Школьники на экзамене, архивное фото

Вместо теста: член совета при Минобразования рассказал, чем заменить ЦТ

9693
(обновлено 15:35 10.10.2019)
По мнению репетитора Андрея Григорьева, чтобы поступить в вуз, абитуриент должен сдавать не только тест, но и устный экзамен, а также проходить собеседование.

Образовательную реформу в Беларуси обсудили недавно: заседание Общественно-консультативного совета при министерстве образования прошло в конце августа. Позже участники обнародовали ряд возможных нововведений, а учителя рассказали, что на самом деле думают о них.

В рамках обсуждения затронули и централизованное тестирование: против испытания высказываются многие практики – например, учителя, преподающие точные науки, считают, что задачи из тестов имеют совсем мало общего со школьной программой.

Sputnik обратился за мнением к одному из членов Общественно-консультативного совета при Минобразования, репетитору Андрею Григорьеву – спросили, что не так с тестами и какова достойная альтернатива ЦТ в Беларуси.

ЦТ: отменить нельзя оставить

"Оценить знания ребенка должным образом при помощи централизованного тестирования невозможно: оно выявляет, насколько хорошо выучен материал, но совершенно не показывает, как ученик умеет мыслить и что из себя представляет – это, я считаю, куда важнее для дальнейшей учебы.

Интересно было бы взглянуть, сколько ребят из тех, кто сдал ЦТ на 70-100 баллов, преуспевают в вузах, заканчивают их и работают по своей специальности. Сдать ЦТ с хорошим баллом не проблема: надо просто сесть и выучить. А вот что делать с этим дальше – большой вопрос", – рассуждает Андрей Григорьев.

Член Общественно-консультативного совета при Минобразования, репетитор Андрей Григорьев
© Sputnik / Валерия Берекчиян
Член Общественно-консультативного совета при Минобразования, репетитор Андрей Григорьев

По его словам, раньше студентов отбирали куда более пристально, потому "середнячок" в университеты не попадал. "Во времена моего поступления абитуриенты с золотой или серебряной медалью, подавая документы в иняз, сдавали один устный экзамен. Никто не знал вопросов или тем, требовалось просто прийти и говорить. Те, кто не проходил это испытание, шли сдавать на общий конкурс. Очевидно, это не то же самое, что "натыкать" минимум на ЦТ", – сетует эксперт.

По мнению репетитора, у тестирования определенно есть достоинства: учить приходится в любом случае (хотя бы необходимый минимум); подготовка помогает систематизировать материал, выстроить четкое видение предмета и готовые схемы, по которым решается тест.

"Я не вижу другого способа проверить именно знания, потому и не считаю, что ЦТ нужно отменять совсем. Тестирование нужно дополнить, сделать его частью сложного составного экзамена", – считает он.

Достойная альтернатива ЦТ – многокомпонентный экзамен

По мнению репетитора, в "идеальном" испытании при поступлении в вуз должно быть три компонента. В случае с получением гуманитарного образования ЦТ для оценки знаний катастрофически мало: должен быть устный экзамен или сочинение. Испытания по физике или математике можно пополнить задачами с "открытым" решением: в которых важен не столько правильный ответ, сколько движение к нему и ход рассуждений ученика.

"Во многих западных вузах ребята сдают и черновики. И преподаватели в процессе проверки работ смотрят еще и на процесс решения, причем особый склад ума или свежий взгляд на решение в некоторых случаях оценивают выше правильного ответа", – поделился он.

По мнению репетитора, у тестирования есть достоинства, но его нужно дополнить
© Sputnik / Валерия Берекчиян
По мнению репетитора, у тестирования есть достоинства, но его нужно дополнить

Третьим компонентом, убежден репетитор, должно быть мотивационное письмо (подобное тому, какие пишут абитуриенты на западе) или собеседование – чтобы будущий студент объяснил, почему выбрал именно этот вуз и специальность, каким видит себя в будущем. Интервью помогло бы оценить степень критического развития ума.

"Аналог устного собеседования в Беларуси вводился несколько лет назад, но сейчас не практикуется: вероятно, было решено пойти на поводу облегчения процесса поступления, экономии сил и времени преподавателей. Тогда специалисты решили, что ЦТ будет достаточно, но его, очевидно, не хватает, чтобы оценить абитуриента со всех сторон.

Мы отстаем от западных стран на 10-15 лет: там давно отказываются от экзаменов, где ученики просто тыкают в кнопки. Например, известные мне языковые испытания усложняют до такой степени, что набрать даже минимум бездумно попросту невозможно", – считает репетитор.

При невозможности введения составного экзамена стоит задуматься как минимум о дифференциации по дисциплинам: например, сдавать тестирование по точным наукам, а знания по гуманитарным проверять устно; в Беларуси и сейчас есть "творческие" факультеты, где необходимо портфолио.

Новая система подсчета баллов ЦТ – корректна ли?

"Нынешняя система подсчета применяется во многих западных странах. И в Минобразования, несомненно, знают, что в ней есть недочеты. Однако ругать ее рано: реальную картину покажет только следующий год, нужно увидеть, какой сформируется балл", – говорит Григорьев.

По его мнению, хорошо подготовленный студент в любом случае сможет набрать высокий балл. А если "слабые" ученики благодаря ей смогли чудом набрать больше, это проявится в процессе учебы. К тому же, дело ведь не только в подсчете.

"Не стану говорить о точных науках, но в гуманитарных дисциплинах – если ребенок учит весь материал, который предлагается в школе, шанс достойно сдать ЦТ, потратив минимальное время на подготовку, довольно высок. Это касается истории и географии, русского языка и литературы – предметов, где вполне хватит хорошо усвоенной базы. Если хорошо учиться в школе, достаточно будет повторить материал, заполнить пробелы и привыкнуть к схеме решения теста", – рассуждает он.

При невозможности введения составного экзамена стоит задуматься как минимум о дифференциации по дисциплинам, считает репетитор
© Sputnik / Валерия Берекчиян
При невозможности введения составного экзамена стоит задуматься как минимум о дифференциации по дисциплинам, считает репетитор

О профилях: нужны и в вузах

Старшие классы, убежден Андрей Григорьев, должны быть строго профильными: пусть ребенок тщательно изучает три или четыре нужных ему предмета (в том числе те, что нужны для ЦТ).

"У нас "провисают" 5-9 классы: дети ходят в школу и не учатся, поскольку их оценки не влияют ни на поступление, ни на продолжение учебы в старшей школе; можно просиживать штаны, а за два года до ЦТ стать первым учеником. Но это ведь совершенно неправильно.

Потому и идет речь о том, чтобы брать в старшие классы школьников с высоким средним баллом. В этом случае за два года ребенка можно отлично подготовить, а в перспективе – сократить программу в университетах: учиться, например, три года вместо пяти. Это существенная экономия бюджета, сил, времени", – рассуждает репетитор.

По мнению эксперта, именно так организован учебный процесс во многих западных странах: к выпуску дети знают, чем хотят заниматься; как минимум, способны определиться, в математику пойдут или в языки.

"Это придает смысл учебе: с пятого по девятый класс ребенок может попробовать себя в разных предметах, чтобы точно понять, что именно ему нравится и дается, а дальше – посвящать время именно этому", – считает Григорьев.

Есть в западных школах и университетах другая полезная градация: усиленно ребенок изучает предметы основной специализации; все остальное в программе делится по уровням.

"Математику можно поделить на базовый и повышенный уровень, чтобы ребята, которые не станут связывать с ней будущее, изучали ее базово – в этом ведь есть логика. И так же в университете: ты как бы собираешь себе нужную программу, самостоятельно выбирая степень погружения в отдельные дисциплины", – говорит эксперт.

О коррупционных рисках

"Возвращаясь к устным экзаменам, стоило бы изучить опыт других стран. К примеру, в Англии школа попросту не принимает никакого участия в сдаче экзаменов (и в Беларуси их стоит изъять). А экзаменационные работы там проверяют "чужие" преподаватели.

На следующем этапе коррупционная возможность тоже исключена: абитуриент не подает документы напрямую в университет, а отсылает в независимую неправительственную организацию, где документы шифруют, присваивают им код и рассылают случайным образом буквально накануне испытания", – рассказывает собеседник агентства.

По мнению Андрея Григорьева, при правильной организации процессов поступления и обучения у преподавателей не будет желания способствовать поступлению посредственных ребят: такой будет заметен среди остальных действительно толковых студентов, так что его придется "тащить" все пять лет, как-то объясняя коллегам причину его неприкосновенности.

"Одна из проблем белорусских вузов – вопрос отчисления неуспевающих студентов. Статистика сегодня ужасающая: платников держат абсолютно незаслуженно, лишь бы на пары приходили. Будь по-другому, родители перехотели бы пропихивать в вузы детей без желания учиться, а преподаватели не брали бы никаких взяток", – уверен репетитор.

По той же причине, считает он, у любого ребенка должна быть альтернатива: неправильно, что абитуриент в Беларуси, не пройдя отбор в выбранный университет, вынужден целый год ждать следующей попытки.

"На западе есть учебные заведения разных уровней: топовые университеты, заведения чуть ниже и вузы низшего порядка (важно оговориться: вовсе не плохие). А ученик, оканчивая школу, может подать документы на одну и ту же специальность в пять заведений с различными баллами и требованиями. В результате каждый находит себе место", – говорит Григорьев.

По мнению репетитора, старшие классы должны быть строго профильными
© Sputnik / Валерия Берекчиян
По мнению репетитора, старшие классы должны быть строго профильными

По мнению эксперта, хоть ответы на многие вопросы и лежат на поверхности, важно помнить, что государство – "очень неповоротливая машина", зачастую все упирается лишь в техническое решение задачи и в то, какое время на него отводят.

"Мы говорим о реформе (!), которую пытаемся провернуть слишком быстрыми темпами. На глобальные перемены потребуется не меньше 10 лет: на изучение полезного опыта и подготовку, внедрение и обкатку, исправление ошибок по ходу действия. Образование – та сфера, где нужно меньше эмоций и больше ума. Важно учитывать объективные условия и готовиться к тому, что этот путь придется проходить долго", – подытожил Андрей Григорьев.

Самые важные и интересные новости Беларуси — в Telegram. Присоединяйтесь!

9693
Теги:
дети, среднее образование, абитуриенты, Вступительная кампания, Централизованное тестирование, Министерство образования Беларуси, Беларусь

Министерство образования

Минобразования опровергло информацию о забастовках в педколлективах

15122
(обновлено 15:17 13.08.2020)
На всех этапах избирательной кампании оказывалось целенаправленное давление на сферу образования, отметили в профильном ведомстве.

МИНСК, 13 авг - Sputnik. Министерство образования Беларуси опровергло информацию о том, что в педагогических коллективах назревают забастовки, данное заявление опубликовано в официальном Telegram-канале Минобразования.

"В последнее время на медийном фоне стали появляться открытые письма, сгруппированные по профессиональному принципу, а также ложная информация о забастовках в коллективах", – говорится в заявлении ведомства.

Там отметили, что в настоящее время учителя находятся в летних отпусках, но продолжается давление на общественное мнение через открытые письма, состав подписантов которых достоверно неизвестен.

В Минобразования также обратили внимание на то, что во время активной фазы протеста имели место попытки нападений на столичные школы, случаи поджогов и вандализма, которые сотрудники МВД пресекали.

В ведомстве подчеркнули, что на всех этапах избирательной кампании оказывалось целенаправленное давление на сферу образования.

"Учителей заранее беспочвенно, без каких-либо доказательств и исключительно по профессиональному признаку обвиняли в уголовном преступлении", – подчеркнули в Минобре.

Там сообщили, что в настоящее время система образования занята решением первоочередных задач, которые никак не связаны с избирательным процессом, – это подготовка к новому учебному году, который начнется 1 сентября.

Читайте также:

15122
Теги:
Беларусь, Министерство образования Беларуси
Дистанционное обучение

Иностранным студентам стало проще работать в России детали нового закона

231
(обновлено 20:54 12.08.2020)
В Россотрудничестве рассказали о новом онлайн-сервисе, который поможет бороться с нелегальным трудоустройством студентов из СНГ.

МИНСК, 12 авг - Данара Курманова, Sputnik. Иностранные студенты в России теперь могут устроиться на работу по специальности без оформления каких-либо документов. Отныне им не нужны ни разрешения, ни патенты. Благодаря поправкам в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" студенту-иностранцу достаточно прийти на собеседование со справкой из университета.

Данные новшества вступили в силу 5 августа. А ровно через неделю в агентстве "Россотрудничество" рассказали, какие дополнительные проекты для студентов-иностранцев повлек за собой обновленный закон. Sputnik выяснял, как ведомство собирается помогать студентам найти работу по специальности.

Без вреда для учебы

Чем хороши новые поправки? Отныне иностранный студент, учащийся в России, может начать выстраивать карьеру прямо с первого курса. "Для студентов-иностранцев стал доступен российский рынок труда. Вопрос лишь в их успешности", - объяснил Sputnik руководитель "Россотрудничества" Евгений Примаков.

По мнению Примакова, возможность работать по специальности отдаляет студентов от случайных подработок, не связанных с будущей профессиональной деятельностью. Ведь если работа по специальности дает молодежи практический опыт и базу для научных исследований, то сфера обслуживания, в которой до сих пор чаще всего трудились студенты, наоборот, мешает учиться качественно.

"Возникает вопрос: для чего все эта история? Студент приехал учиться, а через полгода идет подрабатывать в такси", - говорит Примаков и отмечает: в таких условиях не до подготовки к занятиям.

Риски все-таки есть

Подработка в период учебы – это нормальная практика для студентов, особенно если она позволяет лучше узнать будущую профессию. Практические навыки помогут молодежи избежать проблем с трудоустройством после выпуска из университета, так как не стоит забывать: многие компании ищут специалистов хотя бы с минимальным опытом. Однако новые поправки несут в себе и определенный риск – нелегальное трудоустройство, считает глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

"Важно, чтобы при найме студентов работа оформлялась легально, соблюдались законы о труде и техника безопасности, а также велись социальные отчисления. Все это можно обеспечить, организуя централизованные процессы найма и поиска работы через сотрудничество бизнеса и факультетов", - говорит Мендкович.

В "Россотрудничестве" тем временем отмечают: агентство уже обсуждает с крупными университетами варианты помощи студентам в поисках работы. "На днях мы были в Орле и говорили о том, что медицинские вузы могли бы посодействовать выпускникам при трудоустройстве в лечебные заведения. Самим туда устроиться не так-то просто", - отмечает Евгений Примаков.

Бумаги больше не нужны

С позицией Примакова согласен Бехбуди Рафиков, хирург-ординатор из Узбекистана. На родине, в Самарканде, Бехбуди считался одним из самых перспективных студентов – был старостой студенческого научного общества, его исследованиями заинтересовались международные медицинские журналы. Проходить ординатуру Бехбуди решил за рубежом, и его выбор пал на Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени Никифорова.

"Преимущества российского образования очевидны: это высокое качестве за приемлемую цену и общая история, - обосновал свой выбор молодой специалист. – Но я хотел еще и работать. Во время пандемии из-за перепрофилирования многих больниц возросла нагрузка на наш центр. Минздрав допустил ординаторов к работе в качестве стажеров под руководством старших хирургов, и мы получили колоссальный опыт. Для врача практика бесценна".

Так Бехбуди Рафиков стал задумываться о поиске работы, но его останавливала лишь одна деталь – необходимость собрать огромный пакет документов. "Я понял, что у меня не будет времени на учебу, пока я буду оформлять все эти бумаги, - говорит он. – А сейчас, когда я узнал о новом законе, радовался. У меня появилась возможность работать. Уверен, так думаю не я один, так что Россию ожидает наплыв иностранных студентов".

Всем поможет суперсервис

Чтобы помочь студентам-иностранцам найти работу, "Россотрудничество" запустит еще один образовательный суперсервис на портале Госуслуг. Об этом Sputnik рассказал заместитель руководителя ведомства Павел Шевцов.

Один из сервисов в сфере образования работает уже с 20 июня 2020 года. Называется он "Поступление в ВУЗ онлайн". Благодаря этой услуге абитуриент может подать документы в любой университет России, не выходя из дома. А новый суперсервис будет рассчитан на иностранных студентов, уже обучающихся в российских вузах.

"В полной мере он заработает к концу следующего года. Благодаря сервису мы будем видеть всех студентов – не только тех, кто учится в России по квоте, но и тех, кто поступил по контракту, - говорит Павел Шевцов. – Сервис также отображает место обучения и успеваемость студента".

Важно, чтобы студенты понимали – никто не собирается следить за ними через сервис, уточняет Шевцов. Информация об успеваемости пригодится Министерству труда и компаниям при отборе талантливых студентов на работу. Кроме этого, данные сервиса помогут "Россотрудничеству" анализировать, какие города и университеты наиболее популярны среди иностранцев.

"Мы будем загружать в сервис информацию о регионах, потому что обычно абитуриент много знает об университетах Москвы или Санкт-Петербурга, но почти ничего - о маленьких городах, которые тоже могут обеспечить качественное образование. Поэтому данный пробел надо восполнять", - сказал Павел Шевцов.

Переход к стипендиям

Однако не все должны подрабатывать. Кто-то слишком погружен в науку, и в таком случае перед студентом возникает банальная необходимость работать, чтобы обеспечить себя. С желанием набраться опыта такая подработка ничего общего не имеет, считает Павел Шевцов.

"Мы уже обсуждаем, что "Россотрудничеству" нужны не только квоты, но и формат, когда абитуриент может выиграть стипендию на образование, а она покрывает и расходы на перелет, и базовое проживание", - говорит он.

Во многих университетах России сейчас действуют департаменты по трудоустройству студентов выпускных курсов. Будущий дипломат-международник, армянская студентка Эдита Степанян благодаря помощи университета сначала устроилась на практику в комитет по энергетике Государственной думы, а затем ей предложили должность ассистента.

"Конечно, отчасти совмещать работу и учебу помогают обстоятельства. В марте все организации закрыли на карантин в связи с эпидемиологической ситуацией. В результате мы до сих пор учимся и работаем в дистанционном формате. Но и без таких условий я успевала бы справляться везде, потому что это была моя мечта – работать в данном учреждении. Так что поправки в законодательство заставляют иностранных студентов лишь с большей мотивацией отнестись к учебе".

231
Теги:
студенты, образование, Россотрудничество, Россия
Матч 1/4 финала Лиги чемпионов Барселона - Бавария

"Бавария" расправилась с "Барселоной" и вышла в полуфинал Лиги чемпионов

0
(обновлено 00:44 15.08.2020)
Впервые с 1946 года каталонцы пропустили восемь мяче в одном матче, а мюнхенцы стали первой командой, забившей восемь голов в плей-офф Лиги чемпионов

МИНСК, 15 авг – Sputnik. Мюнхенская "Бавария" разгромила испанскую "Барселону" и вышла в полуфинал Лиги чемпионов УЕФА, сообщает Sputnik. 

Четвертьфинальный матч ЛЧ между "Барселоной" и "Баварией" состоялся в пятницу в Лиссабоне. Встреча завершилась со счетом 8:2 в пользу мюнхенцев. По два мяча в составе "Баварии" забили Томас Мюллер (4-я и 31-я минуты) и Филиппе Коутиньо (85-я, 89-я), по голу забили Иван Перишич (22-я), Серж Гнабри (28-я), Йозуа Киммих (63-я) и Роберт Левандовский (82-я). У "Барселоны" отличился Луис Суарес (57-я), а еще один мяч в свои ворота отправил защитник мюнхенцев Давид Алаба (7-я).

Соперник "Баварии" по полуфиналу определится в субботу, 15 августа, в матче между английским "Манчестер Сити" и французским "Лионом".

В другом полуфинале сыграют французский "Пари Сен-Жермен" и германский "Лейпциг. 

Напомним, формат оставшейся части ЛЧ из-за пандемии COVID-19 был изменен: с четвертьфинальной все игры проходят в Лиссабоне и состоят из одного матча.

0
Теги:
футбол, Лига чемпионов УЕФА, ФК Бавария, ФК Барселона