Сахалин

Мэр Южно-Сахалинска: город ждет учителей и строителей

31
Сахалин притягивает людей. Высокие зарплаты, возможность получить жилье, подъемные делают остров популярным направлением для трудовой миграции

Время от времени в порт Корсаков на Сахалине заходят круизные лайнеры, например Viking Orion, с богатыми иностранными путешественниками на борту.

Столь популярные в наши дни телеграм-каналы, в основном анонимные и, как это принято, оппозиционные всему на свете, тут же телеграфируют о тысячах американцев и австралийцев, бродящих по Южно-Сахалинску, и удивляются отсутствию к ним интереса со стороны горожан.

Сахалин
© Sputnik /
Сахалин

Вот только если чем и можно удивить местных жителей, то уж точно не иностранцами, даже богатыми.

Ну что сказать про Сахалин...

Южно-Сахалинск — деловой центр всего Сахалина с представительствами десятков зарубежных компаний с очень громкими именами. Иностранные бизнесмены и специалисты из США, Голландии, Китая и Южной Кореи живут и работают в городе, разбавляя собой и без того богатый на представителей разных национальностей местный социум.

Эти особенности — высокий уровень доходов населения, наличие иностранных гостей и туристов, второй по величине муниципальный бюджет на душу населения из всех российских городов — в своей работе учитывают и местные власти всех уровней. За подробностями мы отправились к мэру Южно-Сахалинска Сергею Александровичу Надсадину. 

— Сергей Александрович, путешествуя на Курильские острова с материка, нельзя обойти Южно-Сахалинск, своего рода ворота на Курилы...

— Южно-Сахалинск — это административный центр. Столица региона. Поэтому все пути, по сути дела, ведут через Южно-Сахалинск. Хотя, конечно, Курилы сами, благодаря техническим возможностям, способны принимать определенные типы самолетов. 

Наивные путешественники и мэр Южно-Сахалинска Надсадин Сергей Александрович (в центре)
© Sputnik /
"Наивные путешественники" и мэр Южно-Сахалинска Надсадин Сергей Александрович (в центре)

— Какова история города?

— Город зародился как каторга. Это было место пересылки каторжан из России. В XX веке начался японский период сахалинской истории, так называемый период Карафуто. Сам город назывался Тоехара. Все это было относительно недавно — 1905 год.

В 1945 году здесь закончилась Великая Отечественная война. Закончился японский период истории города. Южно-Сахалинск стал развиваться в составе СССР, а после — России.

— Город — это его жители. Кто сейчас проживает в Южно-Сахалинске?

— На территории города в тесном соседстве проживают русские и корейцы, татары и японцы, украинцы и казахи, и многие другие.

Сахалин, наверное, единственное место в России, где корейцы представляют наиболее крупное национальное меньшинство. Есть коренные наши народности, которые исторически жили на Севере, на Дальнем Востоке: нивхи, эвенки, нанайцы.

— Откуда в городе появились корейцы?

— Японцы завозили корейцев на определенные виды работ. С Корейского полуострова, Пусана, других портовых городов. Поэтому сегодня здесь остается большое количество корейцев.

Город стал для них второй родиной. Недавно мы отмечали "Праздник дружбы". 15 августа — день освобождения полуострова от японских милитаристов группировкой союзных войск, в том числе Советской армией. И местные корейцы — они даже называют себя сахалинскими корейцами — отмечают этот праздник.

Уже после войны началось активное заселение юга Сахалина российскими гражданами. Получилось смешение различных энергий, национальностей, культур.

— При таком разнообразии нет ли национальной напряженности?

— Довольно часто сталкиваюсь с таким вопросом. Нет. Южно-Сахалинск достаточно толерантный город. Исторически здесь жили разные национальности. Я уже рассказал, как осваивался город. Поэтому люди уже с детства привыкают, что разрез глаз у всех разный, иногда разный говор, традиции. И даже работающие здесь западные специалисты отмечают, что национальной проблемы в городе нет.

Чем они занимаются?

— На улицах и в кафе, действительно, слышен английский язык. Чем занимаются западные специалисты в Южно-Сахалинске?

— Уже более 25 лет развивается шельф Сахалина. Это добыча нефти и газа. Четыре процента мирового сжиженного газа — поставки с Сахалина. Поэтому здесь работает много западных специалистов.

Приезжают вместе с семьями. У нас крупнейшее после Москвы сообщество голландцев; есть англичане, американцы, немцы, которые работают на этих проектах. В Южно-Сахалинске зарегистрировано более ста предприятий с иностранными инвестициями.

— У граждан стран Запада свои потребности в услугах, в еде. Пришлось ли городу и бизнесу что-то делать для них? Например, менять ассортимент в барах, магазинах?

— Если вы зайдете в голландский супермаркет, какой-нибудь Albert Heijn, или в южно-сахалинский супермаркет — "Первый семейный" или "Столичный", то существенной разницы в ассортименте вы там не ощутите.

— Западные спецы заняты в энергопроектах, где присутствует их национальный капитал. А на какие работы приезжают жители СНГ?

— Многие приезжают на сезонные работы, на рыбопроизводство. Особенно когда идет путина. На Курилах путина как раз сейчас, и очень много людей прибыло из разных стран бывшего Советского Союза. Приезжие заняты в строительстве, в благоустройстве города.

— Многие остаются?

— Остаются. Переезжают врачи. В медицине у нас новейшее оборудование, просто самое современное. Но часто не хватает специалистов. Сейчас у нас объявлен запрос в рекрутинговые агентства по поиску медицинских работников.

Собираем фактически со всей страны. Может, даже шире. И они приезжают сюда, потому что довольно высокие зарплаты, есть возможность получить жилье, выплачиваются подъемные.

По линии программы переселения соотечественников за период ее реализации в Южно-Сахалинск переехали более 2030 человек. Соотечественники заполнили рабочие места врачей, медсестер, учителей, воспитателей, специалистов в сферах финансов, права, торговли, бухгалтерии, инженеров, рабочих в строительстве, транспорте, связи, сфере добычи полезных ископаемых.

— Специалистам еще каких профессий город был бы особенно рад?

— Я думаю, некоторые профессии, связанные с образованием. Некоторые виды учительского дела. Точно были бы рады. Также ждем хороших специалистов в области строительных профессий, особенно среднего звена. Явно не хватает. Строится очень много.

Туризм и бизнес на Сахалине

— А как обстоят дела с приезжими на более короткий период — с туристами? Зачем они приезжают в Южно-Сахалинск?

— Зачем приехать? Зимой покататься на лыжах. Построен большой биатлонный комплекс. Позаниматься зимней рыбалкой. Корюшка здесь побольше, чем в Санкт-Петербурге, очень вкусная. Летом — туристические пешеходные маршруты, морская и речная рыбалка. И, безусловно, прекрасные виды.

Гостиниц у нас много, ресторанов тоже. Конечно, мы сами еще не полностью открылись, не до конца сформированы туристические потоки, не до конца люди поняли, как это красиво — быть в окрестностях Южно-Сахалинска или на Курилах, половить рыбу, увлечься фотоохотой, покататься на горных лыжах (у нас горнолыжный курорт практически в черте города).

Туризм — а именно инфраструктурные инвестиции — пока еще не заполненная ниша.

Местный бар выглядит весьма колоритно
© Sputnik /
Местный бар выглядит весьма колоритно

— Инвесторы готовы вкладывать в туризм?

— Готовы. Мы предоставляем отличные условия. У нас созданы особые зоны — ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития. — Прим. Sputnik). Сейчас они сконцентрированы вокруг гор и сельского хозяйства.

Туристическая экономика сегодня — одна из важнейших экономик. Некоторые страны только вокруг этого формируют свою политику. И у нас на деньги инвесторов строятся объекты.

— Местный бизнес помогает?

— Да. В частности, компания "Гидрострой" за свои средства построила спортивный комплекс, который работает для Южно-Сахалинска, для его горожан. Муниципалитет создал там школы тенниса, где бесплатно занимаются детишки. Строятся новые теннисные корты. Это как раз вклад в туристическую инфраструктуру города.

— А другой бизнес-гигант  региона — "Сахалин Энерджи"?

— Что касается "Сахалинской энергии", то их корпоративная политика помогать, скажем, детским домам. У них есть программа поддержки тех слоев населения, кому это поддержка нужна. Мы это приветствуем.

Вместе с тем "Сахалинская энергия" наполняет бюджет области на 60—70%. Это те средства, которые позволят нам заниматься развитием и благоустройством города. Это лучший вклад. Как говорится, просто плати налоги…

— Калининград, Владивосток вводят систему электронных виз для иностранных туристов. Нет ли у вас желания последовать такому примеру?

— На муниципальном уровне это не обсуждается. Это не предмет заботы мэра. Но электронные визы — интересная вещь. Это классно. Спрос на то, чтобы приехать к нам со стороны японских, корейских, китайских групп растет.

Для японцев это историческая память, для корейцев — родственные связи, для китайцев — свежий воздух и свежие морепродукты. Интерес есть. Поэтому электронные визы — это современно и хорошо. Тем более что есть опыт Калининграда.

— Как будет развиваться город да и вообще остров Сахалин в будущем?

— С точки зрения общего потенциала Сахалин, на мой взгляд, пока полностью не раскрыт. Вокруг острова — океаны. Океан полон природных ресурсов: нефть, морепродукты.  Экономику океана уже даже измерили в деньгах. Это триллионы. 

Те же японцы очень грамотно используют потенциал океана. И на пользу экономике, и на пользу здоровью человека. Ресурсы, которые здесь есть, и переработка этих ресурсов, которая могла бы быть, открывают широкие горизонты.

В Европе найти натуральную рыбу становится все сложнее. Ваш любимый сибас или дорада выращиваются на рыбных фермах.

А в том же Китае все морепродукты давно искусственно воспроизводятся: гребешок, трепан и т. д. У нас же они есть в натуральном виде.

31

Круглый стол Sputnik о развитии Дальнего Востока

Публикации Sputnik о Курилах привлекли внимание российских властей

74
(обновлено 11:15 25.10.2019)
Латвийские журналисты сделали то, что оказалось не под силу российским СМИ – рассказали о Южных Курилах, не скрывая проблем Дальнего Востока.

МИНСК, 25 окт — Sputnik, Лев Рыжков. Председатель Совета по вопросам Дальнего Востока и Прибайкальского региона при Совете Федерации, сенатор Анатолий Широков обсудил с журналистами Sputnik, посетившими Южные Курилы, вопросы развития дальневосточных регионов.

В августе в рамках проекта "Наивные путешественники" журналисты из Латвии Валентин Роженцов и Андрей Стариков побывали на Сахалине, Шикотане, Итурупе и Кунашире. Корреспонденты провели на островах 17 дней и сделали ряд материалов, в которых рассказали и об актуальных проблемах этого региона.

"На сегодняшний день мы категорически мало рассказываем о Дальнем Востоке через российские СМИ. Публикаций о регионе, в общем, не очень много. И, как правило, они не всегда носят позитивный характер. А латвийские журналисты сделали то, что оказалось не под силу российским СМИ – рассказали о регионе, не скрывая его проблем", – сказал на круглом столе Широков.

Природные красоты и налоговые льготы

Дальневосточный регион, как отметил Широков, является уникальным объектом для туризма.

"До конца года, по поручению президента, будет подписана Национальная программа развития Дальнего Востока. Будет общая часть, относящаяся ко всему Дальнему Востоку, но развитие будет расписано и посубъектно. Значительное внимание будет уделено, прежде всего, инфраструктуре и ее крупным элементам: таким, как, например, мост на Сахалин или мост через Лену. Эти проекты должны поднять положение Дальнего Востока и сделать его наиболее привлекательным", – рассказал сенатор.

Ключевой момент для развития туризма – это всегда инфраструктура.

"Уже несколько лет работает закон, согласно которому те организации, которые занимается туристическим и гостиничным бизнесом на Дальнем Востоке, освобождаются от налога на прибыль. Это облегчает и снижает издержки инвестора", – добавил Широков.

Вместе с тем, по словам сенатора, проблема дороговизны авиаперелетов пока остается актуальной.

"Есть частные инициативы крупных авиакомпаний, в рамках которых можно слетать туда и обратно за 22 тысячи рублей, – сообщил Анатолий Широков. – Есть программа субсидированных полетов, согласно договорам авиакомпаний с государственными органами. В таком случае билеты стоят 7-8 тысяч в один конец. Мы будем двигаться дальше. Сейчас на ремонт и реконструкцию становятся сорок аэропортов Дальнего Востока".

По словам сенатора, недавно принято решение о том, что учителя и врачи, которые будут приезжать работать в регионах Дальнего Востока, вместо одного миллиона рублей подъемных будут получать два.

"На сегодняшний день уже принято решение по ипотеке со ставкой в 2% для молодых семей на Дальнем Востоке, – отметил Анатолий Широков. – Кроме того, сегодня разрабатывается идея переноса этой ипотеки и на вторичный рынок жилья Дальнего Востока. Таких преференций нет больше ни в одном субъекте РФ. Поэтому у нас действительно есть счастливые школы, счастливые учителя, счастливые врачи. На Дальнем Востоке работать выгодно".

С 2013 года в России начали разрабатываться и сегодня уже действуют масштабные программы по развитию Дальнего Востока. Мировые экономические центры смещаются в азиатско-тихоокеанский регион. И Россия намерена там присутствовать.

"Дальний Восток не должен выглядеть заброшенным городским поселком где-то в тайге с потухшими окнами и разрушенными зданиями. Совершенно напротив! Азиатско-тихоокеанский фасад России должен иметь другой вид. И на сегодняшний день мы можем с вами видеть серьезнейшие изменения. Разработано более 1600 инвестиционных проектов. Более 250 предприятий, новых, построенных с ноля, уже работают. Из всех иностранных инвестиций, которые пришли в Россию с 2013 года, более 30% ушли на Дальний Восток. Относительно Дальнего Востока принято 40 федеральных законов и более 190 постановлений правительства. Ни один макрорегион не испытывает такого внимания", – отметил сенатор.

Читайте также:

74
Теги:
Курильские острова, Россия

Смотрите, что ждет путешественников на российском острове Итуруп

130
Что могут предложить туристам Курилы? Уникальная природа, рыбалка, термальные источники, и это еще не все. Хотите узнать, что вас ждет на острове Итуруп? Смотрите видео

Зачем ехать на Курильские острова? Что могут предложить эти "дикие" края? Неужели там есть развлечения для туристов? На что там можно посмотреть? Есть ли на островах интернет и какая там погода?

Итуруп и другие острова Курильской гряды ожидают, что совсем скоро туда хлынут тысячи гостей. Хотите узнать почему? Хотите узнать, как попасть на острова? Смотрите это видео!

130

Посмотрите, как выглядит самый маленький в мире кубик Рубика

0
(обновлено 13:46 29.09.2020)
Длина одной грани миниатюрного изобретения – всего 9,9 миллиметра. Интересно, кто взялся бы посоревноваться в скорости сборки такого кубика?

Японская компания выпустила самый миниатюрный кубик Рубика в мире. Длина каждой из сторон – меньше сантиметра. Крошечный кубик показали на выставке в Токио.

А вот стоить он будет немало – 1,9 тысячи долларов за штуку. Причем изготовлен он, в отличие от полноразмерного оригинала, из металла.

"В отличие от полноразмерного, крошечный кубик Рубика не может быть сделан из пластика", – поясняет директор компании Синсуке Хаяши.

Миниатюру представили на выставке в Токио по случаю сорокалетия появления головоломки в стране – в Японию придуманный венгерским изобретателем Эрнё Рубиком кубик пришел в 1980 году. В 1981-м новую головоломку презентовали принцу Чарльзу и принцессе Диане. В том же году кубик пришел в Советский Союз.

Рекорд по скоростной сборке традиционного кубика Рубика принадлежит китайцу Ду Юшенгу. Он справился с задачей всего за 3,47 секунды. А у кого получится также быстро собрать японскую миниатюрную версию?

Смотрите на видео, как выглядит самый маленький кубик Рубика в мире.

0
Теги:
Япония, кубик Рубика