Белорусский певец Тима Белорусских

Игорь Крутой предложил отправить на "Евровидение" белоруса

2101
(обновлено 23:41 19.02.2020)
Россию, по мнению композитора, мог бы достойно представить популярный исполнитель Тима Белорусских.

МИНСК, 19 фев - Sputnik. Российский композитор Игорь Крутой высказал мнение, кто мог бы представить Россию на конкурсе песни "Евровидение", пишет "Стархит".

По словам Крутого, ему симпатичны все кандидаты, которые обсуждаются в сети и СМИ, среди них и Ольга Бузова, и Федук, и Юлия Zivert.

"Но если говорить с позиции прямого эфира и живого исполнения на Европу и на мир, я бы отправил, возможно, Тиму Белорусских", - сказал Крутой.

Композитор подчеркнул, что это его мнение, и он не хочет "влезать в эти игры".

Тима Белорусских — 21-летний певец из Минска. Наиболее известен песнями "Незабудка", "Мокрые кроссы" и "Витаминка".

Ранее Крутой заявил, что от России на "Евровидение" в Роттердам (Нидерланды) поедет, скорее всего, будет Александр Панайотов.

Евровидение-2020 пройдет 12-16 мая в концертном зале Ahoy в Роттердаме. Нидерланды получили возможность принять Евровидение после победы Дункана Лоуренса в прошлом году.

Кто представит Беларусь на конкурсе, станет известно 28 февраля, когда состоится финал национального отбора. За путевку в Роттердам поборются 12 конкурсантов.

Читайте также:

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Google News и Яндекс.Дзен!

2101
Теги:
Музыка, Тима Белорусских, Евровидение 2020, Игорь Крутой
Темы:
Конкурс песни Евровидение — 2020 (76)

Кондрат Крапива, 1951 год

Четыре войны и две больницы Кондрата Крапивы

914
(обновлено 13:05 05.03.2021)
125 лет назад родился знаменитый драматург, поэт, писатель и переводчик Кондрат Кондратович Атрахович, которого каждый белорусский школьник знает под псевдонимом Кондрат Крапива. О долгой и непростой жизни классика – в справке Sputnik.

Кондрат Крапива прожил 94 года – большой срок, выпавший к тому же на неспокойный ХХ век. Были успехи, но были и потери. Он видел смерть троих из четырех своих детей.

Родные говорят, много работал: приходил со службы, ужинал, немного отдыхал и снова садился за стол — к трофейной печатной машинке, стучал до часа ночи. Но Крапива — это не только сатирические пьесы и басни, это еще и словари — большая работа сначала на посту директора Института языкознания, затем — вице-президента Академии наук Белорусской ССР.

Четыре войны

Вообще-то изначально, если верить воспоминаниям самого писателя, серьезное образование не планировалось. Выходец из крестьянской семьи, Кондрат Атрахович  должен был остановиться на четырех классах церковно-приходской школы.

"Бацька вырашыў, што гэтай прамудрасці аж занадта для таго, каб кіраваць гаспадаркай, у якой і да ста лічыць няма чаго", — вспоминал писатель.

Но умерла мать, отец женился во второй раз и, чтобы разрядить семейную обстановку, услал сына учиться дальше. В итоге Атрахович получил специальность учителя. Но поработать по специальности ему удалось лишь год — началась Первая мировая война.

Кондрат, ставший позже Крапивой, прошел по сути четыре войны: в 1939 году участвовал в Польской кампании — по присоединению Западной Беларуси, в советской-финской и Великой отечественной войнах. В последнюю, правда, в большей степени воевал уже словом — писал и редактировал газеты, в том числе знаменитую сатирическую газету-плакат "Раздавим фашистскую гадину".

Мова

Он пробовал вначале писать по-русски, но признание и удовольствие принесли все-таки тексты на мове. Вспоминал, как впервые увидел белорускоязычные статьи в "Советской Белоруссии", как решил рискнуть и тоже написать на более привычном языке и что из этого вышло.

"Узяў дый напiсаў. Пiсаў я так, як гутарыў дома на весцы, не лiчачыся нi з якiм правапiсам, бо яшчэ i не ведаў, што ў нас есць пэўная граматыка. Дык вы можаце здагадацца, колькi я нарабiў тады памылак", — признавался Атрахович.

В газете ему тогда сказали, что "Прысалiўшы, можна ўжываць", но грамматику все-таки посоветовали подучить.

Как вспоминали родные, к языку Крапива относился очень трепетно, сходу отличал "переводные" работы — те, что писались на русском, а в редакцию приносились на белорусском. Более 30 лет он серьезно занимался языком, был редактором нескольких словарей.

Белорусские писатели (справа налево) : Михась Линьков, Якуб Колас, Кондрат Крапива и Павел Ковалев
© Sputnik / В. Китас
Белорусские писатели (справа налево) : Михась Линьков, Якуб Колас, Кондрат Крапива и Павел Ковалев

Победы и потери

Внешне его судьба кажется вполне себе завидной: никаких серьезных недоразумений с советскими властями, ну критиковали немного за "уклонизм", за то, что в его "описаниях деревни не показана борьба, а подчеркивается безысходность и беспросветность деревенской жизни", а его кулак "просто смешон и не возбуждает к себе классовой ненависти" (Литературная энциклопедия, 1931 — Sputnik). Его карьера при этом сложилась вполне благополучно, были и посты, и награды, и премии. В 1956 стал Народным писателем Беларуси, в 1975 — Героем социалистического труда. Его пьесы и басни по сути до сих пор остаются актуальными. Но при этом в Беларуси нет ни одного памятника Крапиве.

Он потерял троих из четырех своих детей. Фронтовые письма сына Бориса, погибшего под Сталинградом, хранил как самую большую реликвию.

От боли лекарства не было. Во всех остальных случаях, говорят родные, его спасал юмор. Внучка вспоминала, как пришла проведать пожилого деда в больнице, попыталась подбодрить: мол, скоро выпишут, а он в ответ:

"Я столькі перажыў у сваім жыцці, што там бальніца?!". И добавил "Ведаеш, што цікава, першы раз у гады першай сусветнай ляжаў, а другі цяпер, калі восемдзесят".

Крапива остается актуальным классиком белорусской литературы, а значит, продолжает двигаться к цели, которую сам когда-то себе поставил: "Хацеў умяшацца ў жыцце i сёе тое ў iм паправiць".

Афоризмы Кондрата Крапивы

  • Другі баран – ні "бэ", ні "мя", а любіць гучнае імя.
  • Каб сонца засланіць – вушэй асліных мала.
  • Да славы прагныя, ды вузкія ў плячах.
  • Дурань таму і блішчыць здалёк, што знаходзіцца не на сваім месцы.
  • Лес не рубяць языкамі.
  • Гэта вялікая справа – паставіць чалавека на сваё месца.

Читайте также о классиках белорусской литературы:

914
Теги:
Кондрат Крапива
Темы:
БелЛит: история и современность
Елена Яковлева на пресс-конференции

Лукашенко поздравил Елену Яковлеву с юбилеем

2343
(обновлено 11:31 05.03.2021)
Белорусский лидер пожелал, чтобы творчество артистки способствовало укреплению дружбы и развитию культурной дипломатии между народами Беларуси и России.

МИНСК, 5 мар – Sputnik. Президент Беларуси поздравил народную артистку России Елену Яковлеву с юбилеем - 60-летием.

"Яркие образы, созданные вами в кино и на театральной сцене, всегда отличаются глубиной характера, искренностью и выразительностью", - с такими словам обратился глава государства к актрисе.

"Пусть ваш труд и впредь дарит зрителям радость, вдохновение и хорошее настроение, способствует укреплению дружбы и развитию культурной дипломатии между народами Беларуси и России", - говорится в поздравлении.

Глава государства пожелал актрисе  доброго здоровья, счастья и покорения новых творческих вершин.

Елена Яковлева в роли Шарлотты в спектакле постановки Романа Самгина Эта прекрасная жизнь
© Sputnik / Владимир Федоренко
Елена Яковлева в роли Шарлотты в спектакле постановки Романа Самгина "Эта прекрасная жизнь"

Актриса театра и кино Елена Яковлева родилась в 1961 году. В 1984 окончила ГИТИС, затем работала в театре "Современник". Сменив в 1986 году его на Театр имени Ермоловой, в 1988 снова вернулась обратно и проработала там до 2011 года. С 2018 года Яковлева выступает на сцене театра как приглашенная актриса. 

На счету актрисы также множество фильмов - всего более ста исполненных ролей. Среди них: "Мой сводный брат Франкенштейн", "Я остаюсь", "Семейка Ады", телесериалах "Петербургские тайны", "Каменская", "Курсанты", "Важнее, чем любовь", "Преступление и наказание", "Катя" и другие.

Елена Яковлева в роли Тани Зайцевой в кинофильме Интердевочка
© Sputnik / В. Мапешин
Елена Яковлева в роли Тани Зайцевой в кинофильме "Интердевочка"

Настоящий успех Яковлевой принесла роль Тани Зайцевой в нашумевшей кинодраме "Интердевочка". Лента получила признание на кинофорумах – актриса была удостоена премии "Ника" за лучшую женскую роль, а также призов Токийского кинофестиваля и кинофестиваля "Созвездие-90", была названа журналом "Советский экран" лучшей актрисой 1989 года.

Елена Яковлева – народная артистка России, Лауреат Государственной премии России в области театрального искусства. Среди наград актрисы - орден Почета, приз Римского кинофестиваля, премии "Ника", кинофестиваля "Созвездие" и "Золотой орел", а также премия ТЭФИ.

Читайте также:

2343
Теги:
Александр Лукашенко, Елена Яковлева
Самолет Ан-124  авиакомпании Волга-Днепр, архивное фото

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

0
(обновлено 15:10 05.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России – рассказывает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны РФ Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за восемь лет украинская сторона так и не поставила двигатели. В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х (ресурс работоспособности – 50000 часов, 10000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения: украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего семь машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии Antonov считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что Antonov, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы Antonov сегодня Ан-124 отсутствует. Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

0
Теги:
вооружения