Девочка читает в библиотеке

Не на парте, а под ней: хотят ли Глобус, Чергинец и Мартинович в учебник?

573
(обновлено 11:35 05.02.2017)
Sputnik решил обратиться к белорусским литераторам с прямым вопросом: что из вашего творческого наследия достойно включения в школьную программу?

Предположив, что белорусский писатель достоин места не только в вечности, но и школьной программе, корреспондент Sputnik Елена Васильева обратилась к литераторам-современникам с двумя вопросами: "Хотите ли вы в школьную программу?" и "Что вы можете школьной программе предложить?". Оказалось, что "вечность" и "учебник" не тождественны, и место в последнем манит отнюдь не каждого. Кто-то даже считает, что его место не в учебнике на парте, а под партой — как когда-то сами читали в школе.

Андрей Жвалевский: "не хочу, но попадаю"

Мы с соавтором постоянно повторяем, как мантру: "Не дай Боже!" Но все равно попадаем. В результате один из самых популярных запросов, которые приводят на мой сайт — "Время всегда хорошее" — краткое содержание". Я против любой обязаловки, когда речь идет о таком интимном удовольствии, как чтение. Понятия не имею, что уцелеет из того, что мы с Евгенией Пастернак пишем сегодня. Мы были уверены, что "Правдивая история Деда Мороза" не доживет до 2012 года — в результате в 2012 пришлось финал переписывать. В следующем году будем редактировать "Время всегда хорошее", которое наполовину происходит в 2018 — а ведь тоже не думали, что доживет.

Евгения Пастернак и Андрей  Жвалевский
© Photo : аккаунт Евгении Пастернак в Facebook
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский

Евгения Пастернак: "хочу, чтобы меня читали по доброй воле"

Свои произведения в школьную программу категорически не хочу. Я хочу, чтобы наши книги читали только по доброй воле, чтобы у ребенка была возможность не дочитывать, если не понравилось, не писать сочинение, говорить, что он думает, и чтобы ему не рассказывали, "что хотел сказать автор".

Николай Чергинец: "книги, которые зарождают уважение"

У меня немало произведений, я бы хотел, чтобы в школьную программу включили те, которые зарождают в читателях любовь к себе и уважение к близким, к родине, к людям. Понимать свою значимость в жизни, быть самокритичным, но целеустремленным, добиваться целей не благодаря маме и папе, а с помощью собственного труда, таким образом становясь нужным обществу человеком — вот задачи для юного поколения.

Из своих произведений порекомендовал бы роман "За секунду до выстрела" — роман о молодом человеке тринадцати лет, который столкнулся с войной, оккупацией. Он взрослел, боролся и в итоге стал начальником Уголовного розыска Минска. На его примере можно посмотреть, как нужно жить.

А еще у меня есть книжка "Вам — задание" — об издевательствах оккупантов над детьми. Ребятам приходилось мыслить по-взрослому, они сопротивлялись, но фашисты отнимали у них жизнь.

Писатель Николай Чергинец
© Sputnik / Виктор Толочко
Писатель Николай Чергинец

Есть и фантастический роман детективной направленности "Пилоты безумия". Главная мысль в том, что пока страны не объединят усилия в борьбе с террористом, он будет существовать. В романе наряду с большими странами в борьбе с терроризмом участвуют и представители Беларуси. В этом романе предсказание — за десять лет до того, как террористические самолеты обрушились на башни-близнецы в США, он говорит об этом.

А скоро будем отмечать день белорусской милиции, которую создавал Фрунзе. Это взято из моей книги "Приказ №1", это ребятам тоже интересно. Пала царская власть, еще не пришла новая — именно об этом времени идет речь.

Я считаю, что даже плохой преподаватель не отобьет у ребенка желание прочесть увлекательную книгу, а прочесть неинтересную едва ли заставит и самый строгий преподаватель.

Виктор Мартинович: "без сквернословия и секса"

Я хотел бы попасть в учебники по белорусской литературе с романом "Озеро Радости". Почему именно с ним? Потому что там нет сквернословия, почти нет секса, а еще потому что это произведение про то, как человек становится взрослым в 2010-х в Беларуси.

Писатель Виктор Мартинович
© Sputnik Марына Серабракова
Писатель Виктор Мартинович

Адам Глобус: "я бы хотел, чтобы включили "Дом"

В школьной программе изучают мое стихотворение "Сталіца". Это не лучшее мое стихотворение, но в учебник попадает не произведение и не писатель, туда попадает явление. Когда произошел урбанистический взрыв в стране, которую всегда считали колхозной, в которой вдруг появился двухмиллионный город, в учебник попали писатели, которые писали про урбанистику. Если набраться наглости, я бы хотел, чтобы в школьную программу попал мой роман "Дом" — текст о семейных ценностях. Во времена Советского Союза игнорировалась семья, ценен был человек, воин, "Мальчиш-Кибальчиш", а я думаю, нашим детям было бы правильно любить своих дедов, родителей, и про это я написал роман.

Если текст писателя попадает в школьную программу, узнать об этом можно только случайно, если кто-то знакомый расскажет. Чаще писатели попадают туда после смерти. Хоть и нахальные писатели, которые лезут и требуют, есть. Но эти вопросы решают не читатели, а ученые, а это другая система.

Художник и писатель Адам Глобус
© Sputnik / Виктор Толочко
Художник и писатель Адам Глобус

Школа не всегда прививает любовь к литературе. Поэтому писатель, попадая в программу, может и многое потерять. Попадется плохой преподаватель, который заставляет тебя читать "Молодую гвардию" на две тысячи страниц (уже от этого школьнику нехорошо) или "Войну и мир" (школьник открывает — а там по-французски)…

Образовательный процесс — это социализация человека, это не "Библиотека приключений и научной фантастики", а немного иной процесс.

Илья Син: "мне в программе не место"

Интересно представить себе пэтэушника, который пересказывает на экзамене художественное содержание моего текста "BDSM". Фактически получается готовый эксплуатационистский перформанс, достаточно жестокий для вынужденного участника и забавный для всех окружающих. Такие сейчас в тренде. Но эксплуатационизм — не наш метод. Посему мне в школьной программе не место, и дело совсем не только в explicit content — как раз этим сегодня вряд ли кого-то удивишь. Читая мои тексты, человек получает новый опыт восприятия, который может оказаться для него несколько травмирующим. А для этого необходимо добровольное согласие — что, в принципе, исключает обязаловку.

Великолепный теоретик искусства Юрась Борисевич еще в середине 90-ых сформулировал одну из важных особенностей нового поколения белорусских литераторов — в отличие от всех предшественников, они не хотят попасть в школьные программы, сознательно отказываясь от этого надежного и теплого местечка в истории. Их книги можно разве что втихаря читать под партой — как я в свое время читал Сартра на уроках про какого-нибудь классика беллита.

573
Теги:
Илья Син, Адам Глобус, Виктор Мартинович, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Николай Чергинец, Минск, Беларусь
Темы:
БелЛит: история и современность (67)
Сводка Совинформбюро на обертке от конфет Коммунарки

Сводки Совинформбюро: от руки, на обоях, картах и обертках от конфет

673
(обновлено 11:15 24.06.2021)
К юбилею Совинформбюро Sputnik решил вспомнить, как доставляли и распространяли жизненно необходимую информацию на оккупированных территориях Беларуси.

"Что происходит?" и "Где наши?" — эти вопросы встали на повестке дня в первые часы войны, да и потом не теряли актуальности. Людям — особенно на оккупированных территориях — важно было знать, где фронт и есть ли надежда.

Чтобы утолить информационный голод, уже 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. В радиоэфире зазвучало: "Говорит Москва! От Советского информбюро…"

Белорусские Пружаны, Ружаны и Кобрин, литовские Каунас и Вильнюс к этому времени уже были заняты врагом. Минск оккупировали 28 июня.

Сводки от руки

"Когда началась оккупация, одним из первых запретительных актов было запрещение пользоваться радио. Радиоприемники нужно было сдать. Невыполнение каралось смертной казнью — расстрелом. А знать хотелось, особенно в 1941 году, потому что немцы уже говорили, что Москва захвачена", — рассказала Sputnik заведующая отделом письменных и изобразительных источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Павловская.

Те, кому удавалось спрятать приемник и что-то подслушать, записывали сводки и по возможности расклевали свои рукописные записи в оккупированных деревнях и городах.

Радиоприемник в Музее Великой Отечественной войны
© Sputnik / Виктор Толочко
Радиоприемник в Музее Великой Отечественной войны

"Листовки, конечно, безжалостно срывались и уничтожались. Поэтому с 41-го года у нас, к сожалению, ничего не сохранилось", — рассказала Павловская.

Зато сохранились отпечатанные на машинке под копирку тоненькие листочки из 42-го, и отпечатанные уже в переносных партизанских типографиях полноценные газеты и листовки со сводками Совинформбюро, которые появились у партизан к 1943-му.

Листовка со сводками Совинформбюро
© Sputnik / Виктор Толочко
Листовка со сводками Совинформбюро

Печатали на картах, обоях и оберточной бумаге

Бумаги не хватало. Потому печатали и на обратной стороне обоев, и на картах, и на оберточной бумаге. В ход шли и фантики от "коммунарковских" конфет, и спичечные этикетки.

"Информационный голод особенно остро ощущался до 1943 года, пока активно не заработали партизанские печатные станки. Зато потом по всей Беларуси издавалось уже 160 наименований газет — это больше, чем издавалось перед войной. Своя газета в войну была у каждого района", — рассказала Павловская.

Сводки Совинформбюро печатали и на обратной стороне обоев, и на картах
© Sputnik / Виктор Толочко
Сводки Совинформбюро печатали и на обратной стороне обоев, и на картах

Газета — это, конечно, громко сказано. Чаще всего это был листок формата А4, где львиную долю занимали приказы Верховного Главнокомандующего и сводки Совинформбюро. Но была и своя информация — отчеты о партизанских операциях.

"В листовках, которые касались отступления, часто были предупреждения для мирного населения — чтобы прятались, уходили в леса, потому что гитлеровцы, отступая, могут угонять в Германию. Но вы же понимаете, что за хранение такой листовки или такой газеты на оккупированной территории можно было серьезно пострадать", — заметила сотрудник музея.

Своя газета в войну была у каждого района
© Sputnik / Виктор Толочко
Своя газета в войну была у каждого района

Это вначале от новостей Совинформбюро не ждали ничего хорошего, вспоминал в эфире радио Sputnik легендарный диктор белорусского радио Илья Курган. Потом эти радиовесточки, начинавшиеся неизменным "Говорит Москва!" стали, по его словам, "светом в окошке".

"Надо было знать, что там. Война же идет", — заметил Курган, который в то время был подростком.

В сотнях сводок Совинформбюро, написанных, порой, сухим языком и емкими формулировками, собрана самая полная и честная история войны — и неудачи первых дней, и следующие победы.

Сводки печатали на любой бумаге
© Sputnik / Виктор Толочко
Сводки печатали на любой бумаге

Несмотря на предварявшее каждое сообщение Совинформбюро "Говорит Москва!..", вещание велось из Свердловска (Екатеринбурга), а затем из Куйбышева (Самары).

Помимо сводок, Совинформбюро транслировало передачи, над текстами которых работали именитые авторы: Константин Симонов, Корней Чукорвский, Евгений Петров, а еще Борис Полевой, Михаил Шолохов, Илья Эрнебург и многие-многие другие.

Вести с советской родины на бумаге для спичечных коробков
© Sputnik / Виктор Толочко
Вести с советской родины на бумаге для спичечных коробков

24 июня Совинформюро, ставшему прародителем МИА "Россия сегодня", исполняется 80 лет.

Также на Sputnik:

673
Теги:
Великая Отечественная война (1941-1945), Белорусский музей истории ВОВ, Совинформбюро, Минск
Темы:
Сводки Совинформбюро: последние дни войны
По теме
Путин сотрудникам МИА "Россия сегодня": держите планку
История начинается с новости: заключительный выпуск спецпроекта Sputnik
Советские пограничники, архивное фото

Полчаса растянули на восемь: история самой известной заставы Беларуси

642
(обновлено 17:08 23.06.2021)
В Гродно подвиг пограничников заставы Виктора Усова, которые первыми приняли удар немецких войск 22 июня 1941, помнят и чтят так же, как и подвиг защитников Брестской крепости. 

ГРОДНО, 22 июн – Sputnik, Инна Гришук. Пограничники небольшой заставы на границе Беларуси, Польши и Литвы более восьми часов сдерживали первые удары немецкой армии и сражались до последнего патрона и последнего вздоха в первый день Великой Отечественной.

Подвиг героев вспоминали в Гродно ночью 22 июня. Студенты Гродненского университета это сделали языком музыки, пластики, жестов, современной хореографии.

Музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории.
© Sputnik / Инна Гришук
Музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории

О первых минутах войны глазами жен и детей

В основу музыкально-танцевальной постановки, которую презентовали у Вечного огня в парке Жилибера в Гродно, легла трагическая история пограничников одной из самых известных в Беларуси застав - имени Виктора Усова. Это подразделение сегодня находится на том же месте, что и 80 лет назад, когда началась война. Именно она стала символом мужества всех пограничников, погибших в первые часы войны.

Акция памяти началась ровно в полночь у Вечного огня в парке Жилибера
© Sputnik / Инна Гришук
Акция памяти началась ровно в полночь у Вечного огня в парке Жилибера

Во время ночного представления в центре Гродно зрителям показали номера о том, какими были первые часы войны для простых людей – пограничников, их жен, детей и матерей. 

"Мать смотрела на спящих детей и уловила звук мотора самолета, который постепенно приближался и превратился в громкий гул. Раздался взрыв, началась пулеметная стрельба, проснувшиеся дети закричали от испуга. В комнату вбежал начальник заставы лейтенант Виктор Усов и его испуганная жена Шурочка. Это нападение! Быстро собирайтесь в комендатуру, здесь нельзя оставаться. Кажется, война", – прозвучало в полночь в тишине ночного города. 

Представление готовили студенты Гуманитарного колледжа ГрГУ имени Янки Купалы. Проникновенные хореографические, поэтические, музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории. 

"Шура и Клава, обняв детей, бежали вдоль стены дома, фашисты уже сильно обстреливали заставу, от взрыва обвалился угол здания. Женщины бежали и в те минуты не знали, что больше никогда не увидят своих мужей. Еще тяжелее пришлось матерям, осознавшим, что их сыновья навсегда остались на поле боя", – продолжал закадровый голос. 

В основе постановки – трагическая история пограничников заставы имени Виктора Усова
© Sputnik / Инна Гришук
В основе постановки – трагическая история пограничников заставы имени Виктора Усова

Зрителям рассказали о подвиге жен других пограничников, которые не успели эвакуироваться и взяли в руки оружие, сражаясь плечом к плечу с мужьями: "Так погибла жена и двое сыновей начальника 7-й заставы, который отражал нападение немецкой армии недалеко от деревни Красное под Гродно". 

30 минут растянулись на 8 часов

По плану "Барбаросса", на захват каждой пограничной заставы отводилось всего полчаса. Немцы хорошо знали численность и вооружение застав, зачастую силы вражеских войск были больше в 10-20 раз. В арсенале у них были танки, самолеты, минометы, автоматы и пулеметы. У пограничников - в основном винтовки.

Война для них началась около четырех часов утра. Пограничники отбили семь атак противников, к 12 часам дня 22 июня держать оборону уже было некому. Они погибли, но первыми показали немецкой армии, что планам о молниеносной войне не суждено сбыться. 

"Немцы взяли в расчет лишь оружие, пулеметы "Максим", методик расчета таких качеств, как мужество и патриотизм в Берлине не оказалось. Пограничники вели бой более восьми часов. Большинство из них – молодые ребята. Рядовым солдатам было по 18-19 лет, командирам – чуть больше 20. О большинстве из них ничего не известно, они остались пропавшими без вести", – говорил рассказчик в представлении. 

И приводил исторические факты о той трагической ночи. Когда в бой вступили вражеские танки, со связкой гранат под один из них бросилась жена начальника 8-й заставы Настя Лебедь. 

"Не ожидавшие решительного отпора немцы решили пограничников в плен не брать. Раненных добивали, жен и детей пограничников расстреливали", – продолжил рассказчик. 

Казалось, что зрители смотрели и слушали получасовую постановку, затаив дыхание, кто-то плакал, кто-то – задумчиво смотрел вдаль, вспоминая о погибших на войне дедах и прадедах. Когда все закончилось, все без исключения, в полной тишине медленно пошли возлагать цветы к Вечному огню. 

Получил пять ранений, но продолжал оборону

Сама застава имени Виктора Усова находится в 30 километрах от Гродно недалеко от Августовского канала. В эту ночь здесь тоже прошел митинг-реквием, к подножию памятника лейтенанту Виктору Усову на плиту с высеченными именами погибших пограничников возложили алые гвоздики, здесь же оставили лампадку, зажженную от Вечного огня в Гродно.

В 2 часа ночи митинг-реквием прошел на заставе имени Виктора Усова в 30 километрах от Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
В 2 часа ночи митинг-реквием прошел на заставе имени Виктора Усова в 30 километрах от Гродно

Историю гибели лейтенанта Усова и его заставы здесь знает каждый солдат. Один из них провел небольшую экскурсию по музею. На полках – гильзы от пуль и снарядов, куски колючей проволоки, фуражки, очки, бытовые предметы, которыми пользовались пограничники 80 лет назад. Все найдено во время раскопок на территории заставы. Коллекция постоянно пополняется. Самый ценный экспонат – личный револьвер Виктора Усова. 

Лампадка, зажженная от Вечного огня в Гродно, как символ памяти о павших героях
© Sputnik / Инна Гришук
Лампадка, зажженная от Вечного огня в Гродно, как символ памяти о павших героях
"Это личный револьвер лейтенанта Виктора Усова. Его нашли с пустым барабаном рядом с телом Усова, лейтенант сражался до последнего патрона. В ту ночь, вся застава поднялась по тревоге, надевали, что успели, взяли оружие. Тело Усова нашли только через 11 лет", – рассказывает солдат Максим Смольник. 

Усов получил пять ранений, но продолжал руководить обороной заставы, 6 мая 1945 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Он погиб в окопе, когда уже понимал, что смерть неизбежна, в руках сжимал снайперскую винтовку. Вражеская пуля попала в висок, взрыв обвалил край траншеи и похоронил тело героя. Тело Усова нашли в 1952 году во время раскопок на территории заставы, тогда же удалось восстановить картинку последних минут его жизни.

На заставе работает музей, который ежегодно принимает сотни экскурсионных групп. Главный экспонат - револьвер Виктора Усова
© Sputnik / Инна Гришук
На заставе работает музей, который ежегодно принимает сотни экскурсионных групп. Главный экспонат - револьвер Виктора Усова

Героя вспоминают каждый день

В первый день войны застава была практически разрушена. Здесь рассказывают, что после освобождения Беларуси в местных лесах люди пытались пилить деревья, но топоры отскакивали, а пилы ломались о застрявшие в стволах свинцовые пули. После войны заставу снова отстроили и назвали именем погибшего героя. 

Виктор Усов навсегда зачислен в личный состав подразделения. Его имя зачитывают первым на ежедневных боевых расчетах. Перед выходом на охрану границы каждый наряд подходит к памятнику, чтобы почтить память героя минутой молчания. В одной из казарм стоит всегда аккуратно застеленная кровать Усова, на ней – фуражка, на стене – портрет лейтенанта. Все это – как напоминание, что подвиг первого командира здесь никогда не забудут. 

 Виктор Усов навсегда зачислен в список личного состава подразделения
© Sputnik / Инна Гришук
Виктор Усов навсегда зачислен в список личного состава подразделения

Читайте также:

 

642
Теги:
Гродно, Брестская крепость, Беларусь
Темы:
22 июня: день начала Великой Отечественной войны
Футболист сборной Англии Джейдон Санчо

"Манчестер Юнайтед" предложил за Санчо 85 млн евро

0
(обновлено 15:25 24.06.2021)
21-летний футболист сборной Англии согласен перебраться в Манчестер из Дортмунда, сейчас стороны обсуждают возможную сделку.

МИНСК, 24 июн – Sputnik. Английский футбольный клуб сделал официальное предложение дортмундской "Боруссии" по полузащитнику Джейдону Санчо, пишет в своем Twitter журналист Фабрицио Романо.

"Красные дьяволы", по информации источника, готовы заплатить за 21-летнего англичанина 85 миллионов евро. Но "Боруссия" отпускать футболиста менее чем за 95 миллионов.

Сейчас стороны обсуждают бонусы, которые могут стать частью сделки. В свою очередь сам Санчо дал понять, что хочет продолжить карьеру в "Ман Юнайтед".

В прошлом сезоне хавбек принял участие в 38 матчах во всех турнирах, забил 16 мячей и сделал 20 результативных передач. 

Читайте также:

0
Теги:
футбол, ФК Манчестер Юнайтед