Логотип Skoda на фальшрешетке радиатора, архивное фото

Запрет Skoda в Беларуси: все окончательно или эти машины можно будет купить?

2287
(обновлено 16:24 30.04.2021)
Sputnik выяснил, кого затронут контрсанкции Беларуси, где теперь покупать Skoda, что делать с остатками новых машин на складах и будет ли штраф за использование ранее купленной автомашины этой марки.

В конце марта белорусский президент подписал указ о контрсанкциях в отношении отдельных государств. Документом предусмотрен запрет на ввоз некоторых категорий товаров, импорт работ или услуг, выполняемых физическими лицами или компаниями стран, ранее применивших санкции в отношении отечественных фирм или граждан.

Теперь этот документ обрел конкретику. Ясность по контрсанкциям своим постановлением внес Совет министров. Документ вызвал бурные дискуссии в обществе и бизнес-среде. Но что дальше?

Решение Совмина по контрсанкциям 

Постановление Совета министров после президентского указа вышло 23 апреля 2021 года. Был опубликован перечень продуктов, запрещенных к реализации. Как сказано в документе, это сделано "для обеспечения защиты национальных интересов, с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа".

Напомним, в этот перечень попали и продукты компаний Liqui Moly, Skoda Auto.

А что теперь делать белорусам? Отказаться от автомобилей марки Skoda? Или все же некоторым категориям удастся машины как-то приобрести?

Эксперты авторынка не очень охотно комментируют тему ответных санкций (в частности, по ограничению ввоза авто). Но все же мы попытались разобраться в этом вопросе.

Skoda теперь под запретом для всех?

Исходя из документа, запрет распространяется на продажу автомобилей, произведенных концерном Skoda Auto, то есть в Чехии. Авто, выпущенные этой структурой, у нас точно под запретом – как минимум на полгода.

Но в Беларуси есть автомобили Skoda не только сборки концерна Skoda Auto. Ввозят модели, изготовленные в России. Российский автопроизводитель – компания "Фольксваген Груп Рус".

Более того, вспомним решение Совмина. Там сказано, что под запрет на ввоз и реализацию попадают изделия, продукты "страной происхождения которых являются государство и (или) объединение государств, принявшие решение о введении специальных мер в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц ". Но Россия санкций не вводила. То есть российские Skoda все же к нам приедут?

Пока ясности с российской Skoda нет

Комментарий "Фольксваген Груп Рус" агентству Sputnik Беларусь:

"В данный момент мы изучаем подробности и следим за ситуацией. Пока что наш текущий стейтмент – это то, что мы изучаем подробности и следим за ситуацией. Возможно, позднее мы сможем поделиться какой-то более подробной обратной связью", – сообщили в пресс-офисе "Фольксваген Груп Рус".

Помните, как Госстандарт запретил в начале марта продавать на территории Беларуси модель Rapid "из-за необходимости уточнения формулировок в ОТТС"? Так вот модель была российской сборки. То есть она произведена на территории ЕАЭС. Но это не помогло. Rapid на нашем рынке нет до сих пор. И вряд ли будет – с учетом санкционных ответов Беларуси по корпорации Skoda.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что пока отечественным компаниям придется забыть про новенькие Skoda Superb. Эта модель изготовлена в Чехии, так что санкции в отношении нее гарантированы. Не купишь этот лифтбек ни в Минске, ни заграницей.

Для ясности: в Беларуси до марта продавалось пять моделей Skoda: Rapid, Kodiaq, Karoq, Octavia и Superb. Кроме Superb, все они российского производства.

Что с обслуживанием?

Официальный импортер чешской марки в Беларуси заверил - дилеры продолжат обслуживать как гарантийные, так и другие автомобили Skoda.

"Обслуживание всех автомобилей Skoda на территории Республики Беларусь, включая гарантийные обязательства, продолжает осуществляться официальными дилерами", - говорится в заявлении представителя Skoda в республике.

Попытка – не пытка?

Предусмотрен порядок действий в отношении запрещенных товаров. Если все же попытаться ввезти "запрещенку", то их попросту развернут на границе. А если запрещенку найдут на рынках, выставках, либо же обнаружат объявление о продаже в сети, то лицам, которые осуществляют торговлю такой продукцией, будет выдано предписание на запрет ее реализации.

Skoda для личного пользования

Привезти Skoda из стран ЕС даже для личного пользования не получится. Тот самый запрет Совмина.

А вот из государств ЕАЭС – вполне. Документ не распространяется на ввозимые гражданами товары для личного пользования, транспортные средства, указанные в постановлении, зарегистрированные в государствах - членах Евразийского экономического союза, а также временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства.

Так кто пострадает от запретов?

Комментарий генерального директора автомобильной ассоциации "БАА" в 2000-2016 гг. Людмилы Шабановой:

"Skoda в Беларуси – старейший импортер автомобильного рынка. Это предприятие всегда хорошо работало и давало хорошие показатели, они закрывали планы. И были примером для многих дилеров по части объемов продаж, уровня сервиса. Более того, этот дилер давал большое количество рабочих, высокооплачиваемых мест".

По мнению эксперта, ничего страшного и экстраординарного в самом факте, что Беларусь ввела контрсанкции в отношении определенных западных компаний нет:

"Это в принципе нормально. Если бы не тот факт, что санкции напрямую затронули наших граждан. А власть любит повторять, что наши люди ни в коем случае не должны пострадать. Но в дилерских центрах как раз и работают наши люди. Более того, очень высокой квалификации. В итоге они могут лишиться своей работы. У них семьи, дети. Как им быть? Но так однозначно можно будет говорить в том случае, если действительно в полной мере будут предприняты те шаги, которые были заявлены. Пока еще остается много неясностей по запретам".

Людмила Шабанова считает странным решение – пустить на рынок автомобили Skoda из ЕАЭС, но при этом запретить продажи нашим дилерам:

"Получается, что физлица будут ездить в страны ЕАЭС и возить оттуда автомобили. А дилеры у нас в итоге исключены их этого списка. Как так? Если трактовать совминовское решение – то получается именно так".

По мнению эксперта, сам перечень ограничений вызывает некоторые вопросы: раньше именно государственные организации активно покупали автомобили марки Skoda у белорусских дилеров. Этот бренд давал большой выбор машин – как бизнес-класса, так и варианта эконом.

"Более того, выводя одного крупного поставщика авто с рынка, мы создаем неконкурентные условия. Мы не должны забывать о том, что именно конкуренция – как бы тривиально это не звучало – развивает торговлю. Потому что конкуренция заставляет производителей делать покупателям выгодные предложения. К примеру, акции, рассрочки, какие-то подарки", – заявила Шабанова.

И в случае, если крупный дилер все же уйдет с рынка Беларуси, пострадать может и потребитель.

"Пострадают не только Skoda, а все покупатели легковых автомобилей. Почему? Потому что у других дилеров не будет стимула бороться за потребителя. Они дадут слабину. И многие акции, выгодные условия могут быть отменены", – прокомментировала белорусские санкции Людмила Шабанова.

Насколько большими будут потери от контрсанкций?

По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2020 году марка Skoda заняла уверенное 6-е место. Было реализовано за 12 месяцев 3682 авто.

Самой продаваемой моделью оказалась Rapid (российской сборки) – 2131.

А вот Superb чешской сборки продали не так много – всего 48 единиц.

На ранее ввезенные авто Skoda санкции не распространяются?

Да, это так. Торговые компании, у которых на дату вступления в силу постановления будут находиться остатки запрещенки, должны приостановить торговлю ими, а после поставить этот товар на учет в налоговой инспекции.

В течение 60 календарных дней обеспечивается маркировка остатков специальными контрольными знаками, они наносятся на потребительскую упаковку. И после маркировки субъекты торговли смогут продолжить оставшийся продукт реализовывать.

Ну, а если вы раньше купили запрещенную Skoda (не важно: юридическое или физическое лицо), то санкции вас не коснутся. Продолжайте ездить на своих авто. Не оштрафуют, не конфискуют. Главное – ПДД не нарушайте.

Читайте также:

2287
Теги:
Беларусь, санкции, Skoda Auto
Темы:
Белорусские контрсанкции (15)
Грузовики в очереди

Опять длинные очереди: более 1300 фур скопилось на границах с Евросоюзом

0
(обновлено 15:19 13.06.2021)
Как обычно, самые протяженные очереди наблюдаются в литовских пунктах пропуска – более 400 фур, а вот на въезд в Украину нет ни одного большегруза.

МИНСК, 13 июн – Sputnik. На границе Беларуси въезд в страны ЕС ожидают более 1330 большегрузов, об этом свидетельствуют данные Госпогранкомитета в обед воскресенья, 13 июня.

Самые длинные очереди по традиции собираются на въезде в Литву: здесь скопилось свыше 840 фур. На данный момент в следующих пунктах пропуска скопилось следующее количество большегрузов:

  • "Видзы" – более 50,
  • "Котловка" – более 30,
  • "Каменный Лог" – более 190,
  • "Бенякони" – более 230,
  • "Привалка" – более 340.

Немного получше ситуация у польских пунктов пропуска: въезд ожидают более 410 фур. Самая сложная ситуация в пункте пропуска "Брузги" – более 180 машин, в пункте пропуска "Козловичи" свыше 140 большегрузов, Берестовица – более 90.

На границах с Латвией стоят более 80 машина: примерно по 40 в "Григоровщине" и "Урбанах".

На границе с Украиной все спокойно – нет ни одной фуры.

Напомним, на белорусско-литовской границе продолжается ремонт одного из самых загруженных пунктов пропуска - "Мядининкай" (с белорусской стороны - "Каменный Лог"). Из-за работ по реконструкции, которая завершится только в 2023 году, его пропускная способность упала вдвое.

Читайте также:

0
Теги:
Евросоюз, очереди на границе
Рабочий устанавливает логотип VW на электромобиле Volkswagen ID.3 на сборочном конвейере автозавода Volkswagen

Компания Volkswagen сообщила об утечке данных 3,3 млн клиентов

700
Причиной утечки стали действия поставщика компании – он оставил данные о клиентах в интернете.

МИНСК, 11 июн – Sputnik. Немецкий автоконцерн Volkswagen заявил об утечке данных, которая могла затронуть 3,3 миллиона клиентов, сообщило издание TechCrunch.

Утечка произошла после того, как один из поставщиков компании в период между августом 2019 и маем 2021 года оставил данные о клиентах в интернете. Услугами этого поставщика пользовались не только Volkswagen, но и официальные дилеры в Канаде и США.

По информации издания, просочившиеся в сеть сведения – это имена, электронные и почтовые адреса клиентов, а также телефонные номера.

При этом пропавшие данные около 90 тысяч клиентов в Канаде и США оказались более конфиденциальными – номера водительских удостоверений, социального страхования и даты рождения.

Читайте также:

700
Теги:
интернет, Германия
София Сапега

София Сапега подала жалобу на свое задержание

61
(обновлено 20:20 13.06.2021)
По информации адвоката россиянки, в отношении Сапеги 23 мая в Минске завели еще одно уголовное дело.

МИНСК, 13 июн – Sputnik. Находящаяся под стражей в Беларуси гражданка России София Сапега подала жалобу на свое задержание, сообщил в воскресенье ее адвокат Александр Филанович.

"Чувствует себя нормально. Она подала жалобу на свое задержание в суд. Рассмотрение жалобы состоится в суде Партизанского района в понедельник в 09:50", – сказал он.

По словам адвоката, заседание суда пройдет в закрытом режиме.

Филанович также уточнил, что в пятницу он в управлении СК по Минску ознакомился с документами, касающимися задержания Сапеги, а также другими сведениями о возбуждении в отношении нее еще одного уголовного дела, заведенного 23 мая.

Вместе с тем источники, знакомые с ходом расследования, сообщают, что речь идет о ч. 3.ст. 130 УК Беларуси (разжигание социальной вражды). Спустя несколько дней после задержания появилось оперативное видео, на котором Сапега рассказывает, что выкладывала в интернет личные данные о сотрудниках милиции. По этой статье ей грозит до 12 лет лишения свободы.

Сейчас россиянка находится в СИЗО КГБ.

Задержание Софии Сапеги в Минске

Гражданку России Софию Сапегу задержали вместе с экс-главредом Telegram-канала Nexta (признанного в Беларуси экстремистским) Романом Протасевичем после экстренной посадки самолета Ryanair в Минске 23 мая. Девушку арестовали на два месяца по подозрению в совершении ряда уголовных преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова ранее заявила, что посольство РФ в Минске получило от белорусских властей многократное разрешение на посещение Софии Сапеги.

Ранее в эфире телеканала СТВ было представлено видео, в котором Сапега призналась, что является редактором Telegram-канала "Черная книга Беларуси", публикующего личные данные силовиков. Этот сервис, как и его региональные версии, признан в Беларуси экстремистским.

Девушка в своих письмах говорит об опасениях, что выйдет "никем и абсолютно ненужной обществу", а также сожалеет, что не защитила диссертацию.

По словам отца россиянки, София не говорила плохого о Протасевиче, о его интервью государственному телевидению она знает.

Читайте также:

61
Теги:
Минск, Беларусь
Темы:
Задержание россиянки Софии Сапеги в Минске