Григорий Слива

Обещал Лукашенко стать кораблестроителем, но пошел в спасатели

397
(обновлено 09:16 09.08.2019)
Учеников Светланы Сливы знают далеко за пределами Мозыря: они регулярно побеждают и в республиканских, и даже в международных конкурсах. Одним из самых старательных оказался сын Гриша.

Семь лет назад во время визита Александра Лукашенко в Гомельскую область семиклассник сельской Руденской школы под Мозырем Гриша Слива подарил ему модель российского фрегата XVII века.

Сейчас этот корабль занял достойное место в одной из экспозиций Национального исторического музея Беларуси. Корреспондент Sputnik Тамара Зенина нашла автора модели и узнала о том, как сложилась его судьба.

"Мне показалось, что мы давно знакомы"

"Перед той встречей я очень волновался, успокаивал сам себя, но это не помогало. Еще более волнительно стало, когда президент появился в помещении и начал что-то говорить.

Но когда он подошел ко мне и обратился, мне вдруг показалось, что мы с ним давно знакомы, все волнение прошло мгновенно, настолько быстро он может расположить к себе", – вспоминает Григорий Слива знаменательную встречу.

Фотография с президентом заняла почетное место в истории семьи Слива
© Photo : пресс-служба президента Беларусь
Фотография с президентом заняла почетное место в истории семьи Слива

Говорит, что Александр Лукашенко показался ему очень уверенным в себе человеком.

"Он мне сказал: "Ты, наверное, Григорий, будешь кораблестроителем?" Я ответил, что, конечно буду", – рассказывает молодой человек.

Кораблестроителем он не стал, хоть и обещал президенту. Но профессию выбрал не менее важную и нужную – пожарный спасатель.

В день нашей встречи выпускник факультета "Предупреждение и ликвидация ЧС" Гомельского машиностроительного колледжа как раз относил документы в пожарную часть Мозыря. В город семья переехала из Рудни в том же 2012 году.

"Вообще я хотел стать военным, но недобрал пару баллов по ЦТ, чтобы пройти в Военную академию. Тогда вспомнил детскую мечту и пошел в спасатели", – улыбается Гриша.

Почти ювелирная работа

Корабли Григорий Слива больше не строит, но квартира, где живет с родителями и братом, все равно похожа на музей. Каких только моделей здесь нет!

"Вот ладьи викингов, самые простые, с них все начиналось, эта одного сына, а эта второго – Гриши", – показывает мама Светлана начало семейной экспозиции.

Светлана Слива призналась: никогда не думала, что будет строить корабли
© Sputnik Максим Богданович
Светлана Слива призналась: никогда не думала, что будет строить корабли

Именно она и стала главным учителем и вдохновителем сына, потому что сама строит корабли уже много лет.

"Шпангоуты, киль, бушприт, фок-мачта, грот-мачта, фальшборт", – перечисляет со знанием дела термины, которые редко услышишь от женщин, Светлана, демонстрируя очередной рукотворный шедевр.

Однажды на выставке она увидела парусник и попросила объяснить, как такой можно сделать.

"Мне сказали, что это очень сложно, что научиться этому самостоятельно невозможно. А раз невозможно, значит, я захожу в интернет, беру специальную литературу – и уже через год представляю первых учеников на выставке", – удивляет решительностью Светлана Слива.

По образованию она учитель физики и трудов у мальчиков, но уже много лет руководит объединением по интересам "Стендовый моделизм" в Мозырском Центре технического творчества детей и молодежи.

Начинала в кружке судомоделистов, который работал от Центра в школе в агрогородке Рудня. Именно там ждали президента весной 2012 года и очень хотели удивить.

Совершенно удивительное ноу-хау нынешних воспитанников Светланы Сливы – корабль в бутылке!
© Sputnik Максим Богданович
Совершенно удивительное ноу-хау нынешних воспитанников Светланы Сливы – корабль в бутылке!

Уже тогда об учениках Светланы Сливы знали далеко за пределами Мозыря. Они регулярно побеждали и в республиканских, и даже в международных конкурсах. Одним из самых старательных оказался сын Гриша. Его "Виктория" понравилась больше всего. Ее и решено было подарить высокому гостю.

"Это была модель фрегата, который охранял границы России в Черном море. Его постройка была начата 22 марта 1719 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе. На воду корабль был спущен 27 июля 1721 года", – рассказывает автор работы.

Несколько месяцев уходит на то, чтобы обложить корпус шпоном – работа почти ювелирная
© Sputnik Максим Богданович
Несколько месяцев уходит на то, чтобы обложить корпус шпоном – работа почти ювелирная

Он делал этот корабль три года в свободное от уроков и спортивных занятий время. Тяжелее всего, признался, было натягивать ванты и делать паруса, дольше всего – обкладывать корпус шпоном.

"На корпус всегда уходят месяцы, почти ювелирная работа", – говорит Григорий.

Алые паруса и лобзик с дрелью

"Сейчас в моей группе шесть девочек и шесть мальчиков. При этом девчонки строят корабли ничуть не хуже! Разве только они чаще выбирают паруса не привычных белого или черного цветов, а алые", – улыбается Светлана.

Самая затратная часть производства – паруса из мокрого шелка
© Sputnik Максим Богданович
Самая затратная часть производства – паруса из мокрого шелка

Кстати, паруса из мокрого шелка – самая затратная часть производства корабля. Остальное: шпон, капроновые нитки, клей, фанера – считай, подручные средства.

"Мы стараемся, чтобы процесс создания корабля не был затратным для родителей. Например, чтобы получить фанеру, разбираем ящики из-под фруктов", – делится подробностями преподаватель.

Моделисты осваивают и черчение, и начертательную геометрию, и математику, и физику, а заодно увлекаются историей, потому что, защищая модель, должны рассказать о прототипе
© Sputnik Максим Богданович
Моделисты осваивают и черчение, и начертательную геометрию, и математику, и физику, а заодно увлекаются историей, потому что, защищая модель, должны рассказать о прототипе

Зато порой на выставках, по ее словам, за готовые изделия предлагают немалые суммы.

"Если родители соглашаются, мы продаем работу", – говорит учитель.

Светлана считает нормальным, когда ее ученики монетизируют свой труд.

"Один мой выпускник продал свои корабли и купил мотоцикл", – рассказывает педагог.

Она отмечает, что моделисты осваивают и черчение, и начертательную геометрию, и математику, и физику, а заодно увлекаются историей, потому что, защищая модель, должны рассказать о прототипе.

По словам Григория, на корпус уходят месяцы – это почти ювелирная работа
© Sputnik
По словам Григория, на корпус уходят месяцы – это почти ювелирная работа

Многие выпускники судомодельного кружка поступают в специализированные вузы, остальные с полным набором технических навыков тоже не останутся не у дел, уверена преподаватель.

"Пока делал корабли, научился работать лобзиком, дрелью – многими инструментами так, что потом и дома помогал делать ремонт, и даже зарабатывал этим", – похвастался Григорий.

Достаток в дом и хорошая работа

Говорят, сегодня в кабинете у каждого руководителя есть свой корабль. И это не дань моде.

"Корабль – символ удачи и движения вперед к намеченной цели. Именно это мы и хотели пожелать нашему президенту", – объясняют мать и сын Слива.

Светлана и Григорий Слива любят корабли и верят в морские приметы
© Sputnik Максим Богданович
Светлана и Григорий Слива любят корабли и верят в морские приметы

Они всецело верят в морские приметы, поэтому во многих суднах в этом доме обязательно есть монетки.

"Если положить в торговое судно монетки и поставить кормой к двери, а нос развернуть в дом, то придет достаток, а вы или ваш муж найдете хорошую работу", – утверждает Светлана Слива не как прорицатель, а как судомоделист.

Ну а если хорошая работа у вас уже есть, а мужа все еще нет, на этот случай всегда имеются алые паруса, делится она еще одной профессиональной приметой.

397
Теги:
образование, хобби, подарок, Александр Лукашенко
Загрузка...


Беларусь.Live

Орбита Sputnik