Член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая

Министр ЕЭК: рассчитываем, что новый состав Еврокомиссии прислушается к бизнесу

111
(обновлено 15:46 25.06.2019)
Евразийский экономический союз отметил первый юбилей – пятилетие со дня подписания Договора – и подводит некоторые итоги.

Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая рассказала в интервью Sputnik о том, как ЕАЭС извлекал уроки из "извилистого пути интеграции".

- 29 мая страны ЕАЭС отметили 5-летие Договора о создании Евразийского экономического союза и 25-летие идеи евразийской интеграции. От возникновения идеи до ее воплощения прошло 20 лет. Много это или мало для интеграционного многостороннего процесса? С каким "багажом" участники ЕАЭС подошли к моменту заключения майского договора? Чего удалось добиться с тех пор?

– Мы многое извлекли на извилистом пути евразийской интеграции с момента выдвижения этой идеи. В 1994 году создавалось Содружество независимых государств, но лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев увидел, что такой степени взаимодействия недостаточно в современную экономическую эпоху. В целом президенты СНГ позитивно восприняли идею о более тесном сотрудничестве, но не все были готовы к ее реализации. Тем не менее процесс стартовал: в 1995 году был создан Таможенный союз, который позже трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), объединившее страны содружества.

Однако к 2008 году, пройдя большой путь и подписав огромное количество соглашений, мы столкнулись с тем, что не имеем не только единого рынка, но и действующего Таможенного союза. Оценив свой опыт, мы поняли: для более тесной интеграции необходимы наднациональные институты.

Период 2008-2009 гг. стал очень эффективным с точки зрения заложения основ экономического союза. К 2015 году мы подошли с богатым интеграционным "багажом": наднациональным институтом ЕЭК, работающим Таможенным союзом и базой Единого экономического пространства. Тем не менее определенные уроки на интеграционном пути мы получили, и эти уроки позволят нам не повторять ошибок, допущенных ранее.

– Например?

– Например, очевидно необходимо четко выстраивать задачи. Основными целями в текущий момент являются не только укрепление интеграционных основ, заложенных ранее, но и новые шаги по развитию ЕАЭС. В настоящий момент мы работаем над стратегическим документом, который определит направления нашей интеграции до 2025 года.

Почему это важно, при условии, что мы еще не выполнили текущие задачи, обозначенные в Договоре о создании Евразийского экономического союза? В документе прописано создание общих рынков в сфере финансов, энергетики, табака, алкоголя, множество задач, которые нам только предстоит решить. Тем не менее мир настолько быстро меняется, и мы не можем постоянно идти по пути, который мы определили по состоянию на 2013-2014 гг. Иначе к 2025 году мы можем обнаружить, что мы все сделали, а мир ушел в другую сторону.

– В каких направлениях возможно дальнейшее развитие ЕАЭС, по вашему мнению?

– Стратегический документ создается на основании Декларации, которая включает в себя четыре блока. Первый – формирование единого рынка без барьеров с минимальным количеством изъятий. Во-вторых, очень важно создать в рамках ЕАЭС территорию инноваций, позволяющую реализовывать совместные проекты. Третий блок касается граждан. Простые люди часто воспринимают интеграцию как данность и привыкли к возможности передвигаться по ЕАЭС без виз и свободно работать на территории Союза. Нам необходимо расширять экономическое сотрудничество в тех сферах, которые нужны гражданам. Это медицина и здравоохранение, наука и техника, спорт, туризм. Четвертый блок касается внешнего вектора развития ЕАЭС, ведь наш Союз уже признан как важный игрок новой экономической реальности.

– Суммарный объем внешней торговли государств ЕАЭС с третьими странами в 2018 году составил 753,4 млрд долларов. По сравнению с 2017 годом объем внешнеторгового оборота возрос на 18,8%. Как развивается сотрудничество с другими государствами?

– В настоящий момент у нас действуют Соглашения о Зонах свободной торговли, подписано большое количество меморандумов о сотрудничестве с нашими торговыми экономическими партнерами, развивается сотрудничество с крупными региональными объединениями, ключевыми структурами ООН. Год назад были заключены временное соглашение, предваряющее создание ЗСТ с Ираном, и соглашение между ЕАЭС и Китаем.

Мы будем продолжать работу в этом направлении, а сама Декларация включает тезис, что пришло время реализовать идею Большого евразийского партнерства. Та работа, которую мы ведем с Китаем, с государствами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другими игроками, является кирпичиками такого партнерства.

– Как продвигается взаимодействие ЕАЭС с Евросоюзом – основным торговым партнером Евразийского экономического союза?

Близки ли стороны к прорыву в отношениях? По вашему мнению, повлияют ли на ситуацию результаты майских выборов в Европарламент?

В 2018 году наш товарооборот с ЕС увеличился, но мы до сих пор не вышли на тот уровень, который был у нас до кризиса 2014 года. Европейские компании потеряли за эти годы около 300 млрд долларов, при этом рыночная ниша, разумеется, не остается пустой. Страны АТР активно ее заполняют. Европейский бизнес, кстати, это понимает и выступает за налаживание диалога. Мы к этому диалогу готовы.

Прошедшие выборы в Европарламент показали, что европейский избиратель уходит от традиционного истеблишмента в пользу партий, которые выступают за экологию, "зеленую" экономику. Мы надеемся, что новая среда может позитивно сказаться на повестке отношений, поскольку ЕАЭС всегда предлагал отказаться от привычных стереотипов.

Рассчитываем, что новый состав Еврокомиссии прислушается и к мнению избирателей, и к голосу европейского бизнеса, и мы сможем начать экономический диалог.

– Могут ли использоваться в качестве базы проект общего экономического пространства РФ и ЕС от 2003 года?

– Конечно. Это был хороший проект дорожной карты общего экономического пространства по четырем направлениям. Кстати, на многих площадках Романо Проди, который возглавлял Еврокомиссию во время формирования концепции, отмечает, что это был проект, реализация которого позволила бы избежать многих экономических потрясений. Разумеется, этот документ требует корректировки – прошло 15 лет, но сама проектная база вполне могла бы использоваться.

– Известно, что обсуждение идеи о появлении в ЕАЭС единой валюты идет среди экспертов сообщества с момента создания Союза…

– Введение единой валюты в Евразийском экономическом Союзе никогда не обсуждалось на официальном уровне – у стран ЕАЭС нет в настоящий момент такой потребности.

Мы очень внимательно изучили опыт ЕС – экономического союза, у которого такая потребность была. Поскольку у европейцев высокая доля взаимной торговли, единая валюта обеспечила странам существенную экономию. Но важно понимать, что при этом единая валюта у европейцев уже фактически существовала – немецкая марка. Она доминировала во взаимных расчетах и определяла денежно-кредитную политику в экономиках стран ЕС. Но даже целесообразность появления единой валюты не отменяет ее особенностей. Иначе мы бы не наблюдали кризисных ситуаций в зоне евро.

Что касается ЕАЭС, то первостепенной задачей является поддержка макроэкономической стабильности в государствах – участниках Союза, и хочу отметить, что эти показатели существенно улучшились с 2012-2013 года.

Во-вторых, нам нужно расширить использование национальных валют во взаимных расчетах. Мы видим, что доля нацвалют в торговле России и Беларуси, а также РФ и Казахстана растет, и это очень позитивно. Но Армения и Кыргызстан, Казахстан и Армения торгуют в долларах. Кроме того, в рамках ЕАЭС необходимо интегрировать платежные системы, чтобы наши расчеты осуществлялись бесперебойно.

– В экспертном сообществе считают, что альтернативой единой валюте может стать общая расчетная единица (ЕРЕ). Чем отличаются единая валюта от единой расчетной единицы, в чем преимущества последней для ЕАЭС?

Расчетная единица – не альтернатива единой валюте. Такой инструмент существовал в СЭВе (Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949-1991 годах – Sputnik), он назывался переводной рубль. Расчетная единица есть и в Международном валютном фонде (МВФ) – СДР. В общем, неплохо бы иметь единую расчетную единицу для ЕАЭС, чтобы не измерять нашу статистику в долларах. Но создать ее не так просто: такие единицы базируются на валютной корзине, и она будет дублировать российский рубль. Это сложный вопрос.

111
Теги:
Татьяна Валовая, Евразийский экономический союз, Евразийская экономическая комиссия ЕЭК

Видео: реактор первого энергоблока БелАЭС загружают ядерным топливом

320
(обновлено 14:30 08.08.2020)
Исторический момент в жизни белорусской энергосистемы наступил 7 августа. Работы на первом реакторе будут проводиться еще около месяца. Смотрите на нашем видео, как загружали ядерное топливо.

Белорусская АЭС буквально в шаге от физического запуска. 7 августа на станции начали загрузку ядерного топлива. В активную зону реактора загрузят 163 тепловыделяющие сборки.

На первом энергоблоке Белорусской АЭС началась загрузка ядерного топлива
© Photo : пресс-служба Госкорпорации "Росатом"

После подтверждения надежности и безопасности агрегата по проектным параметрам начнется этап энергетического пуска, во время которого агрегат будет впервые подключен к электросети. Получить первую электроэнергию на БелАЭС планируют этой осенью.

"Первые киловатт-часы планируется произвести и поставить в сеть белорусской энергосистемы осенью этого года, и белорусская энергосистема готова принять всю объем электроэнергии и доставить ее конечным потребителям страны", - сказал министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич.

"Российско-белорусская команда, команда госкорпорации "Росатом" показала очевидные результаты - мы видим прекрасное состояние территории вокруг станции, мы, наверное, не атомщики, но верим и доверяем работе, российский проект, который реализуется на белорусской земле и взаимодействие, которое отлажено на протяжении восьми лет, станет огромным профессиональным вызовом и примером сотрудничесва", - сказал посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев.

Второй блок Белорусской АЭС планируется сдать в середине 2022 года.

По словам министра энергетики Беларуси Виктора Каранкевича, БелАЭС – это надежный, экологически чистый, экономически выгодный источник энергии, который обеспечит около 40% потребности страны в электроэнергии.

320
Теги:
Беларусь, Виктор Каранкевич, Дмитрий Мезенцев, БелАЭС
Темы:
Строительство БелАЭС в Островце
Зарплата комбайнера напрямую зависит от урожайности

Лукашенко об урожае: 10,5 млн тонн больше не надо

231
(обновлено 12:42 08.08.2020)
Президент уверен в необходимости увеличения на несколько процентов урожайность рапса - "это деньги".

МИНСК, 8 авг – Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко рассчитывает, что урожай в этом году составит 10,5 миллиона тонн, сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Сегодня глава государства посетил с рабочей поездкой ОАО "Гастелловское" в Минском районе, где ознакомился с ходом уборочной кампании.

Как доложил президенту министр сельского хозяйства Иван Крупко, на сегодняшний день уже убрано около 61% площадей. Средняя урожайность составляет 38,2 центнера с гектара. По словам министра, урожайность зерновых колосовых ожидается на уровне 8,2-8,3 миллиона тонн, рапса - 800 тысяч тонн. Лукашенко обратил внимание, что нужно убрать еще полтора миллиона тонн кукурузы. 

"Если мы выйдем на 10,5 миллиона тонн, этого на данном этапе достаточно для страны, для того, чтобы накормить скот и отчасти обеспечить БНБК (Белорусская национальная биотехнологическая корпорация - Sputnik). Уровень этого года надо достичь - и на будущее достаточно. Но ниже нельзя опускаться при любых погодных условиях", - заявил Лукашенко.

Рапс - это деньги

Президент добавил, что необходимо на несколько процентов поднять урожайность рапса. 

"Рапс - это деньги. Нужна пропаганда рапсового масла. Рапс - это лекарство, особенно у нас", - сказал он.

По словам главы государства, Беларусь продает рапсовое масло по всему миру, "а сами сидим на подсолнечном масле". "Надо покупать свое, если мы хотим быть здоровыми", - обратил внимание Лукашенко.

Бережное отношение к технике

По словам  Лукашенко, уборка зерновых колосовых должна закончиться в течение трех дней. При этом глава государства отметил, что техники в хозяйствах хватает. Президент подчеркнул, если к технике относится бережно, то она и прослужит она дольше. 

"Не может комбайн эксплуатироваться менее 11-12 лет. Естественно, хорошие хозяева сохранят его и на 15 лет, как это за пределами нашей страны", - заявил президент. 

Проблема - обеспечение топливом

Лукашенко также поинтересовался, с какими проблемами сталкиваются аграрии. По его словам, убрать восемь миллионов тонн зерновых миллион тонн рапса - "это уже для нас не задача и не проблема".

"У нас вся уборка еще впереди: и кукуруза, и травы, и свекла, картофель. Море уборки. Поэтому, какие вы видите проблемы или что-то вызывает опасения?" - спросил президент.

Министр ответил, что главная сложность заключается в обеспечении хозяйств топливом. "Надо немножко помочь с отсрочкой платежа по топливу. Больше проблем нет. Все работают с настроением, урожай есть", - сказал Крупко. 

Глава государства поручил Администрации проработать возможные варианты поддержки. "Надо посчитать, посмотреть. Если мы уж решили помочь, то надо вовремя помочь, чтобы мы не затягивали. Если есть возможность, давайте поможем", - поручил президент.

Замглавы Администрации Дмитрий Крутой ответил, что варианты поддержки прорабатываются, определенные схемы уже есть. 

231
Теги:
уборочная кампания, Александр Лукашенко, Минский район
Владимир Путин и Александр Лукашенко, архивное фото

Провокаторы опять не смогли поссорить Лукашенко и Путина

60
(обновлено 20:41 08.08.2020)
Старший брат поговорил с младшим. Владимир Путин позвонил Александру Лукашенко — за два дня до президентских выборов в Беларуси и через десять дней после задержания в республике 33 российских граждан, обвиняемых в приготовлении к организации беспорядков в ходе выборов.

Эти десять дней были едва ли не самыми напряженными в истории российско-белорусских отношений — но все это время комментировал ситуацию только президент Беларуси, и с каждым новым его упреком в адрес России в нашей стране росло возмущение "предательством Лукашенко". Однако Владимир Путин молчал — и позвонил только после того, как российские спецслужбы разобрались в истории с появлением в Белоруссии группы российских сотрудников ЧВК, отмечет колумнист Sputnik Петр Акопов.

Детали еще будут выясняться — начал проверку и российский Следственный комитет — но уже понятно главное: речь идет о провокации, устроенной Службой безопасности Украины. Именно в Киеве придумали и организовали операцию по вербовке российских граждан якобы для работы по охране объектов "Роснефти" в Венесуэле — с транзитом через Минск. А когда группу собрали, информация о ней была передана белорусским спецслужбам — вот какие-то странные русские у вас собираются, не иначе затевают что-то к выборам. Эта информация хорошо легла на нервозную предвыборную обстановку в руководстве белорусских спецслужб — тем более что различные провокации в ходе выборов наверняка готовятся со стороны прозападной части антилукашенковской оппозиции.

Почему информации СБУ поверил Лукашенко? Видимо, он посчитал, что его КГБ хорошо все проверил. А на вопрос о том, зачем же России мутить воду в его республике, скорее всего, ответил себе так же, как в недавнем интервью украинскому журналисту: это же не руководство России, а кто-то из среднего звена (с явным намеком на бывшего российского посла в Минске Бабича) постоянно против него что-то замышляет. Не свергать его собирается, нет — а просто устроить беспорядки на выборах, чтобы ослабить его легитимность. После чего, по мнению Лукашенко, "мы тепленькую Беларусь принесем и бросим к кремлевской башне".

Александр Лукашенко
© Photo : Пресс-служба президента Беларуси

Увы, белорусский президент поверил в подобные игры России — и наговорил за последние дни много такого, чего лучше бы не говорить. Даже упрекал Россию в том, что она променяла братские отношения на партнерские. Но в ходе состоявшегося в пятницу разговора с Путиным именно с российской стороны в сообщении прозвучала прежняя характеристика — "обсудили актуальные вопросы дальнейшего развития братских российско-белорусских отношений".

Конечно, Путин звонил для того, чтобы успокоить Лукашенко и рассказать ему то, что установили российские спецслужбы. В изложении кремлевской пресс-службы это выглядит так:

"Проведен обмен мнениями в связи с недавним задержанием на территории республики 33 российских граждан. Выражена уверенность, что возникшая ситуация будет урегулирована в духе взаимопонимания, характерного для сотрудничества двух стран".

А в Минске сообщили, что "одной из главных тем разговора стало задержание 33 российских граждан на территории Беларуси": "В этой связи было подчеркнуто стремление вместе самым серьезным образом разобраться в данной ситуации. Президенты договорились максимально предметно и тщательно изучить каждый имеющийся факт, чтобы установить истинные причины сложившейся ситуации, найти виновных и привлечь их к ответственности".

Разобраться, установить истинные причины и урегулировать в духе взаимопонимания — то есть не позволить мутной провокации вызвать кризис в отношениях двух стран. Разобраться в провокации полдела — нужно еще не допустить, чтобы поднятая ею волна превратила существующие между двумя странами вопросы и споры в нерешаемые проблемы. Самой болезненной из которых могла бы стать утрата доверия к Лукашенко в российском обществе — всю четверть века своего нахождения у власти белорусский президент пользовался в России немалой симпатией и поддержкой.

Но один только его намек на то, что он может выдать Киеву некоторых из задержанных в Минске российских граждан (бывших ранее гражданами Украины и воевавших в Донбассе), вызвал в России огромное негодование. Если бы это произошло, то репутации Лукашенко в России был бы нанесен непоправимый урон. Понятно, что Лукашенко и не собирался этого делать — лишь пытался очень грубо играть на этом, думая тем самым отыграться на России за то, что он считал ее вмешательством в свои внутренние дела.

Однако сейчас, когда история с провокацией СБУ начинает раскрываться, дальнейшие спекуляции на тему возможной выдачи кого-либо из задержанных Украине должны быть полностью прекращены. Это в интересах как российско-белорусских отношений, так и самого Лукашенко. Чем быстрее будет разобрана и закрыта вся эта история, тем лучше будет для всех. Кроме украинских властей, в отношении которых в Минске должны быть сделаны весьма серьезные выводы. Как показала эта история, иметь дело с провокаторами чрезвычайно опасно для самого Минска: в Киеве хотели сделать гадость России и подорвать российско-белорусские отношения, а по факту нанесли очень серьезный урон самому Лукашенко. Вряд ли батька забудет такой "подарок" СБУ — но расплачиваться будет уже после выборов.

Которые, вопреки нагнетанию, закончатся в целом мирно и спокойно — да, оппозиция побузит, заявит о фальсификации, попытается спровоцировать белорусские власти на жесткие меры, цинично надеясь на кровь. Но ни на какие провокации Лукашенко вестись не собирается — достаточно того, что его, такого опытного, и так сумели "развести" украинские "братья". Крови в Минске не прольется, результат Лукашенко будет, конечно, ниже прошлых выборов (в 2015-м он получил 83%, сейчас будет в районе 70, в худшем случае — 60), но более чем достаточным для легитимности.

Оспаривать ее будут все те же, кто и раньше. Те же самые силы, что называют нелегитимным и Владимира Путина, и результаты голосования по поправкам в Конституцию. Россия же, как подчеркнул Путин, "заинтересована в сохранении в Белоруссии стабильной внутриполитической ситуации и проведении предстоящих президентских выборов в спокойной обстановке". А в белорусском сообщении о телефонном разговоре двух президентов сказано, что "Владимир Путин, в частности, отметил важность дальнейшего развития братских белорусско-российских отношений и необходимости противостоять негативным тенденциям и действиям третьих сил, которые могут привести к их ухудшению".

О том, насколько опасны могут быть эти самые "действия третьих сил", особенно если на них ведутся власти одной из стран и общественное мнение другой, мы все убедились в последние дни. Главным уроком этих событий должно стать осознание нами огромной ценности нашего братского союза — и понимание того, что для его защиты и укрепления нам предстоит еще очень многое сделать.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

60
Теги:
Владимир Путин, Александр Лукашенко, Беларусь, Россия