В советские времена на Быховском аэродроме базировались грозные ракетоносцы Ту-22. Сейчас объект выставлен на продажу. Заявленная цена – 84 миллиона рублей (свыше 32 миллионов долларов).
Аэропланы со "взлетки" под Быховом начали подниматься еще в Первую мировую войну. За аэродромом закрепили позывной "Сердечный". В Великую Отечественную здесь базировались истребители И-16 и штурмовики Ил-2. Затем "ишачки" и "летающие танки" заменили более перспективными экземплярами авиационной техники.
В послевоенные годы Быховский аэродром вошел в состав 57-й морской ракетоносной авиационной Смоленской дивизии Балтийского флота. Здесь начали базироваться стратегические бомбардировщики: самолеты Ту-16, а позднее Ту-22, способные нести ядерное оружие. Основное предназначение такого вида авиации: уничтожение авианосцев противника.
С 1991 года боевая история аэродрома начала угасать. Ракетоносцы Ту-22 были перебазированы в Североморск-3. А с 1993 по 1998 годы вслед за техникой Быхов начали покидать военнослужащие и их семьи.
Часть переданного имущества военного назначения город Быхов попросту не смог "переварить". Ну к чему, к примеру, гражданским людям некогда секретные лаборатории, караульные помещения, компрессорные или подземные убежища для личного состава, а также площадки заправки спецтопливом? Обуза – да и только.
Главной в бывшем гарнизоне считается площадь Героев. Здесь по периметру выставлены 16 бюстов офицеров части, удостоенных высшей награды СССР – звания Героя Советского Союза.
"Вот это – кафе "Адмирал" – бывшая комендатура и КПП. Вправо и влево уходил бетонный забор, то есть мы сейчас въезжаем на территорию бывшего военного городка, – проводит экскурсию заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Пугач. – А это на развилке дорог стела в честь авиаторов".
В бывшей матросской столовой теперь располагается мясокомбинат (да-да, именно матросской, потому что в 57-й дивизии служили матросы, а не солдаты, хотя до ближайшего моря от Быхова и несколько сотен километров). В офицерской – магазин. В бывшей казарме – торговый центр. Лазарет превратился в местный отдел образования. В здании предполетной подготовки расположен отдел милиции. В штабе дивизии разместилась детская школа искусств, где главная достопримечательность – белый рояль, подаренный президентом страны.
"Это все была закрытая территория. Отсюда, как говорилось в известном фильме, "наша Родина диктовала свою непреклонную волю остальному мировому сообществу", – рассказывает Виктор Пугач.
Военный городок оставил в наследство гражданскому Быхову более 500 зданий. Самый масштабный "подарок" – аэродром. Что с ним делать, пока не очень понятно. Хотя на некоторое время взлетно-посадочная полоса привлекла внимание любителей автоспорта. Многие годы на фестивале в Быхове собирались поклонники драгрейсинга и дрифта. И только коронавирус прервал заезды. И все же территория аэродрома постепенно обрастает новыми хозяевами.
Более 480 тысяч квадратных метров – таков размер территории Быховского аэродрома. Сейчас здесь уже действуют восемь производственных площадок. Там, где раньше была предусмотрена стоянка для около 30 ракетоносцев, открываются предприятия. Местный лесхоз организовал безотходное производство древесины, построены птичники, энергетики на семи гектарах разбили гелиопарк. В планах – строительство электростанции.
"Площадка перспективная, хотя бы потому, что Быхов размещен логистически привлекательно. Правда, если вам кто-то скажет, что тут залито полтора метра бетона, не верьте!" – развенчивает мифы зампредседателя райисполкома.
По сей день в Быхове ходят слухи о загрязненности территории аэродрома нефтепродуктами. За десятилетия эксплуатации под землей якобы скопилась линза, или естественный резервуар, наполненный авиатопливом. Дескать, если удачно пробурить, можно озолотиться. На самом деле за последнее десятилетие остатки керосина, которыми была пропитана почва, откачали по программе очистки грунтовых вод.
"Были планы развивать здесь логистический центр. Инфраструктура позволяет сделать, скажем, парк развлечений. Приезжают и летают парапланеристы. Мы готовы обсуждать любые здоровые идеи, потому что понимаем: любой инвестор создаст рабочие места, в бюджет пойдут налоги", – говорит Виктор Пугач.
Сейчас Быховский аэродром принадлежит местному консервно-овощесушильному заводу. В собственность объект отошел еще 2008 году в период модернизации предприятия. Теперь оно переживает санацию. Аэропорт выставили на продажу по цене 84 миллиона рублей, но покупателя так и не нашлось. 5 апреля 2021 года с начальной ценой 78 739 026,85 рубля аэродром вновь будет выставлен на аукцион.
"Цена рыночная. Учитывая нормативные сроки службы, БИВПП (бетонная искусственная взлетно-посадочная полоса), которая была залита в далеком 1975 году, полностью самортизирована. Не думаю, что кто-то вложит десятки миллионов долларов в этот объект", – отмечает Виктор Пугач.
Пока желающих принять участие в аукционе не нашлось. По решению хозяйственного суда, цена может быть снижена при повторных торгах от 10% до 50%. А в дальнейшем – еще уменьшиться.
"Закон о банкротстве не позволяет безвозмездную передачу объекта в собственность района, если предприятие находится в процедуре санации. После торгов будет собран совет кредиторов, который может принять решение о дальнейшей судьбе аэродрома. Полагаю, что развитием территории займется Быховский райисполком. Мы уже прорабатываем вопрос о включении этой площадки в свободную экономическую зону "Могилев". Если решение будет одобрено, для инвестора будут действовать льгота на земельный налог и прибыль. Таким образом, территория станет выгодной для бизнес-проектов", – рассказал Пугач.
По прямому назначению аэродром никому не нужен. Площади бывшего военного объекта могут показаться привлекательными для организации производств и оказания услуг. Но прежде необходимо провести торги и пройти все процедуры, предусмотренные по закону. Местные власти заверяют: потенциальные инвесторы уже начали приглядываться к объекту.
Читайте также:
В страну пришли теплые деньки, и байкеры "Стрелы" выехали на дороги. В ближайших планах – отработать столичные участки, потом в случае необходимости – патрулировать в регионах.
Официально сезон у мотоциклистов спецподразделения начинается в марте, а заканчивается в ноябре. И зачастую работа службы сопровождения не зависит от погоды. "Можем и в минус 10 работать, главное, чтобы снегопада не было", – констатирует заместитель начальника службы эскортирования спецподразделения ДПС "Стрела" МВД Юрий Мастерко.
В задачи "Стрелы" входит не только эскортирование президентов и высокопоставленных лиц. Первоочередная миссия – контроль за дорожным движением. Сейчас мотопатрули следят за порядком на дорогах Минска. Но в случае надобности инспекторы готовы выехать и в регионы.
Служба мотоэскортирования существует в Беларуси с 90-х. Первое время сотрудники службы ездили на тяжелых советских "Уралах", а во время визита в Минск президента США Билла Клинтона в январе 1994-го его уже сопровождали немецкие BMW. Спустя несколько лет их поменяли на японские "Ямахи".
Поскольку задачи у "Стрелы" крайне важные, техника здесь лучше, чем в других подразделениях МВД. Сегодняшний мотопарк службы – это четыре сравнительно новеньких эндуро BMW F800GS (2017-го года выпуска) и 15 Yamaha FJR 1300 AS, поступивших на вооружение спецподразделения в 2006 году. На данный момент в эскорте участвуют лишь "Ямахи" – BMW задействуют для патрулирования на дорогах.
Оборудованы мотоциклы по последнему слову техники – есть радиостанция, звуковая сигнализация, проблесковые маячки, бортовой компьютер и немаловажная опция – подогрев ручек на руле. Максимальная скорость – 203 км/ч, а разгон до "сотки" – меньше четырех секунд. Кстати, пробег у BMW пока небольшой: за четыре года сотрудники службы откатали на них всего 8 тысяч километров.
В группе эскортирования – семь-девять мотоциклистов. Они постоянно тренируются, оттачивают свою дистанцию и скорость до идеала. Немудрено: владеть мотоциклами сотрудники "Стрелы" должны не хуже самого крутого байкера. Мастерство вождения и слаженность действий мотоциклисты отрабатывают на аэродроме "Липки" и наиболее незагруженных участках республиканских трасс. В день за одну тренировку они наезжают по 300-400 км.
"Расстояние между мотоциклистами во время эскорта должно быть в одну ладонь. Наверное, нас можно сравнить с ротой почетного караула. Каждая деталь в работе важна", – поясняет Мастерко.
Он говорит, что устраиваться в службу приходили профессиональные байкеры, которые всю жизнь на мотоцикле. Однако они не выдерживали: не понимали, например, как во время движения не пользоваться тормозом.
"Во время движения эскорта скорость снижается за счет переключения передач, а тормозом пользуемся только во время остановки, когда эскорт останавливается в самом конце движения", – говорит замначальника службы.
В службе эскортирования жесткий отбор. Сейчас там работают только мужчины, однако сотрудники не исключают: если будут достойные женщины-кандидатки, можно будет пересмотреть этот вопрос.
Главные требования к будущим сотрудникам службы эскортирования – права категории А, опыт вождения на мотоцикле, высшее образование (не обязательно Академия МВД) и отменное здоровье.
Заместитель начальника службы эскортирования спецподразделения признается: в практике сотрудников были и погони. Особенно часто это случается в маленьких городах.
"Человек сам собрал мотоцикл, непонятно, из каких запчастей, не имеет водительского удостоверения и, когда видит нас, пугается – начинает удирать. Если от машины еще как-то можно скрыться по узким тропинкам, то от мотоцикла – практически невозможно", – подчеркивает Юрий Мастерко.
За три месяца этого года по вине мотоциклистов произошло 6 ДТП, в которых 6 человек получили травмы, один из водителей мототехники был в нетрезвом состоянии. Кроме того, в апреле два мотоциклиста погибли.
За 2020 год в Беларуси случились 216 ДТП по вине байкеров, в них погиб 21 человек, а 233 получили травмы и увечья.
Чтобы сделать свои поездки наиболее безопасными, "Стрела" рекомендует мотолюбителям придерживаться следующих правил:
В спецподразделении напоминают об ответственности за управление техникой без прав. Таким водителям грозит штраф в размере от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 рублей). За повторное нарушение – до 50 базовых величин (1450 рублей). Кроме того, за управление мототранспортом и перевозку на нем пассажиров без или с незастегнутыми мотошлемами придется уплатить штраф в размере 1 базовой (29 рублей). Повторное такое нарушение в течение года повлечет увеличение ответственности – от 2 до 5 БВ.
Также предусмотрена "административка" за безрассудное и рискованное поведение водителей мототранспорта. К ним относятся управление мотоциклом, мопедом на одном колесе, а также движение, при котором водитель не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке). За такое можно получить штраф от 5 до 10 базовых с лишением прав сроком до 6 месяцев или без лишения.
Будущий космонавт Петр Климук ходил в школу в своей родной Комаровке. Эта небольшая деревня на самом юге Беларуси фактически зажата с двух сторон государственной границей с Польшей и Украиной.
После первого полета полешука в космос в 1973 году односельчане задумались о создании народного музея в честь земляка и во славу космонавтике. Правда, к тому времени родная школа, где должен был разместиться музей, стала многоквартирным домом.
Новая школа переехала в соседнюю Томашовку. Но главное не стены, а люди. В ней работали учителя, воспитавшие Климука, с которыми он поддерживал тесную связь. На все про все у местных энтузиастов ушло пять лет, и в 1978 году музей распахнул свои двери.
В первозданном виде он до нас не дошел. Школа пережила масштабную реконструкцию в 2003 году и стала настоящим образовательным комплексом с зимним садом, кабинетами специальной подготовки, спортивным залом, и, конечно, обновленным музеем.
Невольно задумываешься, как маленькой школе на Полесье так повезло. Ответ оказался прост и довольно очевиден для всех полешуков. Просто у жителей Томашовки есть еще один не менее известный в масштабах Беларуси земляк – Петр Прокопович. В свою бытность главой Национального банка он чуть-чуть помог местным властям. Теперь здесь кроме школы есть ресторан, спортивно-оздоровительный центр и гостиница.
В преддверии дня космонавтики в школе непривычно тихо и малолюдно. Каникулы – дело для каждого школяра святое, но для тех, кто хочет подтянуть свои знания, организовали лагерь. В общем, громадный по сельским меркам объектам не то что не пустует в это время, а работает во всю мощь.
Музей космонавтики занимает значительную часть первого этажа, и на самом входе нас встречает портрет Николая Коперника. "Это естественно!" - отреагировал на наше удивление директор школы Евгений Григорьев и объясняет, что музей устроен таким образом, что для начала знакомит гостей с историей освоения космоса, а потом уже с местной знаменитостью – Петром Климуком.
Хранитель фонда музея Наталья Годун обратила внимание, что портрет исполнен в иной стилистике, нежели остальные висящие в галерее истории космонавтики. Потому что это подарок поляков, которые посещали Томашовку с экскурсией.
За общий стиль и дизайнерские решения в музее отвечало художественное предприятие "Мастацтва", в том числе за картины и витражи.
"Мы начинаем экскурсию с Константина Эдуардовича Циолковского. Буквально, в 2018 году на нас вышла его правнучка. Елена Тимошенкова приехала сюда, встретилась с нашими учениками. Она привезла для нас три брошюры, прижизненные издания Циолковского (1928, 1930 и 1932 годов)", - рассказал с гордостью директор школы.
Евгений Григорьев признал, что детей из Томашовки уже давно не возили в Звездный городок, а ведь когда-то экспедиции за экспонатами для музея туда даже отряжали. Теперь все надежды на договор о побратимстве с подмосковным центром космонавтики, который Брестский район подписал в 2018 году во время Международного космического конгресса.
Кстати, финальный вариант соглашения между Брестским районом и Звездным городком о побратимстве подписывался в рабочем кабинете Юрия Гагарина.
"Нашему учреждению это дает возможность взаимодействовать со школой Звездного городка. После того, как стабилизируется эпидемиологическая ситуация, мы подпишем дополнительное соглашение об обмене учащимися и педагогами. Это также возможность для нашего музея наладить сотрудничество с центром подготовки космонавтов", - обратил внимание директор Томашевской школы.
Только благодаря этому народный музей уже обзавелся новыми экспонатами. Казалось бы, а что мешало раньше в советские времена налаживать прямые контакты, но заезжих журналистов ловко приземлили. Ведь раньше Звездный городок и центр подготовки космонавтов были закрытыми военными объектами, куда попасть было ох как не просто, не говоря уже о том, чтобы что-то оттуда увезти.
"Мы уже получили более 100 экспонатов. У нас есть предварительная договоренность о том, чтобы у музея Гагарина, который располагается в Звездном городке, из запасников брать на временную (год-два) экспозицию артефакты, но из-за коронавируса пока не успели реализовать", - посетовал Евгений Григорьев.
Неожиданно выяснилось, что в Звездном городке живет и работает много белорусов, что, по словам директора, "значительно упрощает жизнь", когда решаются какие-то вопросы.
Сейчас в музее необычайное затишье в связи с пандемией и почти не проходят экскурсии, хотя там привыкли принимать по несколько тысяч гостей в год. Навещал музей и сам Петр Климук раз в несколько лет, привозил к себе на родину в гости многих покорителей космоса, которых знает лично.
Правда, в этом году на 60-летие первого полета в космос его по понятным причинам не ждут. Все стараются сберечь белорусского космонавта.
В музее на почетном месте висит большая фотография с Петром Климуком, Владимиром Коваленком и Олегом Новицким. Три белорусских космонавта оставили на ней свои автографы.
Сейчас музей в Томашовке за годы своей работы может похвастаться объемной коллекцией экспонатов, связанных не только с судьбой местного героя, но и в целом космонавтики.
Директор школы и хранитель музея показали нам необычное устройство из пенала и длинной трубки на проводе, определить назначение которого без специальных знаний невозможно. Оказывается, это первая советская лазерная указка.
"В Звездном городке есть уникальный планетарий, потому что обычный показывает звезды с планеты Земля, а их показывает, как с борта космического корабля. Космонавты учат созвездия, и указка нужна была, чтобы их показывать в огромном планетарии", - рассказал директор школы.
Интересно, что хранитель фондов советских корреспондентов вспоминает недобрым словом. Оказалось, что в бытность музея еще в старом здании школы они просто "растащили" многие экспонаты, связанные с Петром Климуком, обещая клятвенно их вернуть.
"Первая гармошка ушла, большинство фотографий ушли. До сих пор возвращают", - пожаловалась Наталья Годун.
Первый белорусский космонавт помог музею обзавестись собственными настоящими индивидуальными комплектами белья, личной гигиены и наборами питания. Как оказалось, знаменитые тюбики с "космической" едой составляют лишь незначительную часть рациона современного космонавта. В основном в экспедиции берут консервы и сублиматы. В привычном для простого землянина виде остаются лишь леденцы и шоколад, да и тот тугоплавкий.
В музее есть диорама с домом Петра Климука, который и сейчас стоит на своем месте, где живет его сестра Антонина Ильинична. Недавно ее навещали школьники.
Сейчас, конечно, все вынуждены минимизировать контакты из-за эпидемиологической ситуации, но школа старается поддерживать с сестрой космонавта контакты, соблюдая все меры предосторожности.
"Петр Ильич у нас человек творческий. Первая и самая большая его страсть – это резьба по дереву. Когда он приезжал и рассказывал, какая у него большая мастерская, мы, честно говоря, слушали, прищурив глаза. А потом поехали и убедились, действительно, здоровенная мастерская", - признался Евгений Григорьев.
Оказалось, что прославленный космонавт на самом деле до сих пор режет по дереву, у него большое количество профессиональных инструментов и даже школе в Томашовке он помог оборудовать класс труда.
Сейчас в музее можно увидеть шахматы, которые он сделал собственноручно и его личные инструменты для деревообработки, когда он еще жил в Комаровке.
Местные рассказывают, что первое, что для себя лично сделал будущий покоритель космоса – лыжи. А в музее есть и мебель, сделанная его руками.
Внимание привлекает парта, за которой он сидел в школе, чудом уцелевшая после переезда. А за стеклом можно увидеть школьный журнал, ведению которого многие педагоги позавидовали бы и сейчас. Открыт он на любимом предмете Петра Климука – алгебре. В девятом классе по ней у него были сплошные пятерки и четверки.
"А вот за остальные, если полистать", - предлагает хранитель фондов. На что директор школы коротко парирует: "Листать необязательно".
Выпускное фото класса Петра Климука по-настоящему историческое. Вместе с космонавтом с восьмого класса учился Петр Прокопович.
"Вот такой у нас в тот год был выпуск в школе: и первый космонавт и герой Беларуси", - констатировал руководитель учебного заведения.
В Томашовке местные жители любят рассказывать легенду, что два известных белоруса в школьные годы успели подраться из-за своей одноклассницы.
"Я как-то умудрилась спросить, но Данута Станиславовна улыбнулась и сказала: не верьте сказкам", - попробовала развеять слухи Наталья Годун.
По ее словам, когда Петр Климук приезжает Томашовку, то заранее "звонит своим девчонкам" и они приходят пообщаться. Так было и в 2018 году во время Международного космического конгресса в Беларуси.
Вообще, он поддерживает связь со всеми своими одноклассниками и когда они приезжают в родную деревню, то с удовольствием рассказывают про то, как он им помогал. Первый школьный автобус был куплен частично на деньги, которыми помог Петр Климук, а одному своему однокласснику он фактически спас зрение, когда ему была нужна операция.
В музейных стенах мы наткнулись и на школьников, по их словам, бывают они в нем минимум раз в год. И на каверзный вопрос, чему посвящен, отвечают уверенно: космонавтике.
"Здесь есть и вещи, которые принадлежали первому белорусскому космонавту Петру Климуку", - добавляет Влада Карпицкая.
Видели школьники своего земляка лично всего несколько лет назад. Пришли на встречу сами, несмотря на то, что это была суббота.
У Лизы Василюк теперь на память имеется автограф Петра Климука. "У меня был простой блокнотик с собой. Теперь он дома лежит", - поделилась она.
Как выяснилось, и биографию космонавта дети знают хорошо: и где он жил, и его сестру из соседней Комаровки. Потому что она и фотографии в школу передавала, и со школьниками общалась.
Ребята, тем не менее, не рвутся в космонавты: ни мальчики, ни девочки. Несмотря на практически портретное сходство с Петром Климуком, от карьеры будущего космонавта отказался и Никита Москалюк. "Не хочу", - уверяет нас двойник космонавта.
Зато на вопрос, когда отмечается День космонавтики, с ходу ответил именно Никита, что это 12 апреля, а Влада вспомнила, что в прошлом году в этот день у них был большой концерт.
Справедливости ради стоит уточнить, что ребята сейчас учатся в восьмом классе и признаются, что еще в принципе не определились с тем, кем хотят стать. Благо времени у них на это еще предостаточно.
Наталья Годун по совместительству является учительницей начальных классов и говорит, что космонавтами дети быть не хотят: "Давно у нас таких нет, лет двадцать". От романтического ореола, окружавшего первых покорителей космоса в советские времена, не осталось и следа.
Знаете ли вы, что 15 апреля родился знаменитый русский поэт Серебряного века Николай Гумилев? О том, чем еще ознаменовано 15 апреля, – в справке Sputnik.
В 1912 году в Атлантическом океане в результате столкновения с айсбергом затонул легендарный лайнер "Титаник".
В 1932 году в журнале "Молодая гвардия" начали публиковать главы романа Николая Островского "Как закалялась сталь".
В 1955 году американский предприниматель Рэй Крок открыл свой первый ресторан "Макдоналдс".
Также 15 апреля отмечается Международный день культуры.
В этот день родились корейский государственный деятель Ким Ир Сен (1912), писатель Борис Стругацкий (1933), актер Сергей Пускепалис (1966), актриса Эмма Уотсон (1990).
В этот день православный мир чтит память преподобного Тита чудотворца.
15 апреля именины у Ефима, Георгия и Григория.
15 апреля в белорусском народном календаре