Мозырский речной порт

Мозырь-Херсон: первое судно с белорусским металлом отправилось на Украину

4783
(обновлено 09:53 03.06.2021)
В затоне реки Припять, где расположен Мозырский речной порт, еще пару дней назад шли погрузочные работы. Впервые для отправки на экспорт в страны Европы здесь грузили не калийные удобрения, песок или гранитный отсев, а металл, доставленный по железной дороге из Жлобина.

Продукцию Белорусского металлургического завода в пятницу 28 мая отправили в морской порт Одессы. Теплоход с 300 "лошадками" и нетипичным корабельным названием БТ-0683 взял на буксир две огромные баржи и впервые за девять лет отправился в путь.

Экспериментальный груз доставляет экипаж из семи человек. Корреспондент Sputnik Беларусь Станислав Лобатый побывал на погрузке и понаблюдал за подготовкой к отправке на Украину.

Первая погрузка

В начале мая белорусский Минтранс договорился о доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия). Погрузку условились осуществлять в порту Мозыря, а доставку грузов возложили на Белорусское морское пароходство.

Весь груз разместили на двух баржах
© Sputnik / Виктор Толочко
Весь груз разместили на двух баржах

В главном транспортном ведомстве считают, что "такой способ доставки поможет развитию пароходства и сделает водный транспорт более привлекательным для промышленности".

Погрузка металлопроката на баржи началась в воскресенье 23 мая. Из Жлобина в Мозырь прибыло 25 вагонов. А уже через несколько дней судно отправилось.

Пока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов
© Sputnik / Виктор Толочко
Пока из запланированных 25 прибыло 17 вагонов

"Стартуем на Украину в пятницу 28 мая. К отправке все готово", - говорит исполняющий обязанности директора ОАО "Белорусское морское пароходство" Сергей Зубко.

Как повезут белорусский металл в страны Европы
© Sputnik
Как повезут белорусский металл в страны Европы

Продукцию БМЗ до Херсона будет доставлять белорусское судно БТ-0683, из Херсона до Одессы – украинское. Через Одессу, а в перспективе и через Сербию, металл будут отправлять на экспорт в страны Европы.

Доставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство
© Sputnik / Виктор Толочко
Доставкой грузов занимается Белорусское морское пароходство

"Своим теплоходом будем идти до Херсона. Далее, к сожалению, нам не позволяет класс нашего судна выходить в открытое море. Второе судно класса "река-море", которое работает на Дунае, с украинского Измаила в Сербию будет доставлять наши грузы. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем", - продолжает собеседник.

Надежды на "Надежду"

В Сербию, по задумкам белорусских речников, по Дунаю пойдет "Надежда". На сегодняшний день это самый масштабный проект отечественного судостроения и единственное белорусское судно, которое может выходить и работать в открытом море. Его построили в начале нулевых на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе, чтобы доставлять до Черного моря калийные удобрения.

Плавучая судоремонтная мастерская
© Sputnik / Виктор Толочко
Плавучая судоремонтная мастерская

Сейчас оно используется на территории Украины, в Измаиле, и доставляет грузы в страны Дунайского региона.

300 "лошадок" и 6 км/ч

Почти в полной готовности для отправки в Херсон в Мозырском порту находится судно попроще – БТ-0683. Оно строилось в Пинске и Гомеле в 1987 году и уже девять лет, как уверяет механик корабля Александр Сазонов, стоит на приколе.

"Теплоход стоял, не работал, и, конечно, пришлось с ним немного повозиться. Систему переделать, карбюрацию. В принципе уже все готово, осталось кое-какие косметические работы завершить", - говорит Сазонов и показывает "отшлифованное" машинное отделение.

Это сердце теплохода. И главный здесь Александр. Следит за состоянием главного и вспомогательного двигателя. Если двигатель откажет, не страшно, поясняет он.

Механик Александр Сазонов - главный по сердцу теплохода
© Sputnik / Виктор Толочко
Механик Александр Сазонов - главный по "сердцу" теплохода

"Смотря как откажет. Что-то можно сделать своими руками прямо на месте. Что-то – только в мастерских. В основном эти двигатели простые,  разобрать-собрать особой проблемы не составляет. Он хороший, раньше работал на "Надежде", - констатирует механик.

Работы по модернизации теплохода начались осенью прошлого года. Установили новое навигационное оборудование и локаторы. Теперь судно может идти по Припяти не только днем, но и ночью. Делать это, правда, разрешается только на белорусской территории.

Теплоход был модернизирован
© Sputnik / Виктор Толочко
Теплоход был модернизирован

Чтобы теплоход ходил дальше Киева, приварили "рога" (упоры для толкания), на корме установили еще один якорь, сделали задраивающиеся, как положено по требованиям, двери в жилые и рабочие помещения.

Путь из Мозыря до Херсона при благоприятных условиях, рассказывает механик, займет месяц. Две баржи судно с 300 лошадиными силами возьмет на буксир и будет двигаться со средней скоростью 6 км/ч.

Главная проблема – глубина

Всего в экипаже семь человек – командир, механик, мотористы и кок (для несведущих – судовой повар). В меню, уверяет Александр, домашняя пища, а "омаров здесь не едят". Еще на судне есть каюты, небольшая душевая и гальюн (туалет).

"Все условия!" – замечает командир экипажа Сергей Зайцев.

Командир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы
© Sputnik / Виктор Толочко
Командир судна Сергей Зайцев отмечает, что теперь на судне есть все условия для работы

Баржи судно будет либо цеплять, либо толкать. Зависит это от условий плавания – участка реки, груза, глубины. Когда уровень воды в пойме низкий – толкать, во всех остальных случаях – цеплять.

Судно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч
© Sputnik / Виктор Толочко
Судно с 300 лошадиными силами может двигаться со средней скоростью 6 км/ч

Мель – главная проблема для речников. Последние несколько лет из-за жары белорусские реки серьезно подсохли. Но сейчас, подчеркивает Зайцев, уровень воды в реках из-за дождей поднялся.

"Для нашего теплохода метровой глубины вполне достаточно. Но лучше, если больше", - резюмирует командир.

Последние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли
© Sputnik / Виктор Толочко
Последние несколько лет из-за погоды реки в Беларуси ощутимо подсохли

Перед первым рейсом на судне провели косметические работы – "кое-что подкрасили и подправили", а также и несколько обязательных процедур: замерили радиацию на борту, провели дератизацию (уничтожение грызунов), получили санитарные свидетельства от санстанции, которые требуют белорусские и украинские судоходчики. И все – груз в пути.

4783
Теги:
Украина
Логотип системы Swift

Без паники: грозит ли Беларуси отключение от SWIFT?

1620
(обновлено 16:09 11.06.2021)
Резолюция Европарламента по Беларуси заставила снова говорить о возможном отключении от SWIFT – системе всемирных межбанковских финансовых каналов связи.

МИНСК, 13 июня – Sputnik. Большинство покупок на зарубежных интернет-площадках и переводов из-за границы проходят через SWIFT. Насколько реально отключение, и что делать белорусам?

Sputnik обратился за комментариями к кандидату экономических наук, доценту Вячеславу Ярошевичу.

SWIFT – значит "быстрый"

Если искать положительные моменты в происходящем, то можно признать, что ситуация заставляют белорусов набираться финансовой грамотности. Лексика пополняется новыми терминами, приходиться разбираться в процессах, на которые ранее не обращали внимания.

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) – "Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи", систему основали в 1973 году для банков с целью пересылки зашифрованных сообщений о денежных переводах и других финансовых операциях.

Аббревиатура обыгрывает английское прилагательное swift – "быстрый". Скорость – одно из преимуществ технологии – обеспечивается тем, что к системе подключены банки более 200 стран, а шифрование гарантирует высокую степень безопасности.

Показательные решения уже приняты

О возможном отключении заговорили осенью прошлого года, но тогда многие эксперты считали это маловероятным. Решения и не последовало. Насколько реально это сейчас? С этим вопросом Sputnik обратился к кандидату экономических наук, доценту Вячеславу Ярошевичу.

"Думаю, вероятность такая же, как и осенью. Мне кажется те шаги, которые Запад готов был сделать в отношении Беларуси в плане показательного наказания, уже предприняты в отношении "Белавиа" – страдают простые люди и целая отрасль", – заявил эксперт.

Собеседник отметил, что подобных инцидентов мало. Инициатива исходит от политиков, которые, на взгляд аналитика, большого веса в Европе не имеют.

"По крайней мере, это не инициатива Еврокомиссии, не инициатива, насколько я владею информацией, на уровне Совета ЕС. И тем более этого нет в повестке знаковых политических событий ближайших дней – саммита "Большой семерки" в Великобритании и переговоров Путина и Байдена", – отметил эксперт.

Ярошевич надеется, что этого не произойдет, потому что еще больше пострадают простые граждане, которые никакого отношения к политике не имеют.

Лучшая тактика – ничего не делать

Самые очевидные последствия для белорусских держателей Visa и MasterCard – перестанут работать банковские карточки. Собеседник сомневается, что SWIFT напрямую влияет на работу карт, но не исключает сговора.

Экономист рекомендует не поддаваться панике и считает самой лучшей тактикой в нынешних условиях – "ничего не делать", дождаться итогов встреч, в том числе президентов России и США.

"Беларусь – не какой-то ближневосточный режим, а европейская страна, и у нас есть мощный союзник в лице России, и даже Европа признает, что она вынуждена это учитывать", – подчеркнул Ярошевич.

Почему не переходят на альтернативные системы?

Когда говорят об угрозе отключения, вспоминают возможные альтернативы: СПФС в России, CIPS в Китае, INSTEX в Евросоюзе. Но по числу подключенных банков и инфраструктуре обслуживания эти сервисы уступают SWIFT.

"Поддержка альтернативных систем – это дорогое удовольствие, здесь много технических моментов и договорных обязательств. Если бы все было просто, сами россияне не использовали бы Visa или MasterCard", – объясняет аналитик.

С Китаем еще сложнее. По словам экономиста, "у них все свое", но КНР далеко, и это не доминирующий партнер в торговых взаимоотношениях Беларуси.

"Конечно, хотелось бы, чтобы распространение этих систем было более высоким. Но это как с "Белкарт" – благое начинание, но статистика последних лет говорит о снижении доли карточек национальной системы", – подчеркнул аналитик.

Собеседник предложил сравнение с продвижением национальной кухни Беларуси, посетовав на стремительный рост числа американских ресторанов быстрого питания, а не сети с традиционными белорусскими блюдами.

"Не хватает капитала, стратегии, может быть, компетенции и менеджмента, поэтому не развивается что-то свое, а развивается западное с откатанными десятилетиями технологиями продаж, с соответствующими деньгами и амбициями", – считает Ярошевич.

Имеет ли смысл отключать от SWIFT?

Сегодня единственная страна, полностью отключенная от SWIFT, – КНДР. Также ограничения введены в отношении некоторых банков Ирана. Но это никак не влияет на политические системы в этих государствах.

"Экономические санкции не действенны в современном мире, но популярны с точки зрения политики. Надо понимать: когда "Большая семерка" начиналась в 1970-е годы – это было 80% мировой экономики, спустя полвека – в два раза меньше. Запад переживает это болезненно, в том числе поэтому, возможно, следует такая реакция", – заметил экономист.

Ярошевич обратил внимание на принятый закон в Китае – о противодействии иностранным санкциям. Эксперт считает, что Пекин может стать реальным конкурентом коллективному Западу. Европа и США рискуют наступить на свои же грабли. И экономические войны, инициированные Брюсселем, Лондоном и Вашингтоном, могут иметь противоположный эффект, на который западные страны не рассчитывали.

Читайте также:

1620
Теги:
санкции, Беларусь, SWIFT
Темы:
Отключение Беларуси от SWIFT
Глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск

Беларусь предложила Илону Маску построить завод Tesla

32780
(обновлено 20:01 12.06.2021)
Глава "Великого камня" уверен, что парк может стать отличным местом для реализации "самых безумных инвестиционных проектов".

МИНСК, 12 июн – Sputnik. Глава белорусско-китайского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко предложил бизнесмену, владельцу компаний Tesla и SpaceX Илону Маску открыть завод по производству электромобилей в парке. Об этом он заявил в эфире телеканала "Беларусь 1".

"Слышал, что в России Илон Маск рассматривает площадку (для строительства завода - Sputnik). Пользуясь случаем, я хотел бы предложить, опять же это Евразийское пространство, расположить такой завод по выпуску электромобилей в парке "Великий камень". Почему нет?" – сказал Ярошенко.

"Да, это может быть фантазией в каком-то смысле. Но это перспективная фантазия", - добавил глава "Великого камня".

По его словам, "любой проект, любой страны мира может рассмотреть эту площадку как реализацию своих самых, самых безумных инвестиционных проектов".

Напомним, 21 мая Маск заявил, что Tesla скоро может выйти на российский рынок, а также создать в стране собственное производство. Минпромторг РФ пригласил бизнесмена в Москву для обсуждения строительства завода компании в РФ. Главы Калужской, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Удмуртии сразу после этого предложили Маску начать инвестировать в Россию с их регионов.

32780
Теги:
Tesla motors, Белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень", Илон Маск, Беларусь

Антикоронавирусные меры ужесточают в России

74
За неделю число новых случаев заболевания коронавирусом в России бьет антирекорды: выявлен максимум заболевших с февраля.

МИНСК, 13 июн – Sputnik. Ряд регионов России ужесточает антикоронавирусные меры, передает Sputnik.

В Москве рекорд по заболевшим в последний раз был поставлен в январе: сейчас 45% новых случаев заражения за неделю по стране приходится именно на столицу. Неслучайно власти Москвы ввели внеплановые "длинные выходные" – с 12 по 20 июня.

Кроме того, работодателям рекомендуется перевести на "удаленку" не менее 30% своих сотрудников, а также всех работников старше 65 лет с хроническими заболеваниями (если те не делали прививку от коронавируса).

Отменяются массовые мероприятия (власти уже заявили об отмене общегородского выпускного для школьников в Парке Горького, перенесен форум "Россия – страна возможностей" и др.).

Временно прекращают работу (с 13 по 20 июня) детские игровые комнаты и фудкорты в торговых центрах. С 23:00 до 06:00 запрещается обслуживание посетителей кафе, ресторанов и ночных клубов (кроме еды на вынос).

В городских парках закрываются аттракционы, детские и спортивные площадки, пункты проката – можно только гулять. Но и тут следует помнить о масочном режиме: за его соблюдением следят, в том числе с помощью камер наблюдения. За нарушение – штраф 4 тысяч российских рублей (почти 140 белорусских).

На въездах в Ивановскую область в костромском, ярославском и московском направлениях появились посты ДПС: здесь усилен пропускной режим из-за ухудшения эпидситуации в Москве, идет круглосуточная проверка справок о вакцинации. Для иногородних, въезжающих в область, введена обязательная 14-дневная самоизоляция (не нужна, если завершен курс вакцинации или есть отрицательный результат ПЦР-теста, или справка о наличии антител).

Из-за роста новых случаев коронавируса власти Санкт-Петербурга, где сейчас проходит чемпионат Европы по футболу, усилили проверку сферы услуг, ужесточен контроль за соблюдением масочного режима, дано распоряжение тщательнее проводить дезинфекцию общественного транспорта и других мест массового скопления людей.

Ужесточили противокороновирусные меры и в других регионах России. Так, в Иркутской области с 12 июня по 9 июля организациям рекомендовано отказаться от проведения очных мероприятий, в общественных местах – строгое соблюдение масочного режима и социально дистанции, спортивные мероприятия – без зрителей.

В Бурятии тоже новые ограничения: торговые центры будут работать до 20:00, приостановлена работа фудкортов (кроме еды на вынос), закрываются детские развлекательные центры, парки аттракционов, кинотеатры и театры, летние лагеря дневного пребывания.

В ряде регионов России в связи с ростом заболеваемости COVID-19 разворачиваются дополнительные места в больницах.

Не расслабляться

Глава Роспотребнадзора Анна Попова напомнила, что сейчас любое послабление антиковидных мер неминуемо приведет к еще большему росту новых случаев заболеваний.

"Любое послабление тех требований, которые выработаны в тяжелой борьбе с инфекцией, могут привести к ухудшению эпидситуации. Сегодня расслабляться нельзя", – заявила она.

Ситуация с коронавирусом в России

В России рост заболеваемости коронавирусом наблюдается с 8 июня. Суточный прирост 13 июня составил 14 723 новых случая, 357 человек скончались.

По данным федерального оперативного штаба по борьбе с новой инфекцией, с начала пандемии в РФ зарегистрировано 5 208 687 случаев коронавируса (выздоровели за это время 4 801 335 человек) и 126 430 летальных исходов.

Читайте также:

74
Теги:
коронавирус COVID-19, Россия