Нацбанк Беларуси

Нацбанк повышает ставку рефинансирования

7075
(обновлено 12:02 14.04.2021)
Ключевой для белорусской экономики показатель последний раз менялся в июле 2020 года – с тех пор ставка была на уровне 7,75%.

МИНСК, 14 апр – Sputnik. Ставка рефинансирования в Беларуси повышается до 8,5% годовых с 21 апреля, такое решение принято правлением Нацбанка Беларуси в среду, сообщили в пресс-службе регулятора.

"Соответствующие решения приняты с учетом комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на текущую и будущую динамику потребительских цен", - отметили там.

В Нацбанке пояснили, что решение о повышении ставки рефинансирования на 75 базисных пунктов принято "с целью ограничения проинфляционных рисков и усиления мер в области контроля над денежным предложением".

Таким образом, ставка по кредиту овернайт будет 9,5% годовых, ставка по депозиту овернайт – 7,5% годовых.

Инфляция и ожидания

В конце 2020 года инфляционные процессы в республике ускорились - это обусловлено ослаблением белорусского рубля, а также шоками предложения на рынках отдельных продовольственных товаров.

В начале 2021-го инфляция продолжила рост из-за влияния повышения мировых цен на продовольственные товары, а также на импортируемые непродовольственные товары, стоимость которых для потребителя увеличилась по причине возрастания логистических затрат и перебоев с поставками в связи с пандемией коронавируса.

Дополнительное проинфляционное влияние на внутреннем рынке Беларуси сформировалось в связи с отменой льгот по налогу на добавленную стоимость. Расширился перечень товаров и услуг потребительской корзины, цены на которые стали расти более высокими темпами. По итогам марта 2021 года прирост потребительских цен составил 8,5% в годовом выражении.

В пресс-службе регулятора подчеркнули, что для ограничения инфляции Нацбанк принял ряд мер, призванных усилить контроль за денежным предложением.

В мировой экономике в ближайшей перспективе ожидается повышенный инфляционный фон, что вызвано проведением стимулирующей денежно-кредитной политики рядом развитых стран. Высокой также ожидается инфляция в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси. В частности, по прогнозам Банка России, рост потребительских цен в Российской Федерации замедлится до целевых ориентиров не ранее первой половины 2022 года.

В то же время несколько ограничит инфляцию слабый потребительский и инвестиционный спрос внутри страны.

Поэтому, учитывая влияние всех факторов, уже начиная с II квартала этого года можно прогнозировать снижение квартальных темпов роста потребительских цен. При этом произошедшее ранее ускорение будет отражаться в годовой инфляции до конца текущего года. Как ожидается, годовой темп роста цен во II квартале по сравнению с текущим значением увеличится, и к концу этого года снизится. В декабре 2021 года прирост потребительских цен оценивается в размере около 7%.

В дальнейшем годовая инфляция продолжит замедляться, и с II квартала 2022-го оценивается на уровне среднесрочного целевого ориентира, что составляет около 5%.

В Нацбанке отметили, что при рассмотрении вопросов по денежно-кредитной политике по-прежнему будет руководствоваться необходимостью поддержания стабильности цен. Принимаемые решения будут основываться на всестороннем анализе внешних и внутренних факторов, учитывая  продолжительность их влияния и возможные вторичные эффекты, а также на оценку инфляционных рисков.

Самая низкая ставка

Ставка рефинансирования с июля 2020-го была самой низкой в истории для отечественной банковской системы – 7,75 процентных пункта. На этом уровне ключевой для белорусской экономики показатель продержался 9 месяцев. Самая высокая ставка – 17,55% - была установлена в январе 2017-го.

Читайте также:

7075
Теги:
Ставка рефинансирования, Нацбанк
Заправка автомобиля дизельным топливом, архивное фото

Цены на дизтопливо рекордно растут в России: чего ждать белорусам?

19
(обновлено 15:19 18.06.2021)
По итогам торговой сессии стоимость дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 руб. за тонну. Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца она выросла на 2,21%, а с мая – примерно на 5%.

С чем связано такое увеличение стоимости на дизельное топливо, и стоит ли теперь странам ЕАЭС опасаться роста цен - Sputnik узнал у экспертов.

- С чем связан такой рост стоимости, учитывая, что по данным Минэнерго России объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, так что сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков – тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Несмотря на то, что на этот период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются, в свою очередь, купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение – сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, поэтому те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021-й год имеет свою специфику. Прежде всего, это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с $50 до почти $75 за баррель. То есть в 1,5 раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом. Поправлю – не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства – невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться – например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на 1%), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

- Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе и логистические, в конечном итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы – пересматриваются в ту или другую сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер – запрет экспорта и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

- Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли странам Союза готовиться к росту цен на топливо?

- Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

- Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немножко проще, нежели в России. В странах Союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет экспорта, регулирование цен… Конечно, рост цен на нефть и на моторное топливо будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, - Sputnik). То есть, экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для стран ЕАЭС - даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты - я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

19
Теги:
Россия, цена на топливо в Беларуси, ДТ (дизельное топливо)
Политический эксперт Семен Уралов

Уралов: Беларусь уязвима на западном рынке, и теперь капкан захлопывается

130
(обновлено 15:17 18.06.2021)
Российский политический эксперт рассказал, в чем главная причина введения санкций в отношении республики.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Беларусь остается единственной неподконтрольной точкой перемещения грузов между Европой и Азией, заявил политический эксперт Семен Уралов в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По словам Семена Уралова, санкции против Беларуси – это составляющая мощной экономической войны, которая развязана в том числе и против России. Нынешнее беспрецедентное экономическое и политическое давление во многом связано с решением президентов Беларуси и России углублять союзную интеграцию.

"В давлении есть два аспекта: это политический – продолжение неудавшегося мятежа прошлого года. И аспект политэкономический, который связан с тем, что Беларусь остается такой последней точкой входа в Европейский союз не только для России, но в том числе еще и для Китая", – рассказал Уралов.

События в стране в 2020 году, по мнению Уралова, были хорошо спланированы и организованы для того, чтобы перейти к еще более жестким экономическим мерам. Только в июне нынешнего года США ввели санкции в отношении девяти белорусских предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, а ЕС согласовал четвертый по счету пакет санкций, который может быть введен в действие уже 21 июня. 

"С моей точки зрения, если не было бы прошлогодних событий, было бы что-то другое. Чем воспользовались наши западноевропейские "братья"? Они дождались, когда Беларусь перенастроила свой экспорт по схеме 30-30-30. То есть стала уязвима от западных рынков, и теперь, в общем-то, капкан захлопывается", – пояснил Уралов.  

Экономическая формула 30-30-30 подразумевает равномерное распределение экспорта: треть товаров и услуг поставляется в страны ЕАЭС, еще треть — в страны Евросоюза и столько же – в государства-партнеры на других континентах, так называемой дальней дуги. Выход из кризиса эксперт видит в углублении интеграции с Россией, создании единого рынка товаров и услуг. Причем именно внутренний рынок должен быть приоритетом для национального капитала.

"Не нужно дублировать производства, нужно распределять какие-то квоты, должно быть участие в совместных программах импортозамещения.  А самое главное – выходить на рынки третьих стран, где наши капиталы уже могут быть союзными", – резюмировал Уралов.

Полную версию круглого стола на тему: "Новые санкции против Беларуси: прогнозируемые потери и пути выхода из экономического кризиса" смотрите на Sputnik Беларусь.

Читайте также: 

130
Теги:
санкции, Семен Уралов, Беларусь