Автомобиль такси. Архивное фото

"Задним ходом ездить не умею": что творится с такси в Витебске

13593
(обновлено 10:43 13.02.2020)
Услуги такси становятся все дешевле, количество пассажиров, которые отказываются соблюдать даже элементарные правила этикета во время поездки, растет; легко ли сейчас заработать "шашечками" в Витебске, Sputnik выяснил у водителей.

Витебские таксисты все чаще стали устраивать забастовки – пока не громкие и не массовые, но недовольство растет. Sputnik расспросил витебских таксистов о том, что их не устраивает в клиентах, надо ли увеличивать стоимость проезда в такси и как реагируют на забастовки наниматели.

Маленькая стоимость – большое недовольство

Такси для Витебска – больная тема, поскольку огромное количество претензий накопилось как у пассажиров к водителям, так и наоборот, причем свой негатив и одни, и другие не стесняются высказывать в городских пабликах.

Пассажиров не устраивает манера вождения таксистов и сервис. Водители, в свою очередь, недовольны тем, как пассажиры ведут себя во время поездки, как заказывают транспорт, и, самое главное, условиями оплаты своего труда.

По словам горожан, еще полгода назад некоторые таксисты, не стесняясь, говорили пассажирам, что поездки стали очень дешевыми и в такси "могут ездить бомжи". А потом водители одного из агрегаторов такси решили подкрепить слово делом и вышли на краткосрочные забастовки.

Акции протеста таксисты проводили в часы пик с утра и вечером, надеясь на диалог с работодателем. Вместо этого многих участников акций занесли в черный список, не позволяя им принимать заказы. Горожане вообще не поняли, почему водители такси бастуют, ведь в городе считается, что именно у таксистов самые большие зарплаты.

У таксистов накипело, поскольку отношение со стороны клиентов никак не компенсируется доходами
© Sputnik / Павел Вур
У таксистов накипело, поскольку отношение со стороны клиентов никак не компенсируется доходами

"Честно говоря, нам непонятно, почему кто-то решил, что мы много получаем. Крутя баранку по 12 часов в сутки, таксисты, в среднем, зарабатывают около 600 рублей в месяц. Те же, кто пишет в соцсетях о том, что мы получаем по 2000 рублей в месяц, либо сознательно лгут, либо не знают ситуации", – рассказал корреспонденту Sputnik таксист с двухлетним стажем Сергей (имя изменено).

Сергей участвовал в акциях протеста, но ему повезло – его не уволили. Почему протестовал? Потому что хочет получать больше, работать по восемь часов и иметь положенные выходные. По его словам, водители не требуют большого повышения платы за проезд, а просят увеличить стоимость посадки на рубль и вместо 50 копеек за километр сделать 60.

"Декабрь был довольно "жирным" предновогодним месяцем. Я выполнил 652 заказа и заработал 2568 рублей. Отнимаем комиссию агрегаторов и автопарка, остается 2188. Работал в декабре я практически каждый день, поэтому делим оставшуюся сумму на 30. Получается, что в день зарабатывал 70 рублей, из которых 50 ежедневно отдавал за аренду машины. Остается 20 рублей, из которых на 10 рублей я ежедневно заправляюсь. Вот и считайте, сколько в день получает витебский таксист – примерно, 10-15 рублей, а смена у нас не восемь часов, а намного больше", – заявил Сергей.

В январе, когда у людей нет денег на такси, Сергей выполнил 527 заказов и заработал 1623 рубля, и сколько из них он оставит себе, посчитать нетрудно. Как отметил собеседник, как раз из заработанных, а не полученных цифр рождаются мифы о баснословных зарплатах у таксистов.

Непрофессионалы в такси

Как отметил присоединившийся к акциям водитель из другой фирмы Илья (имя изменено), именно из-за низких расценок таксистами стали работать непрофессионалы.

Далеко не все горожане в курсе, что стоящие возле супермаркета такси - это забастовка
© Sputnik / Павел Вур
Далеко не все горожане в курсе, что стоящие возле супермаркета такси - это забастовка

"Если раньше в таксопарки брали водителей, у которых стаж был два года минимум, то сейчас принимают на работу людей, которые находятся за рулем всего год. И таких водителей очень много: человеку 18 лет, а он уже таксист", – отметил Илья.

По мнению собеседника, такая возможность у нанимателей появилась благодаря тому, что в законодательстве разрешено брать в аренду автомобиль вместе с водителем, т.е. таксопарк просто нанимает водителя, который, по сути, и таксистом-то не является. Днем отработал на стройке, а вечером поехал принимать заказы. Такие водители зачастую ездят без желтых полос на автомобиле и даже без таксометра.

Илья вспомнил случай, как однажды приехал на заказ и встал, ожидая клиента, в конце двора. Сзади подъехало еще одно такси от его фирмы и тоже встало в ожидании.

"Мои клиенты вышли, я начал сдавать назад, смотрю, вторая машина не двигается. Подошел – там сидит девушка. Попросил, чтобы сдала назад и выпустила меня. Знаете, что она мне ответила? Что пока не умеет так ездить!" – воскликнул Илья.

Ему пришлось самому выгонять чужое такси со двора, чтобы выехать.

Кроме того, пассажир в таком автомобиле зачастую не застрахован. Ежегодно таксисты из своего кармана покупают страховку на пассажира, которая стоит 42 евро.

Как отметил Илья, на рынке такси есть агрегатор, который заявляет, что у него каждый пассажир застрахован на 10 000 евро, но даже с ним водители покупают белорусскую страховку. Уже не раз происходили случаи, когда такси этого перевозчика попадало в аварию, и он сразу заявлял, что не имеет к этому делу никакого отношения.

Водитель, архивное фото
© CC0 / pixabay / gagnonm1993
Иногда работа таксиста бывает по-настоящему опасной

Как сообщили собеседники, в таксопарки сейчас набирают водителей с любым стажем, главное, чтобы была собственная машина. Это раздражает таксистов, поскольку потом у людей складывается предвзятое мнение, будто водители такси не умеют водить.

"Мы бы хотели попросить ГАИ, чтобы они останавливали такси и проверяли права. Мы пару минут потерпим, но, может, непрофессионалов на дорогах станет меньше", – подтвердил Сергей.

За копейки душу достанут

Такси в Витебске – дешевый вид транспорта: в среднем поездка по городу обходится в 2 рубля 20 копеек. Для сравнения: маршрутка стоит рубль, а проезд в общественном транспорте – 60 копеек. Получается, что компании из трех человек дешевле вызвать такси, чем ехать на маршрутке, и чуть дороже, чем на автобусе.

"Подобная дешевизна сослужила плохую службу. Такси всегда было транспортом для определенного слоя населения, то есть являлось символом некоторой респектабельности. Сейчас же на такси ездят все, кому не лень, при этом люди искренне полагают, что, вырвавшись из плена автобуса и заплатив копейки, они нанимают себе раба, и начинают вести себя как откровенное быдло", – отметил Илья.

Он вспомнил случай, когда в машине пассажир открыл шампанское и залил салон. В конце поездки таксист попросил возместить часть оплаты за химчистку, на что получил ответ: "Ты холоп – я заплатил тебе деньги, и ты должен везти".

Коллегу поддержали другие таксисты. По их словам, отмывать салон после каждого рейса уже стало правилом. Бывают случаи, когда девушки закидывают ноги на подголовник, бывает, что в салоне едят, курят, пьют, а на замечание водителя отвечают, что заплатили деньги и теперь тот обязан молча ехать.

Иногда собеседникам просто не хватает ласковых слов, и они ищут их у незнакомой женщины по телефону
© Sputnik / Марина Серебрякова
Женщины зачастую не могут научиться пользоваться приложениями и отправляют таксистов по неверному адресу

"Да не нужны нам эти копейки, оставьте их лучше себе и езжайте на автобусе, дешевле выйдет и нам, и вам. По правилам перевозок, пассажир не имеет права в салоне автомобиля ни курить, ни есть, ни пить. Иногда попадаются адекватные клиенты, которые спросят разрешения перекусить, спокойно поедят и приберут за собой, но таких мало", – заявил Сергей.

Он отметил: одной из причин требовать увеличения платы за проезд является надежда на то, что таким образом удастся убрать определенную часть клиентов, которые "за свои копейки душу из тебя вытрясут".

"Яжематери" и неадекваты

По наблюдениям таксистов, 95% ночных пассажиров – неадекваты, и самые безумные приключения происходят у таксистов именно ночью.

"Однажды поехал на ночной вызов. Приезжаю. Хорошо, что клиента успел фарами высветить! Стоит мужик, пьяный настолько, что в штаны сходил и весь перепачкался. Увидел меня и пошел к машине. В руках держит измазанную пятидесятку и пытается сесть в салон. Я двери заблокировал и по газам", – рассказал Илья.

Таксисты утверждают: по правилам перевозок, они могут отказаться от заказа, если видят, что клиент неадекватен.

У того же Ильи был случай, когда, наоборот, с виду вполне нормальный клиент чуть не зарезал его.

"Прилично одетый мужчина сделал заказ и попросил отвезти его на окраину города. А когда мы поехали, приставил к боку нож и сказал, что зарежет меня, поскольку я ему не понравился", – рассказал Илья.

© CC0 / pixabay / stocksnap
Особенно много вопросов у таксистов накопилось к женщинам

Таксист не растерялся: включил четвертую передачу и надавил на газ, и пока машина набирала скорость, предложил пассажиру выбрать столб или дерево, в которое они врежутся. Преступник опешил и заявил, что тогда таксист погибнет, на что водитель ответил: все равно умирать, а так захватит с собой и пассажира.

Водителю повезло – впереди стоял пост ГАИ. Увидев несущуюся на огромной скорости машину, гаишники потребовали остановиться, а после того, как Илья проигнорировал требование, бросились в погоню.

Воспользовавшись замешательством вооруженного клиента, Илья ударил его головой о приборную панель. Остановил машину и сдал злоумышленника милиционерам.

"Пока шли суды, ко мне приходила его жена и предлагала деньги, чтобы я забрал заявление. Но получила отказ: во-первых, это сделать было уже невозможно, а во-вторых, я спросил: если бы ее муж меня зарезал, она бы воспитывала моих детей? В итоге мужику дали пять лет лишения свободы", – отметил Илья.

Особенно много вопросов у таксистов накопилось к женщинам. Это и их нежелание разбираться в приложении по заказу такси, из-за чего водители приезжают по другим адресам, а потом клиентки выказывают претензии. И пьяное поведение в салоне: по словам таксистов, везти подвыпившего мужчину иногда намного спокойнее, чем подвыпившую женщину. И мамочки с детьми, разрешающие своим чадам прыгать по сиденьям, есть и сорить в машине, а на все замечания реагирующие крайне враждебно.

Вообще, по мнению собеседников, основная проблема заключается в том, что наши люди из-за своей бедности не умеют пользоваться сферой услуг: не соотносят заплаченные деньги со своими требованиями. Вот и выходит, что, заплатив копейки за проезд из точки А в точку Б, пассажиры начинают относиться к таксисту как к своему крепостному и очень удивляются, когда их ставят на место, напоминая о правилах перевозок. 

Видео на самые интересные и важные темы ищите на нашем YouTube-канале. Чтобы быть в курсе событий, будьте с нами в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Google News и Яндекс.Дзен!

13593
Теги:
забастовка, такси, Беларусь, Витебск

Авто

Орбита Sputnik