Маршрутное такси в Минске, архивное фото

Докатились! Цена пандемии и протестов для минской маршрутки

1162
(обновлено 10:11 19.02.2021)
Пассажиропоток в минских маршрутках сократился в два раза, в регионах - и того больше. Как оказалось - виновата здесь не только пандемия. И что с ценами на проезд?

МИНСК, 19 фев – Sputnik. Снижение пассажиропотока, падение выручки, закредитованность по автомобилям и сложные переговоры с властями по президентскому указу №143, который предусматривает льготы госпредприятиям и частникам в пандемийные времена, это не весь "набор прелестей", с которыми сейчас сталкиваются маршрутчики.

Проблемы испытывают те, кто занимается извозом в городах, и те, кто возит людей по стране. При этом все ждут, когда времена коронавирусного упадка закончатся. А когда они закончатся – не известно никому. Корреспондент Sputnik Денис Кошелев попытался разобраться в том, что ждет минские маршрутки в ближайшее время.

Без локдауна – и слава богу!

Водитель Владимир работает на одном из загруженных столичных маршрутов. Его микроавтобус Mercedes пересекает весь город, связывая 20-километровую линию десятками остановок, – из "Малиновки" до "Зеленого луга".

В профессии Владимир больше 15 лет. И почти все это время управляет пассажирской маршруткой. Таких "убыточных" времен и не помнит. Хотя в момент общения в маршрутке все места были заполнены.

"Это время такое, утреннее. Потом полупустым буду ездить до обеда. Но если подытоживать за последние месяцы – людей меньше в маршрутках стало. И это повезло, что у нас в стране не было карантина этого, локдаун или как там его называют. Если бы закрыли все – думаю, пришлось бы несладко, искал бы новую работу", - рассказывает собеседник.

Владимир поясняет, что его ситуация еще "цветочки". Потому что он лишь наемный работник.

"Мои знакомые занимаются извозом в регионах. Им вообще тяжко – машины в лизинг взяли. А отдавать долги-то нечем! Кто ездил в регионы? Дети, студенты. А там, в деревнях, у многих пожилые родители, родственники. Коронавирус привезти им? Потому у тех вообще пассажиропоток упал. Хоты ты закрывайся", – возмущенно размахивает руками Владимир на стоянке конечной станции.

Кто-то из пригородов ездил в столицу на работу, пандемия пришла – многие организации ушли на удаленку, а кто-то вообще сократил штат. От этого тоже маршрутки пустеют, говорит водитель. В итоге падают выручки.

"Если раньше под 400 рублей за сутки выходило, то сейчас, дай бог, чтобы 200", – подытоживает беседу Владимир.

Ничто не предвещало беды

В начале прошлого года маршрутчики были уверены: пандемия пройдет быстро. Мол, в этой теме больше паники, нежели реальной угрозы. Но угрозу – уже своему бизнесу – перевозчики почувствовали в апреле, когда даже в Минске пассажиропоток упал в два раза.

"Это было ужасное время. У некоторых наших перевозчиков объем пассажиропотока сократился и вовсе на 80%. Это огромные цифры. Если вспомните – на волне пандемии весной даже в метро было свободно. Многие люди испугались неизвестной болезни", - рассказала председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерина Станкевич.

По мнению Екатерины, выручки от перевозок тоже сократились. Но с кредитами на машины как-то разобрались. Лизинговые компании, которые давали частникам транспорт, шли на уступки. В частном порядке снижали объемы платежей, растягивали сроки, давали отсрочки. Помогла и банальная коллежская выручка.

"Помогали друг другу – кто с ремонтом, кто деньгами на ремонт, на выплату налогов одалживали. Кто-то, чтобы не обанкротиться – продавал часть машин", - отметила глава АППП.

По ее словам, маршрутчики шли на риск – и не снижали количества рейсов, несмотря на падение пассажиропотока. Чтобы соблюсти так называемую социальную дистанцию. Пусть и в ущерб себе. Извозчики ждали поддержки государства. И она пришла.

Остаться на плаву - указ № 143

Президентский указ "О поддержке экономики" подписан 24 апреля 2020 г. Главная задача документа – минимизировать влияние на экономику мировой эпидемиологической ситуации.

"К самому указу вопросов нет. Но есть вопросы к его применению. Все дали на откуп местным органам власти. В том числе и решение по отсрочке налоговых платежей. И если один исполком принимал положительное решение для перевозчика в течение 3 недель, без всяких проблем, то другой – в течение трех месяцев. В момент, когда нужно помогать, нам фактически ставили палки в колеса", – заметила Станкевич.

По мнению эксперта, платить налоги многим частникам было не из чего. Выручки ведь минимальные. Купить запчасти, заправить бак автомобиля. Даже крупные компании с многолетней безупречной репутацией ушли в "двоечники", получали предупреждения от контролирующих органов.

"Был случай, когда пытались отнять у водителя на диспетчерской выручку в счет погашения долга по налогам. Были административные взыскания. Это непонятно, обидно, потому что налоги всегда ж платились исправно – и в тот момент, когда нам нужна была поддержка, мы ее толком не получили", – рассказали в АППП.

Пассажир без маски – штраф водителю

Как только в Минске ввели масочный режим – в маршрутках это правило тоже ввели.

Вход в транспорт только в средстве индивидуальной защиты. Проезд – тоже в нем. Но за маски, оказалось, пассажир ответственности не несет. То есть водитель должен и контролировать, чтобы все пассажиры были в масках, и главное – транспортом управлять.

Маршрутчики жалуются на падение пассажиропотока по многим причинам
© Sputnik / Виктор Толочко
Маршрутчики жалуются на падение пассажиропотока по многим причинам

"Если пассажир едет без маски, то водитель и перевозчик заплатит штраф. Вплоть до расторжения договора. И были случаи – штрафовали. По пять базовых выписывали", - уточняет эксперт.

И тут начался август…

Ситуация на рынке перевозок стала улучшаться летом. Пандемия, вроде бы, стала отступать. Минздрав рапортовал о рекордно низких суточных случаях заболеваемости. Граждане возвращались к нормальной жизни, которая была до коронавируса.

Но наступил август, а после выборов начались акции протеста, самые массовые из которых проходили в Минске. С конца лета и до конца осени по выходным в столице транспорт работал с перебоями. Как наземный, так и подземный. Досталось и маршруткам.

К примеру, на одном маршруте в один будний день выполнялось 30 рейсов, а по выходным только девять.

На помощь милиции

Все водители маршрутных такси – военнообязанные. А транспортные предприятия относятся к категории тех, кого могут задействовать госорганы в случае ЧС. В итоге задействовала маршрутки в своих целях белорусская милиция.

"Закон есть закон, мы его исполняем. Некоторые компании давали машины для транспортировки  правоохранителей. И что в итоге вышло? Во время акций некоторые авто повредили митингующие: выбили стекла, помяли кузова. Машины милиция вернула, но кто оплатил ремонт? Страховые компании заявили – не их случай. Маршрутчики в итоге ремонтировали технику за свой счет. А за что, когда прибылей нет", - сообщила подробности руководитель Ассоциации пассажирских перевозок.

По мнению экспертов, сложившаяся ситуация не дает транспортникам "оклематься". Пассажиропоток хоть и вырос к зиме, но все же не достиг допандемийных времен.

Нужна господдержка

В Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров просят власти дать возможность транспортникам делать материальные выплаты сотрудникам до взноса ФСЗН. Нынешними нормами этого делать нельзя. Это значит, если налог не уплачен, выплачивать зарплату тому же водителю –  нарушение. Также транспортники просят органы исполнительной власти чаще давать рассрочки налоговых платежей.

"Мы не просим отменить налоги, списать их. Дайте нам возможность меньшими кусками их платить в непростое время. Компании продолжат работу на рынке, а бюджет все равно получит причитающиеся деньги. Главное – снизить долговое бремя. Чтобы транспортные компании могли спокойно работать, а не ждать предписаний и штрафов, и думать о своем закрытии", – считают в АППП.

По словам главы ассоциации, в пандемию транспортные компании не закрылись, но работают с "пробуксовкой.

Прибыль в 0%

Антон в этом бизнесе работает 17 лет. На его памяти, труднее нынешних времен был 2011-й, когда государство держало цены на проезд. Но затраты росли, росла и инфляция.

Сегодня ситуация несколько схожа с той, что была 10 лет назад, но отличается, как говорится, своим происхождением.

"Мы относимся к этому с пониманием. Потому что коронавирус – не чья-то выдумка. У меня три крупных маршрута в Минске, прибыли они не приносят, но и убытков тоже", - поясняет Антон, владелец транспортной компании. Свое имя он попросил изменить.

Пассажиропоток на маршрутах Антона и сейчас снижен на 20%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.

Поможет маршрутчикам только время, в этом уверены они сами
© Sputnik / Виктор Толочко
Поможет маршрутчикам только время, в этом уверены они сами

"Работаем в ноль. Как-то выкручиваемся. И не за счет повышения стоимости билета", – уточняет владелец компании.

Билет по цене литра солярки

По его словам, есть "золотое правило" – билет на проезд в маршрутке должен быть по цене литра солярки. Это такой вот "золотой стандарт", хорошо проверенный за годы работы в бизнесе.

"В такой ситуации и пассажиры довольны, и сами маршрутчики получают какую-то прибыль", – уверен Антон.

С его слов, цены на стоимость билетов в Минске формируют сами частники. Главное, сделать калькуляцию и предоставить обоснование в Минтранс.

Стоимость одного билета по маршруту через весь город у Антона – 1 рубль 70 копеек. Из спального района до центра – 1 рубль 40 копеек.

"Тут не поднимать цену необходимо, а понижать. Пассажиропоток не восстановлен же. Но понизить стоимость не получится, люди не поедут, а затраты на обслуживание велики", - считает владелец автокомпании.

Спасаться в сложившейся ситуации приходится путем оптимизации – то есть сокращения количества машин на маршруте.

"Если раньше ездило 10 единиц, то сейчас семь", - отмечает Антон.

Что дальше?

Частные извозчики считают, что изменит ситуацию к лучшему в данном случае, как ни удивительно, только время.

Больших доходов в транспортном бизнесе не бывает, сфера затратная. А потому, чтобы выйти на уровень перевозок 2019-го, в том числе и по прибылям, нужно как минимум год, если не два. Да и коронавирус еще не ушел. И уйдет ли?

1162
Теги:
протесты, пандемия, маршрутное такси
Темы:
Новости Минска (1354)
Глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск

Беларусь предложила Илону Маску построить завод Tesla

26102
(обновлено 20:01 12.06.2021)
Глава "Великого камня" уверен, что парк может стать отличным местом для реализации "самых безумных инвестиционных проектов".

МИНСК, 12 июн – Sputnik. Глава белорусско-китайского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко предложил бизнесмену, владельцу компаний Tesla и SpaceX Илону Маску открыть завод по производству электромобилей в парке. Об этом он заявил в эфире телеканала "Беларусь 1".

"Слышал, что в России Илон Маск рассматривает площадку (для строительства завода - Sputnik). Пользуясь случаем, я хотел бы предложить, опять же это Евразийское пространство, расположить такой завод по выпуску электромобилей в парке "Великий камень". Почему нет?" – сказал Ярошенко.

"Да, это может быть фантазией в каком-то смысле. Но это перспективная фантазия", - добавил глава "Великого камня".

По его словам, "любой проект, любой страны мира может рассмотреть эту площадку как реализацию своих самых, самых безумных инвестиционных проектов".

Напомним, 21 мая Маск заявил, что Tesla скоро может выйти на российский рынок, а также создать в стране собственное производство. Минпромторг РФ пригласил бизнесмена в Москву для обсуждения строительства завода компании в РФ. Главы Калужской, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Удмуртии сразу после этого предложили Маску начать инвестировать в Россию с их регионов.

26102
Теги:
Tesla motors, Белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень", Илон Маск, Беларусь
БелАЭС

В Минэнерго оценили экономию валюты с вводом в строй БелАЭС

6278
(обновлено 09:52 12.06.2021)
С момента запуска первого энергоблока АЭС Беларусь уже сэкономила $100 млн на закупках газа, в перспективе экономия составит до $550 млн.

МИНСК, 12 июня ― Sputnik. Ввод в строй двух энергоблоков БелАЭС позволит снизить валютную нагрузку более чем на полмиллиарда долларов в год, заявил накануне заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в эфире "Беларусь 1".

"С учетом того, что станция перешла работать в режим промышленной эксплуатации, экономический эффект снижения валютной нагрузки на страну в год составит порядка $550 млн", - сообщил замминистра.

С момента включения в энергосистему первого блока атомной станции БелАЭС выработала уже 2,9 млрд кВт·ч электроэнергии, этот объем энергии "позволил стране сэкономить валюты более чем на $100 млн, мы не закупали импортированный природный газ для выработки электроэнергии", добавил представитель ведомства.

Потребление растет

Замминистра сообщил также о растущем потреблении электроэнергии населением . С начала года в энергоснабжающие организации было подано более 6,5 тысяч заявок от граждан о выдаче технических условий на подключение жилых домов к электросетям для отопления и горячего водоснабжения, около 5 тысяч заявок уже удовлетворены, добавил Михадюк.

Чтобы увеличить возможности использования электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения жилфонда, будут вдвое увеличены сроки модернизации линий электропередачи, сообщил замминистра. Также продолжится электрификация многоквартирных жилых домов, к концу пятилетки планируют построить около 2 млн. кв.м такого жилья.

Напомним, пуск первого энергоблока АЭС состоялся в августе 2020 года. 22 декабря начался этап опытно-промышленной эксплуатации, в середине января первый энергоблок был выведен на 100% мощности. Ввод в эксплуатацию второго блока запланирован на первое полугодии 2022 года.

Читайте также:

6278
Теги:
валюта, Минэнерго, БелАЭС, Беларусь
Темы:
БелАЭС в Островце
Джозеф Байден

Невежество и высокомерие: в сети оценили нарушение Байденом протокола на G7

0
(обновлено 13:57 13.06.2021)
Предыдущий президент США неоднократно ранее был замечен за нарушением требований королевского протокола - и вот теперь действующий глава государства снова пошел против правил: Байден c супругой прибыли позже Елизаветы II.

Американский президент Байден и его жена Джилл прибыли на саммит G7, который проходил в английском графстве Корнуолл, позже королевы Елизаветы II.

По королевском протоколу, члены монаршей семьи прибывают на мероприятие последними, однако на международном мероприятии глава США решил нарушить требования протокола.

При этом сама королева не отреагировала на произошедшее, но случившееся не прошло мимо поклонников британской королевской семьи.

Читатели издания Daily Express высказались о курьезном случае с президентом США Джо Байденом.

"Это явно не выглядело как жест уважения в адрес главы нашего государства. Он гость и должен соблюдать правила, кем бы он ни был", "Американцы ждали Байдена 180 лет, она (королева) может подождать пару минут", "Невежество. Высокомерие. Сочетание того и другого с примесью старости" – такие отзывы оставили читатели.

Напомним, что предыдущий американский президент Дональд Трамп также неоднократно был замечен за нарушением королевского протокола. В частности, во время визита в Великобританию в 2019 году он похлопал Елизавету II по плечу, а в 2018 году во время прохождения мимо гвардейцев в Лондоне глава США, проходя перед строем гвардейцев, оттеснил королеву.

Читайте также:

 

0