Торжественная церемония состоялась во вторник во Дворце Независимости. Президент Беларуси Александр Лукашенко лично вручил паспорта 25 успешным подросткам из разных регионов страны.
"Женя все переживал, чтобы все правильно сделал. В итоге самое главное наше напутствие было таким: не переживай и будь таким, какой ты есть. Он очень хороший мальчик. Но перед поездкой у него вдруг стали возникать вопросы: а если меня будут спрашивать, можно ли мне вот так сказать… Я его настраивала: говори так, как ты думаешь, смело отвечай. Потому что, в принципе, у него и поступков, и мыслей таких, за которые было бы стыдно, нет", - рассказывает директор Раковской средней школы Анна Викторович.
О том, как Женя оказался в компании подростков, которых пригласили к президенту, а также о случайном нарушении протокола, его впечатлениях и мечте Sputnik расспросил самого мальчика и директора Раковской школы.
Женя из самой обычной семьи. Живет в небольшой деревеньке Юржишки. Мама – оператор машинного доения. Папа – бригадир на молочно-товарной ферме. Все лето, да и сейчас, когда есть возможность, Женя тоже проводит на ферме.
"Он у нас каждое лето подрабатывает в нашем хозяйстве КСУП "Воложинское". В этом году на линейке 1 сентября его даже награждало хозяйство – дали диплом и премию", - рассказывает Анна Геннадьевна.
Собственно, благодаря этому увлечению, да и другим активностям Жени – он хорошо учится, волонтерит, играет в спектаклях и КВН, увлекается спортивным туризмом – его и предложили для участия в церемонии вручения паспортов во Дворце Независимости.
"Это ежегодная акция. Наши дети раньше попадали на районную акцию. В областную – не каждый год, но попадали, на таком уровне оказались впервые", - немного смущаясь, признается Анна Геннадьевна.
О том, что Женя едет к президенту, узнали недели за две до мероприятия. Волновались все. Очень волновались.
"Эмоции были смешанные, потому что это большая ответственность. Собирали документы, чтобы подтвердить Женины заслуги, и одновременно беседовали с Женей. Настраивали на то, чтобы он не боялся: если задают вопрос, чтобы уверено старался отвечать. Ему было очень неожиданно. Страх если и был, то страх ответственности. По-моему, он до последнего не верил", - признается Анна Геннадьевна.
А можно я больше не буду рассказывать, смущается парень. За эти пару дней он явно слишком устал от эмоций и внимания.
"Нормально все было, с президентом поговорили. Я сказал: "Приезжайте". А он приобнял, спросил, как дела… Не буду больше вспоминать, волнительно до сих пор", - смущается Женя.
Говорит, как только услышал о грядущей поездке, испугался. Потом стало интересно, потом - снова страшно. Как-то специально к поездке не готовился, костюм точно не покупали. Поехал в брюках и рубашке с длинным рукавом. Молодых гостей попросили соблюсти ряд требований к внешнему виду.
"Там было много условий по одежде: нельзя было, к примеру, рубашку с коротким рукавом, брюки на манжете. Много чего нельзя. А еще, оказывается, нужны были носки в тон брюк. А я этого не знал и надел белые. Мне об этом сказали только, когда я вышел, но где я их в тот момент возьму?! У нас про носки написано не было…" - рассказывает Женя.
В Минск ребят собрали накануне встречи: познакомили, свозили в БРСМ и на экскурсию в Исторический музей. С ними пообщался психолог, попытался успокоить.
"На следующее утро приехали во Дворец, разделись, пришли в зал. Там играл оркестр, сыграл три песни… Довольно долго колени дрожали. Успокоился, когда получил паспорт", - смеется парень.
Директор школы, которая одна из первых успела расспросить Женю о впечатлениях, помогает: момент вручения паспорта - однозначно, самое яркое впечатление. Но и экскурсия по президентскому Дворцу, судя по всему, парню понравилась.
"По поводу Дворца сказал, что очень красиво, но столько всего! Ноги заболели там ходить. Говорит: "Он такой большой, такой большой…", и еще одно из ярких впечатлений, что ему разрешили посидеть в кресле президента, где он ведет переговоры, и в микрофон поговорить. Это тоже для него было событие", - рассказывает Анна Геннадьевна.
"Люстры очень красивые, зал очень большой. Красивый дворец, но дома лучше. Там я в своей тарелке", - добавляет мальчишка.
Заработанные летом деньги Женя потратил на подарки: младшей сестренке купил мишку, маме – мультиварку. Ну и себе позволил кроссовки. За его подработки на ферме в течение учебного года ему деньги не начисляют, премируют маму.
Его это не смущает, равно как и, в принципе, небольшие зарплаты в сельском хозяйстве.
"Зарплаты не смущают. Тем более, что потом я сделаю себе бизнес, и все будет хорошо", - признается парень.
Он уже все для себя решил – после школы намерен поступить в Витебскую ветакадемию, а потом вернуться и со временем стать ИП.
"Хочу сделать ИП по продаже молока. Купить пару хороших коров и самому сделать небольшую ферму. Я хотел бы разные породы попробовать, от голштина до ярославки. Хотя лучше, наверное, для этого альширка…. У них хорошая плотность и жирность молока. И они более устойчивые к болезням. В нашем хозяйстве таких нет", - о породах коров парень рассказывает охотнее, чем о недавней волнительной поездке.
В идеале, говорит, хотел бы ферму коров на 25. При этом вариант переехать в город он не рассматривает.
"В городе жить не хочу. За интересным можно съездить, но не жить. В городе шумно, некомфортно. Болезней много", - смеется парень.
Поездка в президентский Дворец не изменила его взглядов, не соблазнила идеей стать большим начальником. И все-таки эта поездка была очень важна именно для этого ребенка, убеждена директор школы.
"Мы очень рады, что попал именно Женя… Попасть же может любой ребенок, но не каждый ребенок это оценит. А вот для него это очень знаковое событие. Во-первых, он из деревушки, они живут практически на хуторе. Ребенок живет в своем таком довольно закрытом мире, невзирая на то, что, да, он ездит на многочисленные конкурсы… Так вот, мне кажется, что после этой поездки он почувствовал, что он что-то значит, что его жизнь – это не только "я хожу в школу, чем-то занимаюсь", что у него есть дальнейшие пути развития. И что, если он хочет быть ветеринаром, он почувствовал в себе уверенность, что он может", - говорит Анна Геннадьевна.
Перед тем, как попрощаться, спрашиваем про заграницу – пусть не уехать насовсем, хотя бы посмотреть. "Хочу во Львов, - признается парень. - Много читал об этом городе. Еще съездил бы на Балтийское море. Но не сейчас, потом, когда будет своя семья и дети..."
Для одних пирография – забытое в далеком прошлом увлечение, для других, таких, как Игорь Коперский – целое искусство. Корреспондент Sputnik встретился с мастером и увидел, как рождаются необычные картины.
Пирографией Коперский занимается больше 40 лет. Родился в Бобруйске, первые картины начал создавать на уроках труда в Славгородской школе-интернате. С тех пор с выжигателем не расстается.
За это время сделал около 200 картин. Художник объясняет: на одну работу уходит порядка месяца или двух, ведь "дело трепетное". Сначала через копировальную бумагу необходимо аккуратно перенести на фанеру контуры изображения, лишь затем приступать к выжиганию.
Первая картина, которую нам показывает мастер, - портрет Владимира Путина в кимоно (президент России - мастер спорта по дзюдо и самбо, у него есть черный пояс - Sputnik). Это самая большая (метр на метр) и долгая по времени работа Игоря Коперского: на ее создание и оформление понадобилось около полугода. Также у пирографиста в коллекции портрет белорусского лидера Александра Лукашенко в хоккейной форме.
"Как живые, правда?" - смеется художник и поясняет: со временем оттенки выжигания светлеют, поскольку дерево меняет свою структуру. Приходится придавать картинам былую свежесть.
Мастер искусно "жжет" машины, мотоциклы, достопримечательности, пейзажи, библейские сюжеты, животных, но больше всего в его коллекции людей: музыкантов, политиков, художников, спортсменов. Неудивительно, ведь сам Игорь Владимирович - тренер по дзюдо и самбо в Жодинской спортшколе.
"Мне нравится, когда люди занимаются спортом. Это не только здорово, но и красиво, особенно на картинах", - признается Коперский.
Самые удобные материалы для пирографии - сосна и береза, поскольку дерево этих пород не желтеет, а трещины со временем почти не появляются. Мастер заказывает их на спичечном заводе в Борисове.
Для выжигания использует приборы с маркировкой Made in USSR "Гном" и "Супер гном", "Узор", "Контур" и другие. Всего насобирал уже порядка 30 выжигателей - и все рабочие! Их художник также коллекционирует и возит по всевозможным выставкам.
По словам Коперского, пирографистов в Беларуси не так много. Год назад он открыл в Жодино единственную в стране, а может быть и в мире, галерею пирографии и теперь регулярно там выставляется. Находится она, кстати, в том же здании, где мастер учит детей боевым искусствам. Помимо Жодино, его авторские выставки прошли в Минске, Могилеве, Гродно, Витебске, Солигорске, Молодечно и некоторых российских городах - Москве, Санкт-Петербурге, Твери. Пирограф уверяет, что люди охотно идут посмотреть на картины, которые "нарисованы огнем".
Однажды Игорь Коперский выставлялся на "Славянском базаре" в Витебске. Норвежский певец с белорусскими корнями Александр Рыбак, прогуливаясь по городу, заметил его картину с Национальной библиотекой.
"Это мое любимое здание, сказал тогда он. А я, даже не задумываясь, решил подарить эту картину Рыбаку", - вспоминает пирографист.
Дарил художник свои картины и другим известным людям. В ноябре 2020-го в Минск на чемпионат мира по самбо среди мастеров, в котором участвовал и Коперский, приезжал российский певец Александр Розенбаум.
Узнав, что у него есть собственный музей подарков, мастер вручил картину, на которой изображена зимняя церковь. Известному советскому биатлонисту Александру Тихонову подарил работу с эмблемой дзюдо, выполненную в стиле пирографии, а заместителю министру спорта России Игорю Сидоркевичу – картину с медведем. Также вручал картины белорусскому министру спорта и туризма Сергею Ковальчуку, тогдашнему директору БелАЗа и нынешнему министру промышленности Петру Пархомчику и многим другим.
На вопрос, планирует ли мастер подарить президентами их портреты, Коперский уточнил: "Пока не было возможности, но если представится, непременно подарю!"
Свои картины он еще и продает. Материальная выгода от хобби небольшая, но, признается мастер, пирографией он занимается не ради денег.
"Дерево несет энергию. Пирография – изящное хобби, которое учит усидчивости и терпению. Но не все выдерживают. Сейчас у меня несколько учеников, которые уже неплохо выжигают. Хочу дать им все, что умею сам", - поясняет Игорь Коперский.
В ближайших планах мастера - завершить авторский проект с изображениями белорусско-российских писателей на деревянных шкатулках и показать его в Пушкинском музее в Москве.
20 февраля в столице Великобритании около сотни дизайнеров одежды из 38 стран Европы покажут свои новые коллекции. Платья и костюмы с национальной белорусской вышивкой представит и Анастасия Фалькович.
Детали проекта дизайнер пока не раскрывает. Тем не менее корреспондент Sputnik Владимир Нестерович отправился в мастерскую Анастасии, чтобы выведать хоть какие-то секреты.
Показ модной одежды в Лондоне переносился уже несколько раз. В планах значился май-июнь 2020 года, но из-за пандемии коронавируса сначала замаячил сентябрь, а потом и вовсе заговорили то ли про весну, то ли про осень 2021-го. Но и это неточно. Пока локдаун (уже третий по счету) определен в Англии до 31 марта.
Тем не менее кутюрье устали ждать: они решили, что пора выходить на свет божий, презентовать новые идеи, образы, концепции. В конце концов, творческим людям очень нужно сейчас дать возможность выплеснуть накопившуюся энергию, переключиться с уныния и тоски на созидание и позитив.
Рисковать здоровьем никто не будет: организаторы показа одежды учли новые реалии и перевели презентации в онлайн-режим. Условия таковы: дизайнеры создадут свои коллекции, снимут показ на видео и отправят устроителям конкурса. 20 февраля отобранные работы в режиме реального времени покажут для Англии и США, затем выложат в глобальную сеть. Будет несколько номинаций, строгое жюри, оценки, награды.
Как рассказала Фалькович, идея и даже варианты воплощения ее в жизнь в голове у нее уже сложились в стройную и очень даже симпатичную картину.
"Деталей раскрывать все же не буду: должна быть тайна, а потом ее приятная разгадка. Конечно, это будут костюмы в стиле этно. Съемку проведем в зимнем лесу, я даже знаю где. Там такая красотища!" – поделилась дизайнер.
Ее нередко называют популяризатором национальной белорусской одежды: она давно и успешно использует в создаваемых нарядах орнамент, вышивку, плетение, лен. Как сама рассказывает, для того чтобы стать специалистом в этом деле, обошла множество библиотек, перелопатила горы литературы, ездила по деревням, общалась со стариками – запоминала, записывала, зарисовывала, фотографировала.
"Я хоть и минчанка, но каждое лето детства, все школьные каникулы провела в деревне Кисели Воложинского района, откуда родом моя мама. Для меня это – самый любимый уголок в мире. Я там черпаю силы, вдохновляюсь. Бабушка моя была знатная мастерица: показывала, как лен ткать, узоры вышивать. Наверняка это передалось по наследству", – говорит Фалькович.
Анастасия говорит, что амбициозных планов на участие в конкурсе не строит, потому что всем, но главным образом сама себе, уже давно все доказала.
Для нее знакомство с Великобританией началось в 2018 году, когда вместе с Ассоциацией "БелБренд" она приняла участие в выставке белорусского искусства в Лондоне. Поездка была скорее из любопытства, хотя и взяла с собой 12 авторских работ – льняные платья с белорусской вышивкой, орнаментом.
"Я тогда не знала, что на Западе принято не просто приходить на выставки, а обязательно купить понравившуюся вещь. В Минск возвращалась практически налегке: англичане приобрели 8 платьев, заплатив приличную сумму", – рассказала Фалькович.
С улыбкой вспомнила, как ее расспрашивали, по какой цене такие наряды продаются в Беларуси, а, узнав, просили никому не рассказывать, потому что по лондонским меркам цены получались уж очень смешными.
Тогда же Анастасия познакомилась с уроженкой Казахстана Алмой Фармер, которая вот уже 35 лет живет в Лондоне, состоит в Евразийской творческой гильдии, помогает устраивать выставки, презентации.
"По сути это клуб по интересам, который объединяет художников, писателей, ученых, дизайнеров из разных стран. Гильдия не дает субсидии, но помогает людям контактами, связями, продвижением идей и проектов, что очень важно и полезно. В этот клуб я тоже вступила", – призналась Анастасия.
Вторая поездка в Лондон как раз и состоялась благодаря помощи гильдии при активной поддержке представительства Россотрудничества в Великобритании, посольства Республики Беларусь в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. На открытие недели белорусского искусства в Лондоне пригласили также работников посольства Казахстана.
Фалькович рассказала, что Алма Фармер даже помогла найти местных девушек-моделей, которые участвовали в показе ее коллекции "Разынкі ("Изюминки").
"В Лондоне за все нужно платить, в том числе и за выход моделей, но зато такой подход всех дисциплинирует, мобилизует, побуждает относиться к своей работе предельно собранно, профессионально. К примеру, девушки-модели там не капризничают и не опаздывают ни на одну секунду. По итогу все затраты затем окупаются", – призналась дизайнер.
В третий раз на время международной выставки Алма пригласила Анастасию погостить у нее дома. Вместе гуляли по городу, заглядывая на торговые улицы, в бутики и магазины масс-маркета.
"Я и в одиночку бродила. Как типичный белорусский турист: джинсы, куртка, кроссовки, за спиной – рюкзак. Продавцы нередко спрашивали, откуда я и кто по профессии. Про Беларусь мало кто знал, что было очень обидно. А вот когда признавалась, что дизайнер одежды, искренне удивлялись, дескать, такая скромная и дизайнер? В Англии ценятся люди с креативным мышлением, которые своими руками умеют создавать красоту. К ним приковано внимание, что налагает отпечаток на стиль поведения дизайнеров, их внешний вид, порой даже эпатажный. Я так не умею и уже не научусь", – призналась Фалькович.
Зато набралась опыта по продвижению и продаже своей коллекции. В одном из магазинов для шести дизайнеров из Беларуси, России, Индии и Казахстана была организована выставка-продажа. Туда наведывались как обычные покупатели, так и байеры – эксперты по трендам и новинкам индустрии fashion, люди, оценивающие и отбирающие модные вещи, которые затем будут пользоваться максимальным спросом у покупателей.
Как итог – приглашение к участию в лондонской неделе моды, которая, как мы уже знаем, сначала отодвинулась на неопределенный срок, а потом трансформировалась в онлайн-показ.
"Звучит, наверняка, с претензией, но свою роль, если хотите, миссию я вижу в том, чтобы с помощью одежды рассказывать миру о Беларуси, о наших людях, об удивительной природе, культуре, народных традициях. И в этом рассказе всегда есть место эксперименту, новаторству, полету мысли. Меня это вдохновляет и окрыляет", – призналась Анастасия Фалькович.
Дизайнер, преподаватель Национальной школы красоты, член Евразийской творческой гильдии, совладелец брендов модной одежды Falkovich и Batistini, владелец ателье La Fason, популяризатор национальной белорусской одежды, участник модных показов в Беларуси и за ее пределами...
Званий и регалий немало, но портрет героини будет явно неполным, если не рассказать (хотя бы вскользь) еще об одной важной стороне ее жизни. Только факты.
С начала пандемии Настя и ее коллеги, а также друзья-волонтеры, которые приходили к Фалькович в ателье, пошили и совершенно бесплатно раздали больницам, детским домам, организациям и учреждениям более 4 тысяч масок, а также 450 защитных костюмов для медиков.
С 2017 года эта женщина с большим и добрым сердцем опекает Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития: к праздникам шьет и дарит своим юным друзьям стильные, модные и очень красивые платья и костюмы. Готовилась поехать в Ивенец и накануне нынешних новогодних праздников, но из-за пандемии дом-интернат перевели на жесткий карантин. Очень расстроилась, но наряды и сладости к детям все равно отправила. Традиция не была нарушена.
Читайте также:
В пустыне температура воздуха понизилась до –2°С: это происходит очень редко – в последний раз было 40 лет назад.
Из-за похолодания в западных районах пустыни выпал снег, который местные жители видят совсем не часто. Сильные колебания температуры для Сахары – не редкость, однако снега там почти не бывает.