейк "Иронии судьбы"

131
(обновлено 16:47 14.04.2021)
В числе работ Марюса Вайсберга - комедии "Бабушка легкого поведения", "Гитлер капут!", "Ржевский против Наполеона", "Любовь в большом городе" и "8 новых свиданий".

МИНСК, 14 апр – Sputnik. Российский режиссер Марюс Вайсберг снимет голливудский ремейк фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", сообщает пресс-служба компании "Централ Партнершип".

В съемках картины примут участие звезды кино Эмма Робертс и Томас Манн, а также Гаррет Хедлунд и Бритт Робертсон.

"Марюс Вайсберг … приступает к работе над новым фильмом – современная, англоязычная версия "Иронии Судьбы" (About Fate) с молодыми звездами Голливуда", - говорится в сообщении.

Съемочный процесс стартует летом этого года в Бостоне.

Вайсберг совместит работу режиссера с ролью креативного продюсера "Иронии судьбы". Сценаристом ремейка стала Тиффани Полсен, известная по комедии "Пара на праздники". Продюсерами картины будут Винсент Ньюман, работавший с фильмом "Мы - Миллеры", а также Владимир Кошелев и Марина Беспалова.

"Я очень рад, что наше советское культурное наследие теперь станет достоянием всего мира", - заявил Марюс Вайсберг и добавил, что у команды получилось создать "блестящий сценарий".

Марюс Вайсберг известен зрителю по комедиям "Бабушка легкого поведения", "Гитлер капут!", "Ржевский против Наполеона", "Любовь в большом городе" и "8 новых свиданий". Всего на счету у 50-летнего режиссера 25 картин.

Отец Марюса был директором "Мосфильм-сервиса" и в советское время работал со знаменитыми режиссерами: Андреем Тарковским (во время съемок фильма "Зеркало"), Андреем Кончаловским ("Сибириада"), Кареном Шахназаровым ("Цареубийца").

Читайте также:

131
Теги:
комедия, "Ирония судьбы" (фильм)
Парижане у собора Нотр-Дам

Стало известно, когда откроется парижский Нотр-Дам

93
(обновлено 17:16 14.04.2021)
Пожар в соборе Парижской Богоматери произошел два года назад. Ранее президент Франции Эммануэль Макрон сообщал об амбициозной цели восстановить Нотр-Дам за пять лет, хотя многие эксперты отнеслись к заявлению со скепсисом.

МИНСК, 14 апр – Sputnik. Нотр-Дам в Париже вновь откроется в 2024 году, сообщила глава Министерства культуры Франции Розелин Башло.

По ее словам, начать реставрацию собора Парижской Богоматери позволят собранные пожертвования.

"Было собрано 830 миллионов евро пожертвований, абсолютно беспрецедентная сумма", - заявила министр, отвечая на вопросы в сенате. Она также гарантировала правильность и прозрачность использования собранных средств.

Ранее французский лидер Эммануэль Макрон сообщал об амбициозной цели восстановить собор Парижской Богоматери за пять лет. Тогда многие эксперты отнеслись к заявлению со скепсисом: некоторые считают, что на реконструкцию может уйти до 15 лет.

Пожар в соборе Парижской Богоматери произошел 15 апреля 2019 года. Обрушился шпиль собора, пламенем была объята несущая конструкция. Как сообщали пожарные, структура Нотр-Дама и главные произведения искусства, хранившиеся в соборе реликвии, уцелели. А ремонтом часов собора Парижской Богоматери, пострадавших в результате пожара, занимаются специалисты часового завода "Ракета", который находится в Санкт-Петербурге.

По мотивам пожара в Нотр-Даме начаты съемки фильма, они ведутся в кафедральном соборе французского города Бурж. Предварительно премьера ленты назначена на апрель следующего года. Режиссер картины Жан-Жак Анно рассказывал, что главным героем картины будут не пожарные, а собор.

Читайте также:

93
Теги:
Франция, Собор Парижской Богоматери
Темы:
Пожар в соборе Парижской Богоматери
Календарь 15 апреля

Какой сегодня праздник: 15 апреля

0
(обновлено 12:41 12.04.2021)
Сегодня четверг, 15 апреля. Этот день является 105-м в григорианском календаре. До конца года остается 260 дней.

Знаете ли вы, что 15 апреля родился знаменитый русский поэт Серебряного века Николай Гумилев? О том, чем еще ознаменовано 15 апреля, – в справке Sputnik.

Что произошло 15 апреля

В 1912 году в Атлантическом океане в результате столкновения с айсбергом затонул легендарный лайнер "Титаник".

В 1932 году в журнале "Молодая гвардия" начали публиковать главы романа Николая Островского "Как закалялась сталь". 

В 1955 году американский предприниматель Рэй Крок открыл свой первый ресторан "Макдоналдс".

Также 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Кто родился 15 апреля

В этот день родились корейский государственный деятель Ким Ир Сен (1912), писатель Борис Стругацкий (1933), актер Сергей Пускепалис (1966), актриса Эмма Уотсон (1990).

15 апреля в православном календаре

В этот день православный мир чтит память преподобного Тита чудотворца.

Именины

15 апреля именины у Ефима, Георгия и Григория. 

15 апреля в белорусском народном календаре

0
Теги:
какой сегодня праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день