Предупреждающая табличка на двери лаборатории имени Ричарда Лугара в Грузии

Биолаборатории под эгидой США: мирные разработки или опасные опыты?

(обновлено 17:46 29.05.2020)
Зачем американцам биолаборатории в Центральной Азии и на Кавказе, рассуждает обозреватель РИА Новости Галия Ибрагимова.

Москва давно обеспокоена биологической безопасностью соседних стран.

"Соединенные Штаты осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру, в том числе вокруг наших границ", — заявил Сергей Лавров на встрече министров иностранных дел ОДКБ.

В Казахстане, Армении и Таджикистане американцы создали сеть биологических лабораторий. Особенно много вопросов у российских властей к центру имени Лугара в Грузии.

Преднамеренная утечка

Первое заражение коронавирусом в Казахстане зафиксировали в начале марта. Власти закрыли границы и ввели чрезвычайное положение. В интернете поползли слухи, что вирус может быть связан с биолабораторией, которую в 2016 году на юго-востоке республики построили американцы.

Центральная реферанс-лаборатория (ЦРЛ) в Алматы специализируется на изучении характерных для Казахстана штаммов вирусов. Действует на базе Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, подчиняется Минздраву республики. Считается собственностью Казахстана, хотя строилась за счет Пентагона. На этот объект США выделили 108 миллионов долларов.

Вашингтон объяснял: в регионе находятся американские военные, и исследования помогут защититься от неизвестных вирусных инфекций.

На саммитах ОДКБ, СНГ и ШОС представители Москвы не раз заявляли, что американцы могут использовать эти лаборатории против российских интересов. Но власти Казахстана убеждали, что в работу местных биологов никто не вмешивается.

Лаборатория имени Ричарда Лугара в Грузии

"Участие иностранных ученых допустимо, только если проводятся совместные исследования и реализуются проекты по грантам", — объясняли в ЦРЛ.

В 2018-м в Казахстане заметно выросло число заболеваний менингитом, и в Алматы заговорили об утечке штамма менингококковой инфекции из ЦРЛ. Журналисты и блогеры всерьез писали, что американцы преднамеренно допустили распространение вируса. Таким образом они якобы хотели проверить эффективность разрабатываемого в лаборатории бактериологического оружия.

Минздрав Казахстана уверял, что никакой эпидемии нет. "В Казахстане 58 случаев менингита, из них в Алматы — 32. Если посчитать относительные показатели, то, по меркам ВОЗ, они низкие", — указывали в ведомстве.

С коронавирусом похожая история. Власти опровергли конспирологию и призвали не сеять панику.

Закрытый режим работы

В советское время Институт микробиологии Армянской ССР считался крупнейшим центром микробиологии. В девяностые научными разработками института заинтересовались США и Великобритания. Армянских специалистов приглашали на стажировки в западные страны.

В нулевые американцы помогли открыть в стране несколько биолабораторий. Деньги, как и в Казахстане, выделял Пентагон. Только на модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний потратили десять миллионов долларов.

Лаборатория имени Ричарда Лугара в Грузии

Построенные в Ереване, Гюрми, Ванадзоре, Мартуни и Иджеване научные центры изучают характерные для Кавказского региона вирусы и штаммы.

Лаборатории входят в систему здравоохранения Армении, но Агентство по снижению угрозы при Минобороны США имеет туда доступ. Помимо местных специалистов, там работают американцы.

Закрытость биолабораторий в Армении вызывает критику Москвы. Чтобы развеять сомнения, прошлой осенью премьер-министр Никол Пашинян согласился подписать Меморандум о сотрудничестве с российскими специалистами. Согласовали детали, но в последний момент армянская сторона отказалась от этого документа.

Опасная эпидемиология

В 2010-х американские биологи обратили внимание на еще одного члена ОДКБ — Таджикистан. Их беспокоила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, способная привести к вспышке инфекционных заболеваний. Несколько западных фондов выделили деньги на создание исследовательских центров.

Так, в 2013-м на базе Гастроэнтерологического института в Душанбе открылась лаборатория биологической безопасности. Проект финансировал французский благотворительный Фонд Мерьё, строивший подобные объекты в Китае, Мьянме, Бангладеш и странах Африки.

Французам, как правило, помогали ООН и Агентство США по международному развитию USAID. Инвестиции превысили три миллиона долларов.

В 2019-м создали лабораторию при Республиканском центре борьбы с туберкулезом. Спонсорами выступили USAID и Пентагон. Местные биологи при участии зарубежных коллег изучают такие характерные для Центральной Азии заболевания, как туберкулез, малярия, гепатит и холера.

В прошлом году на севере Таджикистана в городе Исфара открыли еще один объект. Информации о нем мало, финансировали снова американцы.

"В Центральной Азии и до коронавируса эпидемиологическая ситуация была непростой. Для региона характерны вспышки гепатита, холеры, туберкулеза, поэтому новые биолаборатории необходимы. На них нужны средства. Без зарубежной помощи не обойтись", — объясняет РИА Новости директор Центра политологических исследований в Душанбе Абдугани Мамадазимов.

Таджикский эксперт не видит ничего подозрительного в активности американцев. "Просто они всегда откликаются первыми. Если после коронавируса Россия, Китай или ЕС станут активнее помогать региону в борьбе с вирусами, власти республик это поддержат", — уверен эксперт.

Грузинский патоген

Грузия не входит в ОДКБ, но граничит с Россией и играет ключевую роль на Кавказе. Озабоченность Москвы вызывает Исследовательский центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара. Российские власти полагают, что биолаборатория близ Тбилиси действует в интересах американцев.

Подозрения возникли не на пустом месте. В сентябре 2018-го бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что в лаборатории могли проводить опыты над людьми, и представил документы, из которых следовало, что десятки человек, проходивших лечение в центре Лугара, умерли. Причем там работали биологи трех частных американских фирм — CH2M Hill, Battelle и Metabiota, выполняющих заказы Пентагона.

Информационная вывеска лаборатории имени Ричарда Лугара в Грузии

Гиоргадзе обратил внимание на высокий уровень бактериологической защиты лаборатории. Более того, центр располагает "оборудованием для распыления вредных веществ и боеприпасами с биологически активным материалом". "Зачем учреждению, цель которого — защита населения, такие вещи?" — задался вопросом экс-министр.

В Москве это услышали. Глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Владимир Ермаков заявил, что Россия не потерпит американских биологических экспериментов у своих рубежей.

В Пентагоне обвинения Гиоргадзе назвали абсурдными. В Тбилиси уверяли, что лаборатория занимается мирными разработками и ни о каких опытах над людьми речи не идет. Грузинские власти были не против посещения центра Лугара российскими специалистами. Но эти планы сорвались из-за прошлогоднего кризиса в отношениях двух стран.

"Грузия никогда не интересовалась исследованиями в физико-химической биологии. И информация о том, что эта лаборатория — высокого класса биологической защиты персонала, вызывают вопросы. Зачем заниматься такими тяжелыми патогенами?" — рассуждает в беседе с РИА Новости доктор биологических наук, профессор Сибирского федерального университета Николай Сетков.

Заместитель генерального директора по научной работе центра вирусологии "Вектор" Александр Агафонов отмечает, что "прямые данные о разработке биологического оружия и средств его доставки в Центре имени Лугара недоступны".

"Однако сведения об участии частных компаний CH2M Hill, Battelle и Metabiota, об их контрактных обязательствах — например, исследование опасных бактерий сибирской язвы, туляремии и вируса Крым-Конго геморрагической лихорадки — не должны остаться без внимания", — подчеркивает специалист.

Эксперты, опрошенные агентством, сошлись во мнении, что постсоветские государства, надеясь на помощь извне, могут упустить контроль над эпидемиологической ситуацией. А это чревато серьезными последствиями. К тому же в период пандемии к лабораториям начали относиться с еще большей опаской, что наконец дает весомый повод сделать этих структуры более открытыми.

Оригинал материала читайте на РИА Новости

биолаборатории, США, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия

Сотрудник милиции. Архивное фото

Руководство МВД рассказало о задачах Витебской милиции на 2021 год

Представители УВД Витебского облисполкома отметили: в области, как и в других регионах республики, наблюдается снижение преступности.

ВИТЕБСК, 22 янв – Sputnik. Витебские милиционеры подвели итоги работы за прошлый год, сообщили, каких преступлений совершается больше, и поделились информацией, на что будут делать упор в 2021 году сотрудники УВД облисполкома.

По информации правоохранителей, наиболее существенный рост преступлений произошел в сфере высоких технологий и мошенничества.

Коллегия

Результаты 2020 года подводили на областной коллегии УВД, куда прибыл замминистра МВД Сергей Хоменко.

"У нас сегодня состоялся принципиальный разговор, где были подведены итоги оперативно-служебной деятельности за 2020 год. Была дана оценка работы подразделений управления внутренних дел Витебского облисполкома и территориальных отделов", – сообщил он.

Замминистра МВД Сергей Хоменко
© Sputnik / Павел Вур
Замминистра МВД Сергей Хоменко

По его словам, витебская милиция выполнила основную задачу – обеспечила общественный порядок, "мирное небо и работу предприятий".

На коллегии были определены и основные задачи областной милиции на 2021 год: оказание содействия исполнительной власти в сложившейся эпидемиологической обстановке, обеспечение порядка во время проведения общественно-политичских и массовых мероприятий, качественная подготовка к охране общественного порядка во время проведения VI Всебелорусского народного собрания, а также недопущение деятельности "деструктивных элементов, пытающихся раскачать общество".

"Хочу отметить, что в области, как и в других регионах страны, наблюдается снижение общей уголовной преступности. Зарегистрировано меньше убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, разбоев, а также краж всех форм собственности", – отметил начальник УВД Витебского облисполкома Андрей Любимов.

По его словам, несмотря на это, значительно выросло количество преступлений, совершенных в интернете.

Начальник УВД Витебского облисполкома Андрей Любимов
© Sputnik / Павел Вур
Начальник УВД Витебского облисполкома Андрей Любимов

"Будет уделено особое внимание преступности и в сфере семейно-бытовых отношений. Эти задачи мы сегодня определили на оперативном совещании с сотрудниками и закрепили соответствующим решением", – отметил Любимов.

Статистика

Предоставили правоохранители и статистику преступлений за 2020 год. По его итогам в области был отмечен рост общего количества зарегистрированных преступлений почти на 10%. Его обеспечили киберпреступления, количество которых увеличилось в 2,7 раза.

По линии уголовного розыска число преступлений снизилось на 8,2%, при этом убийств и покушений совершили меньше на 22%, тяжких телесных повреждений и грабежей – на 43,4%, изнасилований – на 66,7%, краж – на 9,5%. Особенно правоохранители отметили, что количество разбоев сократилось на 75%: их на территории области произошло всего шесть. При этом число мошенничеств выросло на 53,4%.

Правоохранители отметили уменьшение выявленных преступлений, связанных с наркотиками, а также совершенных в состоянии алкогольного опьянения – на 10,2%. Снизилось более чем на 20% число преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием.

Витебск, правоохранительные органы, МВД Беларуси

Поступательное вооружение: Су-30СМ в Беларуси видео

(обновлено 18:31 22.01.2021)
Белорусские асы укрепляют обороноспособность и осваивают новейшие комплексы ВВС и войск ПВО. Смотрите на видео, как летчики ведут круглосуточное боевое дежурство.

На взлетную полосу авиабазы в Барановичах садится пара истребителей Су-30. Сверхманевренность – пожалуй, самая отличительная особенность самолета. Он обладает двигателем с управляемым вектором тяги. По задумке конструкторов, такое оперение позволяет выполнять немыслимые виражи и буквально зависать в воздухе.

Су-30СМ, по сути, не самолет, а многофункциональный комплекс. Все управление основано на электронике. Прицел засекает цели на дальности до 200 километров и остается только выйти на дистанцию поражения для пуска ракеты, сброса бомбы или выстрела из пушки.

Боевое дежурство Су-30 СМ в Беларуси несут в паре с МиГ-29.

Су-30СМ состоит на вооружении в Индии, Китае, Венесуэле, Армении, Казахстане. Самолет носит статус не только неприхотливого в эксплуатации, но и в обслуживании.