Белорусские учебные программы

Заставляли ходить и занижали оценки: две истории о домашнем обучении

6535
(обновлено 12:31 23.08.2018)
Sputnik сравнил две истории о домашнем обучении: в одном случае маме не удалось его добиться, в другом - дети так и не ходили в школу в общепринятом понятии до самого ее окончания. Что оказалось лучше - судите сами.

Анастасия пыталась организовать для сына домашнее обучение в силу особенностей психики, но не смогла; Ольга добилась того, чтобы самостоятельно заниматься обучением дочерей, и написала об этом книгу. Sputnik выяснил, как в Беларуси решается вопрос домашнего обучения и что это вообще такое.

История первая: домашнее обучение как способ защитить ребенка

Сыну могилевчанки Анастасии Матвею в июле исполнилось 9 лет. В раннем детстве у него диагностировали расстройство аутичного спектра, синдром Аспергера. Несмотря на то, что мать всеми силами пыталась добиться учебы на дому или щадящего режима в "особом" классе, за спиной у него два года традиционного обучения с другими детьми.

В сентябре мальчик пойдет в математический класс обычной школы. "При аутизме можно получить инвалидность (если, конечно, родители идут на это). Но я отказалась: решила, что буду социализировать сына", — поделилась Анастасия.

Матвей не говорил до пяти с половиной лет, а чуть позже начал шесть раз в неделю заниматься с частным учителем — заговорил, научился писать и читать. Когда пришло время идти в школу, педагог предложила семье год побыть на домашнем обучении, — с помощью школы, однако по закону дети без инвалидности в Беларуси не могут на него претендовать.

"Я написала заявление в эту школу, чтобы Матвей обучался дома — всего год, пока вольется. Но директор настаивала: для домашнего обучения — даже при согласии учителя — нужно снова пройти медобследование и получить заключение об инвалидности. А я не хотела, чтобы диагноз мешал ему всю жизнь", — рассказала мать.

Семья рассматривала также обучение в спецшколе, но туда ребенка попросту не приняли. "Сказали — у вашего мальчика сохранен интеллект, так что он не наш клиент", — вспомнила она.

Вместе с другими родителями, детям которых требовалась поддержка в первые годы учебы, Анастасия пыталась инициировать открытие отдельного класса; получила согласие преподавателя, готового за ним закрепиться. В общей сложности собралось почти два десятка детей, однако инициативу в могилевской школе не поддержали.

Такие следы хоть и не являются дорожными знаками, но повышенное внимание к себе привлекают
© Sputnik / Виктор Толочко
Семья пыталась отложить поход Матвея в обычную школу, но страхи в итоге оказались напрасными - со временем ребенок отлично социализировался

"Директор посчитала, что этой преподавательнице стоит уделить свое внимание классу с детьми из неблагополучных семей — мол, им нужнее. В итоге учитель уволился, детям пришлось разойтись по разным школам", — рассказала Анастасия.

По словам собеседницы агентства, ей предлагали обучать ребенка самостоятельно: приняв решение о домашнем обучении, мать была бы вынуждена связаться с департаментом по образованию, лично заниматься разработкой учебной программы и подготовкой ребенка к экзаменам. Такой вариант женщина не рассматривала: кто же тогда будет зарабатывать деньги?

"Мы проделали огромный путь, а школа могла просто все сломать — регресс возможен в любом возрасте. Он мог закрыться от любого стресса — громких звонков и криков, толчков. Я помню, как первое время он боялся идти туда — садился, закрывал руками уши и раскачивался; иногда от шума ему было плохо до рвоты. Получается, в Беларуси только два пути: признать инвалидность, чтобы добиться надомного обучения, или рисковать и без того хрупким здоровьем и учиться, как все", — сетует мать.

Матвей пошел учиться в школу по прописке: на том, что ребенку нужно пройти год с новыми детьми, настояла психиатр. Учитель заверил, что ребенок будет на особом контроле, и в случае отрицательной динамики мальчика пообещали все же перевести на домашнее обучение; родителям посоветовали всегда быть где-то поблизости.

Следующая проблема, с которой пришлось столкнуться, — травля в школе.

"Меня заверяли, что ее нет. Но Матвея задевали, подшучивали над ним. Пришлось поговорить с администрацией и настоять на том, чтобы его совсем отгородили от других детей", — вспомнила Анастасия.

Чуть позже все наладилось. Сейчас с Матвеем работают несколько разных специалистов, которые постоянно отслеживают его состояние. После начальной школы родители надеются перевести его в гимназию.

"В нашем случае все закончилось благополучно: у сына появились друзья, он перестал бояться школы и хорошо осваивает школьную программу. Но ведь бывает и по-другому. Среди детей с особенностями не только аутисты — еще эпилептики, детки с нарушениями сердечной деятельности. И не всем нужна инвалидность, чтобы находиться на домашнем обучении. Ни один родитель не откажется отдать особого ребенка в спецкласс, хотя бы на год, чтобы им немного помогли, позволили влиться во все это в щадящих условиях", — сетует мать.

История вторая: хоумскулинг как возможность вырастить личность

Дочери Ольги Юрковской находились на так называемом "хоумскулинге" с первого дня и до конца минувшего учебного года. Сейчас старшей Кате почти 16 лет, в этом году она уедет в США — окончит старшие классы в частной американской школе. В это время 13-летняя Настя будет еще год ходить также в частную, но отечественную.

"В принципе, хоумскулерам в Беларуси комфортно: нам помогли оформиться и долго были лояльны: последние три года я живу в ОАЭ, а отец детей — здесь, так что дети бывают то в одной, то в другой стране, формально числясь в минской школе", — рассказала Ольга.

Художник рисует акварелью, архивное фото
© CC0 / pixabay / Pexels
Домашнее обучение дает больше возможностей развивать таланты детей, но требует от родителей больших трудозатрат

Алгоритм простой: достаточно написать заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. Педсовет его рассмотрит, даст график — какие уроки по каким предметам необходимо посетить для аттестации (а можно договориться с учителем и сдать все в конце четверти). Решение о переводе ребенка на домашнее обучение принимается на усмотрение директора, но в случае отказа в одной школе можно пойти в другую — более лояльную к хоумскулерам.

Юрковская — практикующий психолог, мама троих детей и автор книги "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия" — организовала для детей домашнее обучение взвешенно и осознанно. "Я считаю, что вред, который причиняет школьное образование в существующем виде, значительно превосходит пользу. Вреда надо избегать, а пользу — получать альтернативным путем", — убеждена она.

Вред, по мнению Ольги, делится надвое. Во-первых, в отечественных школах ребенок сталкивается с постоянным обесцениванием его мнения, внушением вины за ошибки, а в некоторых случаях — когда встречаются недобрые и неэтичные педагоги — унижением. Во-вторых, просто жаль терять столько времени.

"Если какую-то тему можно с легкостью освоить за два часа, а в школе на нее дается двадцать, мне просто жалко эту разницу: пусть ребенок выспится, почитает книгу, сходит в бассейн или на танцы", — считает Ольга.

Обе девочки прошли один путь, только с годом разницы: пришли записываться в школу, успешно прошли тестирование (показали, что уже умеют читать, писать и считать) и были сразу зачислены во второй класс. "Я их не ограничивала: хотите — ходите в школу. Обе проходили недолго. Настю даже обижали: она была минимум на год младше всех одноклассниц, а в учебе их опережала. Уже через две недели она решила, что хочет заниматься дома", — вспомнила Ольга.

На протяжении всех минувших лет они посещали только самостоятельные/контрольные работы, сдавали устные экзамены. Программу начальной школы девочки освоили с репетитором, который приезжал к ним на полтора часа раз в неделю, а позже стали ходить на платные курсы, которые полностью дублировали программу средней и старшей школы. Продуктивность там куда выше: при ежедневных занятиях один учебник походили за месяц; в другом случае за год осваивали программу трех лет — за осень, зиму и весну.

"Чаще таких детей оформляют охотно: хоумскулеры числятся в классе, школа получает за них все начисления, но де-факто они не посещают уроки. Получается почти элитный класс меньшей наполненности. К тому же, часто они творческие или спортивные, учатся с опережением и могут представлять школу на олимпиадах", — поделилась Ольга.

Тем не менее, по словам родительницы, оценки в минской школе сестрам занижали. "Ставили, в основном, "хорошо" при знаниях, превосходящих учебник. Иногда доходило до абсурда: Катя прочла повесть в полном объеме (не отрывок, как в учебнике) и написала по ней сочинение, а ее работу оценили удовлетворительно. Но это ведь обычная школа, не лицей или гимназия, очевидно, что учителя в ней могут быть разные", — вспомнила она.

Отсутствие в случае домашнего обучения социализации — проблема для матерей, которые не могут посвящать ребенку много времени, убеждена Ольга.

"Мам, которые садят ребенка за смартфон и занимаются своими делами, не стану даже агитировать: им лучше отдать ребенка в школу. В нашей семье много детей, они и так социализированы. К тому же, они постоянно в каких-то активностях: мои девочки чемпионки по шахматам, брейк-дансу, они ездили на соревнования, а во время каникул — в летние лагеря. Общения хватало", — рассказала она.

Минусы у домашнего обучения есть, признает Ольга.

"Хоумскулинг ставит перед родителями вопрос времени и денег. В школу ребенка отдают, как в камеру хранения, в другом же случае мама лишается офисной работы, поскольку его приходится возить на курсы и в кружки — у меня на передвижения и ожидание уходило около восьми часов в сутки, но я всегда могла работать дистанционно", — пояснила Ольга.

Стоит сказать, что в отсутствие школы дети не привыкают к беспрекословному послушанию и не следуют каждому замечанию и указанию взрослых: сложнее общаться с ребенком, у которого есть мнение и готовность его аргументированно отстаивать.

"Но моя цель — вырастить детей счастливыми и успешными. Мои клиентки, которые и в 30-40 лет остались "хорошими девочками", глубоко несчастны из-за того, что постоянно жертвуют своими интересами в пользу чьего-то удобства. С моими дочерьми не всегда просто, но, в любом случае, отлично, что в будущем они не будут платить безумные деньги психотерапевтам и избавляться от наследия советской школы", — резюмировала родительница.

6535
Теги:
домашнее обучение, среднее образование, аутизм, школа, Беларусь
Студенты на лекции

Карпенко рассказал, как в Беларуси будут готовить молодых специалистов

2588
(обновлено 18:02 16.05.2021)
Важно, чтобы при создании предприятия одновременно шла и целенаправленная подготовка кадров для него, чтобы выпускник учебного заведения мог сразу после окончания учебы включаться в работу.

МИНСК, 15 мая – Sputnik. Профессиональные навыки молодого специалиста должны отвечать потребностям заказчиков кадров, заявил министр образования Игорь Карпенко при общении с коллективом Витебского государственного технологического университета, его цитирует БелТА.

"Компетенции молодого специалиста должны соответствовать требованиям заказчиков кадров. Для решения этой задачи разработана стратегия совершенствования Национальной системы квалификации", – сообщил министр.

Для этого, для всех отраслей экономики и социальной сферы разработают профессиональные стандарты. На их основе и с участием заказчиков кадров будет формироваться учебный план, программа и образовательные стандарты.

Как рассказал министр, опыт такого тесного взаимодействия образования и производства уже есть. В качестве примера он привел компанию "МАЗ-Вейчай", построившую в "Великом камне" завод по производству двигателей Евро-6. Предприятие еще только запускалось, а в автомеханическом колледже уже открылся специальный обучающий класс, готовящий для него специалистов.

"То есть одновременно с созданием предприятия началась прицельная подготовка кадров для него, с корректировкой образовательного процесса, чтобы молодой специалист пришел и сразу включился в работу", – подчеркнул министр.

Республиканский педсовет

Министр напомнил, что в августе состоится республиканский педсовет, на котором в том числе обсудят новый Кодекс об образовании. После этого работа над документом продолжится, его рассмотрят на осенней сессии Палаты представителей.

Также разработана концепция развития системы образования Беларуси до 2030 года, которая учитывает современные подходы и новые тенденции, отечественный и зарубежный опыт. Министр отметил, что она станет своеобразной дорожной картой для образования страны.  

Читайте также: 

2588
Теги:
Беларусь, Минобразования, Игорь Карпенко
Будущие абитуриенты в Доме Москвы

Самый популярный у белорусов вуз России рассказал о приеме-2021

15722
Санкт-Петербургский университет – самый востребованный среди абитуриентов из Беларуси. Поступающим здесь предлагают свыше 500 разных образовательных программ. Чаще всего белорусы выбирают прикладную математику и информатику, ядерную физику и лечебное дело.

День открытых дверей этого российского университета прошел в пятницу в минском Доме Москвы. Белорусские абитуриенты задали много вопросов. И не остались без ответов. Sputnik побывал на встрече.

Любимые специальности белорусов

Первым выступил директор представительства Россотрудничества в Беларуси Эдуард Крусткалн. По его словам, из всех иностранцев в питерский вуз больше всего поступают именно белорусы.

Эдуард Крусткалн
© Sputnik
Эдуард Крусткалн

"Это результаты исследования уже нескольких лет подряд. Это сильнейший вуз России, поэтому туда хотят поступать. Это очень здорово и хорошо. А мы помогаем абитуриентам это делать с помощью квот", – отмечает он.

Проректор по воспитательной работе и организации приема вуза Александр Бабич в свою очередь подчеркнул, что это "классический университет", где есть различные направления подготовки, начиная от физики, математики, химии и заканчивая актерским и театральным искусством, вокалом.

"Есть и сильный гуманитарный блок, и юриспруденция, экономика, менеджмент…У нас достаточно сильная аспирантура, есть собственный научный парк, где студенты могут проводить научные эксперименты. Стоимость оборудования этого парка – 9 миллиардов рублей", – говорит он.

И перечисляет, пожалуй, самые популярные специальности вуза, которые выбирают белорусы.

Проректор вуза Александр Бабич
© Sputnik
Проректор вуза Александр Бабич

"Основная масса – физико-математический, химико-биологический – даже не гуманитарный блок. Прикладная инженерия, прикладная информатика, процессы управления, алгоритмы анализа данных, медицина – такие вот вещи. Ядерная физика очень популярна за счет того, что строится атомная электростанция (БелАЭС – Sputnik). В будущем там понадобятся как обслуживающий персонал, так и тот, кто будет какую-то исследовательскую часть проводить. Юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное муниципальное управление", – сказал Бабич.

По его словам, в вузе на всех программах бакалавриата идет обязательное изучение английского языка уровня В2 независимо от того, на какой специальности учится студент.

Стать студентом СПбГУ белорусам можно так:

  • по квоте Россотрудничества
  • по собственной квоте вуза (конкурс портфолио)
  • по результатам ЕГЭ
  • по результатам ЦТ (начиная со вступительной кампании 2021)

Подача заявок на бакалавриат (специалитет) в Санкт-Петербургский университет начнется с 20 июня. В этом году все документы придется подавать онлайн, через личный кабинет на сайте вуза.

Десятиклассницам 36-й гимназии Минска Лизе и Алине поступать только через год, однако девушки уже всерьез обеспокоились своим будущим и пришли на встречу в Дом Москвы.

У потенциальных абитуриентов было много вопросов
© Sputnik
У потенциальных абитуриентов было много вопросов

"Во-первых, интересно обучение за пределами Беларуси. Рассматриваем для поступления или Москву, или Питер. Понравилось, что у вуза много партнеров по всему миру, где можно пройти стажировку. А также много заманчивых образовательных программ. Поступать по ЦТ для нас, белорусов, конечно, проще. Здорово, что это сделали", – признались школьницы.

"Как вы привлекаете студентов на медицинский факультет?" – слышен вопрос из зала.

"У нас есть два факультета медицинской направленности – медицинский и факультет стоматологии и медицинских технологий. У вуза много так называемых клинических баз. Это поликлиники или городские больницы, которые предоставляют свои площади и оборудования для реализации образовательных программ. То есть на них идет профильная подготовка специалистов для конкретного медучреждения. Есть Цукубский университет неподалеку от Токио, куда наши студенты-медики ездят на стажировки. И все они успешно трудоустраиваются потом", – говорит Бабич и делает ремарку, что конкурс на медицинские специальности в прошлом году увеличился в 6-7 раз. "Знания в области медицины сейчас очень сильно востребованы", – отмечает он.

"Топ-5 профессий будущего, на ваш взгляд?" – задают следующий вопрос проректору.

В зале Дома Москвы
© Sputnik
В зале Дома Москвы

"Наша жизнь настолько динамична, что, мне кажется, еще в прошлом году никто не мог подумать, что вся система образования может перейти в онлайн-режим, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Однако это произошло. Можно, например, сказать, что программисты и дальше будут востребованной профессией, однако, быть может, развитие технологий приведет к тому, что IT станет специальностью среднего специального образования. А на передний план выйдет то, что связано с когнитивными технологиями и распространением искусственного интеллекта", – оценивает перспективы представитель вуза.

"Получив диплом СПбГУ, где я могу работать, кроме России?" – доносится от одного из абитуриентов.

"Университет с 2009 года выдает диплом европейского образца. На двух языках – русском и английском. И он содержит в себе европейское приложение к диплому, которое предусмотрено соответствующими соглашениями в рамках европейского пространства высшего образования, которое в свою очередь создано в рамках реализации Болонской декларации. Это позволяет выпускникам трудоустраиваться в рамках тех иностранных государств, которые принимают эти документы об образовании", – отвечает Бабич.

Эдуард Крусткалн и Александр Бабич
© Sputnik
Эдуард Крусткалн и Александр Бабич

"Будет ли СПбГУ принимать белорусов в этом году по ЦТ?" – очередной вопрос из зала.

"Министерство науки и высшего образования России ввело особенности приема для белорусов на этот год, которое предусматривает учет централизованного тестирования наравне с результатами ЕГЭ. В ближайшее время будет заседание приемной комиссии нашего вуза, которое утвердит изменения в правила приема в университет согласно этому приказу. В целом, с учетом того, что появилась такая возможность, мы ожидаем большое количество поступающих из Беларуси. В прошлом году к нам на равных правах поступало около 400 человек, зачислено было более 60 абитуриентов. Плюс еще столько же – в рамках квот Россотрудничества", – поясняет проректор СПбГУ.

Что такое квоты Россотрудничества

Квота Россотрудничества – это возможность бесплатно обучаться в любом российском вузе по выбранной специальности за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. При поступлении белорус может, как и любой россиянин, рассчитывать на стипендию вуза, место в общежитии и скидку на пользование общественным транспортом.

О количестве квот для белорусов было объявлено еще в феврале, а в марте завершился прием документов по ним. По словам Крусткална, в этом году желающих поступить в Россию, используя такую возможность, было почти в два раза больше, чем самих квот. В белорусское представительство Россотрудничества поступило более 1300 заявок.

15722
Теги:
высшее образование, Беларусь
Темы:
Абитуриент — 2021
Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед

Генпрокурор рассказал о расследовании дела о геноциде белорусов

44
(обновлено 21:52 16.05.2021)
Для расследования данного уголовного дела Генпрокуратура проводила не только раскопки, изучала архивные документы, но и опрашивала свидетелей нацистских преступлений.

МИНСК, 16 мая - Sputnik. Результаты проведенных исследований, раскопок по делу о геноциде белорусов доказывают, что масштаб этой трагедии гораздо больше, нежели известно сегодня и указано в историографии, заявил в эфире "Беларусь-1" в воскресенье генеральный прокурор республики Андрей Швед.

Он отметил, что для расследования данного уголовного дела ведомство не только изучало архивные данные, проводило раскопки мест массовых захоронений, но также опрашивало свидетелей нацистских преступлений.

Швед рассказал о проведении первых раскопок под Логойском, где по данным архива, должны были обнаружить один ров с убитыми людьми, в том числе младенцами. По словам генпрокурора, криминалистическая техника показала, что таких рвов там больше. И количество жертв значительно превышает архивные сведения.

"Когда мы начали работать там, даже опытные следователи, прокуроры, криминалисты содрогнулись от того что там увидели. Наслоения людей, матери, которые обнимают своих младенцев с пулевыми отверстиями в затылке – все это настолько поражает, показывает цинизм, жестокость фашизма, нацизма", – заявил Швед.

По его словам, это доказывает тот факт, что масштабы трагедии и официальная историография Беларуси далеки от реальных цифр уничтоженного населения. Швед добавил, что на территории страны нет ни одного района, который бы не затронула эта трагедия.

О живых нацистах и международном трибунале

Генпрокурор также рассказал, что в ходе расследования дела установлены сведения о живых нацистских преступниках, которые были в годы войны в списках участников карательных батальонов: литовских батальонов СС и Армии Крайовой.

"Готовятся соответствующие материалы и будет направлено поручение об оказании правовой помощи в эти государства для того, чтобы соответствующие правоохранительные органы провели с этими лицами процессуальные действия в рамках уголовного дела о геноциде", – добавил Швед.

Он уточнил, что Генпрокуратуре известно, что участники карательных батальонов еще живы, также ведомство имеет сведения о точных местах их проживания.

Кроме того, ведомство намерено представить материалы уголовного дела в международный трибунал. Как заявил Швед, собранного объема фактов достаточно, чтобы начать в установленном порядке процедуру официального признания геноцида белорусского народа в период ВОВ.

Уголовное дело по факту геноцида белорусского населения во время ВОВ было возбуждено в апреле. Тогда Швед заявил, что это сделано "в целях социальной и исторической справедливости". Сообщалось, что Беларусь планирует направить запросы в РФ, ФРГ и другие страны при расследовании.

44
Теги:
расследование, Беларусь, Генеральная прокуратура Беларуси