Коммуникации и установки подготовки и перекачки нефти, архивное фото

Азербайджан заявил об отсутствии соглашения с Беларусью по поставкам нефти

533
(обновлено 19:33 26.02.2020)
Накануне Беларусь заявила о заключении соглашения с украинской стороной по поставкам сырья по нефтепроводу "Одесса – Броды", который планируется загрузить сырьем из Азербайджана или России.

МИНСК, 26 фев - Sputnik. Соглашения о поставках нефти в Беларусь в настоящее время отсутствуют, заявили в государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR.

Ранее заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов заявил, что Беларусь планирует начать поставки нефти по трубопроводу "Одесса – Броды".

"Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", – заявил представитель белорусского концерна.

"На данный момент нет соглашения с SOCAR о поставках нефти", – заявил РИА Новости официальный представитель компании Ибрагим Ахмедов.

По его словам, пока нет ничего нового в истории с возможными поставками нефти по Черному морю и затем по трубопроводу "Одесса – Броды".

Варианты возможной транспортировки нефти в Беларусь через Украину
© Sputnik Беларусь / Инфографика
Варианты возможной транспортировки нефти в Беларусь через Украину

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику так и не был решен, однако президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о "неожиданном предложении" российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение.

533
Теги:
Россия, нефть, Одесса-Броды (нефтепровод), Беларусь, Азербайджан
Темы:
Вопрос поставок нефти в Беларусь (185)
БелАЭС

Головченко утвердил акт приемки в эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС

207
(обновлено 07:26 23.06.2021)
Ранее акт приемки был подписан специальной комиссией под председательством заместителя премьер-министра Беларуси Юрия Назарова.

МИНСК, 23 июн - Sputnik. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко утвердил акт приемки в эксплуатацию первого энергоблока Белорусской АЭС, соответствующий документ опубликован на национальном правовом интернет-портале.

"Утвердить акт приемки в эксплуатацию пускового комплекса блока АЭС, законченного строительством (объект строительства "Белорусская АЭС. Пусковой комплекс №1")", - отмечается в постановлении.

Акт приемки в эксплуатацию пускового комплекса первого энергоблока Белорусской АЭС был подписан комиссией под председательством заместителя премьер-министра Беларуси Юрия Назарова 10 июня.

Как сообщили в Минэнерго, решение комиссии базируется на положительных заключениях надзорных органов и рабочей комиссии БелАЭС, а также на основании выданной МЧС лицензии.

Лицензия на эксплуатацию первого блока была выдана БелАЭС 2 июня.

Перед этапом промышленной эксплуатации были проведены работы по проверке готовности технологических систем и оборудования к освоению тепловой и электрической мощности, проведению необходимых испытаний, подготовке персонала.

Белорусская АЭС

Атомную электростанцию в Островце строят по российскому проекту "ВВЭР-1200", который отвечает всем нормам безопасности МАГАТЭ.

БелАЭС состоит из двух энергоблоков, мощность каждого будет составлять 1200 МВт.

Даже мало будет: Лукашенко - о выработке энергии на БелАЭС >>

Физический пуск первого энергоблока состоялся в августе 2020-го, в общую энергосистему страны его включили в ноябре. В декабре первый реактор начал работу на половину своей мощности, на полную он заработал 12 января 2021-го.

Работы по возведению второго энергоблока находятся на завершающей стадии, его общая готовность - 85%. Ввод в эксплуатацию второго блока ожидается в первом полугодии 2022 года.

В апреле текущего года на БелАЭС были доставлены тепловыделяющие сборки с ядерным топливом, которое будет загружено во второй реактор. Его физический пуск запланирован на осень.

Читайте также:

 

207
Теги:
БелАЭС
Темы:
БелАЭС в Островце
Банковская система SWIFT

Дом, который разрушил SWIFT: как антибелорусские санкции работают против ЕС

63695
К каким последствиям может привести отключение Беларуси от SWIFT и насколько реальна эта угроза, рассуждает колумнист Sputnik Николай Левчук.

Резолюцию Европарламента, рекомендующую отключение Беларуси от межбанковского платежного сервиса SWIFT, можно было бы списать на юридическую безграмотность парламентариев, пытающихся оказать давление на формально независимую платежную систему. Но, похоже, они вполне осознанно рассчитывают на право силы вместо силы права. Еще на памяти история отключения от сервиса Ирана, позапрошлогодние угрозы в адрес Венесуэлы, да и Россия совсем недавно была в повестке дня.

Период полураспада

Отключить Венесуэлу от SWIFT так и не решились, хотя были близки к этому. Зато решились на варварский акт киберсаботажа, когда в марте 2019 года почти вся территория этой страны (22 из 23 штатов) была обесточена из-за неполадок на крупнейшей в стране гидроэлектростанции "Гури". В результате приостановили свою работу аэропорты и метро, выключились светофоры и уличное освещение, перестала работать телефонная связь, были человеческие жертвы. Есть основания полагать, что к масштабной атаке причастно киберкомандование вооруженных сил США. Понимают ли европарламентарии, что, возможно, играют их картами?

SWIFT, который по-русски расшифровывается как Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи, – это крупнейший мировой посредник или диспетчер, связывающий банки всех стран мира. Осуществляя проводку межбанковских платежей, он обслуживает не только транснациональные корпорации (ТНК), но и национальные банковские системы. Однако сегодня – это еще и козырь, который охотно достают из рукава политики, обслуживающие интересы тех самых ТНК, когда надо пригрозить санкциями или отжать часть рынка в пользу своих бенефициаров.

Заходить же с этой сомнительной карты они решаются лишь в исключительных случаях, боясь неуправляемых рыночных и техногенных последствий. Когда в конце августа 2014 года Великобритания предложила запретить России пользоваться платформой SWIFT, то, как ни странно, опасение высказал тогдашний министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына. Возможное отключение от SWIFT он сравнил с ядерным оружием, имея в виду, что его применение будет гибельным для всех.

И хотя вероятность отключения Беларуси представляется невысокой, в случае с ЕС мы наблюдаем международно-правовой казус, когда цель "освящает" средства. Фантасмагория заключается в том, что знаменитая своей неповоротливостью евробюрократия, неоднократно демонстрировавшая сноровку членовредительства, как по мановению невидимой дирижерской палочки одномоментно консолидировалась в белорусском вопросе.

Санкции из ада

В этом печален только факт подрыва доверия, но не к инквизиции (простите, евробюрократии), с ней и так все ясно, а к платежному сервису, который был призван сделать нашу жизнь лучше, но превратился в инструмент политической расправы и передела рынка. Доверие – вот дом, который разрушил SWIFT.

Еще пять лет назад специалисты Нацбанка Беларуси отмечали, что система международных расчетов в качестве платформы использует сеть SWIFT, поэтому все переводы в иностранной валюте, в том числе и внутри страны, банки Республики Беларусь осуществляют посредством SWIFT. С этой точки зрения доступ к SWIFT для каждого банка можно рассматривать как стратегический актив, поскольку способность передачи финансовых сообщений в иностранной валюте является неотъемлемым инструментом банковской деятельности.

Сегодня очевиден запрос на диверсификацию рисков, поэтому тональность заявлений изменилась: "В Беларуси с 1999 года работает внутренняя система передачи финансовой информации Национального банка (СПФИ), которая обеспечивает передачу финансовых сообщений, основными из которых являются платежные документы в белорусских рублях", – напомнили в Нацбанке. В настоящее время работает аналогичная Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), все платежи юрлиц на белорусской территории обеспечиваются внутри одного банка или с использованием автоматизированной системы межбанковских расчетов. Платежи юридических лиц на территории нашей страны не зависят от SWIFT, резюмируется в официальном сообщении регулятора.

Директор IT-компании LWO Олег Кондратенко назвал возможное отключение Беларуси от системы SWIFT "санкциями из ада". Пояснил, что в этом случае ни один платеж из страны не может быть сделан прямо, а только через корреспондентские счета в банках стран, с которыми у нее есть параллельные каналы передачи платежных инструкций. Это будет означать увеличение транзакционных издержек белорусского экспорта и импорта, все товары станут дороже, а некоторые вовсе недоступны.

Справедливости ради следует отметить: SWIFT неоднократно заявлял о том, что не будет в одностороннем порядке под влиянием политического давления принимать решения об отключении организаций от своей сети. Ведь сервис был создан как нейтральная площадка для обеспечения безопасного международного обмена финансовыми сообщениями на базе единых стандартов. Его нейтральность, как видим, весьма условна, однако 10 июня пришло обнадеживающее известие: официальный представитель российского банковского сообщества остался в составе совета директоров SWIFT, что существенно снижает вероятность радикальных действий в отношении России и Беларуси.

Смерть мозга

Наиболее доходчивую формулировку диагноза из евроатлантического анамнеза – смерть мозга – дал два года назад  французский президент Эммануэль Макрон. С тех пор изменилась только возросшая методичность, с которой по обе стороны Атлантики пытаются поддерживать былое хотя бы с виду гармоничное единство. Они катастрофически нуждаются в образе внешнего врага для перепрошивки политического смысла своего существования, иначе придется, глядя друг другу в глаза, вспоминать старые долги и обиды. А может и разбить посуду, которая после Brexit до поры хранится в европейском буфете.

Французский лидер Эммануэль Макрон неоднократно показывал решимость это сделать, но всегда возникают некие обстоятельства, мешающие довести задуманное дол конца. Во время недавнего саммита G7, состоявшегося в Великобритании, Макрон устроил перепалку с главой британского правительства Борисом Джонсоном. Как отмечает Reuter, обе стороны столкнулись со сложностями вокруг Северной Ирландии в рамках заключенного договора о выходе Британии из ЕС. Лондон пытается добиться пересмотра ряда пунктов соглашения Brexit во избежание проблем с поставками продовольственных товаров в Северную Ирландию. Брюссель же в ответ готов применить торговые санкции.

Есть и противоречия более высокого порядка – систематические усилия США по выстраиванию антироссийских и антикитайских коалиций, расходным материалом для которых выступают страны ЕС. Это отчетливо демонстрирует визит в Европу президента США Байдена. Попытка Америки сдержать Китай в Восточной Европе опирается на инициативу глобального инфраструктурного партнерства, призванную стать альтернативой китайскому мегапроекту "Один пояс, один путь".

Беларусь – ключевое сухопутное звено китайского проекта в Восточной Европе, санкциями против нее пытаются достать не только Россию, но и Китай, который, между прочим, готов к миллиардным инвестициям. Проамериканская альтернатива тоже требует стратегических вливаний, но у нынешней Америки денег на это нет, и сама она пытается заработать не в Европе, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда плавно переместились глобальные источники экономического роста.

Очевидно, что американские политики блефуют: новому плану Маршалла в Европе не бывать. Америку постепенно покидает былое могущество, но именно падающий колосс может быть наиболее опасным. Это понимают в промышленных кругах Франции и Германии, пытающихся сопротивляться антикитайской и антироссийской стратегиям Вашингтона. Странам ЕС невыгодно применение санкций против своих же торговых партнеров. Это дает надежду на то, что здравый смысл в белорусском вопросе у европейцев все же возобладает.

Читайте также: 

63695
Теги:
санкции, Евросоюз, Беларусь, SWIFT
Темы:
Санкции против Беларуси
Флаги России и КНР

Страшный сон Запада: оформят ли Россия и Китай военный союз?

0
Многолетняя практика совместных военных учений РФ и КНР переходит в стратегическую плоскость.

Предстоящие российско-китайские оперативно-стратегические маневры "Запад/Взаимодействие-2021" на севере Китая будут интегрированы со стратегическими командно-штабными учениями "Запад – 2021" в Российской Федерации и Республике Беларусь. И это выглядит как продолжения формирования российско-китайского военно-политического союза.

В Хабаровске с 22 июня проходят переговоры об организации совместных оперативно-стратегических учений "Запад/Взаимодействие – 2021" с участием российских и китайских войск в Нинся-Хуэйском автономном районе КНР. Стороны до конца текущей недели согласуют порядок прибытия воинского контингента России на территорию Китайской Народной Республики, состав сил и средств, план проведения учения, порядок материально-технического обеспечения. Предварительно – от Восточного военного округа РФ в маневрах будут участвовать личный состав мотострелкового соединения до батальона включительно, подразделения оперативно-тактической авиации, сводный отряд армейской авиации. Заметим, для отработки совместных действий войсками разных стран большая численность не требуется, достаточно командных звеньев, задействованных в управлении подразделениями и принимающих оперативные решения.

Маневры "Запад/Взаимодействие – 2021" состоятся во второй половине 2021 года, и само название говорит о вероятном совмещении российско-китайского взаимодействия на Востоке со стратегическими командно-штабными учениями вооруженных сил РФ и РБ "Запад – 2021", запланированными на первую половину сентября. От белорусских и российских полигонов (Западного военного округа) до полигонов Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на севере КНР – более 5000 км, тем интереснее тематика боевой интеграции и перспективы взаимодействия.

Самый страшный сон Запада: Россия и Китай подписывают договор о военном сотрудничестве, российско-китайской коалиция получает явное превосходство над Пентагоном и НАТО в гипотетической ситуации военного конфликта, Вашингтону и Брюсселю необходимо срочно переписывать стратегию и тактику "сдерживания" неугодных "режимов", обеспечения "свободы судоходства" в Черном, Азовском и китайских морях. Между тем, российский президент Владимир Путин допускает возможность военного союза РФ и КНР. И в Пекине готовы выйти на новый уровень стратегического сотрудничества в военной сфере – соответствующее заявление сделано в Минобороны КНР в марте. Формализованный документ погоды не изменит.

Вероятные сценарии

На территории Нинся-Хуэйского автономного района Китая, в районе горного массива Хэланьшань протяженностью более 250 км располагается один из крупнейших военных полигонов НОАК (на высоте около 2000 м над уровнем моря), который позволяет отрабатывать самые сложные сценарии маневров разнородных войсковых группировок. Замысел российско-китайских оперативно-стратегических учений "Запад/Взаимодействие – 2021" пока неясен, и все-таки можно прогнозировать значительное совпадение со сценарием маневров "Запад – 2021", в ходе которых ожидаются проверка систем управления и всех видов обеспечения, скрытное развертывание группировки войск, отработка батальонными тактическими группами (БТГ) нестандартных способов поражения низколетящих воздушных целей (ударных беспилотных летательных аппаратов) и борьбы со скоростными бронеобъектами. В ходе исключительно оборонительных российско-белорусских учений будет массово применяться боевая авиация и танки. Схожие сценарии маневров определяются общими угрозами.

Безопасности России и Беларуси угрожают военная инфраструктура и присутствие иностранных войск Североатлантического альянса на территории сопредельных стран Балтии и Польши. Вроде бы, Атлантика географически далека от китайских морей, и все же недавний саммит НАТО впервые уделил особое внимание "китайской угрозе". В альянсе считают: "Заявленные амбиции и напористое поведение Китая представляют собой системные вызовы международному порядку, основанному на правилах". Разумеется, некие удобные для НАТО "правила" разработаны странами блока, население которых представляет собой лишь около 10 процентов человечества (и значительно уступает китайскому).

Кроме заявленных амбиций, вина Китая состоит также в "сотрудничестве с Россией в военном отношении" (пункт 55 коммюнике от 14 июня). Страны НАТО готовятся "подставить плечо" Соединенным Штатам в борьбе с КНР в зоне китайских морей.

Активизация российско-китайского военного сотрудничества на этом фоне вполне закономерна, и включает не только совместные маневры, закупки вооружений, но и обмен технологиями. Россия в 2014–2018 годах продала армии Китая высокотехнологичные истребители Су-27 и Су-35, зенитные ракетные системы С-300 и С-400, новейшие противокорабельные ракеты. Закупки вооружений у РФ достигли в КНР почти 70% от общего объема. В результате Китай нивелировал превосходство вооруженных сил США в области ПВО в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.

Российско-китайские операции

Первые в новейшей истории совместные учения войск РФ и КНР – "Мирная миссия – 2005" – были посвящены ликвидации условных террористов на Шаньдунском полуострове. Совместные военно-морские учения в Желтом море с 2012-го проводятся ежегодно. Эти маневры также охватывают различные районы Мирового океана: от Южно-Китайского и Японского морей до Средиземного и Балтийского. Разумеется, серия учений "Морское взаимодействие" никому не угрожает, но демонстрируют значительный потенциал взаимодействия сторон в противовоздушной и противолодочной обороне, в поисково-спасательных операциях и других сферах. Ракетная тематика оборонительных маневров не оставляет сомнений в том, детали "Морского взаимодействия" адресованы ВМС США и НАТО, это наверняка охлаждает горячие головы стратегов в Вашингтоне и Брюсселе.

На суше российско-китайское оперативное командование в 2016 году разработало компьютерное моделирование операций для укрепления противоракетной обороны. Руководство НОАК участвовало в штабных учениях стратегического командования ВС РФ в 2018 и 2019 годах – на этом этапе Китай получил от России важные сведения о системе предупреждения о ракетном нападении. Масштабные российские маневры "Центр-2019" проходили с участием 3500 военнослужащих (мотострелковая бригада), 30 самолетов, 900 единиц тяжелой техники НОАК.

Стратегические бомбардировщики двух стран в августе 2019 года впервые (после 1950-х) участвовали в совместном воздушном патрулировании над акваториями Восточно-Китайского и Японского морей.

Подобные мероприятия свидетельствуют, что Россия и Китай стремятся стратегически уравновесить влияние США и НАТО, а не "присматривают" друг за другом (как пытаются трактовать западные недоброжелатели). "Неформальное" оборонное сотрудничество Москвы и Пекина развито практически до уровня военного союза. Две страны в равной степени заинтересованы в стабильности и предсказуемости геополитического пространства вокруг. Совместные заявления  РФ и КНР от 5 июня 2019 года об укреплении глобальной стратегической стабильности и о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия – определяют военно-политический курс двух государств на десятилетия.

Администрация США ищет щели в российско-китайских отношениях, стремится вбить клин между Россией и Китаем, прежде всего, в области военного сотрудничества. Напрасные старания. Российский президент Владимир Путин замечает: "У нас с Китаем за последние годы… сложились отношения стратегического партнерства, которых в истории наших государств мы ранее не достигали. Большой уровень доверительности и сотрудничества, причем по всем направлениям: в политике, в экономике, в сфере технологий, в военно-техническом сотрудничестве. Мы не считаем, что Китай представляет для нас угрозу. Это дружественная страна. Она же не объявляет нас врагом, как это сделали в Соединенных Штатах".

0
Теги:
НАТО, Учения "Запад", учения, Россия, Китай