Капотный раллийный МАЗ

Любая мелочь может привести к поломке: разбираем гоночный МАЗ на детали

603
(обновлено 17:32 16.03.2021)
Белорусская команда "МАЗ-СПОРТавто" за десятилетнюю карьеру может похвастаться солидными результатами. Корреспондент Sputnik Александр Жибуль отправился на завод МАЗ, чтобы узнать, что находится под капотом у мощных грузовиков.

В копилке белорусских гонщиков находятся серебряный (2018) и бронзовый (2020) бедуины "Дакара", третье место в престижном ралли-рейде "Шелковый путь" (2013), а также золото у экипажа Сергея Вязовича и третье место у Алексея Вишневского на гонке Morocco Desert Challenge-2019.

Но вот "Дакар" в этом году для белорусской команды не сложился: лишь шестая позиция у Вишневского при сходе Вязовича из-за технических проблем. Тем не менее, для "МАЗ-СПОРТавто" это был бесценный опыт. После – долгая дорога домой. Дело в том, что грузовики на пароме отправились в порт Марселя, а оттуда их забирали наши спортсмены, специально приехавшие из Беларуси.

Дорога за грузовиками

Лидер команды "МАЗ-СПОРТавто" Сергей Вязович признается, что единственная проблема, которая возникла, – попасть в Европу.

Гонщикам пришлось заново проходить COVID-тест. А прибыв в Марсель – еще и отбыть семидневную изоляцию. Но это спортсмены предусмотрели и выехали заранее.

"Дорога домой прошла быстро и без приключений. Машины по прибытии разобрали "до рамы", сейчас их собирают", – рассказывает гонщик.

Мелочей не бывает

По его словам, разборка автомобилей – дело привычное, ее делают после каждого ралли-рейда. Машины восстанавливают и усовершенствуют. Самый трудоемкий процесс – сборка, признается руководитель команды "МАЗ-СПОРТавто".

"Здесь нужно учитывать многие моменты, нельзя допустить ни малейшей ошибки, так как любая мелочь может привести к остановке автомобиля во время гонки", – отмечает он.

Например, на "Дакаре-2021" капотный автомобиль Сергея Вязовича дважды удавалось починить силами экипажа, в третий раз у грузовика снова пропала связь между двигателем и автоматической коробкой передач. Экипаж был вынужден завершить свое выступление в ралли.

С этой поломкой спортсмены "МАЗ-СПОРТавто" еще не разобрались на сто процентов.

"Удалось выяснить, что проблема не в коробке. Для этого мы даже специально ездили в Москву в представительство Allison. Там никаких проблем выявлено не было", – объясняет пилот.

Сейчас автомобили МАЗ-СПОРТавто разобраны, но к следующей гонке они уже снова будут на ходу
© Sputnik Александр Жибуль
Сейчас автомобили "МАЗ-СПОРТавто" разобраны, но к следующей гонке они уже снова будут на ходу

По его словам, при сборке крупных узлов, как правило, ошибок не происходит. А в мелочах, где играет роль человеческий фактор, нужно быть крайне внимательным.

Лидер "мазовцев" подчеркивает, что все члены экипажа могут сделать большинство видов ремонта в полевых условиях.

На ралли-рейдах самая главная "болезнь" грузовиков – прокол колеса. При этом у всей команды есть огромный опыт сборки-разборки авто.

"Машины сейчас надежные, крупных поломок практически не случается, а борьба в классификации грузовиков идет очень плотная. Если ты поломался, то, скорее всего, на высокий результат рассчитывать не приходится", - рассказывает Вязович.

Какие комплектующие использует команда "МАЗ-СПОРТавто"?

По словам лидера белорусских гонщиков, многие автомобили из разных стран используют одинаковые комплектующие, но у всех они компонуются по-разному.

"Например, амортизаторы Reiger. Они могут быть одинаковые, но каждая команда настраивает их под себя", – объясняет Вязович.

В подготовке машин к ралли-рейдам большую роль играет индивидуальный подход.

Шины на МАЗах используют компании Michelin, мотор стоит Caterpillar, который готовит для белорусов чешская команда Buggyra Racing, коробка-автомат – Allison, мосты установлены компании Sisu, а раздаточная коробка – ZF.

По словам гонщика, все детали используются при серийном производстве техники, например, Allison ставится на автобусы МАЗ.

Автомобили технического обслуживания команды МАЗ-СПОРТавто
© Sputnik Александр Жибуль
Эти машины тоже формально участвуют в ралли-рейдах, но играют роль техничек, и в то время когда камионы соревнуются на время, едут по дорогам общего пользования и перевозят команду от бивуака к бивуаку

Единственное, на что он обратил внимание, – двигатель. Для гонщиков он был доработан с учетом повышения мощности.

"У МАЗ никогда не было своего двигателя, поэтому мы можем использовать любую фирму", – добавляет он.

Ближайший старт – "Золото Кагана"

Сейчас автомобили "МАЗ-СПОРТавто" разобраны, но к следующей гонке они уже снова будут на ходу.  Им еще предстоит пройти полную сборку, окраску и оклейку. А уже 24-27 апреля состоится этап чемпионата России по ралли-рейдам "Золото Кагана". Белорусские спортсмены планируют поехать туда тремя экипажами.

"Там будет тестовый день, где автомобили пройдут тест-драйв. Нужно понимать, что эту гонку мы используем как подготовку грузовиков и новых членов экипажа", – отмечает Вязович.

Так, в Астрахань поедет пилот Виталий Мурылев, который в прошлом году также участвовал в астраханской гонке "Золото Кагана".

Пока же "мазовцы" усовершенствуют автомобили и изучают прошлый опыт, в том числе и негативный, чтобы выигрывать. Но всех секретов не раскрывают – оно и понятно, ведь золотого бедуина "Дакара" у них в коллекции нет, поэтому расслабляться рано.

Читайте также: 

603
Теги:
ралли, гонки, МАЗ-СПОРТавто
Темы:
"МАЗ-СПОРТавто" на "Дакаре-2021" (37)
Машина такси

Работу агрегаторов такси проверят: что изменится на рынке

437
(обновлено 15:22 14.04.2021)
Экономическая комиссия ЕАЭС ищет способ антимонопольного урегулирования конфликта между компаниями, водителями и пассажирами.

МИНСК, 14 апр – Sputnik. На проверку деятельности и функционирования приложений служб такси отведено 150 рабочих дней, об этом сообщили во время видеомоста Москва – Минск – Бишкек – Ереван – Нур-Султан, который состоялся в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

Подозревают в картельном сговоре

Рынок по оказанию услуг такси в последние годы стремительно изменился на всем Евразийском пространстве. И у государств-союзников, как правовых регуляторов бизнес-процессов, появились причины подозревать в данной сфере факт недобросовестной конкуренции.

"90% рынка такси сегодня находится в тени. Не в том плане, что он нелегальный, а то, что на нем нет должного регулирования со стороны государства. Правила действуют в каком-то частном порядке. И это самое худшее, потому что пока сильный устанавливает правила слабому. А это ведет к монополизации рынка", – рассказал директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич.

По данным статистики, за последние шесть лет стоимость перевозки в такси снизилась в полтора раза. И ситуация на рынке вызывает только недоумение.

"Мы должны изучить эти цифровые платформы. И знать, как они работают. Пока у нас нет достаточной информации. При этом услуги по перевозке имеют социальное значение, ведь это фактор мобильности. Большое количество водителей самостоятельно подключаются к сервису. С точки зрения законодательства, это картельный сговор. А это уже факт антимонопольного нарушения", – пояснил директор института права и развития Высшей школы экономики Сколково Алексей Иванов.

Цена безопасной поездки

Сейчас, посредством электронного приложения, специальный алгоритм определяет стоимость поездки. В него заложено большое количество переменных. И потому нередко пассажиры жалуются на высокую стоимость проезда во время ненастной погоды или в несколько раз повышающуюся плату в часы пик.

"Вместе с этим, как подсчитано, стоимость такси снизилась в полтора раза. Но мы же понимаем, что есть рост инфляции, идет удорожание издержек в сфере перевозок, износ транспорта. И нас, в конечном счете, интересует не только стоимость, но и безопасность проезда", - подчеркнул Алексей Сушкевич.

Подсчитано, что ежедневно во всех странах ЕАЭС услугами такси пользуются свыше 100 миллионов пассажиров. Причем только в России 1 миллион водителей занимается нелегальным извозом. Сама профессия водителя такси девальвировалась и привела к формированию нового социального слоя – прекариата, то есть временно или частично занятого работника с низкой квалификацией.

"Формируется прекариат, или класс сдельных работников, которые позволяют компаниям получать доходы. А сами водители бегают то к одним, то к другим. Их социальные гарантии никто не учитывает, а они не задумываются о пенсии, руководствуясь сиюминутной выгодой", – уточнил Алексей Иванов.

Как работает схема

Агрегаторы автоматически передают заказы любому водителю. Их просчитанная цель – максимальное извлечение прибыли.

"Вся модель заключается в росте заказов. Когда новый агрегатор приходит на рынок, то не жалеет инвестиций, чтобы купить пассажиров (едва ли не делает дни, когда перевозка вообще бесплатная). И, одновременно, "покупаются" водители (за счет доплат). Но это ущербная модель, которая ведет к обнищанию и пассажиров, и водителей", – объяснил руководитель центра компетенций Международного евразийского форума "Такси" Станислав Швагерус.

Он отметил, что "сейчас водительское удостоверение можно оформить в Интернете. "Сервис" такой существует, и у тебя через день будут права любого государства СНГ. Проверить такой документ невозможно, потому что для этого необходимо делать официальный запрос в Министерство иностранных дел".

Сейчас на российский рынок такси выходит крупная китайская компания. Она уже смогла завоевать страны Латинской Америки. Словом, даже некоторые российские агрегаторы лишь номинально зарегистрированы в России. Вся прибыль уходит на заграничные счета.

Как и когда собирается вмешаться ЕЭК

В Москве в ближайшее время будет внедрен цифровой профиль водителя такси, то есть система или база данных, которая удостоверит квалификацию и одновременно исключит работу нелегалов. На легковые автомобили ожидается разработка электронных паспортов.

5 марта 2021 года стартовало расследование ЕЭК, которое позволит установить все нюансы работы агрегаторов заказов такси. О результатах и реагировании на правила работы перевозчиков станет известно в начале августа. Что любопытно: комиссия ЕАЭС сможет сделать выводы в те же сроки, когда в Москве состоится профессиональный форум по оказанию услуг такси.

437
Теги:
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), такси

Мотопатрули начали работать на дорогах Беларуси видео

186
(обновлено 17:50 14.04.2021)
Сезон у мотоциклистов "Стрелы" официально стартовал, и сотрудники спецподразделения уже вовсю работают. Смотрите на видео, на каком транспорте ездят инспекторы и приходят ли в "Стрелу" работать байкеры.

Патрулированием дорог на мотоциклах занимается служба эскортирования спецподразделения ДПС "Стрела" МВД Беларуси. Сейчас мотопатрули следят за порядком на дорогах Минска, однако в случае необходимости, подчеркивают инспекторы, они готовы выехать и в регионы.

Поскольку задачи у мотоциклистов "Стрелы" крайне важные, техника здесь лучше, чем в других подразделениях МВД. Мотопарк патрулей насчитывает 4 новеньких "немца" BMW F800GS. Мотоциклы "Стрелы" могут разгоняться до 200 км/ч, так что удрать от них будет непросто.

В задачи мотоциклистов "Стрелы" входит не только контроль за дорожным движением. Они эскортируют президентов и высокопоставленных лиц. Для этого в службе эскортирования есть 15 "японцев" Yamaha FJR 1300 AS.

"Начались первые деньки, поэтому служба эскортирования выехала осуществлять контроль за дорожным движением на мотоциклах BMW. Для сотрудников службы первоочередные требования – иметь водительское удостоверение категории А, чтобы здоровье позволяло и не боялся стального коня. Также осуществляем сопровождение высших должностных лиц других государств", – говорит заместитель начальника службы эскортирования спецподразделения ДПС "Стрела" МВД Юрий Мастерко.

Мастерство вождения и слаженность действий мотоциклисты отрабатывают на аэродроме "Липки" и незагруженных участках республиканских трасс. Устраиваться в службу приходили профессиональные байкеры. Однако, по словам Мастерко, они не проходили испытания, потому что не понимали, как во время движения не пользоваться тормозом. Все свои действия сотрудники службы эскорта проводят на небольших скоростях, а тормозят лишь в самом конце движения.

186
Теги:
мотосезон, Беларусь
Календарь 15 апреля

Какой сегодня праздник: 15 апреля

0
(обновлено 12:41 12.04.2021)
Сегодня четверг, 15 апреля. Этот день является 105-м в григорианском календаре. До конца года остается 260 дней.

Знаете ли вы, что 15 апреля родился знаменитый русский поэт Серебряного века Николай Гумилев? О том, чем еще ознаменовано 15 апреля, – в справке Sputnik.

Что произошло 15 апреля

В 1912 году в Атлантическом океане в результате столкновения с айсбергом затонул легендарный лайнер "Титаник".

В 1932 году в журнале "Молодая гвардия" начали публиковать главы романа Николая Островского "Как закалялась сталь". 

В 1955 году американский предприниматель Рэй Крок открыл свой первый ресторан "Макдоналдс".

Также 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Кто родился 15 апреля

В этот день родились корейский государственный деятель Ким Ир Сен (1912), писатель Борис Стругацкий (1933), актер Сергей Пускепалис (1966), актриса Эмма Уотсон (1990).

15 апреля в православном календаре

В этот день православный мир чтит память преподобного Тита чудотворца.

Именины

15 апреля именины у Ефима, Георгия и Григория. 

15 апреля в белорусском народном календаре

0
Теги:
какой сегодня праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день