Календарь 22 октября

Какой сегодня праздник: 22 октября

10342
(обновлено 10:30 22.10.2020)
Сегодня четверг, 22 октября. Этот день является 296-м в григорианском календаре, до нового года остается 70 дней.

Знали ли вы, что в этот день в Австралии отмечается день вомбата? Австралийцы празднуют День вомбата по-разному: кто-то идет в зоопарк, чтобы посмотреть на вомбатов, кто-то носит футболку с изображением этого забавного животного. Некоторые даже готовят пироги и другую выпечку в форме вомбата. О том, чем еще примечательно 22 октября, читайте в обзоре Sputnik.

Что произошло 22 октября

В этот день в 1909 году женщина впервые совершила одиночный полет на самолете, этой женщиной стала француженка Элиза Дерош.

22 октября 1964 года Жан-Поль Сартр, французский философ и писатель, отказался от Нобелевской премии.

В 1987 году 22 октября писателю Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе.

22 октября 2009 года официально вышел Windows 7.

Кто родился 22 октября

22 октября в православном календаре

В этот день православные чтут память апостола Иакова Алфеева, священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина, праведного Авраама праотца и племянника его Лота, преподобного Андроника и жены его Афанасии, священномученика Константина Аксенова, мучеников Еввентия и Максима воинов, святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской, преподобного Петра Галатийского. Также в этот день произошло обретение мощей преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.

Именины 22 октября

Именины у Максима, Петра, Константина, Якова, Авраама и Ефима.

22 октября в народном календаре

В народе ходило выражение: "Если с утра снег пойдет, то к вечеру будет сугробами снег лежать".

22 октября в белорусском народном календаре

10342
Теги:
какой сегодня праздник, традиции и обряды
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день (357)
По теме
Какой сегодня праздник: 20 октября
Какой сегодня праздник: 19 октября
Какой сегодня праздник: 18 октября
Какой сегодня праздник: 17 октября
Календарь 14 мая

Какой сегодня праздник: 14 мая

13985
(обновлено 11:04 14.05.2021)
Сегодня пятница, 14 мая. Этот день является 134-м в григорианском календаре. До конца года остается 231 день.

Знаете ли вы, что 14 мая 1969 года родилась лауреат двух премий "Оскар" актриса Кейт Бланшетт? О том, чем еще ознаменовано 14 мая, — в справке Sputnik.

Кто родился 14 мая

Что произошло 14 мая

В 1835 году в свет вышла написанная Александром Пушкиным "Сказка о рыбаке и рыбке".

В 1993 году был создан экономический союз СНГ.

В России отмечается день фрилансера.

14 мая в православном календаре

В этот день православные чтут память пророка Иеремии, преподобного Пафнутия Боровского, священномученика Макария, благоверной Тамары — царицы Грузинской, преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия.

Именины

14 мая именины у Макара, Ефима, Игнатия, Герасима, а также у Тамары и Нины.

14 мая в белорусском народном календаре

13985
Теги:
какой сегодня праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день (357)
По теме
Какой сегодня праздник: 10 мая
Какой сегодня праздник: 9 мая
Какой сегодня праздник: 8 мая
Итальянец Джузеппе Нино Фарина за рулем Alfa Romeo

Первая гонка "Формулы-1" и судьбы ее главных героев

328
(обновлено 20:51 13.05.2021)
Ровно 71 год назад в Сильверстоуне состоялся первый гран-при в истории королевского класса автогонок.

"Формулу-1" называют королевой автоспорта. Здесь выступают лучшие гонщики, на разработку болидов тратятся баснословные деньги, а ТВ-трансляции смотрят по всей планете. Но так было не всегда. Sputnik решил напомнить, с чего начинался путь серии в 1950 году.

Предыстория

В послевоенной Европе уже существовала устойчивая традиция автогонок. Централизованных чемпионатов практически не было, однако СМИ и болельщики внимательно следили за наиболее престижными событиями. Среди них был, например, Гран-при Монако, который регулярно проводился на улицах Монте-Карло с 1929 года. Повышенный интерес публики привлекала и традиционная гонка 24 часа Ле-Мана. Первый заезд в этом "марафонском" формате состоялся еще в 1923 году. В США особой популярностью пользовалась гонка "500 миль Индианаполиса" – она и вовсе считается самым старым из ныне существующих регулярных заездов, первый был проведен в далеком 1911 году.

В 30-х годах в автоспорте стала формироваться идея общего зачета – чемпионата, который мог бы объединить календарь отдельных гонок и выявить "лучшего из лучших". Первые конкретные предложения появились еще в середине десятилетия, но были поставлены на паузу разразившейся мировой войной. К идее вернулись уже после победы союзников. Международная федерация автоспорта сформировала регламент, который вступил в силу в 1947-м. Спустя три года все ожидали дебюта нового турнира.

Перед стартом

Первый сезон "Формулы-1" состоял всего из 6 гонок, в которых разыгрывались очки. Победитель пополнял копилку на 8 баллов, места со второго по пятое получали 6, 4, 3 и 2 очка соответственно. Любопытно, что та система начисления очков просуществовала в "королевском классе" вплоть до нулевых годов XX века с минимальными изменениями.

Была и другая особенность календаря. Он включал в себя также 19 незачетных Гран-при. Гонщики получали за успехи призовые от организаторов, но на положение в таблице чемпионата те гонки никак не влияли. Среди таких "лишних" заездов были, например Гран-при Нидерландов (на легендарной трассе в Зандворте), а также две гонки в историческом месте для мирового автоспорта – британском Гудвуде.

Что же касается основных Гран-при, они были сплошь европейскими. Соревнования принимали Великобритания, Монако, Италия, Швейцария, Бельгия и Франция. Лишь американский этап "500 миль Индианаполиса" проводился за пределами Старого Света, и то из-за особенностей регламента в нем приняли участие только местные гонщики и техника. Кстати, трассы в Сильверстоуне и Монце, а также бельгийская "СПА-Франкоршам" до сих пор присутствуют в календаре и радуют поклонников Ф-1.

Начало начал

Первая гонка нового чемпионата проходила на трассе в английском Сильверстоуне 12 и 13 мая. Заявки подали 22 участника, однако итальянец Бонетто не успел приехать на автодром вовремя. Таким образом, на старт квалификации вышел 21 автомобиль.

Фаворитом считалась итальянская Alfa Romeo – к тому времени команда уже одержала несколько побед по ходу сезона. Среди всех автопроизводителей по количеству машин лидировала Maserati – сразу шесть автомобилей этой марки были на стартовом поле. Французская Talbot-Lago представила пять болидов, по четыре выставили Alfa Romeo и британская ERA. Список дополнили две машины местной фирмы Alta. Пускай вас не удивляет отсутствие в списке Ferrari. "Алые" предпочли выступлению в Сильверстоуне французскую гонку в Де Монс. Причина простая – приличная сумма призовых.

Событие было неординарным и широко освещалось в прессе. Боксы команд почтила своим присутствием даже королевская семья. Во главе монаршей процессии стоял сам король Георг VI. Разумеется, были заполнены и трибуны. По некоторым подсчетам, вживую за гонкой наблюдали около 200 тысяч зрителей. Невообразимая цифра в современных условиях, даже без учета коронавирусных ограничений.

В квалификации Alfa Romeo ожидаемо не оставила конкурентам ни единого шанса. В одном ряду стартового поля тогда размещались четыре машины, а не две, как сейчас. Все места были за гонщиками итальянской конюшни: с 1 по 4 разместились Фарина, Фаджиолли, Фанхио и Парнелл.

На следующий день доминирование "Альфы" продолжилось. От старта и до самого финиша итальянцы Фарина и Фаджиолли лидировали в гонке, лишь на один круг пропустив вперед аргентинца Фанхио. Хуану-Мануэлю в борьбе за победу помешала поломка техники – будущего пятикратного чемпиона мира подвел маслопровод. На 16 круге Джузеппе Фарина окончательно закрепил лидерство и больше никому не уступал. Правда, его итоговый перевес был не так уж и велик: Фаджиолли в итоге финишировал лишь в 2,6 секунды позади. Третьим на радость местной публики стал англичанин Редж Парнелл. В очковой зоне также закончили гонку французы Ив-Жиро Кабанту и Луи Розье.

Что было потом?

Интересно проследить дальнейшую судьбу главных героев той гонки. Победитель Джузеппе Фарина стал первым в истории чемпионом "Формулы-1". Однако развить успех у него не вышло. Несколько серьезных инцидентов и последовавшие проблемы со здоровьем вынудили его завершить карьеру уже пять лет спустя. В 1966 году он погиб в обычной дорожной аварии за рулем "гражданского" автомобиля. Вот такая ирония судьбы.

Луиджи Фаджиолли на момент описываемых событий уже было 52 года. Несмотря на возраст, он был быстр и все зачетные гонки сезона завершил на подиуме. В 1951 году Фаджиолли одержал единственную победу в Ф-1 на Гран-при Франции. А в 1952 попал в тяжелейшую аварию на Гран-при Монако, получил множественные переломы и повреждения внутренних органов. Спустя три недели гонщик скончался.

Редж Парнелл в тот день в Сильверстоуне добился своего наивысшего успеха в Формуле-1. На подиум он больше не попадал, а из громких успехов можно отметить лишь победы на национальных соревнованиях и первое место на незачетном Гран-при Новой Зеландии в 1957 году за рулем Ferrari. Завершив карьеру гонщика, Парнелл создал собственную команду. К сожалению, мы так и не узнали, обладал ли он способностями конструктора и управленца. Редж умер в 1964 году из-за перитонита, развившегося после неудачной операции по удалению аппендикса.

Гораздо больший след в истории мирового автоспорта удалось оставить Хуану-Мануэлю Фанхио. Он стал лучшим гонщиком своей эпохи и пять раз завоевывал титул чемпиона мира в составе четырех разных команд. На его счету 24 победы и 35 подиумов – просто космические цифры для автоспорта тех лет. Фанхио был настоящей рок-звездой, его даже похищали кубинские повстанцы, с которыми Хуан за время плена успел подружиться. Фанхио прожил долгую и плодотворную жизнь и даже застал первый чемпионский титул человека, которому суждено было переписать почти все рекорды аргентинца – речь, конечно, о Михаэле Шумахере.

Среди участников первого Гран-при в истории "Формулы-1" немало легендарных имен, не попавших в число лучших. Один из них – француз Луи Широн. За свою любовь к стильной одежде его называли "мистер элегантность". При этом Широн был поистине глыбой в довоенном автоспорте. Но и после второй мировой Луи доказал, что старый конь борозды не портит. Он выступал в Ф-1 до 1958 года и до сих пор держит ветеранский рекорд серии – 58 лет.

Обычным делом в те далекие времена было видеть на старте выходцев из богатых и титулованных семей. В каком-то смысле их преемниками сейчас являются так называемые "рента-драйверы" (не будем показывать пальцем на конкретных персонажей). Например, среди участников гонки в Сильверстоуне был швейцарский барон де Граффенрид, не лишенный, впрочем, определенного таланта. Совсем уж экзотическим было присутствие в Гран-при тайского принца Бирабонгзе. Большой любитель спорта, он был еще и яхтсменом, а в будущем участвовал в нескольких Олимпийских играх.

Да, современная Формула-1 совсем не похожа на саму себя 70-летней давности. Давно прошли времена частных заявок, фриков на стартовой решетке, двойных зачетов. Но главное, что осталось неизменным – дух борьбы за победу, борьбы в каждом повороте, борьбы мастерства и нервов. Именно поэтому уже много десятилетий Ф-1 не теряет своей популярности. Хочется верить, что этот дух останется в главной гоночной серии навсегда.

Читайте также: 

328
Теги:
Великобритания, Формула-1
Темы:
"Формула 1" в сезоне 2021 года
Ситуация в Нагорном Карабахе

Пограничный конфликт в Сюникской области: время вмешаться ОДКБ?

0
(обновлено 18:53 14.05.2021)
Нередко возникающие на просторах СНГ пограничные конфликты – не повод для начала большой войны. Они требуют двусторонних переговоров, дипломатического урегулирования, будничной делимитации или демаркации границ, считает военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

По данным Минобороны Армении, утром 12 мая "ВС Азербайджана под предлогом "уточнения границ" попытались провести определенные работы на одном из приграничных участков. После предпринятых армянскими подразделениями мер азербайджанские военные прекратили эти работы. Сразу после этого начались переговоры по урегулированию ситуации.

Исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян сообщил о решении официально обратиться в ОДКБ в связи с ситуацией в Сюникской области. Днем ранее он заявил, что войска Азербайджана 12 мая перешли границу и углубились на армянскую территорию на 3,5 километра, стараясь окружить Черное озеро.

Ситуация прокомментировала и азербайджанская сторона.

"Согласно трехстороннему заявлению, подписанному 10 ноября 2020 года, азербайджанские пограничные войска с улучшением погодных условий дислоцируются на позициях Азербайджана в граничащих с Арменией Лачинском и Кельбаджарском районах, которые имеют сложный горный рельеф и климатические условия. Этот процесс осуществляется в обычном режиме и систематически", – говорилось в заявлении министерства иностранных дел АР.

Секретарь Совбеза РА Армена Григоряна в телеинтервью заявил: "Нам пока не удалось отбросить азербайджанских военных с территории Армении. Сегодня на заседании Совбеза мы решили обратиться в ОБСЕ и начали этот процесс".

В ОДКБ внимательно следят за развитием обстановки в приграничных районах Сюникской области Армении, и отмечают: "По мере развития ситуации в случае необходимости будут предприняты действия, предусмотренные положениями Договора о коллективной безопасности и Устава ОДКБ".

Позиции сторон – предмет переговоров

МИД Азербайджана 13 мая дополнил общую картину происходящего: "С момента восстановления независимости две страны по понятным причинам не имели государственной границы, и… мы говорим о сложном техническом процессе, который в настоящее время сопровождается разногласиями между сторонами".

Судя по этим заявлениям, послевоенное обустройство границы не предполагает агрессии (стрельбы) или неких территориальных претензий Азербайджана к Армении. Технологические разногласия – нормальный процесс, если не доводить их до абсурда. После 1991 года пограничные споры в странах СНГ решались и решаются с разной степенью успешности, и все же резких геополитических движений и кровопролития проблемы "спорных" озер не стоят.

Полагаю, сегодня не следует искать источник проблем в Баку или Ереване. На Кавказе пограничная "мина замедленного действия" была заложена еще в ходе трансформации Российской империи в СССР. Процесс политический, начертанные границы советских республик во многом условные и заведомо спорные. На "монолитной" дореволюционной карте России не было национальных республик, страна административно делилась на губернии и области, все жители которых имели российское подданство.

За примерами обострений далеко ходить не надо. На фоне недавнего пограничного конфликта с Таджикистаном депутаты комитета по международным делам, обороне и безопасности парламента Кыргызстана 11 мая предложили пересмотреть участие своей страны в ОДКБ. Будто бы это эмоциональное решение (или политический шантаж) поможет устранить все проблемы. Для сравнения, в НАТО нередко "искрят" пограничные взаимоотношения Греции и Турции, но альянс не бомбит ни ту, ни другую сторону. И выходить из НАТО никто не собирается.

Реальность угроз

На Кавказе ситуация непростая. Армения – член ОДКБ, Азербайджан в Организацию не входит. Однако в ситуации данного пограничного спора Баку и Еревана (без единого выстрела) на фоне переговоров конфликтующих сторон (с участием России) не следует громко кричать об агрессии, аннексии, и практически шантажировать союзников по ОДКБ (консультациями). В существующей реальности Армении сегодня никто не угрожает военным вторжением. Российские пограничники согласно договоренностям обеспечивают безопасность и бесперебойное движение на проблематичных участках автодороги в Сюникской области (Горис – Давид Бек и Горис – Капан). Некий прорыв азербайджанских войск на этом направлении представить практически невозможно.

Ранее армянский МИД сообщал, что Ереван и Баку до размещения российских пограничников уточнили дислокацию временных боевых позиций – для демаркации части границы после перехода под контроль Азербайджана ряда территорий, ранее входивших в состав непризнанной Нагорно-Карабахской республики и граничащих с Арменией. Идет демаркация, сложные пограничные проблемы решаются болезненно, требуют тонких регулировок за столом переговоров, значительных интеллектуальных усилий. Отнюдь не панических заявлений и не войсковых операций у Черного озера с привлечением сил и средств ОДКБ.

Согласно 2-й Статье Договора о коллективной безопасности: "Государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

В ситуации будничной пограничной демаркации реальные угрозы международному миру или Армении объективно отсутствуют, и доказать обратное (на консультациях в ОДКБ и на других переговорных площадках) будет крайне сложно. По определению ООН, агрессией является "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства", и Совбез ООН пока не усмотрел агрессии Азербайджана в Сюникской области.

0
Теги:
ОДКБ, Азербайджан, Армения