Детям с аутизмом важно создать такие условия, при которых они чувствуют себя в безопасности

Когда мой ребенок станет "нормальным"? Аутизм у детей в вопросах и ответах

14470
Очень важно не пытаться "сломать" ребенка с аутизмом: ни угроза, ни крики не помогут, успеха можно добиться, только установив коммуникацию.

Эксперт международного общественного объединения "Волюнтас" перечислила главные вопросы, которые задают родители детей с расстройствами аутистического спектра, и ответила на них.

"Важно понимать, что аутизм – это спектр: то, что помогает одному ребенку, может не помочь другому, а уж тем более – всем", – уверена исполнительный директор "Волюнтас" Галина Шварц.

Sputnik узнал, почему эти дети все время тревожатся, стоит ли бороться с особенностями их поведения и как родителям общаться с ними, если они не говорят.

Какие медикаменты нужно принимать детям, имеющим расстройства аутистического спектра?

"Аутизм не лечится лекарствами. Однако у такого ребенка может быть целый ряд сопутствующих заболеваний: эпилепсия, гастроинтестинальные проблемы, расстройство сна, тревожность, депрессия и так далее. Как лечить их – должен решать специалист, учитывая комбинацию расстройств и индивидуальную реакцию каждого ребенка", – рассказывает Галина Шварц.

Родителям стоит изучить все противопоказания, побочные действия препарата и наблюдать за ребенком, чтобы в случае чего обратиться к медикам за рецептом на другой.

"Так и с витаминами: любые из них могут быть опасны при неправильном употреблении, да и реакция организма может быть особенной. Все подобные вопросы надо решать на профессиональном уровне", – настаивает специалист.

Почему мой ребенок все время нервничает?

"Представьте: ранним утром вы узнали, что вечером вас хочет видеть начальник, а причина вам неизвестна. Так вот то тревожное состояние, в котором вы проведете день, сопровождает ребенка с аутизмом постоянно. Сохраняясь месяцами, тревога может вести к серьезным расстройствам", – проводит аналогию эксперт.

На ребенка в общественных местах обрушивается огромное количество сенсорных ощущений: цвет, свет, звуки, запахи; дети с аутизмом нередко реагируют на это болезненно
© CC0 / pixabay / mintchipdesigns
На ребенка в общественных местах обрушивается огромное количество сенсорных ощущений: цвет, свет, звуки, запахи; дети с аутизмом нередко реагируют на это болезненно

Для детей с аутизмом очень важно создать такие условия, при которых они чувствуют себя в безопасности, поэтому им нужно знать, что будет происходить с ними каждую следующую минуту; им нужна рутинность и предсказуемость действий.

"Один отец обратился к нам с вопросом: в магазине дочь бросается на пол и устраивает истерику, как это прекратить? Мы посоветовали для начала не планировать многочасовой шоппинг в огромном супермаркете, где на ребенка уже при входе обрушивается большое количество сенсорных ощущений: цвет, свет, звуки, запахи.

Затем надо поставить четкую цель - написать список продуктов, рассказать ребенку про маршрут, которому вы будете следовать, чтобы он не метался между полками, а целенаправленно шел с вами. Когда родители следовали четкой инструкции, ребенку было спокойно, истерики прекратились", – делится опытом специалист.

Важно понимать, что родители и сами должны быть настойчивы и последовательны. Изменения в поведении ребенка не произойдут мгновенно.

Мой ребенок плохо/очень избирательно ест. Что делать?

Не всегда эта проблема связана с аутизмом, рассказывает Галина Шварц: ребенок может отказываться от еды из-за сенсорных ощущений – как многие из-за пенки или комочков не любят молоко или манную кашу.

"Чтобы ответить на этот вопрос, нужно очень много знать о ребенке: ему может не нравиться не все блюдо целиком, а конкретный компонент. Нужно выяснить, пищу какой консистенции любит ребенок, даже какого цвета: дети с аутизмом могут, например, есть только красные продукты и отказываться от зеленых. Узнав специфику, ищите способ полноценно накормить ребенка”, – советует она.

Когда мой ребенок заговорит?

Дети с аутизмом часто начинают говорить позже, а некоторые – не начинают вовсе. Очень важно понять, что поведение для них – основной способ общения. "Они могут сообщить, как чувствуют себя: через крик, движения, взгляд. Задача взрослого – научиться читать эти знаки, что тоже непросто", – делится Шварц.

По ее словам, родителям это практически всегда удается. Но иногда, научившись "читать", они просто прекращают инициировать речевое общение с ребенком, в то время как ему нужно петь и читать вслух точно так же, как всем детям. Дети с аутизмом издают различные звуки, но их речевой аппарат работает по-особому; проблема в том, что мозг не дает команды мышцам, отвечающим за произнесение отдельных звуков. Но над этим тоже можно работать.

"Толчком к речевоспроизведению может являться чтение: очень часто эти дети начинают глобально читать еще до того, как произносят слова. Нужно постоянно говорить, показывать книги, писать слова на стикерах и клеить на все предметы - рано или поздно это сыграет свою роль", – убеждена специалист.

Сенсорные особенности: откуда они и что с ними делать?

Аутизм часто сопровождают различные сенсорные особенности, влияющие на то, как ребенок реагирует на звуки, запахи, цвет и свет, движение, тактильные ощущения.

"Варианта два: повышенная чувствительность к чему-либо или пониженная. Задача родителей и специалистов – выявить, какие сенсорные особенности имеет ребенок, а после – помочь ему справиться с сенсорными нагрузками", – рассказывает Галина Шварц.

Силуэт ребенка
© CC0 / Pexels
Дети с аутизмом не всегда понимают, для чего нужны социальные правила

Например, при пониженной чувствительности к звукам ребенок будет искать дополнительные стимулы (кричать, стучать, громко слушать музыку). В этом случае необходимо понемногу повышать порог этой чувствительности: приучать его к тихим звукам, при этом давая ему возможность получить необходимую разрядку, послушав ту же музыку в наушниках, чтобы не мешать окружающим. В противном случае нужна десенсибилизация. Например, при повышенной чувствительности к свету нужно понемногу идти от почти полной темноты в его комнате к дневному освещению – постепенно открывать шторы, регулировать интенсивность ламп.

"При этом стоит дополнительно стимулировать ребенка, вызывать у него положительные ассоциации: в указанном случае – показать, что при свете видны красивые картинки в книге, игрушки", – пояснила она.

Типичные стереотипные действия: как привыкнуть и нужно ли пресекать?

По словам Галины Шварц, разновидностей таких действий довольно много. Например, дети с пониженной зрительной чувствительностью часто машут ручкой перед глазами, так они себя стимулируют. Другие раскачиваются, третьи – крутятся вокруг себя.

"Специалисты советуют подходить к этому вопросу разумно. Да, когда это происходит в общественном месте, все вокруг понимают, что ребенок – особенный. Но разве это кому-то мешает или вредит ребенку? Если стимуляция помогает ему сбросить стресс, не нужно мешать", – считает Шварц.

Другой вопрос, если стереотипное действие опасно для окружающих и его самого: дети с пониженной тактильной чувствительностью могут, например, бить себя по голове, кусать свою руку. В таком случае нужно искать стимулы, которые помогут ему без вреда получить нужные ощущения: очень крепкие объятия, массаж, можно одеть ребенку очень плотную шапочку.

По ее мнению, очень важно не пытаться "сломать" ребенка с аутизмом.

"К любому ребенку нельзя применять насилие и агрессию, а детей с аутизмом это касается в стократном размере. Ни угроза, ни крики не помогут. Успеха можно добиться, только установив коммуникацию: если родитель понимает, почему ребенку плохо, а ребенок – чего от него хотят", – настаивает Галина Шварц.

О социализации: где мой ребенок должен учиться?

Особенность таких детей в том, что они не понимают, зачем нужны социальные правила: над тем, чтобы они их соблюдали, нужно много работать.

"Если малыш в детском саду упал, разбил колено и плачет, ребенок с аутизмом может наблюдать за ним и смеяться: он попросту не понимает, что малышу плохо – не может уловить этот сигнал. Существует специальная система, по которой ребенка обучают социальным навыкам: в частности, с раннего возраста работают с мимикой, чтобы ребенок мог читать эмоции", – пояснила она.

Многие родители детей с аутизмом хотят, чтобы они ходили в общеобразовательную школу. Практически это не так уж сложно: достаточно написать заявление в районном управлении по образованию, и после получения заключения медико-психолого-педагогической комиссии в районном Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации его направят в интегрированный класс.

По словам специалиста, для успешной интеграции нужно готовить в первую очередь не ребенка с аутизмом, а людей, которые будут с ним взаимодействовать: особенности навсегда останутся с ним. Это главная заповедь при работе с такими детьми – перво-наперво нужно адаптировать окружающую среду.

Важно, чтобы школа и дети в ней были готовы принять ребенка с аутизмом, знали, как с ним взаимодействовать
© CC0 / pixabay / jarmoluk
Важно, чтобы школа и дети в ней были готовы принять ребенка с аутизмом, знали, как с ним взаимодействовать

"Важно, чтобы школа была готова его принять, класс, дети и их родители. Решение о том, где ребенку лучше начинать обучение, – на дому, на базе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в интегрированном или общем классе школы, – нужно принимать индивидуально. Адаптация ребенка и среды – два процесса, которые должны осуществляться одновременно", – уверена Галина Шварц.

В некоторых случаях, считает эксперт, хорошо пройти первичную адаптацию в упомянутом Центре, за это время должна адаптироваться обычная школа, в которую после придет такой ребенок. Так процесс инклюзии будет более плавным.

"В общеобразовательных школах детям с аутизмом предоставляют ассистентов, но далеко не всегда школьные специалисты подготовлены для работы с такими учениками, особенно, если они не говорят и имеют особые поведенческие проявления. Мы считаем, что для успешной интеграции любых детей с особенностями развития, а не только детей с аутизмом, всем педагогам нужно проходить обширный курс специального образования", – делится мнением эксперт.

Какое будущее ждет моего ребенка?

В настоящее время продолжительность жизни людей с аутизмом растет: важно, чтобы у них была возможность социализироваться не только в детстве, убеждена Галина Шварц. Чтобы родители не находились в страхе, они должны быть уверены, что государственная система поможет их детям.

"На особенности у малыша можно смотреть с умилением, но ведь после он станет 20-летним парнем с теми же особенностями. Сейчас работают центры пребывания для молодых инвалидов, но сопровождение людей с аутизмом на протяжении жизни должно быть организовано шире, им всегда будет необходима поддержка.

К сожалению, родители не вечны, и в настоящее время таким людям, которые остались одни, одна дорога – в интернат. В Беларуси нужны социальные службы и учреждения, которые могли бы помогать людям с подобными расстройствами на дому или организовать сопровождаемое проживание", – уверена специалист.

Когда мой ребенок станет "таким, как все"?

"Часто проблема работы с ребенком с аутизмом заключается в том, что его трудно принять: он смеется не там, где надо, машет ручками, бьется в истериках. Но это не самое страшное, что может быть.

Не нужно пытаться подстроить его под себя – это не проходит даже с обычными взрослыми людьми. Любой из нас – индивидуум, который чем-то отличается от других, немного не такой, как все. Нужно научиться видеть сильные стороны детей с аутизмом: приняв ребенка таким, какой он есть, мы можем гораздо больше для него сделать", – убеждена Галина Шварц.

О мифах: опасность вакцинации и особые диеты

Нередко родители приходят к специалистам с убеждением, что "детям с аутизмом нельзя делать прививки" и "вакцинация детей может привести к аутизму".

"Исследование, в котором фигурировали такие утверждения, было опубликовано в 2009 году гастроэнтерологом, который не имел особого отношения к аутизму. Впоследствии его лишили врачебной лицензии в Великобритании, ученые опровергли его выводы. Сегодня многочисленные исследования показывают, что между аутизмом и вакцинацией нет никакой связи. Отказ от прививок опасен как для самого ребенка, так и для его родителей и других детей", – утверждает специалист.

Другой распространенный миф – спасительные свойства различных диет, которые буквально исцеляют детей с аутизмом. Подход в этом вопросе тоже должен быть индивидуальным: любая диета должна применяться по назначению, под пристальным наблюдением врача и при условии регулярной сдачи анализов.

"Ни к чему ставить эксперименты на собственных детях. К любым советам, особенно полученным в интернете, необходимо относиться критически: всегда искать альтернативы и изучать не только хвалебные, но и отрицательные отзывы", – резюмирует Галина Шварц.

14470
Теги:
особенные дети, дети, аутизм, Беларусь
Медицинские работники

Тенденция к росту: Минздрав Беларуси дал свежую сводку по коронавирусу

1206
(обновлено 12:50 16.05.2021)
Смертность от коронавирусной инфекции держится на одном уровне: уже несколько месяцев кряду в сутки от нее умирает 9-10 человек.

МИНСК, 16 мая - Sputnik. Более 1600 случаев коронавирусной инфекции выявлено в Беларуси за истекшие сутки, свидетельствуют данные Минздрава, опубликованные в воскресенье.

Ровно неделю назад, в воскресенье 9 мая, сообщалось о 1 214 новых случаях, в понедельник их было 879, во вторник – 742, в среду – 896, в четверг – 837, в пятницу – 1 109, в субботу – 1 363, в воскресенье, 16 мая, – 1 627.

Всего с начала пандемии в Беларуси выявлено 376 341 человек с положительным тестом на COVID-19. За этот период вылечились и выписаны из больниц 367 097 пациентов, в том числе за минувшие сутки – 1 842.

Смертность от коронавирусной инфекции держится на одном уровне: уже несколько месяцев кряду в сутки от нее умирает 9-10 человек. 

"За весь период распространения инфекции на территории страны умерли 2 тысячи 701 пациент с выявленной коронавирусной инфекцией", – говорится в сообщении ведомства.

Таким образом, за истекшие 24 часа ее жертвами стали еще 10 человек.

Вакцинация в Беларуси

В стране сейчас активно продолжается кампания по вакцинации населения, записаться на прививку можно в поликлинике по месту жительства, однако сразу получить вакцину не получится – предварительная очередь расписана на май, в отдельных медучреждениях на июнь. 

Белорусов прививают российскими "Спутник V", "ЭпиВакКорона" и китайским "Синофармом". Иммунитет от COVID-19 вырабатывается через три недели после второй прививки.

Читайте также:

1206
Теги:
коронавирус COVID-19, статистика, Министерство здравоохранения Беларуси
Темы:
Статистика по коронавирусу
Палата в больнице, архивное фото

Порядок медицинской аккредитации лечебных учреждений утвержден в Беларуси

372
(обновлено 15:13 16.05.2021)
Медаккредитация в Беларуси вводится в соответствии с обновленным законом о здравоохранении.

МИНСК, 16 мая - Sputnik. Порядок проведения медицинской аккредитации государственных организаций здравоохранения. Он закреплен в постановлении Совета Министров от 13 мая 2021 года №269, которое в воскресенье опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.

В документе зафиксирован список медучреждений, которые такую аккредитацию должны проходить (всего их 129), и описана специализация каждого из них.

"На первом этапе медицинской аккредитации подлежат госорганизации здравоохранения районного уровня, подчиненные местным исполнительным органам, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях по профилям - хирургия, анестезиология и реанимация, акушерство и гинекология, родовспоможение", – уточнили в Минздраве.

Определен также орган, уполномоченный эту аккредитацию проводить – это ГУ "Республиканский научнопрактический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения", и его права.

Выделены три класса – 1-й, 2-й и 3-й (последний – низший), определены критерии, каждый из которых соответствует одному из классов. 

Предусматривается, что при подготовке документов на аккредитацию медучреждение должно самостоятельно провести предварительную оценку по критериям. 

В документы также зафиксированы критерии отказа в аккредитации, возможности повторного обращения, устранения недостатков, порядок приостановки и отзыва, возобновления аккредитации.

Медаккредитация вводится в соответствии с обновленным законом о здравоохранении. Постановление вступает в силу с 23 июля 2021 года.

372
Американский бомбардировщик Б-52, архивное фото

Генштаб: авиация НАТО отрабатывает удары по Беларуси

71
(обновлено 20:40 16.05.2021)
Еженедельно Минобороны страны фиксирует более 30 полетов техники стран альянса у границ Беларуси.

МИНСК, 16 мая – Sputnik. Стратегическая бомбардировочная авиация НАТО в ходе полетов, вероятно, отрабатывает варианты нанесения ударов по Беларуси и России, заявил в эфире телеканала СТВ первый замначальника Генштаба Вооруженных Сил республики Игорь Король.

По его словам, еженедельно Минобороны страны фиксирует более 30 полетов техники стран альянса у границ Беларуси.

"Задействован весь арсенал авиации, начиная от самолетов стратегической разведки и заканчивая тактическими разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами", – подчеркнул Король.

Он отметил, что стали учащаться демонстративные полеты стратегической бомбардировочной авиации США. В текущем году совершено девять таких полетов по территории стран-соседок. Король с большой долей вероятности предположил, что в ходе этих полетов отрабатываются варианты нанесения ударов по Беларуси и России.

О нарушениях воздушного пространства

Представитель Минобороны обратил внимание на неоднократные факты нарушения воздушных границ Беларуси, указав на то, что случайностей в таких ситуациях не бывает.

"По большому счету, этими полетами проверяется готовность нашей системы противовоздушной обороны оказать противодействие", – считает Король.

Любая агрессия начинается именно с массированного применения авиации, заявил он.

"Это нацелено на то, чтобы проверить нашу готовность отразить агрессию. И мы готовы", – резюмировал первый заместитель начальника Генштаба.

Совместный ответ Беларуси и России

Представитель Генштаба рассказал, что страна готова противостоять вызовам и угрозам со стороны НАТО. Он отметил, что создана региональная группировка войск. В основе ее – Вооруженные Силы Республики Беларусь и 1-я гвардейская танковая армия Вооруженных Сил Российской Федерации.

"В этом году значительно увеличилось количество мероприятий совместной подготовки, как к нам приезжают военнослужащие Российской Федерации, мы проводим здесь совместные тренировки, так и наши целые подразделения выезжают на территорию РФ, где принимают участие в учениях", – сообщил Король.

Он добавил, что сейчас функционирует Единая система противовоздушной обороны, которой руководит командующий военно-воздушными силами, войсками ПВО Беларуси.

"Мы готовы встретить любого противника, и наши союзники всегда готовы подставить нам плечо", – подчеркнул Король.

Читайте также:

71
Теги:
НАТО, Министерство обороны Беларуси