Ученики СШ №4 Осиповичей за партами в районной гимназии

12 лет, оценки и экзамены: какие реформы пережила белорусская школа?

4347
(обновлено 14:58 23.09.2019)
Белорусское среднее образование за четверть века пережило столько реформ, сколько в иных странах не бывает за столетие.

"Снова реформы?" – именно эта мысль возникла у десятков тысяч родителей, детей и педагогов после появления информации о возможном изменении системы среднего образования в Беларуси. В ближайшие четыре года в республике могут снова поменять правила приема в старшие классы, а также изменить экзамены и ввести новые формы контроля.

Пока решения о реформировании системы не приняты, однако тема для белорусов животрепещущая: слишком много изменений пережили школы в последние десятилетия. Какие – читайте в обзоре Sputnik.

Годиком больше, годиком меньше

В середине 1990-х министром образования Беларуси стал Василий Стражев. Провел на посту он целых семь лет – с 1994 по 2001-й, после чего ушел сначала в РИВШ, а затем некоторое время работал ректором Белгосуниверситета. Однако запомнился Стражев не этим.

Еще в 1994-м была опубликована концепция перехода к 12-летнему образованию вместо 11 классов. В 1998-м была начата ее реализация – как заявлял сам Стражев, 75% учителей и директоров школ поддержали добавление года к учебе в школе.

Впрочем, ни один из выпусков дойти до конца 12-го класса не успел – реформу "свернули". Первым звоночком была критическая статья первого замглавы Администрации президента Анатолия Рубинова в марте 2008-го. Затем вопрос был рассмотрен на уровне президента.

"Предстоит рассмотреть проблему комплексно, учитывая все аспекты ее влияния на общество. В частности, надо ответить на вопросы: стали ли дети умнее и здоровее от того, что пошли в школу в шестилетнем возрасте и проведут там целых 12 лет; так ли нужно обществу 12-летнее среднее образование с профильным обучением; во что лишний год обучения в школе будет ежегодно обходиться государству; какие социальные, моральные и правовые последствия мы получим, задерживая за партой вполне созревших молодых людей?" – задавался вопросом Лукашенко на совещании в 2008-м.

Спустя несколько месяцев 12-летнее обучение в школах отменили, из-за чего некоторым параллелям пришлось учиться по "сдвоенным" программам, а в 2009-м состоялся двойной выпуск – одиннадцатых и одиннадцатых-штрих классов.

От пятидневки – к шестому школьному дню

В 2002-м чиновники решили отказаться от шестидневки – предполагалось, что как раз 12-летнее обучение позволит "разгрузить" ребят. Однако полностью освободить детей в субботы не удалось – порой на них назначали и занятия, и факультативы, и другие мероприятия.

Вновь заговорили о пятидневке в 2008-м – тогда было решено сохранить именно такой уровень нагрузки. При этом чиновники рекомендовали на субботу переносить разного рода мероприятия и все те же факультативы.

Шестой школьный день как термин был закреплен в декрете президента еще в 2008 году, однако активно его наполнять начали в последние годы – уже во время работы министром образования Игоря Карпенко.

После подписания министром в 2017-м соответствующего приказа в шестой школьный день учителя-предметники должны быть на работе и консультировать детей и родителей, а также проводить факультативы. В субботы теперь большое внимание уделяют и трудовому воспитанию, а также иным нюансам. Таким образом, хотя основная учеба и "укладывается" в пять дней, субботы теперь – полноценная часть образовательного процесса.

Оценки другие, вместо экзаменов тесты

В том же 2002-м Беларусь перешла на новую систему оценки: вместо пятибалльной появилась десятибалльная. Однако она вызывает много вопросов и спустя 15 лет.

В 2017-м в Беларусь всерьез заговорили о возможности возвращения к "пятибаллке". Идею поддерживал в том числе Василий Жарко, занимавший в те годы пост вице-премьера.

"Чтобы каждый понимал: четыре – значит, четыре. Пять – значит, отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 "с минусом", 4 и 4 "с плюсом" (по старой системе) – 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?" – задавался вопросом Жарко.

Однако после нескольких месяцев обсуждения существующую систему оценки решили не менять. Интересно, что, как рассказывал Лукашенко, "десятибаллку" поддержал и его младший сын Николай.

На школьных оценках изменение аттестации не ограничилось. Так, в 2003-м было введено централизованное тестирование – оно заменило "очные" испытания в вузах. Интересно, что сегодня обсуждается вопрос изменения его формы – объединения выпускного школьного экзамена и вступительного. Сохранится ли ЦТ – большой вопрос.

Гимназии – совсем не гимназии

Раньше белорусские гимназии были "профильными". Так, были политехнические, лингвистические и другие гимназии: в них ряд предметов изучался в большем количестве и на другом уровне, нежели в средних школах.

Однако в 2015-м "профили" в гимназиях отменили. Оставили лишь профильные классы – так же, как и в других школах. Сегодня учебные программы "обычных" школ и гимназий и вовсе почти не отличаются.

Однако заметное изменение в жизни гимназий произошло позже – в 2018-м были отменены вступительные экзамены в гимназии. Министр Карпенко аргументировал необходимость подобного шага тем, что "не должна формироваться элитарность", а система отбора не должна быть "соревнованием кошельков".

Приключения программ и времени уроков

Не прекращаются в Беларуси и изменения учебных программ и учебников – их переписывали уже не раз. По полностью обновленным программам в школах будут учиться уже в 2021/2022 году, однако и сегодня ребята изучают не совсем то, что десять лет назад.

Некоторые темы из школьной программы убирают, по ряду предметов заметно меняют количество часов, а отдельные дисциплины и вовсе периодически "кочуют" – так, "Черчение" теперь перенесено из девятого в десятый. Изменений много – и на всех их потребовался бы отдельный материал, как и об измененных учебниках.

Среди других изменений – время начала уроков. После критики президента школам рекомендовали начинать уроки в девять, однако в итоге это жестким требованием не стало. Впрочем, определенное количество школ действительно перенесло время занятий.

Разумеется, состоявшихся и будущих изменений куда больше: запреты мобильников, возможный отказ от нормирования количества детей в классах и многое другое. Реализуются ли задумки чиновников по очередной реформе – пока сказать сложно. Ведь нельзя говорить даже о том, что изменится в школах в следующем учебном году.

4347
Теги:
Министерство образования Беларуси, среднее образование, Беларусь
По теме
Чиновники задумались о реформе образования в Беларуси
"Первое — для родителей, второе — для себя". Зачем нам высшее образование
Министр образования: национальный экзамен помог бы разгрузить школьников
Образование, секта или сфера услуг? Что дает детям и родителям частная школа

Министерство образования

Минобразования опровергло информацию о забастовках в педколлективах

15116
(обновлено 15:17 13.08.2020)
На всех этапах избирательной кампании оказывалось целенаправленное давление на сферу образования, отметили в профильном ведомстве.

МИНСК, 13 авг - Sputnik. Министерство образования Беларуси опровергло информацию о том, что в педагогических коллективах назревают забастовки, данное заявление опубликовано в официальном Telegram-канале Минобразования.

"В последнее время на медийном фоне стали появляться открытые письма, сгруппированные по профессиональному принципу, а также ложная информация о забастовках в коллективах", – говорится в заявлении ведомства.

Там отметили, что в настоящее время учителя находятся в летних отпусках, но продолжается давление на общественное мнение через открытые письма, состав подписантов которых достоверно неизвестен.

В Минобразования также обратили внимание на то, что во время активной фазы протеста имели место попытки нападений на столичные школы, случаи поджогов и вандализма, которые сотрудники МВД пресекали.

В ведомстве подчеркнули, что на всех этапах избирательной кампании оказывалось целенаправленное давление на сферу образования.

"Учителей заранее беспочвенно, без каких-либо доказательств и исключительно по профессиональному признаку обвиняли в уголовном преступлении", – подчеркнули в Минобре.

Там сообщили, что в настоящее время система образования занята решением первоочередных задач, которые никак не связаны с избирательным процессом, – это подготовка к новому учебному году, который начнется 1 сентября.

Читайте также:

15116
Теги:
Беларусь, Министерство образования Беларуси
Дистанционное обучение

Иностранным студентам стало проще работать в России детали нового закона

231
(обновлено 20:54 12.08.2020)
В Россотрудничестве рассказали о новом онлайн-сервисе, который поможет бороться с нелегальным трудоустройством студентов из СНГ.

МИНСК, 12 авг - Данара Курманова, Sputnik. Иностранные студенты в России теперь могут устроиться на работу по специальности без оформления каких-либо документов. Отныне им не нужны ни разрешения, ни патенты. Благодаря поправкам в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" студенту-иностранцу достаточно прийти на собеседование со справкой из университета.

Данные новшества вступили в силу 5 августа. А ровно через неделю в агентстве "Россотрудничество" рассказали, какие дополнительные проекты для студентов-иностранцев повлек за собой обновленный закон. Sputnik выяснял, как ведомство собирается помогать студентам найти работу по специальности.

Без вреда для учебы

Чем хороши новые поправки? Отныне иностранный студент, учащийся в России, может начать выстраивать карьеру прямо с первого курса. "Для студентов-иностранцев стал доступен российский рынок труда. Вопрос лишь в их успешности", - объяснил Sputnik руководитель "Россотрудничества" Евгений Примаков.

По мнению Примакова, возможность работать по специальности отдаляет студентов от случайных подработок, не связанных с будущей профессиональной деятельностью. Ведь если работа по специальности дает молодежи практический опыт и базу для научных исследований, то сфера обслуживания, в которой до сих пор чаще всего трудились студенты, наоборот, мешает учиться качественно.

"Возникает вопрос: для чего все эта история? Студент приехал учиться, а через полгода идет подрабатывать в такси", - говорит Примаков и отмечает: в таких условиях не до подготовки к занятиям.

Риски все-таки есть

Подработка в период учебы – это нормальная практика для студентов, особенно если она позволяет лучше узнать будущую профессию. Практические навыки помогут молодежи избежать проблем с трудоустройством после выпуска из университета, так как не стоит забывать: многие компании ищут специалистов хотя бы с минимальным опытом. Однако новые поправки несут в себе и определенный риск – нелегальное трудоустройство, считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

"Важно, чтобы при найме студентов работа оформлялась легально, соблюдались законы о труде и техника безопасности, а также велись социальные отчисления. Все это можно обеспечить, организуя централизованные процессы найма и поиска работы через сотрудничество бизнеса и факультетов", - говорит Мендкович.

В "Россотрудничестве" тем временем отмечают: агентство уже обсуждает с крупными университетами варианты помощи студентам в поисках работы. "На днях мы были в Орле и говорили о том, что медицинские вузы могли бы посодействовать выпускникам при трудоустройстве в лечебные заведения. Самим туда устроиться не так-то просто", - отмечает Евгений Примаков.

Бумаги больше не нужны

С позицией Примакова согласен Бехбуди Рафиков, хирург-ординатор из Узбекистана. На родине, в Самарканде, Бехбуди считался одним из самых перспективных студентов – был старостой студенческого научного общества, его исследованиями заинтересовались международные медицинские журналы. Проходить ординатуру Бехбуди решил за рубежом, и его выбор пал на Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени Никифорова.

"Преимущества российского образования очевидны: это высокое качестве за приемлемую цену и общая история, - обосновал свой выбор молодой специалист. – Но я хотел еще и работать. Во время пандемии из-за перепрофилирования многих больниц возросла нагрузка на наш центр. Минздрав допустил ординаторов к работе в качестве стажеров под руководством старших хирургов, и мы получили колоссальный опыт. Для врача практика бесценна".

Так Бехбуди Рафиков стал задумываться о поиске работы, но его останавливала лишь одна деталь – необходимость собрать огромный пакет документов. "Я понял, что у меня не будет времени на учебу, пока я буду оформлять все эти бумаги, - говорит он. – А сейчас, когда я узнал о новом законе, радовался. У меня появилась возможность работать. Уверен, так думаю не я один, так что Россию ожидает наплыв иностранных студентов".

Всем поможет суперсервис

Чтобы помочь студентам-иностранцам найти работу, "Россотрудничество" запустит еще один образовательный суперсервис на портале Госуслуг. Об этом Sputnik рассказал заместитель руководителя ведомства Павел Шевцов.

Один из сервисов в сфере образования работает уже с 20 июня 2020 года. Называется он "Поступление в ВУЗ онлайн". Благодаря этой услуге абитуриент может подать документы в любой университет России, не выходя из дома. А новый суперсервис будет рассчитан на иностранных студентов, уже обучающихся в российских вузах.

"В полной мере он заработает к концу следующего года. Благодаря сервису мы будем видеть всех студентов – не только тех, кто учится в России по квоте, но и тех, кто поступил по контракту, - говорит Павел Шевцов. – Сервис также отображает место обучения и успеваемость студента".

Важно, чтобы студенты понимали – никто не собирается следить за ними через сервис, уточняет Шевцов. Информация об успеваемости пригодится Министерству труда и компаниям при отборе талантливых студентов на работу. Кроме этого, данные сервиса помогут "Россотрудничеству" анализировать, какие города и университеты наиболее популярны среди иностранцев.

"Мы будем загружать в сервис информацию о регионах, потому что обычно абитуриент много знает об университетах Москвы или Санкт-Петербурга, но почти ничего - о маленьких городах, которые тоже могут обеспечить качественное образование. Поэтому данный пробел надо восполнять", - сказал Павел Шевцов.

Переход к стипендиям

Однако не все должны подрабатывать. Кто-то слишком погружен в науку, и в таком случае перед студентом возникает банальная необходимость работать, чтобы обеспечить себя. С желанием набраться опыта такая подработка ничего общего не имеет, считает Павел Шевцов.

"Мы уже обсуждаем, что "Россотрудничеству" нужны не только квоты, но и формат, когда абитуриент может выиграть стипендию на образование, а она покрывает и расходы на перелет, и базовое проживание", - говорит он.

Во многих университетах России сейчас действуют департаменты по трудоустройству студентов выпускных курсов. Будущий дипломат-международник, армянская студентка Эдита Степанян благодаря помощи университета сначала устроилась на практику в комитет по энергетике Государственной думы, а затем ей предложили должность ассистента.

"Конечно, отчасти совмещать работу и учебу помогают обстоятельства. В марте все организации закрыли на карантин в связи с эпидемиологической ситуацией. В результате мы до сих пор учимся и работаем в дистанционном формате. Но и без таких условий я успевала бы справляться везде, потому что это была моя мечта – работать в данном учреждении. Так что поправки в законодательство заставляют иностранных студентов лишь с большей мотивацией отнестись к учебе".

231
Теги:
студенты, образование, Россотрудничество, Россия
Матч 1/4 финала Лиги чемпионов Барселона - Бавария

"Бавария" расправилась с "Барселоной" и вышла в полуфинал Лиги чемпионов

0
(обновлено 00:44 15.08.2020)
Впервые с 1946 года каталонцы пропустили восемь мяче в одном матче, а мюнхенцы стали первой командой, забившей восемь голов в плей-офф Лиги чемпионов

МИНСК, 15 авг – Sputnik. Мюнхенская "Бавария" разгромила испанскую "Барселону" и вышла в полуфинал Лиги чемпионов УЕФА, сообщает Sputnik. 

Четвертьфинальный матч ЛЧ между "Барселоной" и "Баварией" состоялся в пятницу в Лиссабоне. Встреча завершилась со счетом 8:2 в пользу мюнхенцев. По два мяча в составе "Баварии" забили Томас Мюллер (4-я и 31-я минуты) и Филиппе Коутиньо (85-я, 89-я), по голу забили Иван Перишич (22-я), Серж Гнабри (28-я), Йозуа Киммих (63-я) и Роберт Левандовский (82-я). У "Барселоны" отличился Луис Суарес (57-я), а еще один мяч в свои ворота отправил защитник мюнхенцев Давид Алаба (7-я).

Соперник "Баварии" по полуфиналу определится в субботу, 15 августа, в матче между английским "Манчестер Сити" и французским "Лионом".

В другом полуфинале сыграют французский "Пари Сен-Жермен" и германский "Лейпциг. 

Напомним, формат оставшейся части ЛЧ из-за пандемии COVID-19 был изменен: с четвертьфинальной все игры проходят в Лиссабоне и состоят из одного матча.

0
Теги:
футбол, Лига чемпионов УЕФА, ФК Бавария, ФК Барселона