Театральная сцена

Театр в ловушке. Без денег, работы и добрых чувств

414
(обновлено 18:09 28.07.2020)
У людей театра в Беларуси нет своего издания, нет дома искусств — места, где можно обменяться мнениями. Мы не являемся членами Международного института театра. А коммерциализация может убить отечественные традиции. Театральный критик Татьяна Орлова — о проблемах театра.

Проблемы театрального искусства могут показаться совсем незначительными и даже затеряться в информационном потоке. Революционные перемены в этой сфере происходят редко, хотя сегодня изменилась система ценностей, жизненных приоритетов, нравственных ориентиров и целей.

Все подчинилось рыночной экономике. Материальная выгода стала одной из главных задач государственного театра, а зарплата артиста осталась до смешного ничтожной: без премий, надбавок и предельной занятости в репертуаре — 400 рублей в месяц.

Отсюда не всегда выбор пьесы связан с ее художественной ценностью. Надо крутиться и выкручиваться. Бюджет часто не покрывает расходов на заработную плату. Артисту надо кормить семью, заниматься своей физической формой, ездить, наблюдать и хорошо выглядеть. А рубликов совсем мало.

Если что-то покосилось в обществе — перекосится и в театре. Продолжаем верить в то, что искусство сцены – важный инструмент для зрителей всех возрастов в восприятии действительности. Он — часть жизни общества.

Сейчас в условиях пандемии и простоя театр попал в ловушку: перспективы неясны, работы мало, подработки в кино и рекламе приостановлены, а отсутствие репетиций может отразиться на качестве спектаклей.

Во всеобщем плаче слышно падение профессионализма: пролетарии халтурят, земледельцы вырождаются, врачи дисквалифицируются, инженеры деградируют. Если у артиста контракт и отсутствие выговоров за плохое поведение, его нельзя уволить за бездарность или профнепригодность. Значит, талантливые будут вкалывать, а неталантливые отсиживаться и получать зарплату, как заплатку.

В результате актеры активно подались в политику, чего не было прежде. Стали восторгаться по поводу ликвидации железного занавеса, открывшего нашему искусству путь на Запад. Обнаружили, что по тематическим и технологическим открытиям Запад давно далеко ушел вперед. Осталось уезжать туда и учиться. Не захотели быть жертвой остаточного принципа.

Ни кола, ни двора

Когда-то президент Международного института театра Енг Ок Ким призывал простых людей слушать актеров, а не политиков. Это, конечно, сильное преувеличение, вызванное искренней любовью к профессии. Писал так: "Мы уверены, что к словам, высказанными актерами со сцены, необходимо прислушиваться более внимательно, чем к речам политиков и ученых-теоретиков. Мы надеемся, что таким образом у человечества появится шанс осуществить свой настоящий потенциал — переделать мир из жестокого в высоконравственный". Что тут скажешь? Идеалист, как и многие.

Сегодня, в отличие от прошлых лет, у людей театра в Беларуси нет своего печатного издания. Нет дома искусств — места, где можно обменяться мнениями, дома отдыха в Острошицком городке, своей театральной библиотеки. Все это было. И все потеряно.

Мы сегодня не являемся членами Международного института театра. Это в свое время позволяло регулярно информировать о том, что происходит на белорусской сцене театральную общественность всего мира. В ежегодных сборниках этой организации всегда была статья о белорусских театральных достижениях. Польза состояла в том, что разные страны могли приглашать наши театры на гастроли и фестивали.

Внутри страны театральные люди были более объединенными, чем сейчас, благодаря во многом активной деятельности творческого союза театральных деятелей — СТД.

К его пятидесятилетнему юбилею в 1997 году даже вышел спецвыпуск — газета "День театра". В моем архиве сохранился этот уникальный номер, где призеры "Хрустальной Павлинки" Стефания Станюта, Ростислав Янковский, Зинаида Конопелько (все народные артисты) призывали: "Боритесь за театр!" Вот некоторые цитаты из их речей.

 

Приведу и другие цитаты известных театральных деятелей из этого выпуска. Некоторых из них уже нет на свете. Другие достигли вершин в своей карьере, но мысли тогда, 23 года назад, и сегодня остаются актуальными.

 

Зеркало добра

Вернемся из прошлого к сегодняшней конкретной ситуации и увидим, что устойчивая театральная система пришла в движение. Желаний что-то изменить все больше. Возможностей намного меньше. Все уверены, что нужны новые формы, как спектаклей, так и взаимоотношений со зрителями.

У молодого поколения сложился новый механизм восприятия искусства. Он не совпадает с традиционными моделями. И часто их просто отрицает.

Между тем, большая часть публики приходит в театры за радостью и теплом, за спектаклями для души. И большая часть зрителей — женщины. Считается, что происходящее на сцене должно помогать зрителям взглянуть на себя. Великий Георгий Товстоногов, чей Санкт-Петербургский БДТ отмечает, как и наш Купаловский, свое столетие, сказал когда-то просто и верно: "Назначение театра — растревожить человеческую совесть". Растревожить как? Чтобы обрести силы жить дальше? Или растревожить, чтобы уйти с мыслью, что все плохо и ничего невозможно изменить?

Недавно прошедший в России Год театра показал, что самые громкие события, самые модные режиссеры не связаны уважением к высокой литературе. Они предлагают свои авторские высказывания, называют их собственными трактовками и всякая просвещенческая идея объявляется устаревшей, старомодной. Механизм коммерциализации подливает масла в огонь. Вот и театры Беларуси стремятся идти по такому пути. Так же, как и бездумная ориентация на Европу способна убить отечественные традиции. А они у нас есть.

Театры Беларуси не всегда работают с белорусским материалом, но имеют хорошо наработанную базу актерского и режиссерского мастерства со славянскими корнями. А это невысказанная человеческая боль, сострадание, глубинный личный контекст и расшифровка авторского подтекста. Словом, жизнь человеческого духа. Все это может быть вполне современным, новаторским, не унижающим человеческого достоинства. Мат на сцене, голые тела, квартирная ругань, базарные крики, издевательства и унижения никогда не были признаками высокого искусства. Они упорно пробиваются в сегодняшний театр, создавая у кого-то впечатление современного взгляда на жизнь.

Тенденция резко менять формы и отказываться от образцов прошлого приводит к тому, что драматурги и режиссеры стараются не выразить время и автора, а показать себя. Любым способом. Продюсеры и СМИ навязывают нам одних и тех же героев для подражания. А где большая известность, там и большие деньги. Сплошь и рядом идет убийство классики. Жонглируют великими именами Шекспира, Чехова, Достоевского, Пушкина, а показывают то, что к их литературе не имеет никакого отношения.

Люди стали редко читать художественную литературу. При необходимости предпочитают посмотреть упрощенный пересказ в интернете. Какие уж там тонкости, нюансы, чувства добрые! В осовременивании классики таится огромная опасность. Увидев искаженного до неузнаваемости автора, поколения не будут знать великой литературы. Осовременивают исключительно броской и скандальной формой, искажая смысл.

Проще простого вспомнить поговорку насчет "народа, имеющего царя, которого он заслуживает". Только в театре все наоборот: мы получим зрителя, которого воспитали.

К сожалению, уходят признанные лидеры и знатоки культуры. Давайте почитаем их книги, приобщимся к заботам профессионалов, поучимся думать об искусстве. Объединимся и станем это полезное искусство делать.

414
Теги:
театр, Беларусь

Макет памятника президенту Франции Шарлю де Голлю в Щучине

Памятник президенту Франции Шарлю де Голлю установят в Щучине

305
(обновлено 17:36 23.10.2020)
Уже известно, как будет выглядеть скульптура знаменитого французского политика, который в годы Первой мировой войны находился в немецком плену в Щучине.

ГРОДНО, 23 окт – Sputnik, Инна Гришук. Как будет выглядеть единственный в Беларуси памятник первому президенту Пятой Французской Республики Шарлю де Голлю, определились на Щучинщине. Бронзовую скульптуру планируют установить рядом с местом, где в годы Первой мировой отбывал заключение в немецком плену известный политик.

Шарль де Голль в образе капитана

В будущей скульптурной композиции известный французский политик будет показан молодым капитаном 33-го полка, который стоит, скрестив руки на груди. Звание капитана он носил, когда оказался в немецком лагере для военнопленных в Щучине.

Высота скульптуры составит около 2,5 метра. Фоном послужит полукруглая стена, которая станет символом пути от простого пленного до лидера французского сопротивления и политического деятеля. По обе стороны от скульптуры установят две стелы. На одной будут описаны события, которым посвящен мемориал, на другой – символы президента Французской Республики.

Новый памятник установят на площадке возле современного завода "Автопровод" рядом с корпусом, в котором в военное время немцы устроили казармы для пленных французов.

Как рассказала Sputnik заместитель председателя Щучинского райисполкома Елена Пасюта, данную композицию признали лучшей в конкурсе эскизных проектов, который завершился на минувшей неделе в Щучине. Всего в конкурсе участвовало 12 авторов. В состав жюри вошли представители Министерства культуры, известные скульпторы и архитекторы, а также представители местной власти и посольства Франции в Беларуси.

Будущий памятник должен показать не только исторический факт пребывания в немецком плену, но и весь масштаб личности известного политика.

"Хочется, чтобы эта скульптура стала притягательным местом для туристов. Понимаем, что это неоднозначное место – место заключения и плена, поэтому хочется показать жизнь Шарля де Голля. Когда знакомишься с его биографией, понимаешь, что может влиять на формирование таких патриотических чувств и гражданской позиции. Это семья, личное желание, окружение, жизненные обстоятельства", – отметила Пасюта.

Французский спонсор

В ближайшее время будут идти подготовительные работы по изготовлению скульптуры, предполагается, что она будет отлита из бронзы. Спонсором станет француз, у которого есть бизнес в Беларуси.

Когда будет открыт памятник, в щучинском райисполкоме пока не говорят. Скорее всего, это произойдет весной или летом следующего года и будет приурочено к памятной дате из биографии политика. Есть планы пригласить на церемонию открытия внука Шарля де Голля.

Шарль де Голль был узником немецкого лагеря для военнопленных в белорусском Щучине в годы Первой мировой войны – с июля по сентябрь 1916 года. Казармы, в которых жили французские пленные, находились в главном корпусе бывшей лесопилки князей Друцких-Любецких. Сейчас здесь находятся производственные помещения завода "Автопровод".

Идея установить памятную доску или памятник возникла несколько лет назад, когда появились точные доказательства, что местом заключения известного политика был именно город Щучин Гродненской области.

Читайте также: 

305
Солист рок-группы Би-2 Лёва (Егор Бортник) и участник рок-группы Би-2 Шура (Александр Уман)

Еще один "Нечетный воин"- Би-2 выложили в сеть новый альбом

79
(обновлено 18:01 23.10.2020)
Пластинка "о жизни, которая не имеет срока давности", записанная при участии звезд русского рока, увидела свет в пятницу.

МИНСК, 23 окт – Sputnik. Музыкальный альбом "Нечетный воин 4. Часть 1" появился в интернете в пятницу, об этом сообщила группа Би-2 в своем Instagram.

"Этот альбом - "юбилейный" для "Нечетного воина", которому в этом году исполнилось 15 лет. Сегодня мы начинаем спецпроект voin.bdva.ru, на страницах которого будем ежедневно рассказывать о вехах "Воина"!", - пишут артисты.

Пластинка возникла "как желание дать жизнь новым песням Михаила Карасева", сообщают музыканты на сайте своего музыкального "альманаха".

Хроника выхода альбомов группы довольно оригинальная: вторая часть "Нечетного воина 4" - "Retro Edition" - увидела свет еще в 2019 году. Ее стилистка была ближе к року 70-х, новую пластинку музыканты называют более электронной.  

В "Нечетном воине 4. Часть 1" собраны 12 композиций, записанных при участии Манижи, Инны Желанной и Игоря Журавлева ("Альянс"), Ренарса Кауперса (Brainstorm), Сабрины, Валерия Дайнеко ("Песняры"), Андрея Макаревича ("Машина времени"), Владимира Шахрина ("Чайф"), Андрея Мисина, Насти Полевой ("Настя"), Егора Белкина и Володи Котлярова ("Порнофильмы")".

Проект "Нечетный воин" стартовал в 2005 году с целью записи песен Михаила Карасева, постоянного автора Би-2, совместно со звездами рок-музыки.

Читайте также:

79
Российский боец Хабиб Нурмагомедов

Нурмагомедов в третий раз защитил титул чемпиона UFC

107
(обновлено 00:30 25.10.2020)
Российский чемпион после победы не смог сдержать слез и заявил, что уходит из UFC.

МИНСК, 25 окт – Sputnik. Чемпион UFC в легкой весовой категории россиянин Хабиб Нурмагомедов защитил свой титул в боюпротив американца Джастина Гейджи, сообщает Sputnik.

Хабиб с первых секунд начал действовать в привычной доминирующей манере, отодвигая соперника к сетке. Россиянин контролировал центр восьмиугольника. Однако бойцы не торопились увеличивать темп, обмениваясь по очереди серией ударов. В конце первого раунда Нурмагомедов перевел соперника в партер и попытался выйти на рычаг локтя, но не хватило времени.

Во второй пятиминутке россиянин не стал испытывать судьбу и начал бороться. В середине второго раунда Нурмагомедов приемом "треугольник " задушил оппонента.

После поединка Хабиб сказал, что сейчас хотел бы больше времени проводить со своей мамой и пообещал ей больше не выступать в смешанных единоборствах. Он отметил, что без отца ему неинтересно выступать в промоушенах.

"Я простой парнишка из дагестанского горного села. Когда в 2012 году я проводил первый бой в UFC многие в меня не верили, а вчера мой брат рассказал, что я стал самым обсуждаемым человек в мире, хотя я этого не хотел. Мы с отцом просто шли к чемпионству, у меня и мысли не было, что так много может обрушиться на голову", - сказал Нурмагомедов.

Он отметил, что самое главное это родители с которыми нужно быть рядом. 

Отец Хабиба Абдурахман Нурмагомедов умер от коронавируса в июле этого года, боец тяжело перенес его смерть.

Для 32-летнего Нурмагомедова это 29 победа и третья защита чемпионского титула UFC. В смешанных единоборствах у него нет ни одного поражения. 31-летний Гейджи потерпел третью неудачу за свою карьеру. Всего у спортсмена 25 поединков.

После победы над Гейджи он может стать первым в рейтинге UFC Pound-for-pound, который объединяет лучших бойцов вне зависимости от весовой категории, сейчас российский боец находится на втором месте.

107
Теги:
UFC, Хабиб Нурмагомедов