Большегрузы на границе

Беларусь на колесах: ждать ли перевозчикам санкций Европы на фоне пандемии

730
(обновлено 21:03 10.09.2020)
Коронавирус стал проверкой на прочность для национальной логистики. И сейчас оставшиеся на плаву компании с тревогой наблюдают за политическими событиями в стране, которые рискуют вновь ударить по их бизнесу

Для Беларуси транзитные грузоперевозки, наряду с машиностроительной отраслью остаются одним из главных факторов роста ВВП и источником наполнения казны.

На протяжении десятков лет страна оставалась главным транспортным коридором, связывавшим Европу с Россией и евразийским пространством, что обеспечивало постоянный приток денег и обеспечивало работой сотни тысяч белорусов не только внутри страны, но и за рубежом.

"Через Беларусь в прошлом году проходило до двух миллионов машин. Все предпочитали именно этот маршрут. В соседней Украине были хуже дороги и большие проблемы с коррупцией. Коррупция была и в Беларуси, но меньше и предсказуемее, что делало маршрут более надежным. Дороги в Беларуси тоже были лучше, чем у соседей. Достаточно сказать, что в рейтинге качества дорог страна несколько лет назад занимала 67 место, тогда как Россия – 118", - отмечет транспортный эксперт Елена Луканова.

И в отличие от сельского хозяйства, которое по итогам года через раз оказывается убыточным, или машиностроения, где предел роста уже достигнут, транспортная сфера с начала 2000-х расширялась с каждым годом.

За счет перевозчиков "кормился" и разнообразный малый бизнес – автосервисы, небольшие хостелы, придорожные кафе.

Фактором развития логистики стало ее нахождение в руках частников. Регулятором рынка выступало не государство (как в промышленности и аграрном секторе), а добровольное объединение коммерческих компаний БАМАП.

COVID меняет маршруты

Последние пять лет дела у перевозчиков стабильно шли в гору, но грянула пандемия коронавируса.

"Структура перевозок не изменилась, а вот их количество заметно уменьшилось, по нашей оценке где-то на 30% на европейском направлении. Другой аспект – очень сильно упали фрахты (обусловленная договором плата за перевозку груза – прим. Sputnik) что тоже негативно повлияло на наш бизнес", - рассказал Sputnik замдиректора транспортной компании "Алев Транс" Михаил Гиль.

В первом квартале 2020 года экспорт белорусских товаров составил 6,6 миллиарда долларов и сократился на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Помимо экспорта, в первом полугодии на 13% снились продажи новых авто, а с первого сентября банки перестали выдавать рублевые кредиты на автомобили, за счет чего и осуществлялась большая часть продаж.

Если смотреть на динамику перевозок, то самыми "худосочными" месяцами оказались апрель и май, когда объем грузоперевозок упал до уровня 140 тысяч в месяц, по сравнению с 220 тысячами за аналогичный период прошлого года.

В итоге, это негативно сказалось и на ситуации с рабочими местами в автомобильной промышленности и транспортной. Самой яркой иллюстрацией стали закрывшиеся кафе вдоль основных трасс. Справедливости ради стоит сказать - подобная картина наблюдается и во всех приграничных регионах России.

Что касается обычных водителей, то даже те, кто сохранил работу, жалуются на снижение заработков и ухудшение условий труда.

"Стало меньше рейсов, а значит меньше денег. Я вот новую машину семье не купил летом, как собирался. Работать из-за ограничений стало сложнее. Обязательный карантин на 14 дней плюс много новых правил, какие-то нужные, а какие-то бесполезные. В Польше, например, почти сутки на границе простоял – поляки обязали для статистики анкеты проходить", - сетует Николай, дальнобойщик одной из крупных минских фирм.

Его собрат по профессии, российский логист Михаил говорит, что хотя в его компании объем заказов снизился незначительно, в целом перевозчиков из-за коронавируса могут ждать тяжелые времена.

"В период карантина, рейс стал занимать значительно больше времени из-за многочисленных систем контроля. Если раньше машина проходила границу за 4-6 часов, то сейчас можно стоять и 12, а если будут какие-то проблемы на таможне, то и сутки. На "Красной горке" грандиозных простоев не было, а вот на европейских границах – не раз. Соответственно, какой вывод сделает часть заказчиков? Правильно -  что стоит сменить автотранспорт на "железку", тем более что пассажирских перевозок стало меньше,  рельсы свободны" - пояснил Михаил Sputnik.

Правда, это переориентация на ж\д не коснется самого крупного сегмента рынка – поставок продовольствия. Здесь автотранспорт пока еще вне конкуренции. 

По словам Михаила, с июля режим контроля на границе несколько смягчился, водители регулярно сдают тест на COVID-19, а рейс занимает примерно столько же времени, сколько до пандемии.

Однако если осенью-зимой грянет вторая волна коронавируса и ограничения вновь приведут к простоям и задержкам, то часть поставщиков действительно могут пересесть на рельсы.

Горький привкус соседских проблем

По сравнению с COVID-19, куда более мрачная перспектива для белорусских перевозчиков – это развитие протестов и вероятные санкции европейских стран.

Достаточно вспомнить, что именно они стали причиной самого большого провала рынка за десятилетие, когда из-за украинского конфликта в 2014-м и последовавших антироссийских мер Евросоюза и США, белорусские перевозчики в один момент лишились сотен постоянных клиентов.

И 2015 год падение транзитных перевозок составило 35% по сравнению с 2014-м. Если учитывать, что 90% транспортных предприятий Беларуси занимаются именно транзитом, легко представить масштаб проблемы. По данным Евростата, с 2014 по 2018 год автомобильные перевозки в направлении Европа — Россия уменьшились с 14,4 до 10,5 миллионов тонн. Для сравнения: обратные экспортные поставки возросли на 40 %, до 11,1 миллионов тонн.

После введения санкций, белорусские компании были вынуждены привыкать к новым условиям.

Часть фирм встроились в логистическую схему, когда товар формально "перерабатывали" в Беларуси и ввозили его под маркой местного производителя. Так на российских рынках появились белорусская горгонзола, гродненские оливки и знаменитые "креветки Минского моря".

Другие поступили проще – сменили технический паспорт и ушли в РФ, где заработать гораздо легче благодаря масштабу рынка. Сейчас белорусские перевозчики есть практически в каждом российском регионе.

Свою лепту вносила жесткая внутренняя конкуренция. В прошлом году в Беларуси в логистической сфере было зарегистрировано 15,6 тысяч транспортных средств, из них 14 тысяч – большегрузы. Для сравнения, в России их около 35 тысяч, а в Казахстане менее 10 тысяч.

Что ждать перевозчикам Беларуси

Однако рынок более-менее устоялся, демонстрируя стабильный рост в 2018-2019 годах. И единственное, что сейчас может подкосить достижения белорусских логистов – это санкции Европы, отмечает Елена Луканова, ссылаясь на опыт пятилетней давности.

"По моему скромному мнению, падение перевозок в Беларуси было гораздо значительнее после объявления санкций РФ в 2015 году. И если сейчас политика Евросоюза по отношению к Беларуси не изменится и правительству республики не объявят масштабные санкции, полагаю, что транспортный потока останется прежним", - пояснила эксперт.

Застрельщиками таких санкций являются ближайшие западные соседи Беларуси – Латвия, Литва и Эстония – , которые относятся к действиям Александра Лукашенко негативно и не желают признавать в нем президента. Так, группа депутатов Сейма Литвы предложила признать главного оппозиционного кандидата Светлану Тихановскую единственным избранным и законным президентом Беларуси.

Однако общеевропейского наступления против властей РБ не состоялись – 10 сентября Кипр заблокировал принятие Евросоюзом санкций против Беларуси, требуя ввести аналогичные меры против Турции.

В свою очередь, Минск пока не желает жертвовать торговлей ради политики. К примеру Минтранс спешно опроверг слухи о запрете на въезд литовским фурам и автовозам.

И пока ситуация остается сравнительно стабильной, перевозчики продолжат работать в прежнем режиме, одновременно готовят план "Б" и финансовую подушку "на черный день".

730
Теги:
санкции, коронавирус COVID-19, Беларусь, грузоперевозки, транзит

Калькулятор, архивное фото

Подоходный налог для многодетных работников хотят снизить

37
(обновлено 22:41 24.09.2020)
Налоговые органы разрабатывают законопроект, в соответствии с которым планируется предоставлять налоговые льготы в зависимости от количества детей в семье сотрудника.

МИНСК, 24 сен – Sputnik. Увеличить сумму, которая не подпадает под налоговый вычет, собираются увеличить в Беларуси, сообщил начальник управления налогообложения доходов и имущества физических лиц министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский.

Сейчас работники, которые воспитывают одного ребенка, получают налоговую льготу в размере 34 рубля, двух – 65 рублей. В будущем планируется увеличить эту сумму.

"В настоящее время разрабатывается проект закона о внесение изменений в Налоговый кодекс. В соответствии с ним предусматривается дальнейшая индексация налоговых льгот. В частности, стандартного налогового вычета. Планируется, что он будет увеличен", - рассказал в эфире телеканала "Беларусь-1" Ковалевский.

Представитель МНС уточнил, что налогом будет облагаться не вся сумма заработной платы, а за минусом льготы. По его словам, чем больше у сотрудника будет детей, тем больше будет эта льгота.

В эфире ТВ рассказали, что также предусмотрен ряд других мер для поддержки многодетных - семьи с тремя и более детьми освобождаются от налогов на землю и недвижимость, но только в том случае если участок и жилье используются для подсобного хозяйства, а не предпринимательской деятельности.

Читайте также:

37
Теги:
налоги, Министерство по налогам и сборам Беларуси, Беларусь
Таможня на пропускном пункте Новая Гута

ГТК: работа инфосистем после технического сбоя восстановлена

32
(обновлено 22:12 24.09.2020)
Со среды в работе информационных систем таможенных органов наблюдались проблемы, и субъекты хозяйствования должны были подавать декларации в бумажном виде.

МИНСК, 24 сен – Sputnik. Работы информационных систем таможенных органов полностью восстановлена, сообщили в пресс-службе Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси.

23 сентября таможенники сообщили о техническом сбое информационных систем на внутренних пунктах таможенного оформления. Специалисты сразу же начали проводить работы по восстановлению процесса приема и обработки электронных таможенных документов. До восстановления работы системы субъектам хозяйствования декларации нужно было подавать и на бумаге, и в электронном виде.

"Электронный прием и обработка таможенных документов функционируют в прежнем режиме", - проинформировали в ГТК.

Там добавили, что теперь документы в таможенные органы можно подавать в электронном виде.

32
Теги:
Государственный таможенный комитет Беларуси (ГТК Беларуси), Беларусь

"Бавария" обыграла "Севилью" и завоевала Суперкубок УЕФА

0
(обновлено 00:42 25.09.2020)
Мюнхенцы во второй раз в истории стали обладателями трофея, впервые это случилось семь лет назад.

МИНСК, 25 сен – Sputnik. Футболисты мюнхенской "Баварии" выиграли Суперкубок УЕФА, сообщает Sputnik.

Поединок за Суперкубок УЕФА между "Севильей" (победитель Лиги Европы) и "Баварией" (победитель Лиги чемпионов) состоялся в четверг, 24 сентября, в Будапеште на стадионе "Ференц Пушкаш". Немецкий праздновал победу со счетом 2:1.

Основное время матча завершилось со счетом 1:1. Гол в составе "Севильи" забил Лукас Окампос (13-я минута, с пенальти). За "Баварию" – Леон Горецка (34-я).

В овертайме победу мюнхенцам принес точный удар Хави Мартинеса (104-я), который вышел на замену за пять минут до взятия ворот.

К слову, "Бавария" боролась за трофей в пятый раз, "Севилья" - в шестой. У обоих клубов на счету по одной победе: немецкому клубу удалось взять Суперкубок в 2013 году, испанскому - в 2006-м

0
Теги:
футбол, ФК Севилья, ФК Бавария, Суперкубок УЕФА