Школьница учит уроки

Что читаем: как быть со школьной программой по литературе

1409
(обновлено 17:41 14.02.2017)
Едва ученые принялись за создание унифицированного учебника по истории для учащихся Союзного государства, как пошли разговоры о том, что и литературу пора бы преподавать по общим стандартам.

Прежде чем на соседних страницах поставят Танка и Бродского, корреспондент Sputnik Елена Васильева решила разобраться — нужно ли вообще унифицировать преподавание литературы.

Разнообразию учебных пособий по литературе в России белорусские школьники могут только завидовать или скачивать российские учебники в сети. Преподавание литературы там ведется по нескольким учебным пособиям. И о них сломано немало копий — далеко не всех они устраивают.

Например, несколько лет назад российские писатели решили, что ни один из существующих учебников литературы их не устраивает, и создали свой собственный. В проекте участвовали 42 современника, каждый из которых написал по одной литературоведческой статье о любимом классике. А в другом учебном пособии авторы-составители исключили из программы Куприна, Лескова и Алексея Толстого, заменив их Пелевиным и Улицкой.

В Беларуси же учебники русской литературы спускаются в школьные библиотеки централизованно, а преподавание литературы — унифицировано. Россияне, к слову, хотят пойти по пути белорусов и тоже отчаянно изобретают единый учебник. Эти поиски находят как сторонников, которые считают, что единый учебник сможет представить ученикам разные точки зрения на одни и те же события, так и противников. Последние уверены, что единый учебник и вовсе будет вреден.

Учебники по русской и белорусской литературам
© Sputnik / Виктор Толочко
Учебники по русской и белорусской литературам

Кстати, первый советский учебник по литературе появился в середине 1930-х годов и должен был обеспечить единство подхода к русской литературе XVIII-XIX-XX веков.

"В первой половине 30-х годов появились учебники для семилетней школы — через эту школу проходили все советские люди. Чуть позднее, в середине 30-х, вышли учебники для старших классов. По этим учебникам предстояло учиться будущей советской интеллигенции — тем, кто планировал дальнейшую учебу в институтах и университетах", — пишет кандидат филологических наук Евгений Пономарев.

Если в советские времена с целью взращивания представителя нужного класса по нужному учебнику его существование было мотивировано, то в современности вызывает разве что недоумение.

Писатели-родители о школьных программах

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — не только детские писатели, но и родители. Их "Гимназия номер 13" — своего рода must have среди детей и подростков и — да, настоящий бестселлер. Последний роман творческого тандема — "Пока я на краю" и вовсе стал едва ли не самой обсуждаемой белорусской книгой последнего года — роман о семнадцатилетней Алке, которой родители в качестве светлого будущего навязывают журфак, поднимает ряд непривычных для белорусской литературы, зато понятных подросткам тем, в том числе — суицид. Писатели рассказали Sputnik о своем видении школьной программы по литературе.

"Я бы пересматривала цель уроков литературы. У нас сейчас цель урока — ознакомить детей с классическими произведениями и научить их анализировать тексты. Мне же кажется, что цель уроков литературы в школе должна быть другой. Получать удовольствие от чтения, научиться выбирать свои читательские предпочтения, научиться говорить о книге, научиться говорить не "что хотел сказать автор", а "книга меня зацепила тем, что…", научиться спорить, научиться уважать мнение других читателей, не переходя на личности. Научиться ориентироваться в огромном море мировой литературы, в том числе и современной, в том числе и на других языках. Ориентироваться в литературных премиях, в переводах", — уверена белорусская писательница Евгения Пастернак.

Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский на встрече с читателями
аккаунт Е. Пастернак в Facebook
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский на встрече с читателями

"Честно признаюсь: я в современные учебники боюсь заглядывать. Недавно случайно увидел учебник по математике для 5 класса — ипохондрия на несколько дней приключилась. А это математика, наука предельно строгая. Про русскую литературу и помыслить страшно", — признал Андрей Жвалевский, белорусский писатель, чей дебютный роман для детей вышел тиражом большим, чем сто тысяч экземпляров, автор знаменитых "Порри Гаттера" и "Гимназии №13".

Жвалевский, к слову, не уверен, что в школьной программе должен существовать некий обязательный подбор имен.

"Но если уж выстраивать как-то имена, то начинать с классиков — некое безумие. Вспомним ту же математику: после арифметики идет алгебра, потом начинается аналитическая геометрия и логарифмы с интегралами. А тут — Тургенев в пятом классе. "Помните, дети, сколько будет дважды два? А теперь вот вам простенькое дифференциальное уравнение", — пояснил Жвалевский.

Они читают

В 2014-2015 учебном году Национальный институт образования провел мониторинг читательских умений пятиклассников, который разрушил все представления о школьниках как народце нечитающем. Оказалось, девочки охотнее приобщаются к книгам, чем мальчики, а любовь к чтению во многом формируется не за школьной партой, а в семье. Кстати, 96% пятиклассников считают, что умение читать пригодится им в жизни, 77% радуются, когда получают в подарок книгу, а 60% охотно разговаривают о прочитанном с окружающими. Правда, 43% учеников признались, что читают лишь тогда, когда в школе задают, а еще 13% сказали, что чтение — скучное занятие, пишет газета "Союз".

Каша для старшеклассника

Корреспондент Sputnik, обладатель диплома о филологическом образовании, был в высшей степени впечатлен масштабом литературного наследия, которое должны постигнуть школьники 11-го класса.

Мальчик с планшетом
© Sputnik / Виктор Толочко
Мальчик с планшетом

Помня о том, что из выпускников следует взрастить полноценных представителей общества, мудрых и накачанных знаниями, составители попытались заставить умы школьников за год вобрать в себя все о волнах эмиграции, этапах футуризма, бедствиях Солженицына и даже попытались развлечь лучшими образцами лирики Алексея Крученых. В конце каждой главы составители учебника задают школьникам ряд компрометирующих вопросов: "Докажите на конкретных примерах, что литература — историческая память народа", "Почему сказано "Рукописи не горят" и "Составьте литературно-критический портрет В. Брюсова по статьям современников". Одной русской литературой учебник не ограничивается, в стремлении удивлять составители добавляют неожиданную главу "Современная зарубежная литература", которая на нескольких страницах собирает и Генриха Бёлля, и Джона Стейнбека. Попытка с помощью этого концентрата передать школьникам все знания о литературном процессе ХХ века, безусловно, впечатляет. При этом очевидно, что уже ко второй четверти весь этот бесценный сплав сведений смешивается в единый монолит.

Литература для школьника оканчивается Вознесенским и Ахмадулиной, последние объединены под грифом "современная поэзия". Ничего новее поэзии 70-90-х учебник пока предложить не может. Пока Россия идет белорусским путем — создает свой единый учебник по литературе, возможно, было бы неплохо пойти российским — собрать писателей-современников и предложить им скомпоновать собственный учебник, который был бы, по крайней мере, актуальным, и уж явно не вызывал скуку.

1409
Теги:
школьная программа, школа, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Минск, Беларусь
Сводка Совинформбюро на обертке от конфет Коммунарки

Сводки Совинформбюро: от руки, на обоях, картах и обертках от конфет

676
(обновлено 11:15 24.06.2021)
К юбилею Совинформбюро Sputnik решил вспомнить, как доставляли и распространяли жизненно необходимую информацию на оккупированных территориях Беларуси.

"Что происходит?" и "Где наши?" — эти вопросы встали на повестке дня в первые часы войны, да и потом не теряли актуальности. Людям — особенно на оккупированных территориях — важно было знать, где фронт и есть ли надежда.

Чтобы утолить информационный голод, уже 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. В радиоэфире зазвучало: "Говорит Москва! От Советского информбюро…"

Белорусские Пружаны, Ружаны и Кобрин, литовские Каунас и Вильнюс к этому времени уже были заняты врагом. Минск оккупировали 28 июня.

Сводки от руки

"Когда началась оккупация, одним из первых запретительных актов было запрещение пользоваться радио. Радиоприемники нужно было сдать. Невыполнение каралось смертной казнью — расстрелом. А знать хотелось, особенно в 1941 году, потому что немцы уже говорили, что Москва захвачена", — рассказала Sputnik заведующая отделом письменных и изобразительных источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Павловская.

Те, кому удавалось спрятать приемник и что-то подслушать, записывали сводки и по возможности расклевали свои рукописные записи в оккупированных деревнях и городах.

Радиоприемник в Музее Великой Отечественной войны
© Sputnik / Виктор Толочко
Радиоприемник в Музее Великой Отечественной войны

"Листовки, конечно, безжалостно срывались и уничтожались. Поэтому с 41-го года у нас, к сожалению, ничего не сохранилось", — рассказала Павловская.

Зато сохранились отпечатанные на машинке под копирку тоненькие листочки из 42-го, и отпечатанные уже в переносных партизанских типографиях полноценные газеты и листовки со сводками Совинформбюро, которые появились у партизан к 1943-му.

Листовка со сводками Совинформбюро
© Sputnik / Виктор Толочко
Листовка со сводками Совинформбюро

Печатали на картах, обоях и оберточной бумаге

Бумаги не хватало. Потому печатали и на обратной стороне обоев, и на картах, и на оберточной бумаге. В ход шли и фантики от "коммунарковских" конфет, и спичечные этикетки.

"Информационный голод особенно остро ощущался до 1943 года, пока активно не заработали партизанские печатные станки. Зато потом по всей Беларуси издавалось уже 160 наименований газет — это больше, чем издавалось перед войной. Своя газета в войну была у каждого района", — рассказала Павловская.

Сводки Совинформбюро печатали и на обратной стороне обоев, и на картах
© Sputnik / Виктор Толочко
Сводки Совинформбюро печатали и на обратной стороне обоев, и на картах

Газета — это, конечно, громко сказано. Чаще всего это был листок формата А4, где львиную долю занимали приказы Верховного Главнокомандующего и сводки Совинформбюро. Но была и своя информация — отчеты о партизанских операциях.

"В листовках, которые касались отступления, часто были предупреждения для мирного населения — чтобы прятались, уходили в леса, потому что гитлеровцы, отступая, могут угонять в Германию. Но вы же понимаете, что за хранение такой листовки или такой газеты на оккупированной территории можно было серьезно пострадать", — заметила сотрудник музея.

Своя газета в войну была у каждого района
© Sputnik / Виктор Толочко
Своя газета в войну была у каждого района

Это вначале от новостей Совинформбюро не ждали ничего хорошего, вспоминал в эфире радио Sputnik легендарный диктор белорусского радио Илья Курган. Потом эти радиовесточки, начинавшиеся неизменным "Говорит Москва!" стали, по его словам, "светом в окошке".

"Надо было знать, что там. Война же идет", — заметил Курган, который в то время был подростком.

В сотнях сводок Совинформбюро, написанных, порой, сухим языком и емкими формулировками, собрана самая полная и честная история войны — и неудачи первых дней, и следующие победы.

Сводки печатали на любой бумаге
© Sputnik / Виктор Толочко
Сводки печатали на любой бумаге

Несмотря на предварявшее каждое сообщение Совинформбюро "Говорит Москва!..", вещание велось из Свердловска (Екатеринбурга), а затем из Куйбышева (Самары).

Помимо сводок, Совинформбюро транслировало передачи, над текстами которых работали именитые авторы: Константин Симонов, Корней Чукорвский, Евгений Петров, а еще Борис Полевой, Михаил Шолохов, Илья Эрнебург и многие-многие другие.

Вести с советской родины на бумаге для спичечных коробков
© Sputnik / Виктор Толочко
Вести с советской родины на бумаге для спичечных коробков

24 июня Совинформюро, ставшему прародителем МИА "Россия сегодня", исполняется 80 лет.

Также на Sputnik:

676
Теги:
Великая Отечественная война (1941-1945), Белорусский музей истории ВОВ, Совинформбюро, Минск
Темы:
Сводки Совинформбюро: последние дни войны
По теме
Путин сотрудникам МИА "Россия сегодня": держите планку
История начинается с новости: заключительный выпуск спецпроекта Sputnik
Советские пограничники, архивное фото

Полчаса растянули на восемь: история самой известной заставы Беларуси

642
(обновлено 17:08 23.06.2021)
В Гродно подвиг пограничников заставы Виктора Усова, которые первыми приняли удар немецких войск 22 июня 1941, помнят и чтят так же, как и подвиг защитников Брестской крепости. 

ГРОДНО, 22 июн – Sputnik, Инна Гришук. Пограничники небольшой заставы на границе Беларуси, Польши и Литвы более восьми часов сдерживали первые удары немецкой армии и сражались до последнего патрона и последнего вздоха в первый день Великой Отечественной.

Подвиг героев вспоминали в Гродно ночью 22 июня. Студенты Гродненского университета это сделали языком музыки, пластики, жестов, современной хореографии.

Музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории.
© Sputnik / Инна Гришук
Музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории

О первых минутах войны глазами жен и детей

В основу музыкально-танцевальной постановки, которую презентовали у Вечного огня в парке Жилибера в Гродно, легла трагическая история пограничников одной из самых известных в Беларуси застав - имени Виктора Усова. Это подразделение сегодня находится на том же месте, что и 80 лет назад, когда началась война. Именно она стала символом мужества всех пограничников, погибших в первые часы войны.

Акция памяти началась ровно в полночь у Вечного огня в парке Жилибера
© Sputnik / Инна Гришук
Акция памяти началась ровно в полночь у Вечного огня в парке Жилибера

Во время ночного представления в центре Гродно зрителям показали номера о том, какими были первые часы войны для простых людей – пограничников, их жен, детей и матерей. 

"Мать смотрела на спящих детей и уловила звук мотора самолета, который постепенно приближался и превратился в громкий гул. Раздался взрыв, началась пулеметная стрельба, проснувшиеся дети закричали от испуга. В комнату вбежал начальник заставы лейтенант Виктор Усов и его испуганная жена Шурочка. Это нападение! Быстро собирайтесь в комендатуру, здесь нельзя оставаться. Кажется, война", – прозвучало в полночь в тишине ночного города. 

Представление готовили студенты Гуманитарного колледжа ГрГУ имени Янки Купалы. Проникновенные хореографические, поэтические, музыкальные номера сопровождались рассказами о простых людях и фактами из военной истории. 

"Шура и Клава, обняв детей, бежали вдоль стены дома, фашисты уже сильно обстреливали заставу, от взрыва обвалился угол здания. Женщины бежали и в те минуты не знали, что больше никогда не увидят своих мужей. Еще тяжелее пришлось матерям, осознавшим, что их сыновья навсегда остались на поле боя", – продолжал закадровый голос. 

В основе постановки – трагическая история пограничников заставы имени Виктора Усова
© Sputnik / Инна Гришук
В основе постановки – трагическая история пограничников заставы имени Виктора Усова

Зрителям рассказали о подвиге жен других пограничников, которые не успели эвакуироваться и взяли в руки оружие, сражаясь плечом к плечу с мужьями: "Так погибла жена и двое сыновей начальника 7-й заставы, который отражал нападение немецкой армии недалеко от деревни Красное под Гродно". 

30 минут растянулись на 8 часов

По плану "Барбаросса", на захват каждой пограничной заставы отводилось всего полчаса. Немцы хорошо знали численность и вооружение застав, зачастую силы вражеских войск были больше в 10-20 раз. В арсенале у них были танки, самолеты, минометы, автоматы и пулеметы. У пограничников - в основном винтовки.

Война для них началась около четырех часов утра. Пограничники отбили семь атак противников, к 12 часам дня 22 июня держать оборону уже было некому. Они погибли, но первыми показали немецкой армии, что планам о молниеносной войне не суждено сбыться. 

"Немцы взяли в расчет лишь оружие, пулеметы "Максим", методик расчета таких качеств, как мужество и патриотизм в Берлине не оказалось. Пограничники вели бой более восьми часов. Большинство из них – молодые ребята. Рядовым солдатам было по 18-19 лет, командирам – чуть больше 20. О большинстве из них ничего не известно, они остались пропавшими без вести", – говорил рассказчик в представлении. 

И приводил исторические факты о той трагической ночи. Когда в бой вступили вражеские танки, со связкой гранат под один из них бросилась жена начальника 8-й заставы Настя Лебедь. 

"Не ожидавшие решительного отпора немцы решили пограничников в плен не брать. Раненных добивали, жен и детей пограничников расстреливали", – продолжил рассказчик. 

Казалось, что зрители смотрели и слушали получасовую постановку, затаив дыхание, кто-то плакал, кто-то – задумчиво смотрел вдаль, вспоминая о погибших на войне дедах и прадедах. Когда все закончилось, все без исключения, в полной тишине медленно пошли возлагать цветы к Вечному огню. 

Получил пять ранений, но продолжал оборону

Сама застава имени Виктора Усова находится в 30 километрах от Гродно недалеко от Августовского канала. В эту ночь здесь тоже прошел митинг-реквием, к подножию памятника лейтенанту Виктору Усову на плиту с высеченными именами погибших пограничников возложили алые гвоздики, здесь же оставили лампадку, зажженную от Вечного огня в Гродно.

В 2 часа ночи митинг-реквием прошел на заставе имени Виктора Усова в 30 километрах от Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
В 2 часа ночи митинг-реквием прошел на заставе имени Виктора Усова в 30 километрах от Гродно

Историю гибели лейтенанта Усова и его заставы здесь знает каждый солдат. Один из них провел небольшую экскурсию по музею. На полках – гильзы от пуль и снарядов, куски колючей проволоки, фуражки, очки, бытовые предметы, которыми пользовались пограничники 80 лет назад. Все найдено во время раскопок на территории заставы. Коллекция постоянно пополняется. Самый ценный экспонат – личный револьвер Виктора Усова. 

Лампадка, зажженная от Вечного огня в Гродно, как символ памяти о павших героях
© Sputnik / Инна Гришук
Лампадка, зажженная от Вечного огня в Гродно, как символ памяти о павших героях
"Это личный револьвер лейтенанта Виктора Усова. Его нашли с пустым барабаном рядом с телом Усова, лейтенант сражался до последнего патрона. В ту ночь, вся застава поднялась по тревоге, надевали, что успели, взяли оружие. Тело Усова нашли только через 11 лет", – рассказывает солдат Максим Смольник. 

Усов получил пять ранений, но продолжал руководить обороной заставы, 6 мая 1945 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Он погиб в окопе, когда уже понимал, что смерть неизбежна, в руках сжимал снайперскую винтовку. Вражеская пуля попала в висок, взрыв обвалил край траншеи и похоронил тело героя. Тело Усова нашли в 1952 году во время раскопок на территории заставы, тогда же удалось восстановить картинку последних минут его жизни.

На заставе работает музей, который ежегодно принимает сотни экскурсионных групп. Главный экспонат - револьвер Виктора Усова
© Sputnik / Инна Гришук
На заставе работает музей, который ежегодно принимает сотни экскурсионных групп. Главный экспонат - револьвер Виктора Усова

Героя вспоминают каждый день

В первый день войны застава была практически разрушена. Здесь рассказывают, что после освобождения Беларуси в местных лесах люди пытались пилить деревья, но топоры отскакивали, а пилы ломались о застрявшие в стволах свинцовые пули. После войны заставу снова отстроили и назвали именем погибшего героя. 

Виктор Усов навсегда зачислен в личный состав подразделения. Его имя зачитывают первым на ежедневных боевых расчетах. Перед выходом на охрану границы каждый наряд подходит к памятнику, чтобы почтить память героя минутой молчания. В одной из казарм стоит всегда аккуратно застеленная кровать Усова, на ней – фуражка, на стене – портрет лейтенанта. Все это – как напоминание, что подвиг первого командира здесь никогда не забудут. 

 Виктор Усов навсегда зачислен в список личного состава подразделения
© Sputnik / Инна Гришук
Виктор Усов навсегда зачислен в список личного состава подразделения

Читайте также:

 

642
Теги:
Гродно, Брестская крепость, Беларусь
Темы:
22 июня: день начала Великой Отечественной войны
Похороны погибших от COVID в Индии

Первый случай смерти от штамма "дельта плюс" зафиксировали в Индии

0
(обновлено 15:26 24.06.2021)
По мнению медиков, новый штамм "дельта плюс" куда опаснее уже известных науке вариантов коронавируса.

МИНСК, 24 июн – Sputnik. Первая смерть человека со штаммом коронавируса "дельта плюс" зафиксирована в индийском штате Мадхья-Прадеш.

Данный штамм – мутация широко распространившегося штамма "дельта". Всего в Индии выявлено около 40 случаев заражения им. По мнению медиков, "дельта плюс" куда опаснее уже известных науке штаммов.

"В Мадхья-Прадеше обнаружено пять человек, инфицированных "дельта плюс". Четверо из них получили вакцину и теперь здоровы. Но пациент, который не прошел вакцинацию, умер", – заявил журналистам министр штата Вишвас Саранг.

Он также отметил, что власти следят за ситуацией в штате: были проверены контакты пациентов, которые оказались зараженными вариантом "дельта плюс".

Сейчас Индия занимает второе место в мире по количеству выявленных случаев заболевания COVID-19. С начала пандемии коронавирусом в стране заразились более 30 миллионов граждан, скончались – свыше 391 тысячи.

Читайте также:

0
Теги:
коронавирус COVID-19, Индия