Что актриса Елена Мольченко любит больше жарких курортов?

© Photo : Михаил Трофимов / из личного архива Елены МольченкоАктриса Елена Мольченко
Актриса Елена Мольченко - Sputnik Беларусь
Подписаться
Актриса Московского театра Маяковского рассказала, как шла к своей профессии, чем ее поразил будущий учитель Андрей Гончаров и почему обязательно вернется в родную Беларусь.

Sputnik, Алексей Стефанов.

В течение недели в Московском академическом театре имени Маяковского, Театре на Малой Бронной и в ГИТИСе проходили творческие встречи, концерты и спектакли, посвященные 100-летию со дня рождения легендарного режиссера и педагога Андрея Гончарова. Среди актеров, задействованных в этом мини-фестивале, была ученица Гончарова, уроженка Минска Елена Мольченко, окончившая ГИТИС в 1985 году. Она до сих пор рассказывает о своем учителе с придыханием, воспроизводя его голос и интонацию. И находится под впечатлением от первой встречи с этим человеком.

А про свой переезд в Москву говорит так: "Часто во время интервью актерам задают вопрос: "Скажите, как вы покоряли Москву?" Меня об этом не спрашивали да и не нужно этого делать, потому что Москву я не покоряла, приехала в нее не для этого. И когда-нибудь обязательно вернусь домой, в Минск".

Долгая дорога в Москву

Елена Мольченко родилась в Минске, как она говорит, "в эпоху Брежнева, при нашем первом секретаре Компартии Беларуси Петре Машерове, и неплохо себя чувствовала".

"Воспоминания о детстве у меня самые что ни на есть счастливые: я не помню ни пустых прилавков, ни каких-то очередей. Не скажу, что мы жили шикарно, но, по крайней мере, когда студенты приезжали на картошку в белорусские села, они были сыты, чувствовали себя очень комфортно. А когда я приехала в Москву, и мы поехали на картошку здесь, то удивилась, насколько российские деревни были нищие", — рассказывает Мольченко.

© Photo : Михаил Трофимов / из личного архива Елены МольченкоАктриса Елена Мольченко
Актриса Елена Мольченко - Sputnik Беларусь
Актриса Елена Мольченко

Актрисой Елену называли с детства — она рано начала танцевать и петь, и взрослые во время каждого домашнего праздника обязательно ставили ее на стульчик и просили что-то исполнить, бравируя перед гостями. Но при этом отдавать в музыкальную школу или в драмкружок не спешили. И если бы не племянница Таня, кто знает, как бы повернулась ее судьба. Когда Елена училась в третьем классе, именно она взяла будущую актрису за руку и привела в детский танцевальный ансамбль "Ровесник" при Минском дворце культуры Белсовпрофа.

"Звезд с неба я не хватала, солисткой не была, но окунулась в атмосферу настоящей концертной деятельности — появления и пребывания на сцене, строгой дисциплины. Не говоря уже о том, что наш ансамбль участвовал в правительственных концертах, и я с детства видела перед собой ансамбль "Песняры", Игоря Лученка, Александру Николаевну Пахмутову. Это задавало какую-то планку, осознание того, что артистка — это не просто встать на табуретку и прочитать стишок, а это тяжелый ответственный труд", — говорит Мольченко.

© Photo : Михаил Трофимов / из личного архива Елены МольченкоАктриса Елена Мольченко
Актриса Елена Мольченко - Sputnik Беларусь
Актриса Елена Мольченко

Позже она танцевала в ансамбле при Минском камвольном комбинате и ездила с гастролями по белорусским городам, колхозам и совхозам, а в последнем классе школы пошла в театральную студию "Стерео" под руководством Рида Сергеевича Талипова.

Из любви к искусству ездила на троллейбусе до занятий полтора часа в одну сторону… Но при этом жутко боялась поступления в Белорусский государственный театрально-художественный институт.

"Проезжая мимо театрального института на тогдашнем Ленинском проспекте я смотрела на это здание, как на Эверест. После восьмого класса даже пыталась поступить в технологический техникум по специальности "декоративная косметика и парикмахерское искусство", но, к счастью, не попала туда. Поэтому, когда настало время поступать в институт, я самостоятельно подготовилась и поступила на курс к Александру Ивановичу Бутакову — старейшему педагогу, выпустившему практически всех звезд белорусской сцены, многие из которых стали звездами в Москве", — вспоминает актриса.

Встреча с учителем

К своему удивлению, к окончанию первого курса Елена Мольченко так и не поняла, что за профессию осваивает, поэтому, когда шестеро однокурсников решили летом поехать в Москву и попробовать поступить там, не раздумывая, составила им компанию. Вместе они ходили по разным вузам и выбирали. Мольченко приглянулся ВГИК, но она не поступила — собеседование у Сергея Бондарчука оказалось неудачным.

Собрав вещи, Мольченко поехала попрощаться с подругой Ларисой Борушко, которая еще не успела сдать экзамены в ГИТИС. Встретились в сквере у театра.

"Лариса говорит, подожди, завтра прослушивание у Гончарова, если я тоже срежусь, вместе поедем. А я, признаюсь, к своему стыду не знала, кто такой Гончаров. Говорю, хорошо, завтра так завтра. И вот мы подходим к корпусу ТИР, где мы позже танцами занимались, и оттуда поднимается такой грандиозный человечище в костюме сафари цвета хаки, с благородной сединой в волосах, и с высоко поднятой рукой вещает как вулкан: "Я буду в такой-то аудитории". Не могу сказать, что у него был какой-то приятный голос, но как он это подал, как пригласил… У меня сразу же открылись глаза на актерскую профессию. Когда я увидела Гончарова говорящего и движущегося на таком градусе, меня, как потом он любил повторять, когда нас учил, "будто на шомпол насадили". И я твердо решила остаться и поступать в ГИТИС", — вспоминает актриса.

© Photo : пресс-служба Театра МаяковскогоАктриса Елена Мольченко во время спектакля "Завтра была война"
Актриса Елена Мольченко во время спектакля Завтра была война - Sputnik Беларусь
Актриса Елена Мольченко во время спектакля "Завтра была война"

На этот раз Елена вместе с подругой Ларисой успешно сдала экзамены, после чего съездила в Минск, с трудом забрала документы и стала учиться у Гончарова.

"Многие, когда начинают учиться в Москве, говорят — я приехал из провинции. Когда я начала заниматься, провинциалкой себя совсем не чувствовала, потому что Минск — столичный город, и давал ощущение жителя столицы. Я никогда и не разрывала отношения с Минском. И сейчас всем говорю, что я из Беларуси. Не упоминаю, что белоруска только потому, что у меня белорусские корни с маминой стороны, а по папе я украинка.

Использую каждую возможность, чтобы поехать в Минск, потому что, слава Богу, живы родители, там у меня много родственников, я приобрела в Минске квартиру, под Минском — дом, и, когда жизнь пойдет к закату, обязательно вернусь на свою пристань — в Беларусь".

Свою "пристань" Мольченко любит гораздо больше жарких курортов и каждый отпуск проводит в Беларуси, потому что "там места замечательные, а какие озера, воздух, какие чудесные люди живут".

Ни одного проходного спектакля

Елена Мольченко рассказывает, что подход к обучению у Андрея Гончарова был особым: "Когда я поступила к нему на курс, нам не раз повторяли, что взяли всех за индивидуальность. Технология обучения акцентировалась на твоей личности, твоих реакциях, а не где-то придуманных и сконструированных. Гончаров до такой степени возбуждал темперамент и выматывал нутро, чтобы найти в тебе нужную реакцию на то или иное событие, написанное в пьесе, что уникальная сцена рождалась именно и только благодаря тебе".

Поэтому, когда Мольченко пришла работать в Театр Маяковского, которым Гончаров руководил в общей сложности 34 года, по ее словам, там была "золотая труппа". Актеры не были типажными, у каждого было свое проявление темперамента. Гончаров любил перемешивать амплуа, давать роли на сопротивление, благодаря чему появлялись новые образы и персонажи, какая-то новая энергия.

"Ни одного проходного спектакля Гончаров никогда не делал. Он знал, для чего ставит ту или иную пьесу, кому посылает ее, во имя и ради чего работает. Это как телеграмма в зал. Он всегда говорил, что в театре все должно быть для человека, во имя человека и через человека. Зритель должен был пережить катарсис — очищение через страдание. А для того, чтобы этого добиться в работе, нужно самому быть очень свободным, сильным и великодушным человеком. Но технически, чтобы художник такого масштаба, как Гончаров, довел до конца свой замысел, в театре должна быть дисциплина. И когда в каких-то телепередачах или газетах я вижу высказывания, что Гончаров был жестоким человеком, что он постоянно кричал, я сразу вспоминаю эту первую встречу с ним, когда он шел в костюме сафари и вещал — и категорически не могу согласиться с таким мнением", — говорит Мольченко.

© Photo : пресс-служба Театра МаяковскогоАктриса Елена Мольченко во время спектакля "Кавказский меловой круг"
Актриса Елена Мольченко во время спектакля Кавказский меловой круг - Sputnik Беларусь
Актриса Елена Мольченко во время спектакля "Кавказский меловой круг"

Она признается, что фраза учителя о том, что играть нужно на градусе 39, а не 36,6, прочно вошла в ее сознание, и даже на кастингах она не может мирно сидеть и скучно полушепотом рассказывать какие-то вещи. Делает это всегда эмоционально, что не всегда играет ей на руку.

"Но это школа Гончарова. У него можно было выходить в одном эпизоде, говорить "кушать подано" и гордиться этим. Потому что его спектакли всегда были холодным и горячим душем для зала. И зритель никогда не уходил, таким каким пришел. Он обязательно менялся", — с гордостью говорит о своем учителе Елена Мольченко.

Лента новостей
0