БелАЭС

На БелАЭС начался один из главных этапов строительства

337
(обновлено 17:57 05.06.2017)
Специалисты приступили к сварке главного циркуляционного трубопровода на первом энергоблоке.

МИНСК, 5 июн — Sputnik. На Белорусской АЭС, которая сооружается вблизи города Островец в Гродненской области, начался один из основных этапов строительства: специалисты на первом энергоблоке приступили к сварке главного циркуляционного трубопровода, сообщили Sputnik в пресс-службе Росатома.

Генподрядчиком строительства БелАЭС выступает Росатом в лице Группы компаний ASE (ранее Атомстройэкспорт), генпроектировщиком выступает АО "Атомпроект". Станция строится за счет российского кредита и будет состоять из двух энергоблоков российского проекта ВВЭР-1200 суммарной электрической мощностью до 2400 мегаватт. Первый блок станции планируется ввести в эксплуатацию в конце 2019 года, второй — в середине 2020 года.

"В реакторном отделении первого энергоблока Белорусской АЭС начался один из важнейших этапов строительства — сварка главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ). Начало сварки является стартом подготовки систем и оборудования первого контура к проливу на открытый реактор", — сообщили в пресс-службе.

Сейчас специалисты ведут сварку двух стыков из 28. Одновременно со сварочными работами проводится пошаговый контроль всех выполняемых операций: визуальный, измерительный, радиографический, капиллярный и ультразвуковой.

© Sputnik Виктор Толочко, Александр Шурмелев
Видеофакт: как строится Белорусская АЭС в Островце

В пресс-службе отметили, что технология, по которой ведется сварка, разработана Росатомом и уже применялась на российских строящихся энергоблоках Калининской и Ростовской АЭС. После внесения в эту систему поправок ее применили на Нововоронежской АЭС-2. Там сварка длилась 72 дня. Сейчас именно на эти сроки ориентируются и на белорусской станции.

В пресс-службе также пояснили, что главный циркуляционный трубопровод соединяет основное оборудование первого контура: реактор, парогенераторы и главные циркуляционные насосы. Он предназначен для циркуляции теплоносителя — воды температурой 350 градусов под давлением в 17,6 МПа.

Как ранее сообщал Sputnik, белорусская сторона рассчитывает, что ядерное топливо будет доставлено на БелАЭС в конце 2018 года, в пределах первого квартала 2019 года начнется его загрузка в реактор первого энергоблока.

В настоящее время белорусские и российские специалисты работают над стратегией обращения с ядерными отходами. Пока не решено, на каком варианте остановится Беларусь: будет хранить отработанное топливо на площадке БелАЭС, а затем помещать в специальное хранилище (его предстоит построить), или же топливо будет вывозиться в РФ. Последний вариант предусмотрен белорусско-российскими договоренностями по тематике строительства БелАЭС.

Ранее вице-премьер Беларуси Владимир Семашко подчеркивал, что Беларусь стремится построить самую надежную и безопасную станцию.    

337
Теги:
Росатом, БелАЭС, Островец
Темы:
БелАЭС в Островце (580)
Заправка автомобиля на АЗС

Россия "заморозит" цены на бензин: перестанет ли дорожать топливо в ЕАЭС?

15
Бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза с начала 2021-го года, выше всего темпы в Казахстане, ниже всего – в Беларуси.

МИНСК, 22 апр – Sputnik, Никита Чикунов. Россия принимает новые меры для стабилизации внутреннего рынка и сдерживания цен на бензин. В правительстве страны задумываются и о сезонном ограничении экспорта бензина.

Экономисты считают, что эффекты от предпринимаемых российскими властями шагов могут затронуть и страны Евразийского экономического союза. Как "заморозка" цен на бензин в России подействует на страны ЕАЭС, выяснял Sputnik.

Лекарство от подорожания

Два российских министерства – финансов и энергетики – согласовали между собой параметры корректировки демпферного механизма для внутрироссийского топливного рынка. Об этом говорится в совместном заявлении ведомств, опубликованном во вторник, 20 апреля.

Планируется, что с 1 мая изменится индикативная цена (оптовая стоимость, которую устанавливает правительство, – Sputnik) бензина для внутреннего рынка: она снизится на четыре тысячи рублей. Действующая ставка составляет 56,3 тысячи рублей за тонну (почти 750 долларов - Sputnik). Помимо этого, с 1 января 2023 года базовая цена на бензин будет индексироваться каждый год только на 3% вместо нынешних 5%.

Впервые демпфер заработал в 2019 году. Его главная задача – не допустить повторения топливного кризиса 2018-го. Тогда из-за роста мировых цен на нефть резко повысилась стоимость бензина в России, а правительству страны пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо.

Суть демпферного механизма заключается в том, что при высокой стоимости нефти за рубежом российские нефтеперерабатывающие заводы получают компенсацию – им возвращают часть выплаченных налогов. Эти выплаты "мотивируют" нефтяников продолжать поставки топлива на внутренний рынок, не взвинчивая цены вслед за мировыми.

Такая система не предполагает снижения цен на бензин – только умеренный рост. Стоимость топлива не растет выше годового уровня инфляции (в 2020 году рост составил 2,5% — почти вдвое ниже инфляции), но и не снижается при падении мировых цен. Таким образом, внутренний рынок оказывается защищенным от резких ценовых колебаний.

Сам демпфер подсчитывается с учетом индикативной и актуальных цен на внешнем рынке. Грядущее снижение действующей индикативной цены (56,3 тыс. руб. за тонну) означает, что при поставках топлива на внутренний рынок в условиях высоких мировых цен нефтяники получат больше возвратных выплат. Такой шаг, по мнению опрошенных Sputnik экспертов, позволит остановить рост цен на бензин внутри России.

"Правительство повышает налог на добычу природных ископаемых. Вместе с тем рубль дешевеет, а нефть дорожает. Если бы индикативную цену не снизили, то поставки внутрь страны стали бы невыгодными даже при демпфере. Поэтому его привели к реалиям рынка. Бензин точно не подешевеет, но рост цен на него, вероятно, остановится в ближайшее время", — прогнозирует заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Вслед за российским рынком

С начала нынешнего года бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

За текущий месяц средняя цена одного литра АИ-92 в Армении выросла на 2,64%, в Кыргызстане – на 4,3%, в Казахстане – на 6,5%, в Беларуси – на 1,4%.

За тот же период бензин марки АИ-95 в Армении стал дороже на 6,2%, в Кыргызстане – на 6%, в Казахстане – на 7,9%, в Беларуси – на 1,16%.

Ситуация на топливных рынках в Армении и Кыргызстане обусловлена тем, что эти страны не перерабатывают нефть самостоятельно, а закупают нефтепродукты в России. Следовательно, стоимость топлива целиком зависит от отпускных цен на российских НПЗ.

Корректировка демпфера должна насытить рынок в России топливом. Это создаст благоприятные условия для снижения отпускных цен, по которым российский бензин поставляется в Кыргызстан, считает исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.

"Дорогой бензин в Кыргызстане стал следствием дефицита бензина на российском рынке. Как только в России ощущается нехватка нефтепродуктов и немного повышаются цены, то и у нас (в Кыргызстане - Sputnik) происходит то же самое, только в больших масштабах. Ведь у нас нет демпфера. Нефтетрейдеры в Кыргызстане небольшие, они не могут держать больших запасов топлива и регулировать цены. Мы очень надеемся, что новые параметры демпфера скажутся на нас положительно. Когда в России не будет дефицита – Кыргызстан начнет получать бензин по более низким ценам", — объясняет он. 

Такую точку зрения разделяет исполнительный директор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов. По его словам, рынок топлива в республике идет вслед за российским.

"Наш рынок полностью зависит от России, потому что это наш единственный поставщик нефтепродуктов. Если там рост цен на бензин остановится, то у нас ситуация тоже стабилизируется с разницей в несколько недель. Российские заводы платят большие налоги на добычу (НДПИ), поэтому с начала года отпускные цены на бензин выросли на 4-6%. Если налоговики станут возвращать больше денег, то НПЗ смогут продавать топливо чуть дешевле", — предполагает собеседник.

Аналогичным образом ситуация обстоит в Армении. Ценообразование на топливном рынке республики определяют те же факторы, что и в Кыргызстане: зависимость от российских поставок из-за отсутствия возможностей для переработки нефти.

Казахстан, напротив, покрывает почти все свои потребности в топливе за счет местных мощностей. Если до 2018 года поставки светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо – Sputnik) из России были значительными – от 500 тыс. до 1 млн тонн, то в последующие годы они значительно сократились (в 2019-м – около 20 тыс. тонн, в 2020-м – 2 тыс. тонн), замечает экономический обозреватель Сергей Домнин.

"Несмотря на общую границу и взаимозависимость экономик, рынки нефтепродуктов РК и РФ действуют вполне обособленно: в странах разные схемы организации рынка нефтепродуктов, разная себестоимость переработки, ставки акцизов и розничная цена на бензин. Стоимость бензина в Казахстане растет из-за внутренних факторов (увеличение экспорта нефтепродуктов и нефти, повышение налогов – Sputnik), поэтому ситуация на российском рынке на нас не повлияет", — считает он.

А что с ценами на топливо в Беларуси?

Маловероятным выглядит и сценарий, при котором демпфер в России остановит повышение цен на бензин в Беларуси. Республика перерабатывает нефть на двух НПЗ и производит топливо в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса и даже экспорта. 

С января по февраль нынешнего года страна экспортировала 1,68 млн тонн нефтепродуктов – в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Крупнейшими импортерами белорусских нефтепродуктов стали Украина (546,5 тыс. тонн), Евросоюз (940,2 тыс. тонн) и Великобритания (138,7 тыс. тонн).

Подорожание бензина в Беларуси, как отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, объясняется общемировым повышением стоимости нефти. Корректировка демпфера в России повлиять на эту тенденцию не сможет.

Новая выгода

Осторожный оптимизм партнерам России по ЕАЭС должно внушить заявление российского вице-премьера Александра Новака, который не исключил введения запрета на экспорт бензина в периоды пикового спроса.

"Мы обсудим этот вопрос в ближайшее время. Послушаем рекомендации министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, министерства экономического развития. Совместно примем решения. Ведь могут быть и отрицательные последствия - компании могут снизить объемы производства", — цитирует его слова агентство "Интерфакс".

Будет ли такой запрет распространятся на страны-участницы ЕАЭС, вице-премьер России не уточнил.

По мнению опрошенных Sputnik экспертов, любые экспортные ограничения, как показывает практика последнего года, не затрагивают государства, входящие в Таможенный союз.

В таком случае поставки бензина в Армению и Кыргызстан не только не уменьшатся, но могут и возрасти. В совокупности с обновленным демпфером это даст двойной положительный эффект – топливный рынок стран насытится, что неизбежно отразится на стоимости бензина для конечных потребителей.

15
Теги:
цена и стоимость, бензин, топливо, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Табличка МАРТ

МАРТ: сельхозпредприятия Беларуси стали жертвами картельного сговора

43
(обновлено 17:52 22.04.2021)
Участники картельного сговора поделили товарный отечественный рынок и определили минимальные ценовые пороги.

МИНСК, 22 апр – Sputnik. Министерство антимонопольного регулирования и торговли вскрыло масштабное антиконкурентное соглашение на рынке средств защиты растений, участниками которого стали 15 компаний, сообщили в ведомстве.

Материалы о картельном сговоре МАРТ предоставил в Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Витебской области.

"Картель действовал на территории всей республики. К примеру, в течение 2020 года участники картеля поддерживали цены на торгах на поставку средств защиты растений", - сообщили Sputnik в четверг в МАРТ.

Кроме этого, был установлен раздел товарного рынка со стороны всех участников картеля "Они договаривались, кто должен стать победителем в процедурах закупок средств защиты растений", - сказали в министерстве. При этом были определены и "ценовые пороги", ниже которые нельзя опускаться при торгах.

МАРТ приводит цитаты из объяснительных записок руководителя одной из компаний-участниц картеля: "при снижении цен участники торгов должны договариваться до какого уровня снизить цену", дилеры также "(…) должны соблюдать территориальный принцип, т.е. участвовать в тендерах в тех регионах, где имеется региональный представитель, либо хозяйство является стратегическим партнером данного дилера".

Последствия картельного сговора негативно отразились на стоимости продукции для населения и переработчиков, каждый участник картеля будет привлечен к административной ответственности персонально, сказали в МАРТ.

"Минимальный штраф за картель составляет 400 базовых величин, при этом каждой компании грозит штраф до 10 процентов от суммы выручки от реализации средств защиты растений за год", - сказали в министерстве.

Читайте также:

43
Теги:
сельское хозяйство, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси
Производство вакцины от COVID-19

НАН к августу разработает прототип белорусской вакцины от COVID

0
Сейчас сотрудники академии также работают над созданием препаратов, предназначенных для людей, уже заболевших коронавирусом.

МИНСК, 22 апр – Sputnik. Ученые Национальной академии наук уже к концу августа текущего года планируют создать прототип отечественной вакцины от коронавируса, заявил в четверг председатель президиума НАН Владимир Гусаков.

"Мы сейчас активно работаем над вакциной против коронавирусной инфекции. И к концу августа уже сможем доложить о разработке прототипа белорусской вакцины", – цитирует его слова БелТА.

По его словам, сейчас сотрудники академии также работают над созданием препаратов, предназначенных для людей, уже заболевших коронавирусом – чтобы они легче переносили заболевание.

Кроме того, совместная группа специалистов академии наук и Минздрава проводит изыскания для создания лекарства, нейтрализующего коронавирусную инфекцию.

Вакцинация от коронавируса в Беларуси

В Беларуси массовая вакцинация от коронавируса стартовала 8 апреля. До этого вакцину от коронавируса получали группы профессионального риска – врачи, учителя, соцработники. Всеобщая вакцинация медработников в республике началась 19 января.

Теперь прививки делают и тем, кто заранее записывался в лист ожидания вакцины. Доступны два препарата: китайский "Синофарм" и российский "Спутник V".

В апреле в оборот должна поступить вакцина "Спутник V", произведенная на предприятии "Белмедпрепараты" по российским технологиям. К ее промышленному изготовлению в Беларуси приступили 25 марта. Планируется выпускать до 500 тысяч доз ежемесячно.

Параллельно идет разработка белорусской вакцины. 1 апреля президент Александр Лукашенко подписал распоряжение по разработке белорусского препарата от коронавируса.

Согласно планам, на 2021 год заложено выполнение научно-исследовательских работ по созданию прототипа отечественного препарата, на 2022-2023 годы – проведение доклинических и клинических испытаний.

Читайте также:

0
Теги:
коронавирус COVID-19, медицина, НАН Беларуси