Предприятие ООО РН-Пурнефтегаз в Ямало-Ненецком автономном округе

Пока чуть меньше половины: Роснефть поставит в РБ около 10 млн нефти

1085
(обновлено 11:32 15.02.2017)
Планы остальных традиционных поставщиков пока не известны, нефтегазовый спор продолжается. Если российская нефть окажется в дефиците, НПЗ придется искать ей замену.

МИНСК, 15 фев — Sputnik. Нефтегазовый спор между Минском и Москвой еще не нашел своего разрешения, и нет окончательной ясности в вопросе, сколько же российской нефти сможет импортировать Беларусь в 2017 году.

Тем более неожиданной стала новость о том, что "Роснефть" готова поставить в Беларусь до 10,2 миллиона тонн нефти в 2017 году.

Как следует из распространенного во вторник сообщения компании, "Роснефть" в четвертом квартале 2016 года заключила контракты на 2017 год на поставку нефти в Беларусь общим объемом до 10,2 миллиона тонн.

Это чуть меньше половины от годовой потребности белорусских НПЗ.

Sputnik анализирует текущее состояние нефтяных договоренностей между Россией и Беларусью и возможности загрузки белорусских НПЗ.

Сколько нефти в дефиците?

На данный момент в Минске никто не может сказать, сколько именно нефти будет поставлено в республику из РФ в текущем году. Это зависит от того, когда и на каких условиях будет разрешен нефтегазовый спор. Переговоры идут на уровне вице-премьеров двух стран — Владимира Семашко с белорусской стороны и Аркадия Дворковича с российской. Последний их раунд состоялся в минувшую субботу, какой-то конкретики в договоренностях стороны не достигли. Во вторник министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что переговоры продолжаются. У белорусской стороны есть безусловное понимание того, что газовый долг должен быть погашен.

Представители белорусской нефтеперерабатывающей отрасли полагают, что в зависимости от того, как скоро и в каком виде этот долг будет погашен — сразу, частями или будет реструктуризирован — решится и вопрос с поставками российской нефти в Беларусь.

Полная годовая потребность белорусских НПЗ составляет 24 миллиона тонн.

Однако в конце прошлого года российская "Транснефть" заявила о планах поставить в Беларусь только 18 миллионов тонн. Сейчас, по неофициальным данным, в РФ обсуждается возможность дальнейшего снижения поставок — до 16, а возможно и до 12 миллионов тонн.

То есть дефицит нефти для белорусских НПЗ, при реализации этих намерений, может составить от 6 до 12 миллионов тонн, хотя большинство белорусских экспертов и участников отрасли сходятся во мнении, что объем импорта снизится до 16 миллионов тонн. Таким образом, Минску потребуется "притянуть" на свои НПЗ около 8 миллионов тонн.

Традиционными поставщиками нефти для них выступают крупные российские компании — "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз".

В минувшем году "Газпром нефть" поставила в Беларусь примерно 1,7 миллиона тонн нефти, это примерно на четверть меньше, чем в 2015 году. В конце декабря Совет директоров компании рассмотрел планы на 2017 год, однако объемы поставок в Беларусь в них никак не оговорены.

При этом две компании из "большой четверки" поставщиков имеют прямую заинтересованность в обеспечении ресурсами белорусских НПЗ: "Роснефть" и "Газпромнефть" через принадлежащую им на паритетных условиях "Славнефть" контролируют 42,58% акций в Мозырском НПЗ.

Кроме того, "Газпром нефть" и "Лукойл" имеют в Беларуси собственные сети автозаправок.

Однако в прошлом году российские компании практически не занимались в Беларуси переработкой нефти на давальческих условиях — из-за снижения стоимости нефтепродуктов на мировых рынках и особенностей налогового маневра в РФ это стало для них невыгодным. В прежние годы работа на белорусских НПЗ на условиях процессинга была главным фактором заинтересованности российских НК в белорусских поставках.

Где взять недостающее сырье?

Сегодня в Минске понимают, что в случае возникновения серьезного дефицита нефти в 2017 году Беларуси придется в срочном порядке искать альтернативы. Для производства топлива для внутреннего рынка стране требуется порядка 5-6 миллионов тонн нефти, однако экспорт нефтепродуктов до сих пор остается основным донором белорусского бюджета. Кроме того, от поступления пошлин за экспорт нефтепродуктов формируется дефицит бюджета, который в полном объеме направляется на погашение внешнего госдолга страны.

В текущем году Беларусь продолжает проходить пик выплат по внешнему долгу, и даже нефтяные пошлины не в полной мере покрывают эту статью расходов.

В республике добывается немногим более 1,6 миллиона тонн нефти, и вся она экспортируется — в основном, в Германию. Для Минска экспорт сырой нефти собственной добычи гораздо выгоднее, чем ее переработка на белорусских НПЗ.

Однако еще в конце минувшего года в ПО "Белоруснефть" не исключали, что часть белорусской нефти может быть направлена на переработку в республике.

Придется судиться, убеждать и доказывать

Исходя из предполагаемых объемов дефицита — 6-12 миллионов тонн — участники рынка также сходятся во мнении, что белорусским властям придется в срочном порядке решать вопрос с доставкой азербайджанской или любой другой нефти по магистральным трубопроводам.

Но это также означает, что Минску придется убеждать украинскую сторону в том, что этот проект будет долгосрочным, гарантировать четкие объемы поставок по развернутому вновь нефтепроводу "Одесса-Броды" и решить, наконец, затянувшееся судебное дело о праве собственности на технологическую нефть. Напомним: этой нефтью заполнена перемычка этого нефтепровода, которая соединяет его с идущим на Мозырский НПЗ отрезком нефтепровода "Дружба".

Гораздо серьезнее выглядит проект поставок альтернативной нефти "по трубе" на "Нафтан". Для этого придется реанимировать северный участок "Дружбы", транзит по которому был прекращен в 2006 году. Здесь Беларусь также ожидает судебный иск с компанией Lat Ros Trans — процесс о праве собственности на технологическую нефть, которой заполнена труба, начался в 2011 году и до сих пор не завершен.

Кроме того, в Минске понимают, что латвийская компания — дочерняя структура российской "Транснефти". Поэтому, для возобновления поставок нефти на "Нафтан" по северной ветке "Дружбы" с терминалов порта Вентспилса Беларуси все равно придется как-то договариваться с российским собственником.

Привезти в республику по железной дороге даже 6 миллионов тонн нефти все участники рынка считают нереальным, и опыт 2010-2011 годов это убедительно доказал. При планах поставлять в год на белорусские НПЗ до 8 миллионов тонн венесуэльской нефти в год суммарные поставки за 2 года составили немногим менее 1 миллиона тонн, и это было безумно дорого.

Впрочем, тогда именно организацию такой альтернативы в Минске называли главным козырем, который заставил российскую сторону смягчить условия "нефтяного эмбарго", как его тогда называли, для Беларуси.

Сработает ли этот механизм вновь, время покажет.

Лукашенко готов купить у РФ нефтеперерабатывающую "малышку" >>

1085
Теги:
Нефтегазовый спор между Минском и Москвой, ОАО "Нафтан", Белоруснефть, Газпром нефть, Транснефть, Роснефть, Москва, Минск

Белорусская АЭС

Лукашенко одобрил изменения в кредитное соглашение с Россией по БелАЭС

458
(обновлено 09:47 11.07.2020)
Проект протокола об изменениях в соглашение о российском кредите на БелАЭС подписан главой государства.

МИНСК, 11 июл – Sputnik. Александр Лукашенко подписал указ №263 "О проекте международного договора", которым одобрил внесение изменений в межправительственное соглашение с Россией о предоставлении правительству Беларуси государственного экспортного кредита для строительства АЭС, документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

На основании этого проекта протокола правительство Беларуси будет вести переговоры с российской стороной.

Теперь внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания протоколов, завершены с обеих сторон.

История кредита

Ранее сообщалось, что Беларусь ведет переговоры с российской стороной по поводу изменения условий кредита на строительство БелАЭС в Островце. В первую очередь, это связано со смещением сроков ввода первого и второго энергоблока станции.

Вопрос даже обсуждался на высшем уровне: президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин говорили по телефону об изменении процентной ставки по этому кредиту. После чего российская сторона не исключала, что кредит будет реструктуризован.

Напомним, соглашение о предоставлении российского кредита для строительства АЭС предусматривает выделение 10 миллиардов долларов. При этом 90% предназначено на строительство по контракту, еще 10% от стоимости работ Беларусь финансирует самостоятельно.

Согласно действующим условиям, погашение кредита должно начаться через шесть месяцев после ввода АЭС в эксплуатацию, но не позже 1 апреля 2021 года. Возврат денег предусмотрен 30 равными долями каждые шесть месяцев. На 50% суммы начисляются проценты по ставке 5,23% годовых. На остальные 50% начисляются проценты по ставке LIBOR для шестимесячных депозитов в долларах, увеличенной на маржу в размере 1,83% годовых.

Читайте также:

458
Теги:
кредит, БелАЭС, Александр Лукашенко, Беларусь
Автомобиль Chevrolet Niva, архивное фото

Прощай, "Шнива": Niva снова возвращается в семью Lada

169
(обновлено 17:49 10.07.2020)
Более 15 лет внедорожник, разработанный на АВТОВАЗе, производился под американским брендом, однако после ухода GM из России американцы продали свой актив.

МИНСК, 10 июл – Sputnik. Предприятие "АВТОВАЗ" в Тольятти в июле начала производство внедорожники Niva под маркой Lada, об этом в пятницу сообщила пресс-служба российского автоконцерна.

Ранее эти автомобили выпускались как Chevrolet Niva, так как были созданы в рамках СП американского концерна General Motors и Волжского автозавода. После ухода GM с российского рынка, "АВТОВАЗ" в декабре прошлого года завершил сделку по выкупу американской доли в СП.

"Решетку радиатора и руль теперь украшает логотип LADA в виде всем известной трехмерной ладьи", - говорится в сообщении автозавода.

Niva 2123 была разработана на АВТОВАЗе, ее начали производить в 2000-м под брендом Lada, однако спустя два года внедорожник стали выпускать на совместном с GM предприятии как Chevrolet. В народе автомобиль называли "Шнива" – сокращение слов Chevrolet и Niva.

После того, как в 2015 году General Motors ушли из России, предприятие оставалось последним российским активом американского концерна. В 2018 было произведено 31,9 тысячи внедорожников.

Группа "АвтоВАЗ" с 2014 года входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и производит автомобили под четырьмя брендами – Lada, Renault, Nissan и Datsun. Производственные мощности группы расположены в Тольятти – АО "АвтоВАЗ" и в Ижевске – ООО "Лада Ижевск".

Читайте также:

169
Теги:
Niva, АвтоВАЗ, Россия
Вид на найденную палатку группы Дятлова

Спустя 61 год: названа причина гибели туристов на перевале Дятлова

0
(обновлено 13:59 11.07.2020)
Генпрокуратура РФ проводила проверку по факту гибели в 1959 году группы туристов на перевале Дятлова на Северном Урале.

МИНСК, 11 июл – Sputnik. Причиной гибели туристов на перевале Дятлова на Северном Урале в 1959 году стала снежная лавина, а также плохая видимость, которая не позволила молодым людям найти палатку, из которой они выбежали, сообщил заместитель начальника управления Генпрокуратуры в УрФО Андрей Курьяков.

Генпрокуратура проводила проверку для выяснения причин гибели туристической группы на перевале Дятлова. Вернутся к рассмотрению этого дела было решено спустя 60 лет из-за обращений от родственников погибших, интереса СМИ и общества.

Роковые 50 метров

Проведен ряд экспертиз на местности, где погибли туристы, с привлечением специалистов в сфере геодезии, метрологии и сотрудников МЧС. По данным ведомства, документов, чтобы дать ответ на вопрос, что произошло в 1959 году на перевале Дятлова, в уголовном деле достаточно.

"Версия о лавине нашла свое полное подтверждение, но причиной гибели является не только она", - сказал Курьяков.

По его словам, когда начался сход лавины, туристы выскочили из палатки, разрезав ее.

"Группа ушла на 50 метров (от палатки), и они ушли к каменной гряде. Это естественный ограничитель лавины. Они все сделали правильно… Но здесь вторая причина, почему группа была приговорена. Когда они развернулись, они палатку не увидели. Видимость была 16 метров. Они отошли на 50 метров", - отметил заместитель начальника управления.

Во время расследования был проведен эксперимент, который подтвердил, что с закрытыми глазами невозможно найти палатку, даже если знаешь, в каком примерно направлении она находится.

Попытки найти палатку привели к тому, что туристы замерзли – они вскочили без обуви, без верхней одежды, а температура была около 40-45 градусов мороза.

"Это была героическая борьба. Не было паники. Но шансов спастись в данных обстоятельствах у них не было", - заключил Курьяков.

История вопроса

27 января 1959 года группа из 8 студентов Уральского политехнического института под руководством Игоря Дятлова отправилась в лыжный поход по Северному Уралу. Они планировали покорить две вершины – Отртен и Ойка-чакур и 12 февраля спуститься в поселок Визжай – конечную точку маршрута. но в назначенной точке в условленное время они не появились.

Спустя 9 дней по их маршруту выдвинулись спасательные отряды. Сначала на склоне горы Холатчахль нашли разрезанную палатку. Затем в полутора километрах от нее – двоих погибших дятловцев. Недалеко от этого места – еще троих. В мае, когда сошел снег, в овраге нашли последних четверых погибших туристов. Все девять – полураздетые, в странных позах, с необычными для этой местности пугающими ранами.

До сих пор не было единой версии гибели группы Дятлова – трагедия породила множество слухов, среди которых и паранормальные явления, и испытания оружия. До 70-х годов прошлого века уголовное дело о гибели девяти лыжников было засекречено.

0