Автомобили РАФ на улицах Риги, архивное фото

Как Олимпиада-80 подняла уровень советского автопрома

268
(обновлено 11:41 23.07.2020)
Олимпийские игры в Москве в 1980 году вывели советский автопром на новый уровень – автозаводы нескольких республик Советского Союза конструировали и строили автомобили, опережавшие свое время. Какую уникальную технику создавали в СССР читайте в обзоре Sputnik.

Большинство автотранспорта, задействованного на XXII Летних Олимпийских играх 1980 года в Москве, было придумано и построено именно к этому спортивному празднику - в СССР попросту не было автотехники для перевозки спортинвентаря, обеспечения работы судейских бригад и прочих специфических задач. Прорыв советского автопрома изучил корреспондент Sputnik Алексей Стефанов.

Среди советских республик, работавших на Олимпиаду-80, были Латвия, Армения, Грузия, Украина и Россия.

В целом в Играх было задействовано 5400 автобусов, 350 микроавтобусов, 2100 легковых автомобилей, 2300 грузовиков. А непосредственно на обслуживании олимпийцев было занято 550 автобусов, 350 микроавтобусов, 1300 легковых автомобилей, 30 грузовиков и 240 специальных автомобилей.

Основная нагрузка - на латвийский "РАФ"

Наибольшее количество заказов на разнообразные специальные олимпийские автомобили получил завод "РАФ" - Рижская автомобильная фабрика. Инженеры-конструкторы создавали с нуля и дорабатывали старые модели "рафиков", чтобы получить судейские машины, машины-лаборатории, машины для перевозки инвентаря и спортсменов, тягачи для яхт и даже пассажирский автопоезд для Олимпийской деревни.

Самым известным из семейства рижских микроавтобусов стал "РАФ-2907", сопровождавший олимпийский огонь из Афин в Москву. Автомашина отличалась особым салоном – в задней части находился отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, системы принудительной вентиляции и пожаротушения. А в передней части микроавтобуса был установлен диван, письменный стол со стулом, имелись гардероб, холодильник и кондиционер.

Самым известным из семейства рижских микроавтобусов стал РАФ-2907, сопровождавший олимпийский огонь из Афин в Москву
© Public Domain.
Самым известным из семейства рижских микроавтобусов стал "РАФ-2907", сопровождавший олимпийский огонь из Афин в Москву

От своего собрата "РАФа-2203", олимпийский "рафик" отличался еще и радиатором большего объема, а также электрическим вентилятором для его обдува. Это решение понадобилось, чтобы обезопасить "РАФы" от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 км/ч). При этом во время сопровождения спортсменов в багажном отсеке "РАФ-2907" постоянно горели три газовых горелки, от которых можно было зажечь факел в случае его затухания.

Еще одна удачная автоновинка - электрический "РАФ-2910", спроектированный и построенный для сопровождения представителями оргкомитета легкоатлетических марафонов. Если бы машина была обычной, бегунам пришлось бы дышать выхлопными газами. А так было комфортно и спортсменам, и оргкомитету – боковые двери располагались по обеим сторонам микроавтобуса,  в салоне имелось два стола и поворотные кресла, которые облегчали работу судьям во время соревнований.

Рисунки-проекты автомобилей для Олимпиады-80. В центре - электрокар, предназначенный для сопровождения легкоатлетических марафонов.
© Sputnik / Долматовский
Рисунки-проекты автомобилей для Олимпиады-80. В центре - электрокар, предназначенный для сопровождения легкоатлетических марафонов.

Был построен и седельный тягач на базе обычного "рафика" под названием "РАФ-3407" - этот пассажирский автопоезд с двумя полуприцепами возил пассажиров по Олимпийской деревне. В каждом из полуприцепов было пять рядов пластиковых сидений, по четыре кресла в каждом, вагоны имели громкоговорители для объявления остановок и кнопки для вызова водителя. По окончании Олимпиады эти автопоезда переехали на ВДНХ, а один вернулся в Ригу и возил гостей Межапарка.

Такой пассажирский  автопоезд на базе РАФа возил пассажиров по Олимпийской деревне
© Photo : из личного архива В. Васильева
Такой пассажирский автопоезд на базе "РАФа" возил пассажиров по Олимпийской деревне

Стоит отметить, что латвийские "рафики" собрались на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 "Волга", а затем на агрегатах ГАЗ-24 включая двигатель и коробку передач.

Ереван учился у Латвии

В том, что активное участие в постройке автомобилей к Олимпиаде-80 принимала Армения, есть и заслуга Латвии. К середине 60-х годов "РАФу" не хватало мощностей для производства развозных фургонов РАФ-977К, грузоподъемностью 850 кг, построенных на базе пассажирского РАФ-977Д. И в 1966 году модель передали недавно построенному заводу ЕрАЗ. А когда перед Олимпиадой встал вопрос о создании небольших грузовиков-рефрижераторов для перевозки продуктов, их разработкой занялись инженеры из Армении.

Автомобиль получился угловатым, в его производстве использовались двигатель от ГАЗ-24Д, а трансмиссия от "УАЗа", но со своей задачей – развозить по Олимпийской деревне продукты он справлялся хорошо. Мощности "холодильника" хватало, чтобы при уличной температуре + 35-40 градусов поддерживать в кузове от +5 до -10 градусов. В итоге летом 1980 года ереванские автомобили работали не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.

К созданию машин для Олимпиады-80 привлекали иностранных специалистов
© Sputnik / В. Селезнев
К созданию машин для Олимпиады-80 привлекали иностранных специалистов: представитель югославской фирмы Миле Вагич консультирует сборщика рулевых колонок

Грузия тоже не осталась в стороне

Для Олимпиады-80 были задействованы и специалисты Кутаисского автомобильного завода, где с конца 1950-х годов выпускались седельные тягачи под маркой "Колхида". Они были далеки от идеала, из-за чего вплоть до развала производства в 2001 году про завод ходили обидные анекдоты, однако руководство страны решило, что именно на базе тягача КАЗ-608В "Колхида" должен быть построен автопоезд, а на базе ГКБ-9928 полуприцеп для перевозки лодок для академической гребли, байдарок и каноэ.

В итоге "Колхиду" собирали в Кутаиси, а полуприцеп был разработан силами ГКБ по автоприцепам в городе Балашов (Саратовская область) и изготовлен на украинском Ворошиловградском автосборочном заводе (позже - ОАО "Луганский автосборочный завод").

Автомобили Колхида были далеки от идеала, но пригодились для перевозки лодок для академической гребли, байдарок и каноэ
© Sputnik / Фред Гринберг
Автомобили "Колхида" были далеки от идеала, но пригодились для перевозки лодок для академической гребли, байдарок и каноэ

Бар-буфет прямо в автобусе

На крупнейшем в СССР заводе-производителе автобусов – "ЛАЗ" (Львовский автобусный завод) сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Салон был разделен на две части. Пассажирскую, в которой размещалось 14 поворотных кресел, телевизоры, видеомагнитофон и магнитола. Рядом с каждым креслом имелись складной столик для ведения репортажных записей, пенал для канцтоваров и подстаканники. И купейную, в которой восемь широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места.

Кроме того, в салоне были гардероб, санузел и бар-буфет. При этом автобус оснащался ярославским дизелем ЯМЗ-740. Этот автобус использовали для нужд пресс-центра.

При этом основной объем пассажирских перевозок на Олимпийских играх взяли на себя серийные междугородные автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р. Несколько сот машин построили специально для игр. Но до начала Олимпиады их успели обкатать.

От "улучшенного для Москвы" до "кинопередвижки"

Свой вклад в создание олимпийских автомашин внес и Павловский автобусный завод (Нижегородская область в РФ). На Играх работала партия автобусов ПАЗ-672УМ, причем буквы "УМ" расшифровывались как "улучшенный для Москвы". Интерьер, по мнению автоэкспертов, был на порядок выше имевшихся в те годы аналогов. Более того, была даже сделана полноприводная версия с двумя пассажирскими дверями и улучшенной отделкой - ПАЗ-3201УМ.

Инженеры Павловского автобусного завода создали для Олимпиады и новую передвижную телестудию - "кинопередвижку", получившую индекс ПАЗ-3916. Конструкторы работали в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий - на "ПАЗе" готовили кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, а в Кировограде монтировали телеоборудование. Примечательно, что в олимпийской серии "кинопередвижек" отсек водителя был наглухо отгорожен от рабочей зоны - прямой эфир времен СССР был делом государственной важности, и никто из кабины не должен был попасть в рабочую зону.

Девушка с олимпийским Мишкой (талисман Олимпиады-80), изготовленным на якутской фабрике Сардаана.
© Sputnik / Вячеслав Бобков
Девушка с олимпийским Мишкой (талисман Олимпиады-80), изготовленным на якутской фабрике "Сардаана".

Передвижные телевизионные станции были сконструированы и построены также на базе полуприцепа ОдАЗ-936 производства Одесского автосборочного завода с тягачом КамАЗ-5410 – под названием ПТВС-3ЦТ. И на  базе фургона ЛиАЗ-5932 Ликинского автобусного завода - ПТС-ЦТ "Магнолия".

А еще на Павловском заводе к Олимпиаде-80 собрали передвижную медицинскую лабораторию с со всем необходимым оборудованием — ПАЗ-672ТЛ. Это были два спецавтобуса, вместе образующие лабораторный комплекс для обследования спортсменов. В первом была размещена аппаратура для медико-биологических обследований, во втором - кабинет для педагогических и психологических обследований.

Лошади, байдарки и каноэ

Построенные специально для Олимпиады-80 машины зачастую были первыми подобными транспортными средствами в СССР.

Как, скажем, специализированный автомобиль для перевозки лошадей КАвЗ-5982 на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 Шумерлинского завода в Чувашии. До него ничего подобного в СССР не было, а к Играм сконструировали фургон для перевозки пяти животных и 250-300 кг сена с отсеком для трех сопровождающих - ветеринара, конюха и тренера, причем, со спальными местами. Выпускал этот автомобиль Курганский автобусный завод ("КАвЗ").

Или автомобиль модели 3915 на шасси ГАЗ-53А для перевозки лодок, байдарок и каноэ, разработанный также в Шумерле. Сверху на фургон крепилась специальная ферма с ячейками в три ряда для лодок, внутри закрытый кузов был разделен на два отсека - для отдыха сопровождающих и лодочных комплектующих.

РАФ-2203 для перевозки яхт и байдарок также был создан к Олимпиаде-80
© Sputnik / Виталий Савельев
РАФ-2203 для перевозки яхт и байдарок также был создан к Олимпиаде-80

Так что с задачей – придумать и построить достаточное количество транспорта для XXII Летних Олимпийских игр Советский Союз справился.

Читайте также:

268
Теги:
автомобили, Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

97
(обновлено 14:51 05.08.2020)
Что изменилось в быте москвичей во время Олимпийских игр? Смотрите заключительную серию проекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Жвачки, газированные напитки в банках и плавленые сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль.

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского?

Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Читайте также:

97
Теги:
Олимпиада-1980, Москва, Россия
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Сколько денег получали советские олимпийцы и на что тратили гонорары?

858
(обновлено 02:23 01.08.2020)
Для начала 1980-х спортсмены в СССР за выдающиеся результаты на московской Олимпиаде получали приличные деньги даже после различных выплат. Атлеты покупали машины, делали ремонт, а кто-то отдавал гонорар родителям.

Как государство поощряло советских спортсменов, завоевавших медали на московской Олимпиаде? Корреспонденты Sputnik Максим Огненный, Лев Рыжков, Алексей Стефанов свели "баланс" олимпийских гонораров.

С выплатой подоходного налога

Знаменитый конник, заслуженный мастер спорта СССР, обладатель двух олимпийских медалей Виктор Угрюмов помнит расценки.

"Гонорар за первое место на Олимпийских играх 1980 года был 4 тысячи рублей, за второе – 2 тысячи, за третье – 1,5 тысячи, и так до шестого, за которое давали одну тысячу, – вспоминает Виктор Угрюмов. – С учетом того, что в командном зачете я взял золото, а в индивидуальном первенстве – бронзу, то получил 5,5 тысячи рублей".

Премии за медали выдавали не "чистыми" деньгами, а с вычетом налога и других выплат, например, за бездетность.

"За золото заплатили по 4 тысячи рублей минус подоходный налог, на руки выходило 3600 или 3700 рублей – уже не помню, – вспоминает легендарный гимнаст Александр Дитятин, которому Олимпиада в Москве принесла семь медалей. – У меня было три золота и четыре серебра".

Точную сумму, полученную за семь олимпийских медалей после уплаты налога, он не помнит, говорит, что это было около 20 тысяч рублей. Но, тем не менее, ожидал он большего.

Александр Дитятин, абсолютный чемпион Олимпиады-80, абсолютный чемпион мира и Европы 1979 года
© Sputnik / Савельев
За олимпийские победы Александр Дитятин получил около 20 тысяч рублей

"За золотую медаль нам обещали по 10 тысяч, так что сами видите, какая разница получилась между ожидаемым и действительностью", – добавляет спортсмен.

Чем дальше от Москвы жил спортсмен, тем больше был вычет. За переводы взимались значительные суммы. И с этой точки зрения спортсменам из республик бывшего СССР не повезло.

"На тот момент за золотую медаль я получила три тысячи с лишним рублей, – вспоминает Лариса Савкина, обладательница золотой медали Олимпиады-80. – А у меня еще от того, что она переводилась из Москвы в Азербайджан, где я тогда жила, высчитали значительный процент. То есть на тот момент было не мало, но и не так много, как получают современные олимпийцы".

Примерно одну пятую гонорара стоила пересылка призовых денег в Узбекистан.

"Призовые деньги мы тоже получили – по 1,5 тысячи рублей, – вспоминает Валентина Заздравных, обладательница бронзовой медали Олимпиады-80 по женскому хоккею на траве. – С учетом всех вычетов осталось 1200 рублей".

Автомобили, мебель и линолеум

На что же тратили олимпийцы свои наградные деньги? В основном, конечно же, совершали дорогостоящие приобретения.

"В Москве я получил две золотые медали, – вспоминает саблист Виктор Кровопусков. – Премию за них я потратил, в основном, на мебель. Как раз перед Олимпиадой я получил в столице квартиру. Она была совершенно пустая, и я смог приобрести обстановку. И осталось добавить к накоплениям на машину. "Волга" тогда, по-моему, стоила 4,5 тысячи рублей ("Волга" в зависимости от модели стоила от 10 до 15 тысяч рублей – ред). Это сейчас медалистам чуть не на Красную площадь автомобили пригоняют. Прямо с ключами. А тогда за право купить машину надо было еще и биться. Столько народу, столько желающих было!"

© Sputnik / Юрий Сомов
Виктор Кровопусков на олимпийскую премию меблировал новую квартиру

Сходным образом потратил свои призовые деньги и обладатель семи олимпийских медалей Александр Дитятин.

"Я сразу же купил новую машину, продав старую, и полностью обставил новую четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда", – вспоминает легендарный гимнаст.

Другой спортсмен – пловец Владимир Сальников, завоевавший на Олимпиаде-80 три золотые медали, сумел уложиться, что называется, тютелька в тютельку.

"За три золотые медали мне удалось купить автомобиль ВАЗ, – вспоминает Владимир Сальников. – Модель была "шестерка", 2106. Но в экспортном варианте. Вот все и уложилось".

А вот золотой медалистке Ларисе Савкиной призовых денег на машину не хватило.

"На эти деньги мы с мужем, дополнительно заняв, смогли купить "Жигули" последней модели, - вспоминает чемпионка Олимпиады-80. – Притом, удивительно, но мы о призовых не думали. Я даже и не знала, что там будет какая-то – на тот момент бешеная – премия. Сейчас я тоже радуюсь за олимпийцев. Если у государства есть возможность дарить машины, почему нет? Спортсмены заслужили. Но сейчас люди стали другими. Сейчас человеку надо дать стимул, и лишь тогда он будет стремиться к высоким результатам".

Воспользовалась возможностью купить машину и бронзовый призер Олимпиады-80 Валентина Заздравных.

"В Андижане (Узбекистан – Sputnik) нам всем разрешили купить вне очереди машины, – вспоминает спортсменка. – Это же был дефицит! Для того, чтобы купить автомобиль, надо было вставать в очередь и несколько лет ждать. А нас, девочек из сборной по хоккею на траве, пропустили вне очереди. Всем, кто захотел взять. Машина была обычная, "Жигули". Но взяли не все. Некоторым и машина оказалась не нужна".

Автомобиль был по карману не всем. Так что заблуждением было бы думать, что все медалисты пересели на авто.

"Мне выделили призовые две тысячи рублей за олимпийскую медаль, – вспоминает серебряный медалист Олимпиады-80, стрелок Руслан Ямбулатов из Узбекистана. – Я потратил их на ремонт квартиры. А точнее, купил три рулона югославского линолеума, он тогда был в дефиците. Застелил им трехкомнатную квартиру. Один рулон стоил свыше 500 рублей".

Некоторые олимпийцы вообще не тратили свои призовые деньги.

Заслуженный мастер спорта по выездке лошадей, олимпийский чемпион 1980 года Виктор Угрюмов
© Sputnik / Александр Лыскин
Виктор Угрюмов олимпийскую премию раздал в долг родителям учеников

"У меня к деньгам отношение всегда было ровное – покупал только необходимое, не шиковал, а тут родители моих учеников попросили в долг, – вспоминает дважды медалист московской Олимпиады Виктор Угрюмов. – Так я все и раздал. Ни о каких процентах речи не шло. А потом случилась перестройка, все стало обесцениваться, долги еще не вернули, но мне повезло – люди порядочными оказались. Сели с ними, посчитали, что они купили за полученные от меня деньги тогда, и сколько стоят эти вещи в момент возврата, и по курсу вернули уже в долларах. У меня первая внучка как раз родилась – я все дочке и отдал".

А право получить автомобиль вне очереди олимпиец уступил знакомому из Ташкента.

Пловец Александр Сидоренко также не стал тратиться на себя. По словам атлета, его отец давно мечтал о машине, в итоге олимпийский гонорар медалист отдал ему.

Борьба за жилплощадь

Была у спортсменов еще одна льгота, не входившая в призовые деньги. Им могли дать квартиры. Жилплощадь в Советском Союзе также распределялась между очередниками. Ждать квартиры приходилось по десять и больше лет, но жилье давали бесплатно. И олимпийским чемпионам – гордости страны – разрешали получить квартиры без очереди.

"Нам с мужем после Олимпиады дали квартиру в Баку, – вспоминает золотая медалистка Лариса Савкина. – Я "унаследовала" жилье после Гарика Каспарова, которому, как кандидату в чемпионы мира по шахматам, дали от Спорткомитета квартиру побольше и получше".

Семикратный медалист Александр Дитятин получил за свои заслуги четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда. Но за жилищное счастье пришлось еще и побороться.

"Называлось это улучшением жилищных условий, поскольку до этого у меня была квартира меньшей площади, – вспоминает чемпион. – Мы с женой, маленьким Алешей и родителями до Олимпиады-80 жили в трехкомнатной квартире. Но переселиться удалось не сразу. Председатель Ленинградского горисполкома подписал мне документ на получение четырехкомнатной квартиры в центре, но оказалось, что этого мало, мне долго не могли подобрать ничего подходящего".

В итоге спортсмену пришлось брать инициативу в свои руки. Товарищи подсказали спортсмену, что квартиру можно подыскать и самому, и объяснили, как это сделать.

"С готовым вариантом я пришел туда, где квартиры распределяют – сказал, что нашел, попросил дать мне ордер, - вспоминает Александр Дитятин. – Конечно, были там чиновники, которые не очень хотел это делать – да кто, мол, я такой, почему мне должны? Но все закончилось благополучно, и мне выделили эту квартиру, улучшили мои условия".

Спустя много лет, когда старший сын уже вырос, а с женой Александр Дитятин развелся, "спортивное жилье" в центре Санкт-Петербурга было разменяно на три квартиры.

Читайте также:

858
Теги:
Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)
Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко

Песков: контакты Путина и Лукашенко пока не планируются

0
(обновлено 13:01 18.09.2020)
Президенты России и Беларуси провели встречу в Сочи в начале этой недели, теперь они могут связываться между собой оперативно в случае необходимости.

МИНСК, 18 сен - Sputnik. Контакты президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко пока не планируются, но могут возникнуть весьма оперативно, заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

После выборов в августе президенты России и Беларуси провели несколько телефонных бесед. В понедельник, 14 сентября, в Сочи лидеры двух стран общались почти пять часов.

В ходе переговоров тет-а-тет Путин и Лукашенко затронули предоставление кредита, поставки энергоресурсов и поддержку республике на международной арене, а также ряд других актуальных для Минска вопросов.

"Пока нет, пока не вижу в графике, но они опять же могут возникать в течение дня весьма оперативно", - сказал пресс-секретарь президента РФ журналистам, отвечая на вопрос, планируются ли на следующей неделе контакты между президентами.

0
Теги:
Александр Лукашенко, Владимир Путин, Дмитрий Песков