Петербургский нефтяной терминал

Без российской нефти: переживет ли Беларусь санкции США?

9046
Грозит ли Беларуси дефицит бензина, как российские НПЗ могут перераспределить поставки нефти, и что в этом случае ждет "Нафтан", рассказали эксперты.

МИНСК, 30 апр - Sputnik, Никита Чикунов. Российские экспортеры нефти могут приостановить поставки на один из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов – они опасаются попасть под санкции США, действующие в отношении Беларуси.

Насколько вероятен такой сценарий, грозит ли республике в случае его реализации топливный кризис, и что будет с доходами страны от экспорта переработанной нефти, разбирался Sputnik.

Страшный сон нефтяников

С начала мая две крупнейшие российские нефтяные компании – "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" – временно приостановят поставки нефти на белорусский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) "Нафтан". Еще три экспортера ("Татнефть", "РуссНефть" и "Нефтиса") рассматривают такую возможность, однако окончательного решения еще не приняли. Об этом со ссылкой на собственные источники сообщило 27 апреля международное агентство Reuters.

В материале уточнялось, что нефтяные компании из России опасаются торговать с белорусскими предприятиями, попавшими под американские санкции. По этой причине объемы, которые поставлялись на "Нафтан", будут перенаправлены в российские морские порты для экспорта в европейские страны.

Напомним, 19 апреля США возобновили приостановленные в 2015 году санкции против девяти белорусских государственных компаний. Решение о возобновлении было принято из-за "игнорирования властями республики прав человека и невыполнения Беларусью своих международных обязательств в этой области". 

Под ограничения попали "Белорусский нефтяной торговый дом", "Белнефтехим", "Белнефтехим США", "Белшина", "Гродно Азот", "Гродно Химволокно", "Лакокраска", "Нафтан" и "Полоцк Стекловолокно". Любое сотрудничество американских компаний с этими предприятиями должно быть полностью прекращено к 3 июня 2021 года.

Хотя российские экспортеры не затронуты напрямую, определенный риск для контрагентов существует, ведь они могут попасть под так называемые вторичные санкции США. В блокировочный список включаются иностранные компании, которые пытаются обойти ограничения или заключают сделки в интересах санкционных лиц.

Самый простой способ избежать этого – прекратить поставки на "Нафтан".

Упомянутые в материале Reuters нефтяные компании из России отказались прокомментировать Sputnik вероятность такого сценария.

Однако, советник генерального директора компании "БалтТрансСервис" (оператор, занимающийся железнодорожными перевозками нефтеналивных грузов) Владимир Прокофьев подтвердил Sputnik, что российские нефтяники действительно опасаются возможного попадания под вторичные санкции.

"Я работаю со многими нефтяными компаниями. Некоторые представители к этой угрозе относятся очень аккуратно. Нефтяники, особенно крупные, не хотят попасть под американские санкции. Однако, об официальном решении о приостановке поставок российской нефти в Беларусь я пока не слышал", — говорит он.

Точку зрения об опасениях российских нефтяников разделяет и заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

"Санкционные риски есть. Крупнейшие российские поставщики нефти в Беларусь имеют довольно серьезные интересы на международном рынке. В те же европейские страны "Роснефть" поставляет больше сырья, чем на "Нафтан". Если США решат, что наши компании нарушают санкционный режим и накажут их, то негативные последствия могут быть серьезными, вплоть до потери ключевых рынков – если американцев поддержит Евросоюз", — замечает эксперт.

Кризиса не будет?

Согласно утвержденному между Москвой и Минском графику поставок нефти, в первом квартале текущего года на белорусские НПЗ должно быть отправлено 4,5 млн тонн сырья: на "Нафтан" — 2,25 млн тонн, на Мозырский завод — ровно столько же, в конце прошлого года сообщал ТАСС.

Если российские экспортеры ограничат поставки на "Нафтан", то переработкой нефти из России будет заниматься только Мозырский НПЗ. Это предприятие не попало в американский санкционный список, поскольку доля госсобственности в нем составляет меньше 50%.

В теории уменьшение производственных мощностей может создать угрозу топливного кризиса в Беларуси. Но в концерне "Белнефтехим" заверили, что рынок автомобильного топлива в республике в любом случае останется стабильным.

"Полная обеспеченность внутреннего рынка топливом и политика сдерживающего ценообразования останутся неизменными. Распространяемые в СМИ экспертные позиции о возможном дефиците и резком удорожании топлива носят провокационный характер", — рассказал Sputnik Беларусь пресс-секретарь концерна Александр Тищенко. 

Даже одного работающего завода достаточно для полного обеспечения потребностей внутреннего рынка республики, подтверждает заместитель руководителя направления "Экономика отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов. По его словам, страна потребляет около 40% производимого на местных НПЗ автобензина. Остальное отправляется на экспорт, преимущественно в страны вне ЕАЭС.

Ожидать резкого повышения стоимости бензина в Беларуси после возможного прекращения российских поставок на "Нафтан" действительно не стоит, добавляет Сергей Кондратьев.

"Если говорить о ценах на бензин, то серьезных проблем не будет. Те мощности, которые есть у республики на том же Мозырском НПЗ, позволяют полностью обеспечить внутренние потребности. Я очень сомневаюсь, что может возникнуть дефицит топлива", — поясняет он.

При самом негативном сценарии – когда спрос на топливо резко возрастет в несколько раз в сравнении с текущим – Беларусь сможет импортировать бензин из России, напоминает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко.

"Всегда возможно временное решение. Например, выпадающие объемы, которые не сможет перерабатывать "Нафтан", могут быть закрыты за счет поставок российского дизтоплива и бензина", — утверждает специалист.

С другой стороны, возможная приостановка российских поставок в Беларусь отразится на внешнеторговом балансе страны, потому что экспорт нефтепродуктов неизбежно сократится. Тогда в числе пострадавших окажется и Украина (за первые три месяца 2021 года 46,5% импортированного Киевом бензина было белорусского производства, - Sputnik), уточняет Сергей Колобанов.

"В Россию поставка моторных топлив из Беларуси в последние годы практически не осуществляется, а вот Украина является ключевым экспортным рынком для белорусской нефтепереработки и может пострадать наиболее ощутимо: в 2020 году туда направлялось около 40% экспорта бензина и дизтоплива и свыше 80% сжиженных углеводородных газов", — говорит он.

Убытки для "Нафтана"

В 2020 году годовая выручка белорусского "Нафтана" сократилась на фоне снижения поставок сырья в первом квартале и снижения цен на нефть и нефтепродукты. Прибыль предприятия снизилась на 15,5% — до 6,52 млрд белорусских рублей.

Полное прекращение поставок российской нефти, если оно случится, ухудшит и без того не лучшие финансовые показатели "Нафтана", считает Сергей Кондратьев. 

"Предприятию придется решать проблемы, связанные с покупкой сырья у других поставщиков, выбирать более сложные логистические маршруты. Эти факторы могут привести к тому, что "Нафтан" будет генерировать убытки. Я бы обратил внимание именно на финансовый аспект", — продолжает он.

Маловероятно, что поставщики из России просто перекроют трубопровод и "высушат" трубы, замечает Вячеслав Мищенко.

"Речь пойдет о перестройке логических цепочек. Если судить по опыту Крыма, то при риске попасть под санкции наши компании не "высвечивают" свои поставки. Очевидно, что компании, работающие на белорусском направлении, не будут заключать контракты напрямую, но это совсем не означает, что топливо идти в Беларусь не будет", — объясняет собеседник.

Поставки без "серых" схем

Необходимости изобретать новые маршруты поставок нефти в Беларуси нет, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его мнению, российские нефтяники научились работать в условиях санкционного давления.

"Риск, о котором написали в Reuters, пока очень абстрактный. Я считаю такой сценарий крайне маловероятным. Риск санкций существовал и существует, но мы пока не прекращали поставок в Беларусь", — подчеркивает он. 

Ограничения в отношении белорусских госпредприятий действовали с 2006 по 2015 год, напоминает Сергей Колобанов, но они не смогли прервать действовавшие тогда цепочки поставок нефти из России в Беларусь.

"Санкции распространяются только на физические и юридические лица, работающие на территории США. Основные проблемы были связаны с внешнеторговыми расчетами с "Белнефтехимом" и "Нафтаном" в долларах, которые в международных платежных системах проводятся через американские банки-корреспонденты. При этом поставки нефти из России на "Нафтан" в период 2007-2015 годов осуществлялись в полном объеме, действие санкций было практически ничтожным", — заключает эксперт.

Читайте также:

9046
Теги:
санкции, США, Россия, нефть
Темы:
Санкции против Беларуси (114)
Заправка автомобиля дизельным топливом, архивное фото

Цены на дизтопливо рекордно растут в России: чего ждать белорусам?

13
(обновлено 15:19 18.06.2021)
По итогам торговой сессии стоимость дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 руб. за тонну. Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца она выросла на 2,21%, а с мая – примерно на 5%.

С чем связано такое увеличение стоимости на дизельное топливо, и стоит ли теперь странам ЕАЭС опасаться роста цен - Sputnik узнал у экспертов.

- С чем связан такой рост стоимости, учитывая, что по данным Минэнерго России объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, так что сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков – тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Несмотря на то, что на этот период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются, в свою очередь, купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение – сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, поэтому те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021-й год имеет свою специфику. Прежде всего, это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с $50 до почти $75 за баррель. То есть в 1,5 раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом. Поправлю – не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства – невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться – например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на 1%), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

- Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе и логистические, в конечном итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы – пересматриваются в ту или другую сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер – запрет экспорта и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

- Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли странам Союза готовиться к росту цен на топливо?

- Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

- Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немножко проще, нежели в России. В странах Союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет экспорта, регулирование цен… Конечно, рост цен на нефть и на моторное топливо будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, - Sputnik). То есть, экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для стран ЕАЭС - даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты - я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

13
Теги:
Россия, цена на топливо в Беларуси, ДТ (дизельное топливо)
Политический эксперт Семен Уралов

Уралов: Беларусь уязвима на западном рынке, и теперь капкан захлопывается

113
(обновлено 15:17 18.06.2021)
Российский политический эксперт рассказал, в чем главная причина введения санкций в отношении республики.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Беларусь остается единственной неподконтрольной точкой перемещения грузов между Европой и Азией, заявил политический эксперт Семен Уралов в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По словам Семена Уралова, санкции против Беларуси – это составляющая мощной экономической войны, которая развязана в том числе и против России. Нынешнее беспрецедентное экономическое и политическое давление во многом связано с решением президентов Беларуси и России углублять союзную интеграцию.

"В давлении есть два аспекта: это политический – продолжение неудавшегося мятежа прошлого года. И аспект политэкономический, который связан с тем, что Беларусь остается такой последней точкой входа в Европейский союз не только для России, но в том числе еще и для Китая", – рассказал Уралов.

События в стране в 2020 году, по мнению Уралова, были хорошо спланированы и организованы для того, чтобы перейти к еще более жестким экономическим мерам. Только в июне нынешнего года США ввели санкции в отношении девяти белорусских предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, а ЕС согласовал четвертый по счету пакет санкций, который может быть введен в действие уже 21 июня. 

"С моей точки зрения, если не было бы прошлогодних событий, было бы что-то другое. Чем воспользовались наши западноевропейские "братья"? Они дождались, когда Беларусь перенастроила свой экспорт по схеме 30-30-30. То есть стала уязвима от западных рынков, и теперь, в общем-то, капкан захлопывается", – пояснил Уралов.  

Экономическая формула 30-30-30 подразумевает равномерное распределение экспорта: треть товаров и услуг поставляется в страны ЕАЭС, еще треть — в страны Евросоюза и столько же – в государства-партнеры на других континентах, так называемой дальней дуги. Выход из кризиса эксперт видит в углублении интеграции с Россией, создании единого рынка товаров и услуг. Причем именно внутренний рынок должен быть приоритетом для национального капитала.

"Не нужно дублировать производства, нужно распределять какие-то квоты, должно быть участие в совместных программах импортозамещения.  А самое главное – выходить на рынки третьих стран, где наши капиталы уже могут быть союзными", – резюмировал Уралов.

Полную версию круглого стола на тему: "Новые санкции против Беларуси: прогнозируемые потери и пути выхода из экономического кризиса" смотрите на Sputnik Беларусь.

Читайте также: 

113
Теги:
санкции, Семен Уралов, Беларусь