Звезда Терминатора Арнольд Шварценеггер

Фабрику грез лишили вечного, или Почему "Терминатор" был обречен на провал

3229
Колумнист Sputnik Виктор Мараховский – о роли, которую Голливуд сыграл в развале СССР, и о том, почему у фильма "Терминатор: темные судьбы" нет ни единого шанса повторить успех первой картины киноэпопеи.

Фильм "Терминатор: темные судьбы" стартовал в прокате заметно хуже, чем ожидалось. Причем и в Америке, и у нас. В России прогнозы обещали ему первое место, а он стартовал в пятницу на втором, в субботу съехав вообще на третье.

Почему это интересно для нас? Потому что темная судьба Терминатора вообще для постсоветского пространства имеет значение.

Фраза о том, что СССР был побежден "не НАТО, а Голливудом", конечно, перебор – но не бред. Разумеется, нашу предыдущую государственность разрушила в первую очередь не внешняя сила, а слаженная работа сил внутренних. Однако роль, которую сыграли в "капитуляции русских" американские киногерои, переоценить невозможно.

Кто был подростком в 1980-х – начале 90-х (а я, например, был), тот помнит: основных поведенческих моделей у мальчишек было три. Шварценеггер, Сталлоне и, в несколько меньшей степени, Брюс Ли, приехавший к нам хоть и из Гонконга, но тоже через Америку. На девочек, кстати, тоже повлияло: они хоть и не пытались подражать конкретной Джулии Робертс, но мечта уехать в богатое безопасное Туда и выйти Там замуж за Ричарда Гира (он же, в мексиканском многосерийном варианте, Луис Альберто) тем не менее инфицировала целые поколения.

Кадр из фильма Терминатор
"Терминатор" 1984 года – это очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения

Эта сокрушительная культурная капитуляция, результаты которой ощущаются по сей день, была бы невозможна, если бы Голливуд действительно не был велик. А он, безусловно, был. Голливуд тридцатилетней давности был потрясающе эффективной машиной мечты. Грубо говоря, он рассказывал вечные истории всякий раз по-новому и использовал вечных героев, всякий раз надевая на них актуальный и привлекательный облик.

И эти истории, и эти герои настолько хорошо и давно знакомы большей части человечества, что они свободно проницали любые границы и многие культурные различия. И действовали почти безотказно.

Строго говоря, "Терминатор" 1984 года – это была очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения.

Кадр из фильма Терминатор 2: Судный день
"Терминатор: Судный день" тоже был очень древней историей – только чудовище стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон

"Терминатор: Судный день" 1991 года тоже был очень древней историей – только чудовище-Шварценеггер там перековалось и стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон.

...Потом были какие-то невнятные фестивали ностальгии по былому Шварценеггеру (третий и пятый "Терминаторы") и неудачные попытки соорудить "расширенную вселенную" (четвертый "Терминатор"), и все это в каких-то альтернативных мирах, и никто ничего не понял.

А сейчас Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил. Но по дороге с ним случилась беда, которая в самой американской киноиндустрии, кажется, рассматривается как победа.

Кадр из фильма Терминатор
Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил

Если коротко, то рассказывать вечные истории с вечными героями там больше не рекомендуется. Рыцарь-защитник (или прекрасный принц) и дева-в-беде – это теперь устаревшие социальные конструкты. Более того, это механизм культурного подавления, в данном случае женщин мужчинами. И это механизм давления на мужчин и воспитания в них агрессии. И еще это навязывание патриархальных стереотипов.

А в Америке, как мы помним, идет большая Битва За Социальную Справедливость, которая у них означает не то, что нам кажется, а уничтожение прежней, традиционной системы ценностей и социальных ролей. И создание новых – расово, культурно и сексуально разнообразных. И большой кинематограф не может отсидеться в стороне.

А вместо одной девы-воительницы имеются целых три. Это, во-первых, старушка-воительница, в свои 63 легко одолевающая в драке двоих крепких профессиональных силовиков. Это, во-вторых, киборгизированная тетя-воительница, женских черт лишенная и, судя по поведению, вообще ни в каких мужчинах не нуждающаяся (любовь она испытывает только к своей командирше).

И в-третьих, наконец, спасительница будущего – мексиканская девица-воительница. Она поначалу совсем беззащитна, прямо как Сара Коннор в 1984 году. Но, в отличие от Сары Коннор, она превращается в бойца не через тяжелые испытания и не постепенно, а сразу и каким-то мистическим образом. Вот она не умела водить – но попробовала и получилось с первого раза. Вот она в первый раз в жизни берет в руки огромный автомат – и тут же попадает по всем мишеням.

И вся эта бредовая команда побеждает очередного жидкометаллического суперкиборга, надоевшего всем уже хуже редьки. В конце старушка-воительница увозит девицу-воительницу в закат готовить к ее великой миссии.

...И вот здесь начинается самое интересное.

Оказывается, если из Голливуда вынуть вечные сюжеты и вечных персонажей, то он перестает быть фабрикой грез и машиной мечты. Аудитории все-таки важно, чтобы ей рассказывали о ней – о ее мечтах, страхах и "образе себя". Аудитории важно, чтобы она могла отождествить себя с героями и вместе с ними пережить их превращение.

А если это убрать, то останется просто зрелище. Кассу это все по-прежнему может собирать, но той власти над душами всей планеты, которая была у прежнего Голливуда, у него уже нет.

Новая сказка о будущем получается чертовски непривлекательной. Для девушек – потому что там их ждет только адская, кровавая мужская работа и никакой любви. Для парней – потому что им там места вообще нет, если они не умеют шить.

Говоря проще, воображая, что он отказывается от стереотипов, Голливуд убивает архетипы. По факту современная передовая Америка, заставляя свою киноиндустрию придушивать устаревшую вечность и конструировать "новые социальные роли", тем самым демонтирует то самое оружие, которым она в свое время покорила остальной мир. И нас в том числе.

...На этом месте можно было бы сказать, что, раз уж Голливуд сам себя демонтирует, то российская киноиндустрия в выигрыше. И что она получает шанс распространить свое культурное влияние по планете – ведь в России по-прежнему можно снимать вечные истории.

Но проблема в том, что российская киноиндустрия, за некоторыми приятными исключениями, тоже передовая. В дурном смысле. То есть безмозгло тащится за последними трендами западного кино (не забывая, конечно, его ругать, но мечтая в него интегрироваться).

Поэтому скорее стоило бы открыть российский рынок для сценаристов и режиссеров того, прежнего Голливуда, которые отстранены сегодня от дел из-за своего несоответствия передовым американским идеям. Они, по крайней мере, не страдают провинциальными комплексами.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

*Оригинал материала читайте на РИА Новости

3229
Теги:
Голливуд, кассовые сборы, Терминатор

Председатель Союза кинематографистов России, режиссер Никита Михалков

Лукашенко поздравил с днем рождения Никиту Михалкова

128
(обновлено 10:29 21.10.2020)
Президент Беларуси признал, что Михалков обрел признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

МИНСК, 21 окт – Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РСФСР Никиту Михалкова, сообщает пресс-служба главы государства.

"За годы активной и плодотворной деятельности вам удалось создать множество ярких разноплановых образов, завоевать любовь зрительской аудитории", - говорится в поздравлении.

Президент отмечает, что профессиональное мастерство и опыт помогли Михалкову обрести признание и широкую известность не только в России‚ но и далеко за ее пределами.

Александр Лукашенко пожелал артисту, чтобы его работы и впредь дарили публике радость и вдохновение, а также выразил надежду, что его творчество будет способствовать укреплению культурных связей между народами Беларуси и России.

Прежде Михалков рассказывал, что его планы отпраздновать юбилей скорректировала пандемия. Режиссер не планирует устраивать торжественный ужин в день своего 75-летия, чтобы не рисковать здоровьем близких и друзей в сложный эпидемиологический период.

"Бывают ситуации, при которых тебе приходится чем-то жертвовать во имя чего-то большего, а что может быть больше, чем здоровье – твое и твоих близких", - пояснял Михалков в беседе с РИА Новости.

Поздравил артиста и президент России Владимир Путин, который подписал сегодня указ о присвоении Михалкову звания Героя Труда РФ. В сообщении пресс-служба Кремля отметила особые заслуги Михалкова в развитии российской культуры и искусства.

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье писателя Сергея Михалкова, автора текстов гимна Советского Союза и гимна Российской Федерации, и переводчицы Натальи Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского.

Среди режиссерских работ Михалкова есть и оскароносный фильм "Утомленные солнцем". Кроме того, он является исполнителем множества ролей. Михалков - полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Читайте также:

128
Теги:
Никита Михалков, Александр Лукашенко, Беларусь, Россия
Актриса Ирина Скобцева на премьере фильма режиссера Сергея Соловьева Одноклассники

Скончалась артистка Ирина Скобцева

1132
(обновлено 12:08 20.10.2020)
Артистка снялась боле чем в 60 фильмах, среди которых - "Война и мир", "Зигзаг удачи", "Они сражались за Родину", "Тихий Дон" и "Обитаемый остров".

МИНСК, 20 окт - Sputnik. Умерла народная артистка РСФСР Ирина Скобцева, об этом сообщает Instagram-аккаунт компании artpictures.ru Федора Бондарчука.

Артистке было 93 года. Причины смерти не называются.

Ирина Скобцева в роли Лидии и Евгений Леонов в роли Орешникова в фильме Зигзаг удачи
© Sputnik
Ирина Скобцева в роли Лидии и Евгений Леонов в роли Орешникова в фильме "Зигзаг удачи"

Ирина Скобцева родилась в Туле в 1927 году. Впервые она появилась на киноэкранах в 1955 году. Всемирную известной ей принес фильм "Отелло", где она сыграла со своим будущим мужем Сергеем Бондарчуком. Эта картина получила сразу несколько наград на Канском фестивале в 1955 году. Там Скобцеву назвали "Мисс Шарм Каннского кинофестиваля" - до этого ни одна актриса не удостаивалось такого титула. 

Ирина Скобцева (слева) в роли Элен, Василий Лановой (в центре) в роли Анатолия Курагина и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме Война и мир
© Sputnik
Ирина Скобцева (слева) в роли Элен, Василий Лановой (в центре) в роли Анатолия Курагина и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме "Война и мир"

Через четыре года после "Отелло" Скобцева стала женой Бондарчука, впоследствии она исполнила роль Элен Безуховой в киноэпопее "Война и мир", которую снял Бондарчук.

Одной из лучших своих работ актриса считала роль в фильме "Поединок", снятом по одноименной повести А.И. Куприна. В ленте  Скобцева сыграла Шурочку - молодую жену капитана Николаева, из-за которой между офицером и его сослуживцем Ромашовым случается дуэль.

Ирина Скобцева в роли Шурочки и Юрий Пузырев в роли Ромашова в кинофильме Поединок
© Sputnik
Ирина Скобцева в роли Шурочки и Юрий Пузырев в роли Ромашова в кинофильме "Поединок"

С 1956 года состояла в труппе Театра-студии киноактера, с 1970 года вместе с Бондарчуком вела актерскую мастерскую во ВГИКе. Среди их выпускников - актеры Ольга Кабо, Наталья Андрейченко, Алексей Иващенко. 

Скобцева много снималась в кино вместе с мужем. Она признавалась, что совместные съемки всегда были для нее большим удовольствием.

Актеры Константин Крюков, Ирина Скобцева и режиссер Федор Бондарчук на премьере фильма Утомленные солнцем 2. Цитадель
© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Актеры Константин Крюков, Ирина Скобцева и режиссер Федор Бондарчук на премьере фильма "Утомленные солнцем 2. Цитадель"

Сын Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой - известный актер, режиссер, продюсер Федор Бондарчук, дочь - актриса Алена Бондарчук (скончалась в 2009 году), внук - актер Константин Крюков.  

Кадр из фильма Отелло: Отелло - актер Сергей Бондарчук, Дездемона - актриса Ирина Скобцева
© Sputnik
Кадр из фильма "Отелло": Отелло - актер Сергей Бондарчук, Дездемона - актриса Ирина Скобцева

Одна из красивейших актрис советского и российского кинематографа сыграла в кино более 60 ролей, как главных, так и эпизодических. Среди них - такие известные киноленты, как "Война и мир", "Они сражались за Родину", "Тихий Дон" и "Обитаемый остров". Также актриса признавалась, что всегда была рада и комедийным ролям. В этом амплуа она снялась в таких фильмах, как "Зигзаг удачи", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три".

Читайте также:

1132
Теги:
смерть, артисты, Ирина Скобцева, Россия
Темы:
Утраты года — 2020
Календарь 22 октября

Какой сегодня праздник: 22 октября

0
(обновлено 10:52 20.10.2020)
Сегодня четверг, 22 октября. Этот день является 296-м в григорианском календаре, до нового года остается 70 дней.

Знали ли вы, что в этот день в Австралии отмечается день вомбата? Австралийцы празднуют День вомбата по-разному: кто-то идет в зоопарк, чтобы посмотреть на вомбатов, кто-то носит футболку с изображением этого забавного животного. Некоторые даже готовят пироги и другую выпечку в форме вомбата. О том, чем еще примечательно 22 октября, читайте в обзоре Sputnik.

Что произошло 22 октября

В этот день в 1909 году женщина впервые совершила одиночный полет на самолете, этой женщиной стала француженка Элиза Дерош.

22 октября 1964 года Жан-Поль Сартр, французский философ и писатель, отказался от Нобелевской премии.

В 1987 году 22 октября писателю Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе.

22 октября 2009 года официально вышел Windows 7.

Кто родился 22 октября

22 октября в православном календаре

В этот день православные чтут память апостола Иакова Алфеева, священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина, праведного Авраама праотца и племянника его Лота, преподобного Андроника и жены его Афанасии, священномученика Константина Аксенова, мучеников Еввентия и Максима воинов, святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской, преподобного Петра Галатийского. Также в этот день произошло обретение мощей преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.

Именины 22 октября

Именины у Максима, Петра, Константина, Якова, Авраама и Ефима.

22 октября в народном календаре

В народе ходило выражение: "Если с утра снег пойдет, то к вечеру будет сугробами снег лежать".

22 октября в белорусском народном календаре

0
Теги:
какой сегодня праздник, традиции и обряды
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день
По теме
Какой сегодня праздник: 20 октября
Какой сегодня праздник: 19 октября
Какой сегодня праздник: 18 октября
Какой сегодня праздник: 17 октября