ЛЭП в Беларуси

Минэнерго ответило Литве на попытку блокировать электроэнергию из Беларуси

8939
(обновлено 16:08 03.06.2021)
Управлять в одностороннем порядке линиями электропередачи невозможно технически и противоречит международным договорам.

МИНСК, 3 июн – Sputnik. Односторонне управлять межгосударственными линиями электропередачи невозможно, заявило Минэнерго в ответ на решение Минэнерго Литвы взять под свой контроль потоки электроэнергии, идущие из Беларуси.

Согласно договорам БРЭЛЛ, предусмотрено совместное управление линиями электропередачи – через диспетчерские центры с каждой стороны.

"Взять все в одни руки", как это декларирует Литва, невозможно технически. Понятия одностороннего управления межгосударственными линиями электропередачи просто не существует, поэтому в данном случае можно расценивать формулировку литовской стороны как образное заявление", – прокомментировали ситуацию в Минэнерго Беларуси.

Чтобы Литва смогла перенять управление над перемычками линий электропередачи (ЛЭП) с Беларусью и отключить трансграничные линии, эти действия необходимо согласовать с участниками соглашения БРЭЛЛ, в том числе и с Беларусью, как это сделала Беларусь при временном отключении трансграничных электросетей во время испытаний надежности своей энергосистемы.

"В целом пока трудно оценивать заявленные Литвой шаги, так как белорусская сторона не получала никаких документов и уведомлений о планируемых литовской стороной действиях", – добавили в Минэнерго.

Как рассказали в ведомстве, Беларусь и Литву связывают 13 линий электропередачи, четыре из которых – элементы системообразующей сети 330 кВ.

Что хочет Литва?

Вильнюс инициирует правовой процесс, чтобы перенять управление над перемычками линий электропередачи с Беларусью. Об этом в четверг сообщил министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.

По его словам, с началом производства электроэнергии БелАЭС вступает в силу так называемый "антиостровецкий" закон. Документ определяет правовые механизмы, призванные предотвратить попадание белорусской электроэнергии на литовский рынок.

"На сегодняшний день мы не управляем этими линиями, у нас есть определенные соглашения, и мы управляем совместно. (...) Мы приступаем к возвращению суверенитета в наши руки в сфере электроэнергии", – сказал в четверг Крейвис в интервью местной радиостанции.

По данным оператора сети ЛЭП Литвы Litgrid, с начала года января было закуплено электроэнергии с БелАЭС на 16 млн евро.

Ранее литовские СМИ сообщали, что применяемая Латвией и Эстонией методика торговли с Россией не только позволяет попадать на рынок Балтийских стран электроэнергии из Островца, но и приводит к росту цен на электричество в Литве. Местные потребители переплачивают до 100 млн евро в год. При содействии Еврокомиссии Вильнюс хочет изменить действующий порядок.

Читайте также: 

8939
Теги:
электроэнергия, Литва, Беларусь
Заправка автомобиля дизельным топливом, архивное фото

Цены на дизтопливо рекордно растут в России: чего ждать белорусам?

32
(обновлено 15:19 18.06.2021)
По итогам торговой сессии стоимость дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 руб. за тонну. Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца она выросла на 2,21%, а с мая – примерно на 5%.

С чем связано такое увеличение стоимости на дизельное топливо, и стоит ли теперь странам ЕАЭС опасаться роста цен - Sputnik узнал у экспертов.

- С чем связан такой рост стоимости, учитывая, что по данным Минэнерго России объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, так что сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков – тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Несмотря на то, что на этот период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются, в свою очередь, купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение – сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, поэтому те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021-й год имеет свою специфику. Прежде всего, это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с $50 до почти $75 за баррель. То есть в 1,5 раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом. Поправлю – не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства – невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться – например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на 1%), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

- Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе и логистические, в конечном итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы – пересматриваются в ту или другую сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер – запрет экспорта и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

- Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли странам Союза готовиться к росту цен на топливо?

- Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

- Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немножко проще, нежели в России. В странах Союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет экспорта, регулирование цен… Конечно, рост цен на нефть и на моторное топливо будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, - Sputnik). То есть, экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для стран ЕАЭС - даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты - я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

32
Теги:
Россия, цена на топливо в Беларуси, ДТ (дизельное топливо)
Политический эксперт Семен Уралов

Уралов: Беларусь уязвима на западном рынке, и теперь капкан захлопывается

172
(обновлено 15:17 18.06.2021)
Российский политический эксперт рассказал, в чем главная причина введения санкций в отношении республики.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Беларусь остается единственной неподконтрольной точкой перемещения грузов между Европой и Азией, заявил политический эксперт Семен Уралов в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По словам Семена Уралова, санкции против Беларуси – это составляющая мощной экономической войны, которая развязана в том числе и против России. Нынешнее беспрецедентное экономическое и политическое давление во многом связано с решением президентов Беларуси и России углублять союзную интеграцию.

"В давлении есть два аспекта: это политический – продолжение неудавшегося мятежа прошлого года. И аспект политэкономический, который связан с тем, что Беларусь остается такой последней точкой входа в Европейский союз не только для России, но в том числе еще и для Китая", – рассказал Уралов.

События в стране в 2020 году, по мнению Уралова, были хорошо спланированы и организованы для того, чтобы перейти к еще более жестким экономическим мерам. Только в июне нынешнего года США ввели санкции в отношении девяти белорусских предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, а ЕС согласовал четвертый по счету пакет санкций, который может быть введен в действие уже 21 июня. 

"С моей точки зрения, если не было бы прошлогодних событий, было бы что-то другое. Чем воспользовались наши западноевропейские "братья"? Они дождались, когда Беларусь перенастроила свой экспорт по схеме 30-30-30. То есть стала уязвима от западных рынков, и теперь, в общем-то, капкан захлопывается", – пояснил Уралов.  

Экономическая формула 30-30-30 подразумевает равномерное распределение экспорта: треть товаров и услуг поставляется в страны ЕАЭС, еще треть — в страны Евросоюза и столько же – в государства-партнеры на других континентах, так называемой дальней дуги. Выход из кризиса эксперт видит в углублении интеграции с Россией, создании единого рынка товаров и услуг. Причем именно внутренний рынок должен быть приоритетом для национального капитала.

"Не нужно дублировать производства, нужно распределять какие-то квоты, должно быть участие в совместных программах импортозамещения.  А самое главное – выходить на рынки третьих стран, где наши капиталы уже могут быть союзными", – резюмировал Уралов.

Полную версию круглого стола на тему: "Новые санкции против Беларуси: прогнозируемые потери и пути выхода из экономического кризиса" смотрите на Sputnik Беларусь.

Читайте также: 

172
Теги:
санкции, Семен Уралов, Беларусь