Директор Мозырского НПЗ: рано говорить об альтернативных поставках нефти

© Sputnik / Виктор ТолочкоМозырский НПЗ
Мозырский НПЗ - Sputnik Беларусь
Подписаться
Нефтеперерабатывающий завод в Мозыре остался без сырья из России в начале года, так как Беларусь не добилась приемлемых для себя условий контракта.

МОЗЫРЬ, 31 янв – Sputnik. Пока рано говорить об альтернативных поставках нефти в Беларусь, сообщил в пятницу генеральный директор ОАО "Мозырский НПЗ" Виталий Павлов, передает корреспондент Sputnik.

Мозырский НПЗ - Sputnik Беларусь
Мозырский НПЗ работает сейчас на внутренний рынок и экспорт

"Сейчас обсуждаются различные варианты, поэтому пока говорить о каких-то вариантах рано, до принятия соответствующих решений", – сказал он.

Руководитель завода также добавил, что в настоящее время рассматриваются разные схемы получения республикой сырья для переработки на НПЗ.

"Мы имеем опыт работы с разной нефтью. В свое время к нам поступала венесуэльская, азербайджанская нефть. Поэтому опыт работы у завода есть, и мы уже понимаем, как с ней работать", – резюмировал он.

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

Президент Беларуси Александр Лукашенко - Sputnik Беларусь
Давно такого не было: резкое заявление Лукашенко о переговорах по нефти

В январе республика договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставляться она будет через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн. Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежского сырья Беларусь переплачивает по 20 долларов за тонну.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика и низкое качество сырья вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на заводе в Шклове - Sputnik Беларусь
Лукашенко: альтернативная нефть не блеф и не ставки перед переговорами

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Читайте также:

Лента новостей
0