Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире

Дороги без дураков: как асфальтируется самый далекий край России

101
На острове Кунашир уже практически тридцать лет работает компания с бойким названием "Труд". Строят дороги. Половина работников — граждане ближнего зарубежья

Прилетая на Кунашир, неподготовленный гость меньше всего ожидает увидеть на парковке аэропорта хромированный байкерский мотоцикл и сверкающую громадину внедорожника Hummer. Ведь эти модели давно не для бездорожья, а для красивой показушной езды по автобанам и улицам мегаполиса. А здесь остров с вулканами, медведями и рыбаками.

Ребус разгадывается уже через минуту, когда пассажирский автобус выезжает на новенькое шоссе, бегущее среди сопок, с видами на тот самый вулкан. До самого поселка Южно-Курильск, выполняющего функции столицы Кунашира, шоссе прерывается лишь раз — дорогу строили сразу с двух направлений, и строители пока еще не встретились, оставив посередине разрыв в километр.

— К декабрю обещают закончить, — словно прочитав наши мысли, комментирует съезд на грунтовку водитель пазика. — Труд свое дело знает!

Съезд на грунтовую дорогу водитель пазика перенес невозмутимо
© Sputnik /
Съезд на грунтовую дорогу водитель пазика перенес невозмутимо

Позже выясняем, что имелся в виду не труд как таковой, а акционерное общество "Труд", строящее на острове все имеющиеся дороги. И не только дороги. Разыскиваем телефонный номер директора и без всякой надежды — разгар субботы — просим Ивана Федоровича Жаркого о встрече.

Директор на рыбалке, вечером вернется, но рыбачит он в хорошей компании и по всем правилам, а значит, для серьезного разговора будет не совсем в форме. Выходной день, рыбалка и отдых — святое дело.

— Давайте завтра в восемь у меня на базе, — поступает предложение.

В восемь вечера? Окей, договорились. Но нет, директор имеет в виду раннее утро воскресенья. Объяснение простое: "Ребята, мы же дороги строим, и выходные у нас роскошь".

Восемь часов утра. Подъезжаем на базу "Труда". Встречаем директора. Жмем руку.

Иван Жаркой, директор Южнокурильского филиала компании Труд
© Sputnik /
Иван Жаркой, директор Южнокурильского филиала компании "Труд"

Ребята, мы же дороги строим!

— Иван Федорович, профиль работы вашей компании — это…

— Дорожное строительство. Мы южнокурильский филиал иркутской компании. Компания была создана тридцать лет назад. Из тогда еще небольшого кооператива. Так что мы с большим стажем и с большим опытом.

— География деятельности.

— Работаем от Иркутской области до Курил. У нас пятнадцать филиалов. Представлены во всех регионах, кроме Магадана и Владивостока.

— Когда появился филиал на Курилах?

— Двадцать восемь лет назад.

— Как менялись условия работы за эти годы?

— Огромный рост. Огромный прогресс. Раньше заказы были небольшие. Жилье так не строилось, как сейчас. Сейчас масштабы неплохие. Аварийные и ветхие дома сносят, людей переселяют в новые. Деньги вкладываются. Население здесь богатое: все на свежих "Ленд крузерах" ездят, врачи по 150 тысяч рублей получают.

На острове строят не только дороги, но занимаются и тротуарами для пешеходов
© Sputnik /
На острове строят не только дороги, но занимаются и тротуарами для пешеходов

— Сколько человек сегодня работает в южнокурильском филиале "Труда"?

— На сегодняшний день 147 человек. Сейчас работаем только на Кунашире. Раньше были и на Шикотане: строили там школу, детский сад. Раньше и здесь занимались промышленно-гражданским строительством, построили причальный комплекс, морской вокзал, районный дом культуры, детский сад "Аленка", два дома рядом с ним. Первый асфальт на острове, который появился двадцать с чем-то лет назад, тоже наша работа.

— Это какой участок?

— Это была улица в районе прокуратуры.

— А дорога до аэропорта?

— Ее мы строим с 2009 года. Реконструкцией занимаемся. Участками по 8—10 километров. Полтора километра стыковки осталось. В этом месяце и состыкуемся. Выигрываем контракты: до 2023 года включительно дорога на острове будет до самого юга, до села Головнино. Неасфальтированные дороги закончатся.

— Чем тогда заниматься будете?

— Ремонтировать.

Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире
© Sputnik /
Строительство шоссе между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево на Кунашире

— Вы строите дороги к населенным пунктам. А дороги к туристическим объектам, к вулкану?

— Есть такие идеи на уровне разговоров. На север надо дорогу к горячим ванночкам. Симпатичное место, вода там хорошая.

— Сами вы местный житель?

— Из Иркутска. Семь лет здесь живу. С семьей.

— Там успели поработать по профессии?

— Успел.

— Есть ли разница — делать дороги на острове или материке?

— Конечно, есть. Там запчасти, все остальное — под рукой. Съездил в магазин или позвонил поставщикам — и все есть. Тут этого ждешь. Сейчас сломался маленький погрузчик типа Bobcat. Месяц ожидали какую-то запчастюшку маленькую.

— Всю технику вы тоже сами завозили на остров?

— Да. Головная компания на все филиалы централизованно закупает. Ежегодно технический фонд обновляется. Доставляем железнодорожным транспортом до Владивостока. Потом кораблем. Так же и с топливом происходит. Раз в два месяца на остров по триста тонн завозят. Ну и сто тонн у меня в загашнике всегда лежит на всякий случай. Весенняя или осенняя распутица — бывают задержки.

Всю технику на остров приходится доставлять по морю
© Sputnik /
Всю технику на остров приходится доставлять по морю

С материалами тоже сложнее, чем на материке. Со скальным грунтом. Два карьера здесь рабочих: один у нас и один у дорожного управления. Где-то экскаваторами колупаем, где-то бульдозерами. Разрывать тут нельзя.

— Медведи не мешают?

— Ходят. Медведь — хозяин тайги.

— Островные особенности — логистика, сложность с материалами — ведь удорожают работы?

— Обязательно. Тут километр дороги обходится дороже, чем на материке. Перед вами на столе лежит проект, задание к тендеру. В нем прописано, что километр дороги на определенном участке Кунашира должен стоить не более ста миллионов рублей. Мы его делаем за 70—80 миллионов. На материке сметная стоимость ниже.

— На острове есть асфальтовые заводы?

— Да, два. Наш в районе аэропорта.

Откуда люди?

— И на всех этих объектах южнокурильского филиала АО "Труд" сегодня всего 147 человек. Хватает людей?

— Мы люди умные, учились. Планируем. Есть четкое понимание, кто что делает и когда. Но самый тяжелый вопрос, действительно, это кадры. Половина наших работников — граждане ближнего зарубежья. Наших бывших союзных республик. В основном работаем с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном.

Старый пазик припарковался рядом с новенькими  японскими внедорожниками
© Sputnik /
Старый пазик припарковался рядом с новенькими японскими внедорожниками

Казахстан и Киргизия в ЕАЭС, трудоустраивать граждан этих стран проблем не составляет. Никаких специальных документов оформлять не надо. С узбеками потяжелее. Приходится патенты делать.

Но некоторые люди к нам уже и по двадцать лет приезжают. Зазывают других. Здесь они, конечно, зарабатывают лучше, чем у себя на родине. Остальных добираем по объявлению.

— Под какие задачи специалистов искать труднее?

— Легче найти, разумеется, неквалифицированного простого рабочего. Трудности с экскаваторщиками, которые имеют высокий разряд, c бульдозеристами.

— Давайте пройдемся по цифрам. Сколько может зарабатывать тот же экскаваторщик?

— Экскаваторщик — 85 тысяч рублей. Это не потолок, но это стабильная средняя зарплата.

— А где живут приезжие рабочие?

— У нас на базе вахтовый поселок. Есть столовая. Кормим три раза в день. Ежедневно топится баня. Есть прачечная. В общем, условия созданы.

После беседы в кабинете под портретами губернатора и основателя "Труда" выходим наружу, осмотреть территорию базы и ознакомиться с условиями жизни приезжих работников. Самих их не застали — видимо, работать по выходным приходится не только директору, — но побродили среди рядов небольших домиков.

Жилой городок для сезонных работников
© Sputnik /
Жилой городок для сезонных работников

По сути это городок из строительных бытовок, только без колесной базы. Внутри несколько двухъярусных кроватей, тумбочка, шкафчик. Условия спартанские, но вокруг чисто и аккуратно. Со стороны улицы прикручен ручной умывальник. Удобства не во дворе даже, а в отдельном помывочном блоке с душем и туалетами.

Жить можно, да и не стали бы работники ехать за тридевять земель, если бы их не устраивали местные условия. А приезжают в основном одни и те же, за последнее десятилетие сложился основной костяк бригады. Так, кстати, и директору удобнее — у вахтовиков свои бригадиры из авторитетных аксакалов, они и задания раздают, и за порядком присматривают.

101

Круглый стол Sputnik о развитии Дальнего Востока

Публикации Sputnik о Курилах привлекли внимание российских властей

74
(обновлено 11:15 25.10.2019)
Латвийские журналисты сделали то, что оказалось не под силу российским СМИ – рассказали о Южных Курилах, не скрывая проблем Дальнего Востока.

МИНСК, 25 окт — Sputnik, Лев Рыжков. Председатель Совета по вопросам Дальнего Востока и Прибайкальского региона при Совете Федерации, сенатор Анатолий Широков обсудил с журналистами Sputnik, посетившими Южные Курилы, вопросы развития дальневосточных регионов.

В августе в рамках проекта "Наивные путешественники" журналисты из Латвии Валентин Роженцов и Андрей Стариков побывали на Сахалине, Шикотане, Итурупе и Кунашире. Корреспонденты провели на островах 17 дней и сделали ряд материалов, в которых рассказали и об актуальных проблемах этого региона.

"На сегодняшний день мы категорически мало рассказываем о Дальнем Востоке через российские СМИ. Публикаций о регионе, в общем, не очень много. И, как правило, они не всегда носят позитивный характер. А латвийские журналисты сделали то, что оказалось не под силу российским СМИ – рассказали о регионе, не скрывая его проблем", – сказал на круглом столе Широков.

Природные красоты и налоговые льготы

Дальневосточный регион, как отметил Широков, является уникальным объектом для туризма.

"До конца года, по поручению президента, будет подписана Национальная программа развития Дальнего Востока. Будет общая часть, относящаяся ко всему Дальнему Востоку, но развитие будет расписано и посубъектно. Значительное внимание будет уделено, прежде всего, инфраструктуре и ее крупным элементам: таким, как, например, мост на Сахалин или мост через Лену. Эти проекты должны поднять положение Дальнего Востока и сделать его наиболее привлекательным", – рассказал сенатор.

Ключевой момент для развития туризма – это всегда инфраструктура.

"Уже несколько лет работает закон, согласно которому те организации, которые занимается туристическим и гостиничным бизнесом на Дальнем Востоке, освобождаются от налога на прибыль. Это облегчает и снижает издержки инвестора", – добавил Широков.

Вместе с тем, по словам сенатора, проблема дороговизны авиаперелетов пока остается актуальной.

"Есть частные инициативы крупных авиакомпаний, в рамках которых можно слетать туда и обратно за 22 тысячи рублей, – сообщил Анатолий Широков. – Есть программа субсидированных полетов, согласно договорам авиакомпаний с государственными органами. В таком случае билеты стоят 7-8 тысяч в один конец. Мы будем двигаться дальше. Сейчас на ремонт и реконструкцию становятся сорок аэропортов Дальнего Востока".

По словам сенатора, недавно принято решение о том, что учителя и врачи, которые будут приезжать работать в регионах Дальнего Востока, вместо одного миллиона рублей подъемных будут получать два.

"На сегодняшний день уже принято решение по ипотеке со ставкой в 2% для молодых семей на Дальнем Востоке, – отметил Анатолий Широков. – Кроме того, сегодня разрабатывается идея переноса этой ипотеки и на вторичный рынок жилья Дальнего Востока. Таких преференций нет больше ни в одном субъекте РФ. Поэтому у нас действительно есть счастливые школы, счастливые учителя, счастливые врачи. На Дальнем Востоке работать выгодно".

С 2013 года в России начали разрабатываться и сегодня уже действуют масштабные программы по развитию Дальнего Востока. Мировые экономические центры смещаются в азиатско-тихоокеанский регион. И Россия намерена там присутствовать.

"Дальний Восток не должен выглядеть заброшенным городским поселком где-то в тайге с потухшими окнами и разрушенными зданиями. Совершенно напротив! Азиатско-тихоокеанский фасад России должен иметь другой вид. И на сегодняшний день мы можем с вами видеть серьезнейшие изменения. Разработано более 1600 инвестиционных проектов. Более 250 предприятий, новых, построенных с ноля, уже работают. Из всех иностранных инвестиций, которые пришли в Россию с 2013 года, более 30% ушли на Дальний Восток. Относительно Дальнего Востока принято 40 федеральных законов и более 190 постановлений правительства. Ни один макрорегион не испытывает такого внимания", – отметил сенатор.

Читайте также:

74
Теги:
Курильские острова, Россия

Смотрите, что ждет путешественников на российском острове Итуруп

130
Что могут предложить туристам Курилы? Уникальная природа, рыбалка, термальные источники, и это еще не все. Хотите узнать, что вас ждет на острове Итуруп? Смотрите видео

Зачем ехать на Курильские острова? Что могут предложить эти "дикие" края? Неужели там есть развлечения для туристов? На что там можно посмотреть? Есть ли на островах интернет и какая там погода?

Итуруп и другие острова Курильской гряды ожидают, что совсем скоро туда хлынут тысячи гостей. Хотите узнать почему? Хотите узнать, как попасть на острова? Смотрите это видео!

130

Карабахский конфликт: смогут ли Азербайджан и Армения договориться?

0
(обновлено 21:19 28.09.2020)
Ситуация в Нагорном Карабахе с новой силой обострилась 27 сентября – в непризнанной республике начались вооруженные столкновения. Смотрите на видео, что происходит вокруг спорной территории.

Противоборствующие силы - Азербайджан и Армения - обвиняют друг друга в провокациях. Обе страны заявляют о нападении противника и вынужденной контроперации.

"Сегодня утром вооруженные силы Армении с нескольких направлений обстреляли наши населенные пункты, а также наши военные позиции из различного оружия, в том числе из тяжелой артиллерии", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.

"Сегодня с раннего утра Республика Арцах подвергается агрессии со стороны вооруженных сил Азербайджана", - в свою очередь сообщил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

В странах объявлена мобилизация и военное положение. Обе стороны сообщили о погибших и раненых, в том числе и среди гражданского населения. Сообщили о жертвах и власти Карабаха.

Такого накала в Карабахе не было с 1994 года - тогда боевые столкновения утихли. Но конфронтация периодически продолжалась. Переговоры по мирному урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Российская сторона призвала Азербайджан и Армению прекратить обстрелы и решить конфликт путем диалога, причем Москва заверила, что продолжит посреднические усилия по стабилизации ситуации.

Читайте также:

0
Теги:
вооруженный конфликт, Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения
Темы:
Конфликт в Нагорном Карабахе