Вагон грузового поезда на железной дороге, архивное фото

"Входной" контроль: ЕЭК утвердила критерии ж/д перевозок в пандемию

125
(обновлено 14:06 20.01.2021)
Международных пассажироперевозок из Беларуси нет с марта 2020-го, решения о возобновлении сообщения между странами ЕАЭС должны приниматься на национальном уровне.

МИНСК, 20 янв – Sputnik. Евразийская экономическая комиссия утвердила критерии для пассажирских железнодорожных перевозок в пандемию коронавируса, сообщила во время брифинга помощник главы комиссии ЕЭК Ия Малкина.

Документ содержит предложения по организации работы на железнодорожных составах и вокзалах. Так, рекомендуется организовать температурный "входной" контроль, обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания и перчатками, организовать обработку рук антисептиком, соблюдать социальное дистанцирование и разделять потоки движения пассажиров.

Малкина подчеркнула, что конкретные решения о возобновлении транспортного сообщения между странами ЕАЭС должны приниматься на национальном уровне, а комиссия со своей стороны только предлагает критерии, при выполнении которых сообщение может быть возобновлено.

Судьба "Ласточки"

С марта Россия и другие соседние страны остановили железнодорожное сообщение с Беларусью. На сегодня ситуация не изменилась – международных пассажироперевозок по-прежнему нет.

Между тем, еще в прошлом году РЖД и БЖД договорились о назначении двух пар скоростных электропоездов "Ласточка" между Москвой и Минском. Запустить электропоезда собирались, когда будут сняты все ограничения на железнодорожные поездки. Первая "Ласточка" между двумя столицами уже стояла в расписании на 12 декабря, однако билеты так и не поступили в продажу.

На запуск поездов, как обещается, потребуется три дня. Осталось только дождаться открытия границ. При этом российские железнодорожники подчеркивают, что не ожидают восстановления международного сообщения в январе.

Читайте также:

125
Теги:
грузоперевозки, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
Логотип системы Swift

Без паники: грозит ли Беларуси отключение от SWIFT?

6063
(обновлено 16:09 11.06.2021)
Резолюция Европарламента по Беларуси заставила снова говорить о возможном отключении от SWIFT – системе всемирных межбанковских финансовых каналов связи.

МИНСК, 13 июня – Sputnik. Большинство покупок на зарубежных интернет-площадках и переводов из-за границы проходят через SWIFT. Насколько реально отключение, и что делать белорусам?

Sputnik обратился за комментариями к кандидату экономических наук, доценту Вячеславу Ярошевичу.

SWIFT – значит "быстрый"

Если искать положительные моменты в происходящем, то можно признать, что ситуация заставляют белорусов набираться финансовой грамотности. Лексика пополняется новыми терминами, приходиться разбираться в процессах, на которые ранее не обращали внимания.

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) – "Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи", систему основали в 1973 году для банков с целью пересылки зашифрованных сообщений о денежных переводах и других финансовых операциях.

Аббревиатура обыгрывает английское прилагательное swift – "быстрый". Скорость – одно из преимуществ технологии – обеспечивается тем, что к системе подключены банки более 200 стран, а шифрование гарантирует высокую степень безопасности.

Показательные решения уже приняты

О возможном отключении заговорили осенью прошлого года, но тогда многие эксперты считали это маловероятным. Решения и не последовало. Насколько реально это сейчас? С этим вопросом Sputnik обратился к кандидату экономических наук, доценту Вячеславу Ярошевичу.

"Думаю, вероятность такая же, как и осенью. Мне кажется те шаги, которые Запад готов был сделать в отношении Беларуси в плане показательного наказания, уже предприняты в отношении "Белавиа" – страдают простые люди и целая отрасль", – заявил эксперт.

Собеседник отметил, что подобных инцидентов мало. Инициатива исходит от политиков, которые, на взгляд аналитика, большого веса в Европе не имеют.

"По крайней мере, это не инициатива Еврокомиссии, не инициатива, насколько я владею информацией, на уровне Совета ЕС. И тем более этого нет в повестке знаковых политических событий ближайших дней – саммита "Большой семерки" в Великобритании и переговоров Путина и Байдена", – отметил эксперт.

Ярошевич надеется, что этого не произойдет, потому что еще больше пострадают простые граждане, которые никакого отношения к политике не имеют.

Лучшая тактика – ничего не делать

Самые очевидные последствия для белорусских держателей Visa и MasterCard – перестанут работать банковские карточки. Собеседник сомневается, что SWIFT напрямую влияет на работу карт, но не исключает сговора.

Экономист рекомендует не поддаваться панике и считает самой лучшей тактикой в нынешних условиях – "ничего не делать", дождаться итогов встреч, в том числе президентов России и США.

"Беларусь – не какой-то ближневосточный режим, а европейская страна, и у нас есть мощный союзник в лице России, и даже Европа признает, что она вынуждена это учитывать", – подчеркнул Ярошевич.

Почему не переходят на альтернативные системы?

Когда говорят об угрозе отключения, вспоминают возможные альтернативы: СПФС в России, CIPS в Китае, INSTEX в Евросоюзе. Но по числу подключенных банков и инфраструктуре обслуживания эти сервисы уступают SWIFT.

"Поддержка альтернативных систем – это дорогое удовольствие, здесь много технических моментов и договорных обязательств. Если бы все было просто, сами россияне не использовали бы Visa или MasterCard", – объясняет аналитик.

С Китаем еще сложнее. По словам экономиста, "у них все свое", но КНР далеко, и это не доминирующий партнер в торговых взаимоотношениях Беларуси.

"Конечно, хотелось бы, чтобы распространение этих систем было более высоким. Но это как с "Белкарт" – благое начинание, но статистика последних лет говорит о снижении доли карточек национальной системы", – подчеркнул аналитик.

Собеседник предложил сравнение с продвижением национальной кухни Беларуси, посетовав на стремительный рост числа американских ресторанов быстрого питания, а не сети с традиционными белорусскими блюдами.

"Не хватает капитала, стратегии, может быть, компетенции и менеджмента, поэтому не развивается что-то свое, а развивается западное с откатанными десятилетиями технологиями продаж, с соответствующими деньгами и амбициями", – считает Ярошевич.

Имеет ли смысл отключать от SWIFT?

Сегодня единственная страна, полностью отключенная от SWIFT, – КНДР. Также ограничения введены в отношении некоторых банков Ирана. Но это никак не влияет на политические системы в этих государствах.

"Экономические санкции не действенны в современном мире, но популярны с точки зрения политики. Надо понимать: когда "Большая семерка" начиналась в 1970-е годы – это было 80% мировой экономики, спустя полвека – в два раза меньше. Запад переживает это болезненно, в том числе поэтому, возможно, следует такая реакция", – заметил экономист.

Ярошевич обратил внимание на принятый закон в Китае – о противодействии иностранным санкциям. Эксперт считает, что Пекин может стать реальным конкурентом коллективному Западу. Европа и США рискуют наступить на свои же грабли. И экономические войны, инициированные Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном, могут иметь противоположный эффект, на который западные страны не рассчитывали.

Читайте также:

6063
Теги:
санкции, Беларусь, SWIFT
Темы:
Отключение Беларуси от SWIFT
Глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск

Беларусь предложила Илону Маску построить завод Tesla

34201
(обновлено 20:01 12.06.2021)
Глава "Великого камня" уверен, что парк может стать отличным местом для реализации "самых безумных инвестиционных проектов".

МИНСК, 12 июн – Sputnik. Глава белорусско-китайского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко предложил бизнесмену, владельцу компаний Tesla и SpaceX Илону Маску открыть завод по производству электромобилей в парке. Об этом он заявил в эфире телеканала "Беларусь 1".

"Слышал, что в России Илон Маск рассматривает площадку (для строительства завода - Sputnik). Пользуясь случаем, я хотел бы предложить, опять же это Евразийское пространство, расположить такой завод по выпуску электромобилей в парке "Великий камень". Почему нет?" – сказал Ярошенко.

"Да, это может быть фантазией в каком-то смысле. Но это перспективная фантазия", - добавил глава "Великого камня".

По его словам, "любой проект, любой страны мира может рассмотреть эту площадку как реализацию своих самых, самых безумных инвестиционных проектов".

Напомним, 21 мая Маск заявил, что Tesla скоро может выйти на российский рынок, а также создать в стране собственное производство. Минпромторг РФ пригласил бизнесмена в Москву для обсуждения строительства завода компании в РФ. Главы Калужской, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Удмуртии сразу после этого предложили Маску начать инвестировать в Россию с их регионов.

34201
Теги:
Tesla motors, Белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень", Илон Маск, Беларусь
Новак Джокович с кубком

Новак Джокович во второй раз победил на "Ролан Гаррос"

0
Сербский спортсмен чудом сумел отыграться после того, как уступил греку Циципасу два первых сета.

МИНСК, 13 июн – Sputnik. Сербский спортсмен Новак Джокович дважды стал победителем Открытого чемпионата Франции – теннисного турнира "Ролан Гаррос", передает Sputnik.

В финале серб, являющийся сейчас первой ракеткой мира, победил теннисиста из Греции Стефаноса Циципаса (5 АТР).

В первом сете Джокович уступил на тай-брейке 6:7 (6:8), затем второй – 2:6, но выиграл три последующих (6:3, 6:2, 6:4). Встреча между спортсменами продолжалась более четырех часов.

Ранее Джокович побеждал на "Ролан Гаррос" один раз – в 2016-м. Всего в копилке серба стало 19 титулов в одиночном разряде на турнирах Большого шлема.

Читайте также:

0
Теги:
Ролан Гаррос, теннис, Париж