Беларусь потеряла 1,5 миллиарда рублей из-за "нефтяных разборок" президент

210
(обновлено 15:46 04.08.2020)
Глава государства подчеркнул, что необходимо как можно скорее восстанавливать экономику после пандемии. Он призвал диверсифицировать как внешнюю торговлю, так и покупку энергоносителей.

МИНСК, 4 авг – Sputnik. Беларусь потеряла полтора миллиарда рублей на фоне нефтяного конфликта с Россией, заявил во вторник в ходе послания парламенту и народу президент Александр Лукашенко.

Поставки нефти в Беларусь были фактически приостановлены в начале этого года из-за отсутствия договоренностей по ценам на энергоносители. Позже Минск и Москва достигли соглашения по объемам поставок и стоимости топлива.

Выступая сегодня в парламенте, Лукашенко заявил о том, что бюджет выделил на поддержку в пандемию коронавируса 500 миллионов рублей.

"И это в этих условиях, когда мы от нефтяных разборок с Россией, бюджет недополучил 1,5 миллиарда рублей", – высказался он.

По словам Лукашенко, сегодня стране "не до жиру". Он призывает работать дальше с четким пониманием перспектив. Президент уверен, что после пандемии появилась возможность занимать новые экспортные ниши.

Кроме того, Беларуси, уверен глава государства, нельзя допускать зависимости от "одной-двух стран", чтобы не допустить влияния кризисов на республику. Он выступает за диверсификацию как экспорта, так и поставок энергоресурсов.

"Другой альтернативы нет"

Минск не найдет аналогичного России по экономической эффективности поставщика энергоресурсов, заявления об изменении схемы поставок нефти и газа носят скорее политический, чем экономический характер, прокомментировал заявления президента заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

"Сейчас никто не мешает Беларуси покупать нефть в Норвегии или в США, но, как показала практика, закупка у США - это бредовая идея, так как они экспортируют легкие и сверхлегкие сорта нефти, а белорусские заводы заточены под среднюю нефть Urals, максимально эффективно они работают именно на ней, либо на аналогичной марке. Так что такая схема возможна, но она не оптимальна экономически. Поставки нефти не из России обречены из-за априори большей цены", - сказал Фролов.

По его словам, все остальные варианты закупок нефти будут дороже, так как будут упираться в необходимость строительства инфраструктуры, а также в физико-химические характеристики нефти. Он считает, что, учитывая обозначенные сроки - 2025 год, можно говорить, что это чисто политическое высказывание, экономического и стратегического смысла в нем нет.

Фролов также добавил, что настоящая проблема кроется в большом налоговом маневре, который осуществляется в России и из-за которого Минск теряет экономическое преимущество в переработке российской нефти.

"Фактически нет поставщиков, кроме России, которые могли бы объективно решить вставшую проблему. Нет поставщика, который мог бы предложить такие же условия, как Россия. Нужно договариваться с Россией, ведь мы понимаем, что проблема именно в ситуации с налоговым маневром", подчеркнул эксперт.

История вопроса

С начала года оба НПЗ в Беларуси работали с загрузкой в 50% из-за того, что с конца 2019 года Минск не мог договориться с традиционным поставщиком – Россией – о долгосрочных нефтяных контрактах из-за ценовых разногласий. С учетом этого белорусская сторона активно диверсифицирует поставки сырья на свои НПЗ, закупая его, в том числе, через трейдеров.

В марте Сергей Румас, который на тот момент занимал должность премьер-министра, заявил, что Минск будет получать российскую нефть фактически без выплаты премии поставщикам, поскольку достигнута договоренность о ее уменьшении на 7 долларов с тонны самими компаниями, а оставшиеся 4,7 доллара компенсирует правительство РФ через межбюджетные расчеты.

Позже в белорусском госконцерне "Белнефтехим" заявили, что республика начала заключать контракты на апрель с нефтяными компаниями из РФ, в том числе с "Роснефтью", на поставки сырья по цене 4 доллара за баррель. В белорусском концерне отмечали, что вопросы выплаты премий российским поставщикам нефти будут урегулированы межбюджетными расчетами. Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев говорил, что "де-факто нефть будет поставляться без премии".

Читайте также:

210
Теги:
Россия, нефть, Ежегодное послание президента Беларуси, Александр Лукашенко, Беларусь
Темы:
Вопрос поставок нефти в Беларусь (174)

Жесткие дискаунтеры нравятся покупателям, но не очень по душе конкурентам

МАРТ определил новые требования к дискаунтерам

27
Новые правила в инструкции по классификации розничных торговых объектов уже прошла общественное обсуждение и вступит в силу после официального опубликования.

МИНСК, 25 сен – Sputnik. Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) утвердило новую инструкцию о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, сообщили в пресс-службе ведомства.

В МАРТ пояснили, что изменения вызваны тем, что произошли изменения в структуре видов и типов розничных торговых объектов.

"С учетом международного опыта и практики функционирования дискаунтеров существенно изменено определение термина "Дискаунтер", - уточнили в пресс-службе.

Специалисты отмечают, что подобные торговые объекты обладают собственной спецификой работы, потому что предоставляют гражданам возможность купить повседневные товары по более выгодным ценам.

"Кроме того, размещение товаров в торговом зале таких магазинов производится на складском оборудовании (стеллажи, поддоны, иное оборудование) и, как правило, в упаковке изготовителя", - обратили внимание в МАРТ.

Учитывая совокупность факторов к дискаунтерам теперь применяются следующие требования:

  • торговая площадь – от 250 до 2500 кв. м
  • размер торговых надбавок – не более 20%
  • методы продажи товаров – самообслуживание и традиционное обслуживание

При этом в новой редакции инструкции исключены такие виды классификации торговых объектов, как по типу конструкции, форме собственности, ведомственной подчиненности, уровню цен, месту нахождения.

27
Теги:
магазин, торговля, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси, Беларусь
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко

Что белорусам даст сотрудничество с Ленинградской областью Дрозденко

171
(обновлено 18:10 25.09.2020)
В Ленинградскую область поедут полторы тысячи белорусских автобусов, питерская форель будет расти на белорусских кормах, а в "парадных" установят еще больше белорусских лифтов.

МИНСК, 25 сен – Sputnik. Товарооборот Беларуси и Ленинградской области за первое полугодие 2020 года несколько "просел". Причина – кризис, вызванный пандемией. Но падение невелико, а губернатор Александр Дрозденко заверяет: если все пойдет по плану, то к январю удастся не только восстановить прошлогодние показатели, но и нарастить двусторонний товарооборот на несколько процентов.

В эксклюзивном интервью Sputnik Дрозденко рассказал о готовящихся контрактах и о том, чем они выгодны республике.

Автобусы - в города, тракторы – в поля

Утром 25 сентября Дрозденко обсуждал с белорусским президентом поставки сельхозтехники.

"Мы – один из немногих регионов РФ, который дотирует нашим сельхозтоваропроизводителям покупку сельхозтехники до 35%. Я уже приводил пример на встрече с президентом: в 2020 году к 1 августа мы купили сельхозтехники больше, чем за весь 2019 год. Конечно, выгодно, когда часть затрат на покупку сельхозтехники возвращается. Поэтому интерес со стороны производителей очень высок", - рассказал Дрозденко об особенностях работы сельхозорганизаций в области.

Хорошая новость для белорусов: руководство Ленобласти заинтересовано в том, чтобы в этом году закупить белорусской техники более чем на 250 миллионов рублей (около 3 млн долларов США – Sputnik), а в следующем - на 300 миллионов рублей (примерно 3,8 млн долларов).

"Контракты будут заключаться непосредственно нашими сельхозтоваропроизводителями", - отметил губернатор.

При этом область заинтересована не только в тракторах и комбайнах, поедет в Россию и дорожная техника.

"Ленинградская область сегодня активно участвует в федеральной программе строительства дорог, мостовых переходов, ремонта дорог. Конечно, нам нужна техника, мы работаем с несколькими белорусскими компаниями. Мы сегодня говорили о трехлетнем контракте, который хотим заключить на поставку более 150 единиц дорожной техники. Сумма приличная, мы заинтересованы, очень хорошее сочетание цены и качества", - отметил губернатор.

А простые жители области смогут заметить на дорогах еще больше белорусских автобусов. Сейчас в области и Санкт-Петербурге проводится реформа общественного транспорта. Задача – сделать так, чтобы на маршрутах не было автобусов старше семи лет. А это значит, что крупным транспортным компаниям нужно будет проводить обновление парка. Причем не только за счет российской, но и за счет белорусской техники. Стоимость белорусских автобусов сравнима со стоимостью российских аналогов, зато значительно дешевле импортного транспорта.

"Самый большой контракт, который обсуждается, и, надеюсь, будет заключен – поставка комбинированных автобусов. Мы сегодня вели разговор о контракте на полторы тысячи автобусов, надеюсь, он будет заключен", - отметил губернатор.

Проехать по Минску на белорусском автобусе губернатор не успел, но и без того неплохо осведомлен о качестве белорусского транспорта. Наши автобусы уже поставляются в область. Среди конкурентных преимуществ – наличие ремонтной базы.

"Важно не только купить автобус, но и понимать, как он будет содержаться и ремонтироваться", - отметил Дрозденко.

Кстати, жители Петербурга ездят не только на белорусских автобусах, но и в белорусских лифтах. В Санкт-Петербурге уже функционирует построенный белорусской стороной завод по производству лифтов. В городе утверждена большая программа капитального ремонта жилого фонда.

"Мы договорились о том, что увеличим программу по покупке лифтов до двухсот в год и будем покупать лифты белорусского производства, которые строятся и монтируются в Санкт-Петербурге. Для нас это удобно и по логистике, и потому, что есть ремонтная база", - пояснил губернатор области.

Чистая вода и сытая форель

Ленинградская область планирует приобрести у Беларуси 139 станций по очистке воды. В регионе с питьевой водой проблемы: жители жалуются на то, что вода соленая, мутная и с высоким содержанием железа.

"Для Ленинградской области очень важно приобретение у Беларуси станций водоочистки воды, они разные, есть малые станции, есть большие. Мы будем приобретать 139 станций. Задача – чтобы все станции были поставлены в следующем году. Мы работаем сейчас с Витебским заводом по поставке станций, но, видимо, будем давать предложения белорусской стороне рассмотреть альтернативные участки производства. Как минимум, еще два завода, чтобы поставки были гарантированы", - рассказал Дрозденко.

Десять станций уже смонтировали и остались довольны качеством. По словам губернатора, "вода прекрасная, чистая". Новым пунктом в списке экспортных товаров в Ленинградскую область для Беларуси станут богатые аминокислотами комбикорма. Их будут закупать для выращивания рыбы.

"Мы – быстро растущий регион по выращиванию свежей рыбы, занимаем третье место в России по выращиванию форели. И сегодня покупаем сложные комбикорма в Норвегии. Понятно, что цена на норвежские комбикорма высока, мы вынуждены дотировать их покупку из бюджета, чтобы наши фермеры могли получать прибыль от продажи рыбы и развиваться. Мы рассчитываем, что белорусские комбикорма позволят снизить себестоимость и повысить рентабельность для наших фермеров, сократить расходы из бюджета Ленинградской области", - пояснил Дрозденко интерес к белорусскому продукту.

Придут ли белорусские грузы в российские порты

Не первый год обсуждается вопрос переброски белорусских грузов из прибалтийских портов в порты Ленинградской области.

"Чтобы белорусские грузы пришли в порты Ленинградской области, нужно, чтобы себестоимость доставки грузов была не выше, чем через прибалтийские. Никто не будет перевозить в убыток", - пояснил губернатор.

Конечный ценник зависит от двух факторов: железнодорожного тарифа и стоимости портовых услуг.

"Правительства должны согласовать железнодорожные тарифы, а что касается стивидорных, портовых услуг, это зависит от того, какую форму работы выберет белорусская сторона", - сказал губернатор и пояснил, что тут у белорусов есть выбор из нескольких опций. С одной стороны, можно построить терминал в порту "с нуля".

"Это хорошо, но это инвестиции, которые долго будут окупаться. Наиболее оптимальный вариант – войти в строительство одного из терминалов", - считает Дрозденко.

Три терминала уже строятся в Усть-Луге: для универсальных грузов, минеральных удобрений, накатных и контейнерных грузов. Планируется построить еще четыре. Если говорить о белорусском интересе, то больше всего стране нужны терминалы для отгрузки минеральных удобрений и наливных грузов.

"Если по наливным грузам белорусская сторона уже проводит переговоры, то по минеральным удобрениям вопрос еще не решен. И здесь тема открыта для дискуссии: строить терминал с нуля или войти в состав акционеров одного из строящегося терминала минеральных удобрений?" – пояснил губернатор.

Что бы такого еще продать

И все-таки Беларусь больше покупает у Ленинградской области, чем продает. Губернатор согласен: нужно добиться баланса, выровнять экспорт и импорт. Это не значит, что белорусы будут меньше покупать, это значит, что область готова нарастить объемы импорта.

"Есть традиционный объем грузов, который мы поставляем в Беларусь, и Беларусь с удовольствием покупает. В составе делегации, например, есть собственник компании, которая держит 30% белорусского рынка кофе и чая. Мы – поставщик в Беларусь племенного скота, мы поставляем изделия машиностроения, сотрудничаем с лесным комплексом, работаем по поставке шин для легковых автомобилей... Есть много других видов товаров и продукции, которую мы традиционно поставляем в Беларусь", - пояснил губернатор.

По его словам, чтобы выровнять баланс, нужно просто немного нарастить закупки товаров. Кроме того, Ленобласть очень заинтересована в белорусской технике, у нее преимущество перед конкурентами за счет соотношения цены и качества.

"А если говорить о том заделе контактов на ближайшие три года, которые мы обсуждали на встрече в правительстве с премьер-министром Беларуси, то они позволят нам войти в десятку регионов РФ по уровню сотрудничества с республикой", - убежден губернатор.

Напомним, президент Беларуси Александр Лукашенко 25 сентября принял губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, который прибыл в белорусскую столицу накануне Форума регионов России и Беларуси. В ходе беседы стороны выразили надежду на развитие масштабного сотрудничества на взаимовыгодной основе.

Читайте также:

171
Теги:
Беларусь, Ленинградская область, интервью, Александр Дрозденко

Два пилота погибли при крушении МиГ-21 в Сербии

0
Истребитель упал прямо во дворе дома, выполняя плановые задачи; причины крушения устанавливает комиссия Минобороны.

МИНСК, 25 сен – Sputnik. Два пилота погибли в результате крушения самолета Миг-21 в Сербии, сообщило министерство обороны.

Истребитель сербских ВВС разбился в пятницу, 25 сентября, на западе страны возле города Мали-Зворник. Самолет рухнул прямо во дворе дома. Крушение произошло при выполнении планового полета.

"Пилоты Деян Крсник и капитан первого класса Звонко Василевич из 101-й истребительной авиаэскадрильи 204-й бригады ВВС и ПВО армии Сербии погибли при падении самолета МиГ-21 в районе села Брасина под городом Мали-Зворник", - сообщило оборонное ведомство.

Перед вылетом самолет прошел необходимый осмотр. Причины падения выясняет комиссия минобороны Сербии.

0
Теги:
крушение самолета, Сербия