Пластиковые бутылки на линии розлива, архивное фото

"Слежка по-российски": для чего в ЕАЭС внедряется система маркировки товаров

1871
(обновлено 19:38 10.06.2021)
По словам эксперта, по тем товарным группам, которые уже начали в обязательном порядке маркировать, нигде еще не зафиксирован рост цен.

МИНСК, 10 июн – Sputnik, Вадим Павлов. Одной из наиболее актуальных тем в последние годы стала цифровая маркировка товаров, благодаря которой рынок должен стать прозрачнее, а каждый покупатель получит возможность проверять подлинность товара через мобильное приложение. В странах Евразийского экономического союза и в Узбекистане внедрением такой технологии занимается российский "Центр развития перспективных технологий" (ЦРТП).

О том, как работает технология маркировки товаров, какую роль она может сыграть в борьбе с нелегальной и подозрительной продукцией и повлечет ли она за собой рост цен – в интервью Sputnik рассказал председатель совета директоров ЦРТП Михаил Дубин.

– Какую выгоду внедряемая ЦРПТ технология маркировки товаров дает бизнесу, государству и конечному потребителю?

– Говоря простым языком, мы строим платформу, которая собирает данные, которые впоследствии обрабатываются и анализируются. Собираются данные по движению каждой единицы товаров – от ввода в оборот или импорта через товародвижение до убытия, продажи на кассе. На базе этой платформы фактически создаются "цифровые двойники" той отрасли, где внедряется маркировка. Появляется понимание, какие существуют производственные площадки, где они находятся, где сейчас находится конкретный товар, где реализуется и как формируется цена на товар по мере его жизненного цикла.

Дальше, собственно, есть три выгодоприобретателя: государство, бизнес и потребитель. В каждом случае есть прямой и косвенный эффект.

Государство получает фискальный эффект – это налоговые и таможенные платежи, увеличивающиеся оттого, что нелегальный оборот товаров сокращается. Плюс косвенный эффект – это более оптимальное принятие управляющих решений, когда есть реальная объективная информация о том, где какой производитель находится, сколько всего у тебя производителей и потребителей, где находится продукция и т.п.

Для легального бизнеса система позволяет фактически повысить собственную конкурентоспособность, потому что увеличивает барьеры издержки для тех, кто занимается нелегальными продажами. Соответственно, легальные предприниматели могут продавать и зарабатывать больше.

Третье – система направлена, безусловно, на защиту жизни и здоровья потребителя. При этом потребитель с помощью приложения "Честный ЗНАК" может сам проверить подлинность товара. С помощью общественного контроля в лице покупателя создается дополнительный естественный барьер на пути контрафакта. Система маркировки и прослеживания делает конечного потребителя товара ключевым участником цифровой системы, предоставляя ему возможность в онлайн-режиме контролировать подлинность приобретаемой продукции и сообщать о выявленном нарушении.

Могу привести в пример такой сегмент рынка, как лекарственные препараты. К сожалению, фиксируется большое количество случаев, когда пытаются повторно "вбросить" препараты в оборот. Условно, лекарства в Москве и Московской области закупаются за бюджетные деньги, а потом перепродаются аптекам в другом субъекте, где товар уже реализуется. Это, к сожалению, довольно распространено, и с этим позволяет бороться система.

– Как при попытке повторного "вброса" препаратов в оборот работает система?

– В системе есть виртуальный склад каждого участника оборота. Либо аптека фиксирует этот товар у себя по прибытии, либо при реализации касса сообщает нам о факте продажи. То есть вот два сценария, когда система об этом узнает. И как только узнает – она сопоставляет этот факт с тем, где находится эта уникальная упаковка, ведь на каждой упаковке есть уникальный штрих-код, уникальный номер. Фиксируется разрыв цепочки и этим уже отдельно занимаются контролирующие органы.

– Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) на создание, эксплуатацию, техническое обслуживание и развитие национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров было подписано два года назад. Что удалось сделать за это время?

– Сегодня уже 12 товарных групп подлежат обязательной маркировке. Среди них – табачная продукция, лекарственные средства, обувь, товары легкой промышленности, шины и покрышки, парфюмерия, фотокамеры, меховые изделия, велосипеды...

С 1 июня начали маркировать молочную продукцию (сыр, мороженое). Следующая часть молочной продукции, которая начнет маркироваться уже с 1 сентября, это продукция сроком годности свыше 40 суток. С 1 декабря обязательной маркировке будет подлежать остальная продукция, сроком годности меньше 40 суток.

Также уже проведен эксперимент и вышло постановление правительства РФ об обязательной маркировке бутилированной питьевой воды. Маркировка стартует 1 сентября в режиме подключения, добровольной бесплатной выдачи штрих-кодов. С 1 декабря в обязательном порядке будет маркироваться минеральная вода, а с 1 марта следующего года – и вся остальная вода.

Если все это сложить, то получается, что наша система сегодня покрывает 12% несырьевой части ВВП России, что, безусловно, очень много.

Если говорить об эффектах от внедрения маркировки, то есть пример табачной продукции – на текущий момент зафиксирован рекордно низкий за последние несколько лет размер нелегального оборота данной группы товаров. По разным оценкам, сегодня он составляет 7-10%, а год назад этот показатель равнялся 15%. Это же подтверждается повышенным сбором акцизов за прошлый год.

Есть пример товаров легкой промышленности и обуви, где декларируемый объем рынка увеличился в 3-4 раза.

По некоторым товарным группам проводятся эксперименты по маркировке. Например, биологически-активные добавки (БАД) – по ним эксперимент продолжится до конца августа 2022 года. Также до конца августа 2022 года проводится эксперимент по маркировке пива, там уже больше 100 участников, видим интерес отрасли. Идет эксперимент по маркировке систем нагревания табака – он заканчивается в первой половине следующего года. Плюс, я думаю, будут запущены эксперименты по медицинским изделиям и никотиносодержащим жидкостям.

– В России с 1 июня введена обязательная маркировка молочной продукции, в Беларуси она начнется с 8 июля. Молочные производители ранее сообщали, что не успевают до нужного срока обеспечить свое производство необходимым для маркировки оборудованием. Приводились цифры, что до 40% российских производителей не успеют подготовиться, говорилось, что мы банально можем остаться без мороженого этим летом. Как решаются такие проблемы в различных отраслях?

– Стоит отметить, что эти 40% – это чуть больше 10% от общей численности производителей мороженого в стране, которые нам известны.

Что мы предпринимаем сейчас: для каждой компании, которая входит в топ-200 крупнейших производителей молочной продукции, нами выделен персональный менеджер, который взаимодействует с ними по всем вопросам, связанным с внедрением системы маркировки. Наша задача сегодня – помочь тем, кто не успел запуститься вовремя. Мы проделываем большую работу по координации этих активностей вместе с системными интеграторами, с типографиями, с самими компаниями для того, чтобы оказать максимальную поддержку.

Дальше ответ на вопрос о том, почему не все успели, кроется в том, что, в первую очередь, не вовремя стали готовиться. Мы видели контракты, датированные концом апреля – серединой мая текущего года, тогда как давно было известно, что с 1 июня маркировка станет обязательной. Наверное, наивно было предполагать, что эти контракты могли бы быть исполнены к 1 июня, включая поставку оборудования, монтаж на сайте и т.д.

Определенные запасы на складах таких производителей есть, поэтому, думаю, сегодня нет какого-то серьезного риска для их бизнеса. Сейчас, мне кажется, для таких производителей есть некое небольшое окно возможностей, чтобы все-таки успеть внедрить технологи.

– Не возрастут ли цены на продукцию из-за введения маркировки? Ведь в любом случае будут дополнительные расходы для производителя, не будет ли производитель повышать цены, чтобы отыграть потери?

– Цены растут сейчас и без введения маркировки. Кстати, по тем товарным группам, которые уже начали в обязательном порядке маркировать, нигде еще не зафиксирован рост цен вследствие введения маркировки. Это первое, что заставляет нас верить, что таких последствий, как повышение цен, от введения маркировки не будет.

Второе – на примере молочной продукции могу сказать – два с половиной года нами проводился эксперимент, в ходе которого, в том числе, мы оценивали стоимость нанесения маркировки. То есть, сколько стоит промаркировать одну единицу продукции. Получилось 10 копеек на одну упаковку. В структуре себестоимости это весьма небольшая величина, которая очень сильно уступает не т что сырью, например, сырому молоку, но даже стоимости упаковки и так далее. Поэтому перспектива каких-то там ценовых всплесков, шоков, я думаю, минимальная.

– Известно, что данная система, помимо России, действует на территориях стран-участниц ЕАЭС и в Узбекистане. Расскажите о работе технологии в странах Ближнего зарубежья?

– Действительно, помимо России работа также ведется в странах Евразийского экономического союза. Система маркировки развернута во всех пяти странах Союза, при этом в 4 из 5 стран, за исключением Беларуси, используются непосредственно российские технологии. Также мы работаем с Узбекистаном, где стоит полностью стоит наша система, заключено соглашение ГЧП, запущена маркировка продукции.

Отмечу, Беларусь работает не отдельно, она работает абсолютно в такой же технологии. Просто сам софт поставляем не мы, как компания, он – их собственный. Во всем остальном система одинаковая, построенная на единых принципах, поскольку все это регулируется Евразийской экономической комиссией, которая установила единые правила, с которыми согласились все пять государств.

Таким образом, в каждой из пяти стран создан локальный оператор. Все операторы между собой имеют налаженное информационное взаимодействие, договорные отношения. Соответственно, обеспечивается взаимное признание штрих-кодов между странами и взаимный обмен информацией.

Поэтому, с точки зрения производителя, это удобный единый рынок – ему не нужно ставить код каждой страны на свою продукцию, достаточно одного, который будет понятен всем. И тут каких-то нареканий, жалоб со стороны производителей ЕАЭС я не слышал. Мне кажется, тут защищается все евразийское пространство в целом от потенциально нелегального товара.

– Чем технология, внедряемая на пространстве ЕАЭС, отличается от мировых аналогов?

– Так, как у нас ведется контроль выбытия товаров, он не контролируется нигде. Например, система маркировки в Евросоюзе устроена гораздо проще. Она не собирает информацию с касс, то есть производитель наносит код и после этого фиксируется первая продажа. Дальше ничего не идет, в теории, возможна дальнейшая нелегальная перепродажа товаров. В этом смысле наша система, конечно, уникальна.

1871
Теги:
маркировка продукции, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Общий вид заснеженных Альп из Берна, Швейцария

Швейцария стала первой в рейтинге конкурентоспособности стран

372
Швейцария за прошедший год сумела подняться сразу на две строчки рейтинга, тогда как Сингапур опустился на 5-е место.

МИНСК, 17 июн – Sputnik. Швейцария стала первой в рейтинге конкурентоспособности стран в текущем году, потеснив с лидирующей позиции Сингапур, топ стран опубликовал Международный институт управленческого развития (IMD).

Швейцария за прошедший год сумела подняться сразу на две строчки рейтинга, тогда как Сингапур опустился на 5-е место.

По информации IMD, Швейцария впервые за 33 лет заняла первое место рейтинга конкурентоспособности – в непростой год, когда пандемия оказала негативное влияние на экономическую ситуацию в мире.

Вторая строчка в рейтинге – у Швеции, третья и четвертая – у Дании и Нидерландов соответственно. Штаты по-прежнему остались на 10-м месте, КНДР поднялась на 16-е. Замыкает топ, как и в прошлом году, Венесуэла – у нее 64-е место.

Рейтинг IMD публикуется каждый год с 1989-го. Специалисты при его составлении анализируют более 300 критериев 64 государств. Они оценивают способность стран к созданию конкурентной среды и позитивных условий для ведения бизнеса.

Читайте также:

372
Теги:
конкуренция, Швейцария
Пиво

В Беларуси упростят порядок продажи алкоголя в местах отдыха

2024
Парламентарии приняли во втором чтении поправки в закон о госрегулировании алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции. Некоторые нормы направлены на либерализацию в сфере оборота алкоголя.

МИНСК, 17 июн – Sputnik. Палата представителей в четверг внесла изменения в закон о госрегулировании алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции. Нормативный акт принят во втором чтении, передает корреспондент Sputnik.

Как сообщил председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Геннадий Давыдько, некоторые положения документа "нацелены на либерализацию в сфере оборота алкогольных напитков".

При этом учтена необходимость защиты интересов государства и здоровья граждан от попадания на рынок нелегального фальсифицированного алкоголя. Законопроект также направлен на сокращение теневого сегмента рынка.

Меньше лицензий

По словам Давыдько, в парламентскую комиссию поступили обращения от представителей бизнеса и других субъектов хозяйствования – их частично учли в новом законе.

В частности, доработано положение, касающееся продажи алкогольных напитков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг в объектах общественного питания. Упрощается порядок продажи алкогольных напитков и пива во время проведения культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий в местах отдыха.

"В настоящее время для осуществления такой продажи и продавец, и покупатель должны иметь соответствующие лицензии. Причем продавец – документ, предоставляющий право оптовой торговли алкоголем", – отметил депутат.

Он подчеркнул, что при проведении мероприятий в связи с государственными праздниками, памятными датами, значимыми спортивными событиями, а также во время различных банкетов и торжеств объекты общепита по просьбе заказчиков зачастую организуют питание участников с потреблением алкогольных напитков в розлив.

"В результате могут появится коррупционные риски, они и возникают всегда. Также используются теневые денежные расчеты", – считает Давыдько.

Поэтому при оказании услуг в объектах общепита по заказам юрлиц и ИП продавцу будет предоставлено право реализовывать алкогольные напитки в розлив на основании лицензии на розничную торговлю, а не на оптовую. А заказчику разрешат приобретать эти напитки вообще без лицензии.

Предусматривается, что правительством будет определен порядок такой продажи, уточнил депутат. По его мнению, предлагаемый подход является компромиссным.

Иные новации

Парламентарий рассказал и о других нововведениях законопроекта.

Так, устанавливается запрет на выплату поставщиками алкогольных напитков любых вознаграждений продавцу такой продукции.

В документе прописано, что выдавать лицензию на импорт алкоголя следует исключительно в случае ее ввоза и потребления на территории Беларуси.

"Исключается административная процедура выдачи контрольных марок, устраняются дополнительные способы прекращения дебиторской задолженности за поставленную алкогольную продукцию", – сообщил Давыдько.

Предусмотрена возможность оказания услуг по маркировке алкогольных напитков акцизными марками юрлицами Республики Беларусь на складах временного хранения и таможенных.

Исключается запрет на перемещение физлицами более 15 литров алкогольных напитков без документов о легальности их приобретения.

Кроме того, ко второму чтению реализована депутатская поправка о закреплении на законодательном уровне права ввоза в Беларусь непищевого этилового спирта нефтеперерабатывающими заводами для лабораторных испытаний.

Читайте также:

2024
Теги:
законодательство, алкоголь
Лес, архивное фото

Запреты на посещение лесов введены уже в 17 районах Беларуси

0
(обновлено 09:46 18.06.2021)
Введение подобных запретов – это вынужденный шаг, чтобы избежать пожаров в лесных угодьях республики.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Запреты на посещение гражданами лесных угодий введены уже в 17 районах Беларуси, сообщили в Министерстве лесного хозяйства республики.

"Пожароопасная обстановка в регионах осложняется. По состоянию на утро 18 июня, запреты и ограничения на посещения лесов введены уже в 17 районах страны", – сказали в ведомстве.

Напомним, что по состоянию на четверг 17 июня ограничения действовали в 11 районах республики.

В Минлесхозе пояснили, что введение подобных запретов – это вынужденный шаг, чтобы избежать пожаров в лесных угодьях республики. По мере стабилизации пожароопасной обстановки ограничения на посещение лесов оперативно снимаются.

Напомним, что в случае нарушения запрета на посещение лесов или требований пожарной безопасности, не повлекшее причинения ущерба, возможно наказание в виде предупреждения или штрафа до 25 базовых величин (до 675 рублей). В случае, если нарушение повлекло уничтожение или повреждение леса, нарушителю грозит штраф от 25 до 50 базовых величин (от 675 до 1350 рублей).

Актуальную информацию о запретах можно отслеживать по специальной интерактивной карте, размещенной на сайте Минлесхоза.

Читайте также:

0
Теги:
запрет на посещение лесов, Министерство лесного хозяйства Беларуси, Беларусь