Праздничный салют в Москве в честь Дня Победы - Sputnik Беларусь
Победа.Sputnik.by
Воспоминания ветеранов, архивные документы, фото- и видеоматериалы – все то, что нельзя переписать и вычеркнуть из истории, в спецпроекте Победа.Sputnik.by. Мы доподлинно постарались передать боль людей, переживших войну, и зверства оккупантов на белорусской земле.

Рельсы взрывали и разбирали: как партизаны объявили "Рельсовую войну"

© SputnikПодрывники бригады "Народные мстители" им. Воронянского
Подрывники бригады Народные мстители им. Воронянского - Sputnik Беларусь
Подписаться
За чуть более чем месяц подрывной работы на железнодорожных путях в августе-сентябре 1943 года белорусские партизаны смогли урезать поставки вооружения, топлива и продовольствия для немецких войск на треть.

МИНСК, 3 авг — Sputnik. Термин "рельсовая война" появился в официальных советских документах в июне 1943 года. Центральный комитет компартии Беларуси принял 24 июня постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "рельсовой войны".

Джаред Кушнер и Иванка Трамп - Sputnik Беларусь
В жилах зятя Дональда Трампа течет партизанская кровь

Речь шла об одновременном массовом ударе по основным железнодорожным путям, которые использовал противник. Под откос должны были лететь поезда, взрываться мосты и станционные сооружения.

Но полномасштабная кампания стартовала лишь в ночь на 3 августа — после детальной разработки и одобрения в ставке Верховного Главнокомандования.

Не хватило тротила

Бельские: история спасения - Sputnik Беларусь
Бельские: история спасения
Удар действительно получился одномоментным и масштабным. В ночь на 3 августа, как свидетельствуют данные национального архива Беларуси, порядка 85 тысяч белорусских партизан ударили по железным дорогам, станциям, мостам и гарнизонам противника.

К примеру, только одна 13-я Костюковичская бригада в начале августа за ночь взорвала 637 рельсов на железной дороге Кричев — Унеча, а заодно мост, семафор и полтора километра связи. Движение вражеских поездов в итоге на этом участке было парализовано на пять суток.

Причем рельсы не только взрывали — иногда их просто разбирали. Пока вооруженные партизаны разбирались с охраной, которую выставили у железнодорожных путей немцы, местные помощники разукомплектовывали пути при помощи топоров и кирок.

"Пока охранение вело бой, партизаны с населением сносили пути, развинчивали и перебивали рельсы, выдергивали из шпал костыли", — вспоминал в своих мемуарах командир Лепельской партизанской бригады имени Сталина, Герой Советского Союза Владимир Лобанок. В тот день его партизаны и их добровольные помощники за четыре часа разобрали пять километров двухколейки.

Партизаны вспоминали, что не хватало взрывчатки. А чтобы ее раздобыть, собирали в лесу снаряды и вытапливали из них тол — прямо в котелке на костре.

© Sputnik / Перейти в фотобанкБелорусские партизаны одного из отрядов изготавливают гранаты в своей мастерской
Белорусские партизаны одного из отрядов изготавливают гранаты в своей мастерской - Sputnik Беларусь
Белорусские партизаны одного из отрядов изготавливают гранаты в своей мастерской

"Разводился костер, над ним вешали котелок с водой, в него опускался снаряд. Затем его вытаскивали, а расплавленный тол выливали в деревянную коробку, в которой было отверстие для запала", — вспоминал участник "рельсовой войны" Николай Юркевич.

А теперь — "Концерт"

Эшелоны с войсками и боевой техникой, спешащие в сторону Орла и Белгорода, в августе 1943-го порой застревали в пути на месяц. Перевозки противника в те дни сократились, по разным данным, от 30 до 40%.

Winterzauber: страшные подробности карательной операции нацистов в Беларуси - Sputnik Беларусь
Winterzauber: страшные подробности карательной операции в Беларуси

Первый этап операции "Рельсовая война" был завершен 15 сентября, а уже 19-го партизаны устроили неприятелю еще и "Концерт", ставший вторым этапом операции. Вторым массированным ударом подорвали еще десятки тысяч рельс, на протяжении всей линии фронта пустили под откос более 1000 эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста.

"2-я немецкая армия начиная с 27 сентября безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении восстановить связь с группой армий "Юг" между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан", — вспоминал осенью 1943-го в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий "Центр" генерал Курт фон Типпельскирх.

А другой немецкий военачальник генерал-полковник Лотар Рендулич писал о партизанах и их акциях как о "тяжелом бремени" и "немалой опасности" для его армии.

Практика "рельсовой войны" применялась и после номинального завершения операции. Термин стали применять шире, обозначая им все партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожных путей.

Лента новостей
0