Проводница купейного вагона Екатерина Баслык встречает неизменной улыбкой

Постельное белье желаете? Каково работать проводником в ночном поезде

2311
(обновлено 12:31 11.12.2019)
Повар вагона-ресторана дома сырники не готовит, а подстаканники пассажирам не продадут, как ни просите.

Проводники поезда №2 Минск – Москва ушли на работу в среду, а вернутся домой только через неделю. График – "шесть через шесть". Поезд, конечно, будет в Минске уже на следующие сутки, но это не значит, что поездная бригада сможет заехать домой на ужин с семьей.

Как только пассажиры высадятся из вагона, начнется подготовка состава в новый рейс – проводник убирает вагон и санузлы, стелет постельное белье, обновляет ассортимент чайной продукции на столиках, делает еще многое. И уже к вечеру состав будет снова готов везти командированных, постояльцев санаториев и любителей казино из Минска в Москву и обратно.

Минск всегда провожает двойку музыкой
© Sputnik / Елена Васильева
По праздникам Минск провожает "двойку" музыкой

Корреспондент Sputnik Елена Васильева проехала по маршруту Минск – Москва, расспросила проводников о вагоне Пугачевой и выяснила, почему повар вагона-ресторана не готовит дома сырники.

И да, подстаканники пассажирам в поезде не продадут, сколько ни проси.

Последние минуты перед отправлением
© Sputnik / Елена Васильева
Последние минуты перед отправлением

Курица или рыба?

"Постель желаете?" – этого вопроса в фирменном поезде на Москву вы не услышите, все постели заправлены еще до того, как поезд прибывает на железнодорожный вокзал.

Поездка в этом поезде вообще больше похожа на полет на борту самолета. У проводниц – белые перчатки, аккуратные прически и шейные платки, курить запрещено в течение всего пути, а вместо вопросов про постель у пассажиров спрашивают, будут они на завтрак курицу, рыбу или сырники.

Над поваром вагона-ресторана, который ложится спать в два часа ночи и встает в пять утра, подшучивают: дома на завтрак он сырники явно не готовит. Примерно половина пассажиров поезда из трех вариантов меню выбирает сырники – попробуй столько налепи.

Раньше популярными были драники, но потом их заменили другими блюдами.

Проводник проверяет не только билеты, но и паспорта - поезд-то международного следования
© Sputnik / Елена Васильева
Проводник проверяет не только билеты, но и паспорта - поезд-то международного следования

"Взлетаем! – когда поезд трогается, из пятого купе раздаются аплодисменты пассажиров. – Все пристегнули ремни! До набора высоты в туалет не ходить!"

Казалось бы, вечеринка, которая начинается с таким размахом, должна бы продлиться до утра, но едва переваливает за полночь, вагон-ресторан пустеет, купе закрываются, и бодрствовать остается только поездная бригада.

Проводница Екатерина Баслык из нашего купейного вагона и ее коллега Анна Семенова из "СВ" смогут немного поспать после того, как следующая часть пассажиров подсядет в Орше около часа ночи. Начальник поезда планирует спать с пяти до семи утра. Повар вагона-ресторана проснется в пять, чтобы все страждущие получили свои сырники на завтрак.

На завтрак пассажирам предлагают сырники с шоколадной крошкой
© Sputnik / Елена Васильева
На завтрак пассажирам предлагают сырники с шоколадной крошкой

Как Галкин в "норке" Пугачеву провожает

Корреспондент Sputnik в вагон заходит за полчаса до начала посадки, а там уже играет музыка. Начальник поезда может выбирать из нескольких специально составленных для поездов БелЖД подборок. Отвечает и за это, и за многое другое.

Владимир Базылев на железной дороге работает уже больше двадцати лет.

"Я люблю эту работу, мне нравится с людьми общаться. Работа эта многое дала. И повидал многое, и с известными личностями встречался. Где еще доведется тебе со звездой поговорить, увидеться или сфотографироваться?" – говорит Владимир.

У него в подборке есть, например, фото с группой "Руки вверх". А вот с Аллой Пугачевой, чей вагон цепляли совсем недавно к составу поезда №2, поговорить не удастся – доступ в ее вагон закрыт. Но понаблюдать за ней со стороны можно.

"Если Максим и не едет, то провожает всегда. В норковой шубе. Актеры ездят – у нас ведь много сериалов снимается. И политики, и чиновники, и ученые", – перечисляет Владимир своих статусных пассажиров.

Начальник поезда Владимир Базылев на железной дороге работает уже больше двадцати лет
© Sputnik / Елена Васильева
Начальник поезда Владимир Базылев на железной дороге работает уже больше двадцати лет

Некоторые из них любят пообщаться. Определить общительного пассажира – сверхспособность проводников.

"Мы видим человека и определяем сразу, хочет ли он общаться. Да, мы здесь не для общения, мы не ищем его, есть и своя работа, но, если пассажир желает, можем послушать. Пожилой человек любит рассказать, как было в его время. Самые общительные сначала идут в вагон-ресторан, а потом им хочется порасспрашивать нас. Всех интересует одно и то же: а как наша семья относится к такому графику? А можно ли купить подстаканники?" – смеется Владимир.

"Так а что с подстаканниками?"

"Иногда просят продать, но мы не продаем, ведь это своеобразный символ железной дороги. У некоторых пассажиров существует традиция – сел в поезд и обязательно возьми чай", – смеется начальник поезда.

У него на форме – камера видеонаблюдения, потому что не все общительные пассажиры бывают одновременно и доброжелательными. Начальника поезда зовут обычно в критических ситуациях – если проводнице, например, не удалось объяснить, что в белорусских поездах с конца июля не курят, то уж начальнику поезда поверят.

Не менее сложно, чем уговорить пассажира не курить, бывает отбиться от желающих передать в Москву письмо/конверт/посылку.

"Нельзя", – убеждает проводница Екатерина.

"Совсем-совсем нельзя?"

"Ну нельзя, правда", – настаивает Екатерина.

"Ну пожалуйста!"

Подстаканники - один из символов железной дороги. Но не продадут - сколько ни просите
© Sputnik / Елена Васильева
Подстаканники - один из символов железной дороги. Но не продадут - сколько ни просите

Проводница уже привыкла отказывать, ведь если согласится, может лишиться работы – любимой.

"Извините, у нас не курят"

Анна ездит в СВ уже четыре года, а вообще проводником на железной дороге она работает десять лет. Как выглядеть бодрой в пять утра? Как завязать шейный платок таким затейливым узлом? Как закрутить такой аккуратный пучок?

Все это не сложнее, чем объяснить капризному пассажиру "СВ", что курение в тамбуре запрещено на территории Беларуси вот уже четыре месяца.

"Вы, наверное, не курите", – капризничает пассажир и давит на жалость.

Анна ездит в СВ уже четыре года, а проводником на железной дороге работает десять лет
© Sputnik / Елена Васильева
Анна ездит в СВ уже четыре года, а проводником на железной дороге работает десять лет

Анна признает: не курит, выражает сожаление и предлагает все-таки перетерпеть путь до ближайшей станции без сигарет. Пассажир отправляется в свое купе, а Анна не без удовольствия отмечает, глядя на мониторы, на которые выведены изображения камер – послушался, пошел спать. Главное – поговорить с человеком вежливо, тогда его можно убедить.

"Раньше я ездила на южные направления – Адлер, Анапа, Минеральные воды. Четыре года уже езжу на этом поезде, все нравится – хороший коллектив, приятные пассажиры. Многие узнают меня у вагона, здороваются", - рассказывает Анна, когда большинство пассажиров уже отправляется спать.

Чтобы к моменту их пробуждения завтрак был готов, а кофе сварен, Анна встает за три часа до прибытия поезда в Москву – приводит себя в порядок, включает кофе-машину, принимает контейнеры с завтраками из вагона-ресторана.

К начальнику поезда проводники обращаются, когда не хватает собственных аргументов для настойчивых пассажиров
© Sputnik / Елена Васильева
К начальнику поезда проводники обращаются, когда не хватает собственных аргументов для настойчивых пассажиров

"Встал, и понимаешь – ты на работе, тебе надо хорошо выглядеть, работать с пассажирами. Мы работаем по графику: в 01:12 я сдаю смену, а просыпаюсь в 05:02", – рассказывает проводница.

Ее коллега из соседнего вагона – Екатерина – работает по такому же графику. И хоть подъем ранний, а отбой – поздний, никогда не ложится спать с макияжем. Вот и секретное правило для женщин, которые путешествуют ночным поездом: постель – бери, а макияж в постель – не бери.

Кстати, именно застилать постель перед отправлением поезда Екатерина любит больше всего.

"Я люблю застилать постель. Вот это мне больше всего нравится. Это не тяжело, самая легкая часть работы, не пыльная. Все чистенькое", – рассказывает Екатерина.

Вечером проводники предложат бутерброды
© Sputnik / Елена Васильева
В качестве перекуса проводники могут предложить бутерброды

А еще ей нравится встречать у вагона знакомые лица.

"Сегодня едет компания из пяти человек, все знакомые. Они уже знают, что выбрать на завтрак, сразу же рассказывают мне, что будут пить утром. Все здороваются, приятно очень", – улыбается Екатерина.

Перчатки – в отбеливатель, форму – отгладить             

Пальто у проводников теплые, длинные, под пальто – пиджак, шарфик и белые перчатки. У проводника один комплект формы, он всегда должен выглядеть достойно. Приехал домой, и бросаешь белые перчатки в отбеливатель.

"Самой приятно, когда красиво выглядишь на работе", – говорит Анна.

"А как такой идеальный пучок собрать?"

"Нельзя нам с распущенными, нельзя с накрученными. Разрешена гуля и коса. Не сразу у меня это начало получаться, но сейчас занимает пять минут", – признается проводница.

Форма проводника ничуть не хуже, чем у стюардессы
© Sputnik / Елена Васильева
Форма проводника ничуть не хуже, чем у стюардессы

Пассажир тоже может быстро привести себя в порядок, даже если уехал из Минска без зубной щетки. И щетку, и тапочки можно купить тут же у проводников, "Черноморскими" вафлями и чаем ассортимент продукции не ограничивается.

"Главное – успеть все предложить сразу, пока люди не закрыли купе", – смеется Анна. А кто-то даже раздражается, когда проводницы предлагают сувенирную продукцию и другие товары. Тогда правило одно – улыбаться и еще раз улыбаться, сглаживать углы.

Проводница соглашается – в купе, плацкарте и вагонах СВ пассажиры несколько отличаются.

"Люди здесь хотят больше внимания. Они заплатили немаленькие деньги за билеты. А в купе и плацкарте больше другой работы – больше постелей нужно застилать", – рассказывает проводница.

Поездка в поезде напоминает полет на самолете, во всяком случае, можно выбрать вариант рыба или курица
© Sputnik / Елена Васильева
Поездка в поезде напоминает полет на самолете, во всяком случае, можно выбрать вариант "рыба или курица"

Иногда, признается Анна, встречаются среди пассажиров и откровенные хамы. Приходится сглаживать углы, тихонько жаловаться коллегам из соседнего вагона.

"У человека, может, был тяжелый день", – вздыхает Анна.

Как снять стресс? Приехать после дежурства домой, съесть горячей еды и лечь в свою постель, а не в купе проводников.

"А под стук колес спится прекрасно. Я не скажу, что дома мне этого не хватает, но меня очень убаюкивает", – улыбается проводница.

По каким бы направлениям она ни ездила, всегда старается после прибытия поезда выйти в город или хотя бы на вокзал – чтобы хотя бы купить магнитик в коллекцию из города, в котором побывала.

У проводника есть время на отдых, но нужно еще успеть подготовить вагон в обратный путь.

Фирменная Двоечка всегда отправляется в 22:10 из Минска
© Sputnik / Елена Васильева
Фирменная "Двоечка", которую прозвали так еще в советские времена, неизменно отправляется в 22:10 из Минска

А поговорить?

А поговорить можно в вагоне-ресторане. Здесь привыкли, что к человеку за барной стойкой отношение особое – и не важно, стучат ли под баром колеса.

По телевизору показывают фильм, за столиками заказывают "пиво и рыбку", все уже украшено к зимним праздникам.

Работы в вагоне много, иногда сотрудники общаются буквально без слов, кивками головы. Если людей в вагоне-ресторане нет, то сотрудники отправляются в путешествие по составу – вдруг кто-то не знает, где можно провести вечер?

"Бармен для нас – условное название, мы не приготавливаем такое уж большое количество алкогольных напитков. Но многие хотят поговорить. Уделять одному много внимания нельзя, ведь другой может обидеться: а почему со мной столько не говорите?" – рассказывает завпроизводством Максим Астапович.

Завпроизводством Максим Астапович не прочь поговорить по душам  с пассажирами - но со всеми не успеть
© Sputnik / Елена Васильева
Завпроизводством Максим Астапович не прочь поговорить по душам с пассажирами - но со всеми не успеть

Одни пассажиры едут навеселе, у других тоска в глазах – не хотят уезжать.

"Самая долгая беседа? Не засекал. Она становится долгой, если нет дискуссии, если ты просто слушаешь. Беседа подразумевает диалог: ты выслушал, и тебя выслушали. А кто-то приходит кино посмотреть, газету почитать", – говорит Максим.

Иногда пассажиры и на завтрак просятся в вагон-ресторан. Сырники вкуснее, если съесть их не за столиком купе, а за столом того самого вагона.

"Двоякий момент. С одной стороны, можно. Но завтрак входит в стоимость билета, наценка на паек как у бизнес-ланча, небольшая. Такое же блюдо в ресторане будет стоить дороже", – рассказывает Максим.

Силой выгонять из ресторана, конечно, не будут, но рассчитывают на понимание со стороны пассажиров.

За одним из столиков вагона-ресторана обнаруживается сосед корреспондента Sputnik по купе, который не устает нахваливать поезд как вид транспорта в целом и поезд Минск – Москва в частности. В Минск он приезжает дважды в месяц поиграть в казино. Плечами пожимает – ну, надо же как-то зарабатывать.

С прибытием!
© Sputnik / Елена Васильева
С прибытием!

До Москвы полчаса

Некоторые пассажиры просыпаются буквально в центре Москвы.

В купе к ним все еще приходится стучать, даже когда состав уже стоит на "Белорусском вокзале". Зайти в купе без разрешения пассажира нельзя – приходится стоять и ждать.

Проще всего добудиться пассажиров запахом свежего кофе – кому-то включенной в купе проводников кофе-машины для своевременного пробуждения достаточно.

Проводницы, как и обещали вечером, утром выглядят так свежо и бодро, как будто ночь наступала не для них.

В Москве чуть больше 8 утра - впереди еще весь день
© Sputnik / Елена Васильева
В Москве чуть больше 8 утра - впереди еще весь день

Итак, поезд в Москве. Проводник обходит вагон, проверяет, нет ли забытых вещей – наушников, маек под подушкой, снимает постельное белье – и поезд уезжает в депо, чтобы уже вечером отправиться в обратный путь.

На вопрос о том, почему пришли на железную дорогу и почему остались здесь, собеседники Sputnik отвечают по-разному, но слово "романтика" встречается в ответе каждого из них.

Читайте также:

2311
Теги:
поезд, Белорусская железная дорога, Беларусь
Темы:
Изнанка профессии (18)
Загрузка...


Беларусь.Live

Орбита Sputnik