Строительство БелАЭС

Голословные заявления: Минэнерго Беларуси оценило претензии Литвы к БелАЭС

679
(обновлено 11:14 29.10.2020)
Недавно официальный Вильнюс передал белорусским властям ноту протеста в связи с планами запуска первого энергоблока атомной станции под Островцом.

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Нота протеста Литвы — это неудачная попытка дискредитировать проект БелАЭС в глазах европейского сообщества, об этом написала у себя в Facebook пресс-секретарь министерства энергетики Беларуси Ольга Козлович.

Ранее официальный Вильнюс направил Беларуси официальную позицию относительно пуска Белорусской атомной электростанции. В обращении решительно осуждается решение белорусских властей начать ядерную реакцию на небезопасной, по мнению Литвы, электростанции. Официальный Вильнюс также высказался против того, что Минск игнорирует требования Европы по безопасности.

"Литовская сторона неоднократно предпринимала шаги с тем, чтобы проект строительства БелАЭС не состоялся. При этом в ход идут различные инструменты давления — от громких заявлений высоких чиновников и политиков Литвы об угрозе БелАЭС для Европы до призывов бойкотировать ее строительство на международных площадках", - отметила официальный представитель Минэнерго Беларуси.

При этом она обратила внимание, что литовской стороной "не приводится ни одного обоснованного аргумента в подтверждение небезопасности станции. Звучат голословные заявления, главная цель которых — формирование негативного отношения к проекту БелАЭС".

Политический подтекст

В профильном ведомстве настаивают, что "белорусская сторона неоднократно направляла информацию о ходе строительства станции литовской стороне, приглашала на площадку АЭС. Каких-либо предложений о посещении Белорусской атомной электростанции литовскими специалистами для того, чтобы на месте оценить ее безопасность, к нам не поступало".

По мнению Ольги Козлович, выстроить конструктивный диалог с литовской стороной не удалось в связи с отсутствием обратной связи. Балтийская республика сделала ставку на необоснованные претензии, что только подтверждает наличие политического подтекста.

"Ни о каком поспешном запуске БелаЭС, как это утверждается в заявлениях Литвы, не может идти и речи. Предпусковые операции ведутся в строгом соответствии с графиком этапных программ под жестким контролем Госатомнадзора и других надзорных органов", - подчеркнула пресс-секретарь.

Добровольный контроль

Белорусская сторона настаивает, что российский проект строительства атомной станции под Островцом отвечает всем требованиям, которые предъявляются к безопасности, что неоднократно подтверждалось экспертами международных комиссий, в том числе МАГАТЭ, ВАО АЭС.

"Каких-либо недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока станции, не выявлено. Беларусь также выстроила согласованную систему взаимодействия с Европейской комиссией и Европейской группой регуляторов ядерной безопасности", - напомнили в пресс-службе Минэнерго.

Беларусь взяла на себя обязательства добровольно выполнить стресс-тесты, которые считаются еще одним дополнительным инструментом, обеспечивающим ядерную безопасность.

В настоящее время идет реализации национального плана действий по итогам стресс-тестов, который обобщил как рекомендации по результатам национальной экспертизы, так и рекомендации экспертов европейской партнерской проверки. Предусмотренные планом дополнительные системы и оборудование для обеспечения безопасности уже установлены.

"Остальные мероприятия, а это в основном исследовательские и экспертные работы, будут реализовываться поэтапно, в соответствии с нацпланом", - резюмировала Ольга Козлович.

Безопасность высшего порядка

Напомним, ранее в Минэнерго сообщили, что первый энергоблок БелАЭС готов на 98%. Проведена загрузка свежего ядерного топлива в активную зону реактора, выполнены гидроиспытания. Сейчас на завершающей стадии находится этап физического пуска, когда реакторная установка выведена на минимально контролируемый уровень мощности. В ноябре начнется энергетический пуск первого блока, т.е. производство первых киловатт-часов с выдачей их в энергосистему страны. Ввод энергоблока в эксплуатацию планируется в первом квартале 2021 года.

Белорусская АЭС – крупнейший российско-белорусский экономический проект, генподрядчиком ее строительства является "Атомстройэкспорт" (входит в "Росатом"). Станция с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной установленной электрической мощностью 2400 МВт сооружается в Островце (Гродненская область). Для первой в стране АЭС выбран передовой российский проект поколения 3+, который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ по безопасности. Ввод в промышленную эксплуатацию энергоблока №2 запланирован на 2022 год.

Читайте также:

679
Теги:
Министерство энергетики Беларуси, БелАЭС, Литва, Беларусь
Темы:
БелАЭС в Островце (516)

ЛЭП на закате

Белэнерго: потребление электроэнергии к 2025 году возрастет на 15%

6
(обновлено 21:37 02.12.2020)
Только за 10 месяцев 2020 года поступило более 20 тысяч запросов на подключение электроустановок индивидуальных жилых домов к электросетям для отопления и горячего водоснабжения.

МИНСК, 2 дек - Sputnik. Потребление электроэнергии к 2025 году составит около 44 млрд кВт⋅ч, такой прогноз обнародовало Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго".

"Если в 2019 году объем потребления электроэнергии в целом по стране составил 38 млрд кВт⋅ч, то к концу 2025 году мы планируем выйти примерно на 44 млрд кВт⋅ч, а к 2030 году – на 47 млрд. кВт⋅ч", – сообщил министр энергетики Виктор Каранкевич на встрече с трудовым коллективом РУП "Белэнергосетьпроект".

Таким образом, в сравнении с 2019 годом потребление электроэнергии к концу 2025-го возрастет на 22,38%.

Ожидается, что для увеличения потребления электроэнергии предприятия реального сектора экономики будут выполнять межотраслевой комплекс мер по увеличению электропотребления до 2025 года. Кроме того, в разработке находится еще один проект, направленный на то, чтобы население потребляло больше электроэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения.

Как рассказал министр энергетики, за 2019 год было зарегистрировано около 17 тысяч запросов на выдачу технических условий на подключение электроустановок индивидуальных жилых домов к электросетям для отопления и горячего водоснабжения, из которых было удовлетворено 11 тысяч. В 2020-м только с января по октябрь таких заявок было уже больше 20,2 тысячи, удовлетворено из них –  около 16 тысяч. 

Кроме того, планируется увеличить число многоэтажных электрифицированных домов.

И наконец, еще одно перспективное направление – развитие электротранспорта. Сегодня в Беларуси более 1,2 тысячи электромобилей. В 2019 году они потребили электроэнергии в объеме около 3,8 млн. кВт⋅ч, за 10 месяцев 2020-го – 6 млн. кВт⋅ч.

6
Теги:
электроэнергия, Министерство энергетики Беларуси, Белэнерго
Добыча нефти

Эксперт оценил нефтяные перспективы Минска: диверсификация и экспорт

67
(обновлено 18:27 02.12.2020)
Белорусские власти занимаются модернизацией нефтехимического комплекса и стремятся минимизировать потери, связанные со сложностями в поставках российской нефти, возникшие в начале 2020 года.

МИНСК, 2 дек – Sputnik. Если Беларусь решит продолжать заниматься диверсификацией, то Россия не будет в обиде, заявил в МПЦ Sputnik главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика" Борис Марцинкевич, передает корреспондент Sputnik.

Ранее в январе 20202 года на специальном совещании, посвященном поставкам нефти, президент республики Александр Лукашенко заявил, что нужно диверсифицировать источники. При этом поставки должны идти на 30-40% с России, 30% с Балтики и 30% через Украину.

Вопрос выгоды для Беларуси

"Вопрос диверсификации, который был поднят в начале года, на самом деле эмоциональный. Сейчас уже есть оценки министерства финансов Беларуси, что недополучена прибыль около 1 миллиарда долларов в связи с тем, что весной происходило", - напомнил российский эксперт.

По его словам, оба белорусских НПЗ перерабатывают не только тяжелую сернистую нефть марки Urals, которая поступает по трубопроводам, но и легкую нефть.

"Если Беларусь решит продолжать заниматься диверсификацией, то Россия не будет в обиде. По той причине, что Россия участвует в соглашении ОПЕК+ по сокращению объемов добычи. Соответственно легкие сорта нефти, которые необходимы белорусским НПЗ, поступали не по "Дружбе", а по железной дороге", - отметил Борис Марцинкевич.

При этом он констатировал, что такие поставки были не очень выгодны ни российским, ни белорусским предприятиям. На них поставлялся сорт нефти Sibirian Light, который шел из Западной Сибири, а это достаточно большие расстояния. Отсутствие экспортных пошлин не радовало российский бюджет.

Эксперт также обратил внимание, что на белорусские НПЗ в текущем году поступала нефть из Азербайджана, США, Норвегии, Саудовской Аравии. В связи с этим для России ничего страшного не наступило. Потому что легкую нефть из Сибири можно было поставлять туда, где был спрос.

"Вопрос насколько это выгодно Беларуси с учетом всех перевалок (нефти), которые необходимо выполнить, нужно фрахтовать суда, в случае с южным маршрутом нужно прокачивать нефть через (трубопровод) Одессу-Броды", - задал риторический вопрос Борис Марцинкевич.

Диверсификация экспорта

Российский эксперт подчеркнул, что в случае, если Беларусь будет переводить свой экспорт нефтепродуктов с портов балтийских республик на Усть-Лугу, увеличится транспортное плечо на значительное расстояние.

При этом до конца непонятно, как отреагирует на предложение предоставить льготы РЖД, учитывая объемы, которые может дать белорусская сторона.

"Во всех российских портах на побережье Балтийского моря работают частные стивидорные компании. Как бы здесь не выглядели межгосударственные отношения, предстоит выяснить, как выстроить отношения с частниками, которые сотрудничают с портом", - особо отметил Борис Марцинкевич.

ОАО Гомельтранснефть Дружба
© Photo : ОАО "Гомельтранснефть Дружба"

После чего напомнил, что белорусская сторона обозначила готовность приобрести нефтяной терминал в России. Возможно, это было бы самым рациональным решением, чем каждый раз выяснять отношения с частными стивидорными компаниями.

"Тогда это было бы больше похоже на межгосударственный проект. Российская железная дорога – это государственная компания. Если Беларусь, используя возможности РЖД, довозит до своего терминала, то, что переработано на белорусских НПЗ, может это было бы стройнее", - предположил он.

Российский эксперт также обратил внимание, что договоренности о перевалке белорусских нефтепродуктов в литовском порте в Клайпеде заканчиваются в 2023 году, что является еще одной из причин, почему все движется не так быстро, как хотелось бы.

"Если Беларусь откажется от использования мощностей Клайпеды, соответственно возникают неустойки, штрафные санкции, которые платить вряд ли кому-то хочется", - констатировал он.

Борис Марцинкевич резюмировал это словами, что заявить о желании переваливать нефтепродукты через российские порты можно быстро, а выстраивать под это бизнес-модель куда сложнее.

Читайте также:

67
Теги:
экспорт, Беларусь, нефть