Задачей Интуриста всегда было представить Советский Союз в лучшем свете

Джинсовая форма и проверки КГБ. Как работали водители Олимпиады-80

126
(обновлено 18:57 27.07.2020)
Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов? Какую подготовку они проходили перед Олимпийскими играми – 1980?

В честь сорокалетия Олимпийских игр в Москве Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере Олимпиады-80. Сегодня наши герои – водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые в то время работали в Мострансавто.

Как им удавалось общаться с иностранцами без знания английского и о чем предупреждали водителей сотрудники КГБ, выясняла корреспондент Sputnik Данара Курманова.

Руль надо правильно держать            

Для Олимпиады 1980 года задействовали больше 5 тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, перевозившего иностранные делегации, у оргкомитета Олимпиады было много требований к водителям.

"И чтобы стаж работы не менее десяти лет, и статус шофера первого класса, – рассказывает он. – Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, затем на проверку в ГАИ".

Александр Марочкин (спарва) во время Олимпиады - 80 возил иностранные делегации
© Photo : пресс-служба "Мострансавто"
Александр Марочкин (спарва) во время Олимпиады - 80 возил иностранные делегации

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады – и водителей сразу же отправили на курсы по этикету вождения. Как вспоминает Александр Марочкин, больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль. "Мы ведь рулили, как хотели, – говорит он. – А тут нам рассказывают, что руки на руль надо класть правильно, чтобы было красиво".

Примерно в это же время водители получили автобусы – новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было сначала подготовить, как говорится, обкатать. Например, водителю Николаю Юганову сначала поручили возить на этих автобусах детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Олимпиаду из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

Оделись как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому водителю выдали форму. Состояла она из двух костюмов. Один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой – более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

К Олимпиаде-80 были произведены тысячи новых автобусов
© Sputnik / С. Соловьев
К Олимпиаде-80 были произведены тысячи новых автобусов

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм. "Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, – рассказывает Александр Марочкин. – Жили мы по три человека в комнате, и у нас график работы был через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю-глажу. Потом – наоборот. Дружно жили".

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя Олимпиады-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временное КПП и стоянку. Как вспоминает Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на них возили по музеям-концертам, – объясняет он. – А были еще и жесткие, как их называли, или ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия".

Николай Юганов сохранил удостоверение олимпийского водителя
© Photo : пресс-служба "Мострансавто"
Николай Юганов сохранил удостоверение олимпийского водителя

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конноспортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращении на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было, говорит Николай Шкаликов: "Максимум – могли вопросы задать, мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все".

Впрочем, суровые ограничения все же были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигары брать ни в коем случае нельзя. Можно было разве что меняться значками, вспоминает Николай Юганов. "Но не скажешь же туристам, если предлагают: мне нельзя! – рассказывает он. – Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером нужно было сдать вещь проверяющим, – рассказывает Николай Юганов. – А дальше они сами возвращали".

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Олимпиады действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как однажды гостья из Индии потеряла плащ.

Гости на Олимпиаде-80 были самые экзотические
Юрий Сомов
Гости на Олимпиаде-80 были самые экзотические

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, – говорит водитель. – Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Александр Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но вот незадача – открыть бутылку никак не получалось. "Друг мой увидел эту ситуацию в зеркальце, взял бутылку – щелк! – и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали праздник военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!" Мы долго над этим смеялись".

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев и без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса – так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с этим водителем. Во-вторых, каждый водитель получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Легче всего было разговаривать с немцами, вспоминает Николай Юганов. "Ну а чего непонятного? – рассуждает он. – Скажут: "Фарен" – значит, надо ехать. Привезу, куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "бай-бай!" Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и недопониманий не было, все хорошо прошло".

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование – на выбор.

"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, – говорит Александр Марочкин. – Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия Игр – полет Олимпийского Мишки. Но, по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди водителей. "У нас свои итоги подвели, – говорит он. – По количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, Орехово-Зуево, – третье".

Читайте также:

126
Теги:
Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

97
(обновлено 14:51 05.08.2020)
Что изменилось в быте москвичей во время Олимпийских игр? Смотрите заключительную серию проекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Жвачки, газированные напитки в банках и плавленые сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль.

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского?

Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Читайте также:

97
Теги:
Олимпиада-1980, Москва, Россия
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Сколько денег получали советские олимпийцы и на что тратили гонорары?

858
(обновлено 02:23 01.08.2020)
Для начала 1980-х спортсмены в СССР за выдающиеся результаты на московской Олимпиаде получали приличные деньги даже после различных выплат. Атлеты покупали машины, делали ремонт, а кто-то отдавал гонорар родителям.

Как государство поощряло советских спортсменов, завоевавших медали на московской Олимпиаде? Корреспонденты Sputnik Максим Огненный, Лев Рыжков, Алексей Стефанов свели "баланс" олимпийских гонораров.

С выплатой подоходного налога

Знаменитый конник, заслуженный мастер спорта СССР, обладатель двух олимпийских медалей Виктор Угрюмов помнит расценки.

"Гонорар за первое место на Олимпийских играх 1980 года был 4 тысячи рублей, за второе – 2 тысячи, за третье – 1,5 тысячи, и так до шестого, за которое давали одну тысячу, – вспоминает Виктор Угрюмов. – С учетом того, что в командном зачете я взял золото, а в индивидуальном первенстве – бронзу, то получил 5,5 тысячи рублей".

Премии за медали выдавали не "чистыми" деньгами, а с вычетом налога и других выплат, например, за бездетность.

"За золото заплатили по 4 тысячи рублей минус подоходный налог, на руки выходило 3600 или 3700 рублей – уже не помню, – вспоминает легендарный гимнаст Александр Дитятин, которому Олимпиада в Москве принесла семь медалей. – У меня было три золота и четыре серебра".

Точную сумму, полученную за семь олимпийских медалей после уплаты налога, он не помнит, говорит, что это было около 20 тысяч рублей. Но, тем не менее, ожидал он большего.

Александр Дитятин, абсолютный чемпион Олимпиады-80, абсолютный чемпион мира и Европы 1979 года
© Sputnik / Савельев
За олимпийские победы Александр Дитятин получил около 20 тысяч рублей

"За золотую медаль нам обещали по 10 тысяч, так что сами видите, какая разница получилась между ожидаемым и действительностью", – добавляет спортсмен.

Чем дальше от Москвы жил спортсмен, тем больше был вычет. За переводы взимались значительные суммы. И с этой точки зрения спортсменам из республик бывшего СССР не повезло.

"На тот момент за золотую медаль я получила три тысячи с лишним рублей, – вспоминает Лариса Савкина, обладательница золотой медали Олимпиады-80. – А у меня еще от того, что она переводилась из Москвы в Азербайджан, где я тогда жила, высчитали значительный процент. То есть на тот момент было не мало, но и не так много, как получают современные олимпийцы".

Примерно одну пятую гонорара стоила пересылка призовых денег в Узбекистан.

"Призовые деньги мы тоже получили – по 1,5 тысячи рублей, – вспоминает Валентина Заздравных, обладательница бронзовой медали Олимпиады-80 по женскому хоккею на траве. – С учетом всех вычетов осталось 1200 рублей".

Автомобили, мебель и линолеум

На что же тратили олимпийцы свои наградные деньги? В основном, конечно же, совершали дорогостоящие приобретения.

"В Москве я получил две золотые медали, – вспоминает саблист Виктор Кровопусков. – Премию за них я потратил, в основном, на мебель. Как раз перед Олимпиадой я получил в столице квартиру. Она была совершенно пустая, и я смог приобрести обстановку. И осталось добавить к накоплениям на машину. "Волга" тогда, по-моему, стоила 4,5 тысячи рублей ("Волга" в зависимости от модели стоила от 10 до 15 тысяч рублей – ред). Это сейчас медалистам чуть не на Красную площадь автомобили пригоняют. Прямо с ключами. А тогда за право купить машину надо было еще и биться. Столько народу, столько желающих было!"

© Sputnik / Юрий Сомов
Виктор Кровопусков на олимпийскую премию меблировал новую квартиру

Сходным образом потратил свои призовые деньги и обладатель семи олимпийских медалей Александр Дитятин.

"Я сразу же купил новую машину, продав старую, и полностью обставил новую четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда", – вспоминает легендарный гимнаст.

Другой спортсмен – пловец Владимир Сальников, завоевавший на Олимпиаде-80 три золотые медали, сумел уложиться, что называется, тютелька в тютельку.

"За три золотые медали мне удалось купить автомобиль ВАЗ, – вспоминает Владимир Сальников. – Модель была "шестерка", 2106. Но в экспортном варианте. Вот все и уложилось".

А вот золотой медалистке Ларисе Савкиной призовых денег на машину не хватило.

"На эти деньги мы с мужем, дополнительно заняв, смогли купить "Жигули" последней модели, - вспоминает чемпионка Олимпиады-80. – Притом, удивительно, но мы о призовых не думали. Я даже и не знала, что там будет какая-то – на тот момент бешеная – премия. Сейчас я тоже радуюсь за олимпийцев. Если у государства есть возможность дарить машины, почему нет? Спортсмены заслужили. Но сейчас люди стали другими. Сейчас человеку надо дать стимул, и лишь тогда он будет стремиться к высоким результатам".

Воспользовалась возможностью купить машину и бронзовый призер Олимпиады-80 Валентина Заздравных.

"В Андижане (Узбекистан – Sputnik) нам всем разрешили купить вне очереди машины, – вспоминает спортсменка. – Это же был дефицит! Для того, чтобы купить автомобиль, надо было вставать в очередь и несколько лет ждать. А нас, девочек из сборной по хоккею на траве, пропустили вне очереди. Всем, кто захотел взять. Машина была обычная, "Жигули". Но взяли не все. Некоторым и машина оказалась не нужна".

Автомобиль был по карману не всем. Так что заблуждением было бы думать, что все медалисты пересели на авто.

"Мне выделили призовые две тысячи рублей за олимпийскую медаль, – вспоминает серебряный медалист Олимпиады-80, стрелок Руслан Ямбулатов из Узбекистана. – Я потратил их на ремонт квартиры. А точнее, купил три рулона югославского линолеума, он тогда был в дефиците. Застелил им трехкомнатную квартиру. Один рулон стоил свыше 500 рублей".

Некоторые олимпийцы вообще не тратили свои призовые деньги.

Заслуженный мастер спорта по выездке лошадей, олимпийский чемпион 1980 года Виктор Угрюмов
© Sputnik / Александр Лыскин
Виктор Угрюмов олимпийскую премию раздал в долг родителям учеников

"У меня к деньгам отношение всегда было ровное – покупал только необходимое, не шиковал, а тут родители моих учеников попросили в долг, – вспоминает дважды медалист московской Олимпиады Виктор Угрюмов. – Так я все и раздал. Ни о каких процентах речи не шло. А потом случилась перестройка, все стало обесцениваться, долги еще не вернули, но мне повезло – люди порядочными оказались. Сели с ними, посчитали, что они купили за полученные от меня деньги тогда, и сколько стоят эти вещи в момент возврата, и по курсу вернули уже в долларах. У меня первая внучка как раз родилась – я все дочке и отдал".

А право получить автомобиль вне очереди олимпиец уступил знакомому из Ташкента.

Пловец Александр Сидоренко также не стал тратиться на себя. По словам атлета, его отец давно мечтал о машине, в итоге олимпийский гонорар медалист отдал ему.

Борьба за жилплощадь

Была у спортсменов еще одна льгота, не входившая в призовые деньги. Им могли дать квартиры. Жилплощадь в Советском Союзе также распределялась между очередниками. Ждать квартиры приходилось по десять и больше лет, но жилье давали бесплатно. И олимпийским чемпионам – гордости страны – разрешали получить квартиры без очереди.

"Нам с мужем после Олимпиады дали квартиру в Баку, – вспоминает золотая медалистка Лариса Савкина. – Я "унаследовала" жилье после Гарика Каспарова, которому, как кандидату в чемпионы мира по шахматам, дали от Спорткомитета квартиру побольше и получше".

Семикратный медалист Александр Дитятин получил за свои заслуги четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда. Но за жилищное счастье пришлось еще и побороться.

"Называлось это улучшением жилищных условий, поскольку до этого у меня была квартира меньшей площади, – вспоминает чемпион. – Мы с женой, маленьким Алешей и родителями до Олимпиады-80 жили в трехкомнатной квартире. Но переселиться удалось не сразу. Председатель Ленинградского горисполкома подписал мне документ на получение четырехкомнатной квартиры в центре, но оказалось, что этого мало, мне долго не могли подобрать ничего подходящего".

В итоге спортсмену пришлось брать инициативу в свои руки. Товарищи подсказали спортсмену, что квартиру можно подыскать и самому, и объяснили, как это сделать.

"С готовым вариантом я пришел туда, где квартиры распределяют – сказал, что нашел, попросил дать мне ордер, - вспоминает Александр Дитятин. – Конечно, были там чиновники, которые не очень хотел это делать – да кто, мол, я такой, почему мне должны? Но все закончилось благополучно, и мне выделили эту квартиру, улучшили мои условия".

Спустя много лет, когда старший сын уже вырос, а с женой Александр Дитятин развелся, "спортивное жилье" в центре Санкт-Петербурга было разменяно на три квартиры.

Читайте также:

858
Теги:
Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)
Здание министерства сельского хозяйства РФ и Россельхознадзора

Россельхознадзор обсудил с Беларусью интеграцию информационных систем

0
Подобное решение позволит обмениваться фитосанитарными сертификатами и отслеживать перемещение растительной продукции между двумя странами.

МИНСК, 18 сен - Sputnik. Интеграция информационных систем имеет принципиальное значение для перехода на новый уровень сотрудничества между странами, при котором торговые процессы будут прозрачны и легитимны, говорится в сообщении Россельхознадзора.

Переговоры в формате видеоконференции провели советник главы Россельхознадзора Александр Бибиков и замначальника Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Беларуси Татьяна Балашова.

В ходе конференции заинтересованные стороны обсудили интеграцию российской ФГИС "Аргус-Фито" и белорусской "БЕЛФИТО", которая позволит обмениваться фитосанитарными сертификатами и отслеживать перемещение растительной продукции между странами.

"Александр Бибиков сообщил, что Россельхознадзор в июне этого года направил белорусской стороне письмо с детальным описанием предлагаемых схем взаимодействия систем и функциональных возможностях ФГИС "Аргус-Фито" и попросил рассмотреть документ в ускоренном порядке", - говорится в сообщении российского ведомства.

В этой связи Россельхознадзор готов оперативно согласовать конкретный план интеграции систем и перевести эту работу в практическую плоскость. При необходимости белорусской стороне также будет оказано технической содействие.

"Интеграция информационных систем имеет принципиальное значение для перехода на новый уровень сотрудничества между странами, при котором торговые процессы будут прозрачны и легитимны, а также будет обеспечена фитосанитарная безопасности территории России", - подчеркнули в Россельхознадзоре.

0
Теги:
Россельхознадзор, Россия