Что нужно, чтобы спасти белорусское машиностроение?

© Sputnik / Перейти в фотобанкПроизводство тракторов Belarus, архивное фото
Производство тракторов Belarus, архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Министерство промышленности доложило о расширении ассортимента, положительном сальдо внешней торговли и чистой прибыли. Каково реальное состояние отечественной машиностроительной промышленности и что способно подпортить экспортные цифры?

Министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой назвал отечественное машиностроение одним из виновников замедления роста ВВП страны в этом году.

В свою очередь в конце сентября министерство промышленности провело пресс-конференцию, на которой представило цифры, показывающие машиностроительную отрасль с хорошей стороны, нехотя признав некоторое отставание от прогнозных показателей. А в плане ли счастье?

Нефтяные цистерны, архивное фото - Sputnik Беларусь
Белнефтехим: рано говорить об объемах поставок нефти из Казахстана

"Виноваты Китай и рубль. И конкуренция"

В снижении плановых показателей играют роль два фактора, сообщил Минпром. Первый фактор – курс российского рубля, укрепление или девальвация которого по отношению к доллару оказывает свое влияние на сумму расчетов. Второй — падение цен на металлургическую продукцию.

Здесь представитель Минпрома привел в качестве примера торговую войну США с Китаем и отметил, что противостояние вынудило Китай уйти на европейский рынок, так как путь на американский заказан.

Другими словами, производственные планы белорусских машиностроителей выполняются, а с конкурированием на мировых рынках дела обстоят сложнее.

Мозырский НПЗ - Sputnik Беларусь
Беларусь за 9 месяцев потеряла $240 млн из-за налогового маневра

Положительная динамика будет, снижение цен — нет

Экономист Вячеслав Ярошевич считает, что машиностроение является важнейшей отраслью как отдельно промышленности, так и экономики в целом.

"Это самая наукоемкая сфера, одна из самых капиталоемких в стране, имеющая значение для реального сектора любой современной экономики", — выразил свое мнение эксперт.

В отличие от злых языков, которые почти похоронили белорусскую машиностроительную отрасль, эксперт настроен оптимистично по поводу ее перспектив. Однако признает, что над недостатками нужно усиленно работать.

Белорусский спрос стратегически неустойчив – это надо понимать и пытаться выходить из этой ситуации, считает Ярошевич. В первую очередь это надо делать путем господдержки, потому что иначе эту отрасль не развить, уверен экономист, причем поддержка должна быть существенной и заметной.

Беларусь и Вьетнам хотят увеличить товарооборот в четыре раза - Sputnik Беларусь
Беларусь и Вьетнам хотят увеличить товарооборот в четыре раза

"Надо постоянно что-то создавать, быть в курсе мировых трендов, поддерживать разработки всевозможным образом – не только косвенно, но и напрямую", — уточнил эксперт.

Положительная динамика в машиностроительной сфере будет, считает Ярошевич, потому что во всем мире продукция пользуется спросом, у нас есть свои рынки. Но это не нужно воспринимать как данность, потому что конкуренция растет, а западные компании с каждым годом становятся все придирчивее, уточнил экономист.

"Развитию отрасли мешает недостаточная активность этого сектора в плане поиска новых рынков. Новые продукты создаются тяжело", — считает он.

По мнению Ярошевича, в Беларуси для этой отрасли существуют особые условия, унаследованные от советского режима. Главная проблема, которая осталась с далекого прошлого, считает эксперт, это инертность машиностроительного комплекса.

Нефтеперерабатывающий завод, архивное фото - Sputnik Беларусь
Беларусь интересует сотрудничество с Эмиратами в нефтяной сфере

Сегодня Беларусь продает далеко не самую новую с технической точки зрения продукцию, которая от этого пользуется невысоким спросом среди покупателей. Менять ситуацию нужно, причем кардинально и вводя инновации, уверен Ярошевич.

"Посмотрите на продукцию ведущих мировых компаний — BMW и им подобные. Там постоянно новая "начинка", и это объясняет постоянно растущие цены. Естественно, если мы будем пытаться все время продавать только то, что мы умеем делать, что распродавали раньше, дорого за это не возьмем. Перспективы же просто безграничны", — сообщил специалист.

Белорусское машиностроение, выразил мнение эксперт, по сравнению с мировым – довольно небольшое с точки зрения цифр по объему добавленной стоимости, по количеству участников, организаций и прочим показателям. Белорусским компаниям может быть непросто в таких условиях.

Цены на эту продукцию, считает экономист, в перспективе будут оставаться высокими, многое будет зависеть от того, сколько инновационного элемента будет вкладываться в эти продукты.

"Перспективные направления есть – это в первую очередь грузовое машиностроение, спецтехника и так далее. Открылось новое направление – транспортное машиностроение. Я уверен, что здесь огромное поле возможностей – и метрополитен, и трамвайная сфера – со всем этим можно и нужно работать", — заключил Ярошевич.

Лента новостей
0