Таблетка, архивное фото

Все надбавки через комиссию: МАРТ объяснил, какими будут цены на лекарства

266
(обновлено 17:56 23.05.2020)
Теперь по согласованию со специальной комиссией производители смогут продавать лекарства без учета зарегистрированных предельных отпускных цен.

МИНСК, 23 мая – Sputnik. Производителям лекарств, цены на которые уже зарегистрированы, предоставляется право при обосновании и согласовании с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены, сообщили в пресс-службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Решение коллегиальное

Подобные решения сможет принимать комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Беларуси.

Производителям лекарственных средств, цены на которые уже зарегистрированы, Указом от 24 апреля 2020 года №143 предоставлено право при обосновании и согласовании с комиссией не учитывать зарегистрированные предельные отпускные цены.

"Эти изменения были приняты для предотвращения возможных перебоев с поставками лекарств по причине нерентабельности производства в условиях удорожания используемых фармацевтических субстанций импортного производства, проблем с логистикой, вызванных неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире", - пояснили в пресс-службе МАРТ.

Как действовать?

Субъекту хозяйствования, у которого возникнет потребность в пересмотре цены на лекарственные средства надо обратиться в Минзрав, где специалисты в течение трех рабочих дней проверят документы и подготовит заключение о целесообразности согласования цены и направит документы в МАРТ. Ведомство в течение 7 рабочих дней организует рассмотрение материалов на заседании комиссии.

Обоснованность цен заявителю необходимо будет подтвердить документально. Комиссия при принятии решения будет также анализировать стоимость такого лекарства в 14 референтных странах, среди которых страна производителя и государства ЕАЭС, отдельные члены ЕС, в том числе Латвия, Литва, Польша.

"Предусмотренный регламентом комиссии порядок позволит сохранить поставки лекарственных средств, при этом не допустив необоснованного роста цен на них", - уверены в МАРТ.

Решения комиссии с указанием допустимых цен будут публиковаться на сайте министерства.

266
Теги:
цены, лекарства, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси, Беларусь

Медицинские маски, архивное фото

Беларусь продлила запрет на вывоз медтоваров

9
(обновлено 09:38 29.05.2020)
Постановление Совмина, принятое 17 марта, предусматривало временный запрет на вывоз медицинских масок, защитных халатов, аппаратов ИВЛ и ряда других позиций до 1 июня.

МИНСК, 29 мая – Sputnik. Беларусь продлила запрет на вывоз ряда медицинских товаров, наиболее востребованных во время пандемии коронавируса, еще на месяц - до 1 июля 2020 года. Такое решение закреплено постановлением Совмина от 28 мая 2020 года №319. Текст документа опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Первоначально запрет на вывоз медицинских масок, защитных костюмов для врачей, халатов, дыхательной аппаратуры был установлен мартовским постановлением Совмина до 1 июня. Сейчас он продлен на месяц.

В документ также внесена поправка, которая допускает вывоз ряда позиций при условии, что на этот товар выдано разрешение министерства здравоохранения "с указанием сведений о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организации, которая их вывозит". При наличии такого пакета документов вывозить можно медицинские маски, халаты, комплекты защитной одежды для врачей, аппаратура для кислородной терапии, искусственного дыхания (за исключением аппаратуры, используемой исключительно для озоновой или аэрозольной терапии).

Ранее в начале мая Совмин уже вывел из списка запрещенных к вывозу товаров медицинского назначения ряд позиций. В частности, отменили запрет на вывоз бинтов, ваты и марли, а также медицинских масок белорусского производства.

9
Теги:
коронавирус COVID-19, медицинские инструменты, Беларусь
Темы:
Коронавирус COVID-19 в Беларуси
БелАЭС

Вновь дипломатическая схватка: обойти препоны и обеспечить экспорт БелАЭС

183
Экономическая целесообразность подменяется соображениями геополитики. О том, как Литва пытается помешать Беларуси экспортировать энергию строящейся БелАЭС и что с этим делать, – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Пока разворачиваются политические баталии в связи с президентскими выборами, на Белорусской АЭС в Островце продолжаются плановые работы по введению станции в эксплуатацию.

Так, 25 мая завершили этап входного контроля ядерного топлива для начальной загрузки в реактор первого энергоблока. При этом, по информации Министерства энергетики, физический пуск первого энергоблока намечен на июль 2020 года, а энергетический пуск – на октябрь. Соответственно, уже осенью можно ожидать выдачу первых киловатт-часов в энергосистему нашей страны.

Литовцы не смогли заблокировать строительство БелАЭС

Ожидается, что появление собственной АЭС позволит существенно укрепить энергетическую безопасность Беларуси, так как на настоящем этапе 95 процентов электроэнергии приходится на импортируемый из России природный газ, в то время как после запуска станции, по оценкам экспертов, до 30 процентов выработки будет приходиться на атомную энергию, что является в гораздо большей степени выгодным вариантом.

Внутренняя потребность Беларуси в АЭС, особенно с учетом пробуксовки создания единого энергетического рынка в Евразийском Союзе, представляется очевидной. А вот перспективы экспорта электроэнергии, что будет особенно актуально с введением в эксплуатацию второго энергоблока в 2021 году, по-прежнему осложняются из-за недружественной позиции Литовской Республики, которую в Минске считают политически ангажированной.

Существует мнение, что белорусы просто опередили литовцев в данном вопросе, когда Вильнюс под диктовку Евросоюза сначала закрыл Игналинскую АЭС советского образца, а потом очень долго думал над вопросом строительства собственной атомной электростанции. В итоге обычно неповоротливая "последняя диктатура" просто обошла Литву на поворотах, что вызвало бурю эмоций в тамошнем истеблишменте, считающим себя наследником средневекового ВКЛ.

При этом нужно особо отметить, что Вильнюс уже смирился с фактом появления АЭС в Беларуси, а задача заблокировать строительство станции, которая была основным приоритетом внешней политики Литвы в последние годы, явно оказалась не по плечу литовской дипломатии. Несмотря на специфические отношения Беларуси со странами Запада, сфера атомной энергетики регулируется не политическими критериями и абстрактными "ценностями", а конкретными техническими нормами, поэтому эмоциональные заявления из Литвы к делу, как говорится, не пришьешь.

В то же время с технической точки зрения Белорусская АЭС, которая возводится компанией "Росатом" в соответствии с проектом нового поколения 3+, выглядит практически безупречно и полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ в области безопасности, что неоднократно подчеркивалась в соответствующих отчетах различных экспертных миссий.

Поэтому, при всем сочувствии к Литве и неоднозначном восприятии Беларуси и России, затевать кампанию по блокированию строительства БелАЭС европейские союзники Вильнюса отказались. Не то, чтобы не могли, ведь все мы знаем, что такое double standarts в политике Запада, но просто не стали, видимо посчитав, что игра не стоит свеч.

Мирный атом против политических преград

Однако, увы, такое поведение Евросоюза хоть и изрядно расстроило литовцев, но не повлияло на общее отношение Вильнюса к проекту. Не справившись с задачей остановить строительство станции литовское руководство поставило перед собой другую задачу: заблокировать экспорт электроэнергии с БелАЭС в третьи страны. При этом литовцы сигнализируют во внешний мир личным примером: Сейм Литвы объявил Белорусскую АЭС "угрозой национальной безопасности" и призвал правительство "принять меры" к тому, чтобы белорусская электроэнергия не попала на литовский рынок.

Подобная стратегия напоминает поведение ребенка, который отказывается в морозную погоду надевать шапку, мол, "назло маме уши отморожу", но в данном случае к деятельности Вильнюса стоит отнестись максимально серьезно.

В отличие от технических вопросов безопасности, когда строительство АЭС было суверенным правом Беларуси и в этом процессе лишь требовалось соблюсти необходимые международные стандарты, проблематика энергетических сделок относится к сфере экономики и политики. При этом нередко экономическая целесообразность подменяется соображениями геополитики, а национальные интересы отдельных стран приносятся в жертву глобальных геополитических амбиций центров силы.

Очевидно, что Литва попытается продать Евросоюзу и США свои услуги в области безопасности и на полную эксплуатировать образ "российской угрозы" с тем, чтобы убедить не только Латвию, Эстонию и Польшу, но также Украину отказаться от экспорта дешевой белорусской электроэнергии. Кроме того, у этих стран существуют планы выхода из общей энергосистемы, перспективы и сроки реализации которых достаточно туманны, но сбрасывать со счетов эти программы нельзя.

При этом в прошлом году Беларусь практически удвоила экспорт электроэнергии по сравнению с 2018 годом, а основными рынками сбыта как раз являются страны Балтии и особенно Украина. Понятно, что с ростом производства электроэнергии на БелАЭС постепенно начнут выводиться из эксплуатации старые генерирующие мощности, соответственно, энергетические предложения из Беларуси станут еще более выгодными для наших партнеров.  

То есть, экономический базис будущих проектов уже существует, но теперь Минску предстоит очередная дипломатическая схватка, где отечественному мирному атому предстоит снова преодолеть политические препоны.

На этом пути нужно продолжать работу не только с основными партнерами, но и не оставлять попыток постепенно переубедить Литовскую Республику, особенно с учетом того, что с "той стороны" периодически поступают различные сигналы, значение которых, конечно, нельзя преувеличивать.

Однако нужно сказать, что Беларусь охотно идет навстречу литовцам в любых вопросах, недавнее подписание двустороннего договора об оповещении о ядерных инцидентах – дополнительное тому подтверждение. Можно предположить, что если Беларуси удастся сломать планы Вильнюса по созданию международной блокады Белорусской АЭС, то и Литва постепенно перейдет от конфронтационной риторики к адекватному сотрудничеству в сфере энергетики, что безусловно отвечает экономическим интересам двух стран.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

183
Теги:
Беларусь, Литва, БелАЭС