Художницы студии Алиса в Зазеркалье

Что получится, если положить Шагала и Моне в печку

334
(обновлено 08:49 30.11.2015)
Художницы, работающие в технике фьюзинг, утверждают, что знаменитые сюжеты, пропущенные через тепло печи, обретают новые краски и свет.

Вера Дашкевич, Sputnik

Эта история началась с обычных окон ПВХ и разбившегося стекла шкафчика. Хозяйка кухни Диана Скачко решила немного оживить интерьер и вместо обычного стекла украсить фасад витражом. Заказала у мастера. Результат ее впечатлил настолько, что следом витражные вставки появились в межкомнатных дверях. Потолок она делала уже сама.

Витраж в стиле фьюзинг
© Sputnik/ Вера Дашкевич
Витраж в стиле фьюзинг

Зарегистрировалась на сайте "стекольщиков", купила энциклопедию и материалы, съездила на курсы. А потом переключилась со скучного производства окон на создание витражных вставок и оригинальных зеркал. Но и этого ей оказалось мало, когда она увидела, что может получиться из стекла, если научиться фьюзингу. Говорит, буквально "заболела запеканием".

Что такое фьюзинг?

Фьюзинг — довольно молодая техника создания витражей. Ее придумали в начале 90-х в Германии. В отличие от привычного плоскостного витража, где стеклышки спаиваются между собой, к примеру, при помощи медных полосок, фьюзинг позволяет добиться объемного изображения. Эффект достигается за счет того, что стеклышки выкладываются в сюжет и запекаются. 

Художница студии "Алиса в Зазеркалье", которую собрала Диана, объясняет алгоритм действий: сделали лекала, подобрали стекла нужных оттенков, обвели, вырезали, уложили и в печку. Все было бы просто, если бы не пару "но". Во-первых, материалы. 

Исходники стекла для витражей
© Sputnik/ Вера Дашкевич
Исходники стекла для витражей

"У нас их в принципе не делают. Только Неманский завод раньше выпускал ограниченный тираж стекол. Есть один завод в России, в Брянске, но их стекло не предназначено для фьюзинга. Оно непредсказуемо, иногда не спекается. Ты его покупаешь, как кота в мешке. Никогда не знаешь, какого эффекта достигнешь", — объясняет собеседница Sputnik.

Во-вторых, печка. В принципе экспериментировать во фьюзинге можно было и с доработанной микроволновкой. Но ограниченная площадь позволяла бы, по словам руководителя студии, мастерить только небольшие сувениры. А ей уже хотелось замахнуться на Марка нашего Шагала. Потому пришлось раскошелиться еще и на дорогое оборудование.

Фьюзинг и импрессионисты созданы друг для друга

Диана Скачко убеждена что импрессионисты и фьюзинг просто созданы друг для друга. "Запеченное" стекло дает и объем, и цвет, и свет, рождает то самое "впечатление", над которым так бились Моне, Матисс, Дега и другие. Шагал, будучи ярким колористом, тоже просился быть переосмысленным в стекле.

Тем более что повторить в красках "Над городом" Шагала или "Ирисы" Моне не решились бы, признаются художницы.

Работа по мотивам М.Шагала Над городом
© Фото: Из архива Дианы Скачко
Работа по мотивам М.Шагала "Над городом"

"Стекло снимает робость. Ты никогда не покусился бы на этого гения живописи. Смотришь на него и вздыхаешь, падаешь в обморок: ну как ты начнешь это делать в масле? А стекло снимает напряжение, боязнь. Глаза боятся, руки делают", — объясняет Екатерина Звягинцева.

Причем это не копирование, подчеркивают художницы. Это с одной стороны учеба у великих мастеров, а с другой — собственный творческий поиск.

Диана Скачко рассказывает о работе над витражом по мотивам Шагала
© Sputnik/ Вера Дашкевич
Диана Скачко рассказывает о работе над витражом по мотивам Шагала

"Когда мы делаем это в стекле, все равно невольно интерпретируем, подгоняем работу мастера под наш материал. В итоге как бы невольно получается авторская вещь — ты же придумываешь решение, как тебе это воссоздать", — говорит художница Екатерина Кулешевич.

Менее чем за год две художницы под руководством Дианы Скачко создали около 400 работ. В большинстве своем это импровизации по мотивам известных авторов. Реже — оригинальные сюжеты.

Работы мастеров студии Алиса в Зазеркалье
Работы мастеров студии "Алиса в Зазеркалье"

"У нас есть оригинальные истории, девочки рисуют. Просто в живописи все очень субъективно. Очень много талантливых художников, которые пишут хорошо и красиво, но никогда не понятно, почему у одного выстрелило и получилось, а у другого нет", — рассуждает собеседница.

Результат непредсказуем

Стекло — удивительный материал, утверждает Екатерина Кулешевич. Зрителю, в конечном счете, он дарит необыкновенные ощущения света и цвета, автору — возможность укротить стихию.

"Когда работаешь с ним, ощущаешь необыкновенный кайф. Знаешь, что оно опасное и хрупкое, это добавляет адреналина. И ведь понимаешь — не должен его бояться, должен быть сильным", — рассказывает Кулешевич.

Отражение в зеркале  работающей над витражами Екатерины Звягинцевой
© Sputnik/ Вера Дашкевич
Отражение в зеркале работающей над витражами Екатерины Звягинцевой

Очки, перчатки, стеклорез — художница уверенно ломает отрезанные куски. А потом признается, что так до конца и не смогла укротить материал. Признается, что никогда до последнего не знает, что получится.

Минские художницы в стекле переосмысливают работы великих мастеров
© Sputnik/ Вера Дашкевич
Минские художницы в стекле переосмысливают работы великих мастеров

"Ты делаешь все, что от тебя зависит, учитываешь все предположения исходя из опыта. Но стекло все равно может потрещать или потечь, или съехать деталь, и ты не будешь понимать, из-за чего", — говорит художница. А потом, смеясь, добавляет, что у нее всегда есть возможность списать неожиданности на своих соавторов — стекло и огонь.

Зато каждая работа получается, в буквальном смысле, оригинальной и авторской. 

334
Комментарии
Загрузка...