Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

С Божьей помощью: как священнослужители работали на Олимпиаде-80 в Москве

103
(обновлено 10:43 30.07.2020)
Накануне московской Олимпиады 1980 года предстояло решить непростую задачу: по правилам Международного олимпийского комитета необходимо было обустроить молитвенные помещения для спортсменов.

Как работал религиозный центр Олимпийской деревни и почему некоторые священнослужители порой скучали в молитвенных залах – в материале корреспондентов Sputnik Марии Науменко и Льва Рыжкова.

Спортсмены заходили сфотографироваться

"По поводу советских спортсменов вопрос не стоял. Это все делалось по большей части для иностранных делегаций. Я не видел ни одного нашего спортсмена, кто бы подошел на благословение и участвовал в каких-то молитвенных действиях", – вспоминает настоятель Храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов, которому в 1979 году было поручено организовать молитвенные комнаты в Олимпийской деревне.

Священнослужители в здании Культурного центра Олимпийской деревни во время XXII летних Олимпийских игр
© Sputnik / Сергей Гунеев
Священнослужители в здании Культурного центра Олимпийской деревни во время XXII летних Олимпийских игр

В культурном центре Олимпийской деревни в Москве выделили три зала размером 100 квадратных метров каждый. В одном из них совершались молебны для тех, кто исповедовал христианство (католики, православные и приверженцы различных протестантских течений), в другой — ислам, в третьей — иудаизм и буддизм. Представители некоторых религиозных структур были приглашены из-за границы. Для совершения обрядов подобрали 20 человек священнослужителей. Одним из них стал нынешний главный раввин России Адольф Шаевич. 

Он отмечает, что к нему в молитвенную комнату спортсмены заходили только сфотографироваться – "ни разу не было такого, чтобы атлеты собрались помолиться".

"Все, кто приходил, удивлялись. Знали, что в Советском Союзе преследовалась религия, а тут вдруг в Олимпийской деревне целый религиозный центр. Для нас и самих было удивительно, неожиданно, что было принято такое решение", – признается Шаевич.

То, что молитвенные комнаты не пользовались популярностью среди спортсменов, подтверждает и один из бывших руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов Вальтер Мицкевич.

"Это было довольно таким скучным дежурством. Немногие к нам приходили: прибежит какой-нибудь иностранный спортсмен, встанет на колени, помолится. В контакты особые мы с ними не вступали", – говорит Мицкевич, который в 1980 году нес службу в Олимпийской деревне.

Зато особый интерес к священнослужителям проявляли представители зарубежных СМИ.

"Приходили десятки журналистов – японцы, норвежцы. Фотографировали, брали интервью, задавали вопросы, как вообще в Союзе обстоят дела с религией. Многие из них жили в Олимпийской деревне и постоянно крутились в культурном центре", – вспоминает Шаевич.

После утренних молитв шли смотреть телевизор

"Я молитвенную комнату делил с двумя буддийскими ламами. Каждое утро начиналось с того, что я молился на своей половине зала, они – на своей, а потом мы шли смотреть телевизор. Единственное, в центре было определенное количество спортсменов-католиков, которые часто ходили молиться", – рассказывает Шаевич.

"Вот побудут с утра мусульмане, затем запрут комнату – им все же интереснее пойти на стадион или еще куда-то", – добавляет Мицкевич.

Вальтер Артурович вспоминает, что католические священники прибыли в Москву из Литвы, и он всегда с любопытством наблюдал за их обрядами.

"Католиков было трое, в черных мантиях до пят. Они каждое утро, каждый день молились и вспоминали Голгофские страдания Иисуса Христа", – говорит Мицкевич.

Ирландские спортсмены перед соревнованиями обязательно посещали службу
© Sputnik / Сергей Гунеев
Ирландские спортсмены перед соревнованиями обязательно посещали службу

По словам Шаевича, представители всех конфессий дружно общались между собой и каждый день делились впечатлениями о соревнованиях.

"Мы общались практически со всеми священнослужителями: православными, мусульманами. Мы, собственно, жили в одной гостинице, общение было тесным, обменивались впечатлениями. В основном, шли разговоры о спорте", – подчеркивает Шаевич. 

В вестибюле культурного центра стояли большие японские телевизоры, кроме того, экраны были и в ресторанах – по ним транслировали соревнования. Раввин отмечает, что как большой любитель спорта использовал любую возможность, чтобы отслеживать ход соревнований.

Шаевич вспоминает, что после Игр нужно было отчитаться "перед органами". И в Совете по делам религий при Совете министров СССР он так и доложил: "Религиозных мероприятий не было, никто молитвенников не просил и не приходил".

"В Олимпийской деревне не было никакой рекламы молитвенных залов. Нужно было все-таки большими буквами написать табличку: "Молитвенная комната", чтобы было ясно, что здесь храм. Этого не было. Как спортсмену понять, что это место для того, чтобы пообщаться с Богом, со священнослужителями?! Поэтому, в основном, придешь в деревню и не знаешь, куда ткнуться", – сетует Мицкевич.

Слова протестантского священнослужителя подтверждает и советский спортсмен-конник Юрий Сальников, который завоевал бронзу в личном первенстве на XXII Олимпийских играх в Москве.

"Я не видел молельные залы в деревне, и я туда не попал. Я и крещен, и в Бога верую. И если бы знал о молитвенных комнатах в деревне, то зашел бы туда. Говорю это искренне", – признается Сальников.

"В Москве в любой храм верующий спортсмен мог зайти, это не возбранялось. Но официально заявить, что я человек религиозный и участвующий в Олимпийских Играх – это тогда был нонсенс. Все молчали", – добавляет православный священник Николай Соколов.

Кинозал и сувенирные лавочки – как служители проводили досуг в деревне

Священнослужителям приходилось придумывать себе различные развлечения, чтобы скоротать время.

"Время-то тягостное, когда никто не приходит. Я довольно часто посещал кинотеатр, там крутили лучшие советские фильмы, и зал был всегда пустым", – говорит Мицкевич. 

Еще Вальтер Артурович любил гулять по Олимпийской деревне с "чудесными парикмахерскими и разными сувенирными магазинчиками".

"Я с удовольствием приобрел в магазинах открытки с храмами, нашими достопримечательностями, с картиной Иванова "Явление Христа народу", – вспоминает Мицкевич.

Также в Олимпийской деревне постоянно устраивали по вечерам дискотеки и организовывали концерты с участием звезд советской эстрады.

"Приезжали наши ведущие артисты: Лев Лещенко, Владимир Винокур, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина. В обычное время на их концерты непросто было попасть. Там я познакомился с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Он с удивлением отнесся к тому, что раввин тоже есть в религиозном центре деревни", – говорит Шаевич.

"Я не забуду, как Зыкина пришла в молитвенную комнату и сказала: "Да, конечно, Бог есть, как нету Бога… Надо людям давать больше возможностей слышать о Боге". Это было так приятно слышать, что представитель нашей интеллигенции, культуры заявляет, что надо учить людей морали, духовной нравственности", – вспоминает Мицкевич.

Соборную мечеть чуть не снесли ради олимпийской стройки

Московская соборная мечеть в 1980 году стала местом паломничества спортсменов-мусульман и официальных делегаций из стран Ближнего Востока. Однако накануне Игр религиозным деятелям пришлось бороться за это здание. Для строительства СК "Олимпийский" был снесен почти целый квартал исторической застройки. Эта участь грозила и мечети. Прецеденты были. Так, при возведении Олимпийской деревни была снесена православная церковь.

"Мой отец Абдулкадир Валитов писал во все инстанции. Мол, вы проводите спортивное мероприятие международного уровня. А когда приедут гости из арабских стран, куда вы их будете водить?!" – рассказывает имам мечети в Отрадном "Ярдям" Исмаил-хазрат Валитов.

Московская соборная мечеть, архивное фото
© Sputnik / Борис Приходько
Московская соборная мечеть, архивное фото

К тому же за мечеть вступились послы Египта и Саудовской Аравии в СССР. В результате власти отменили свое решение о сносе.

"Во время Олимпиады в Московскую Соборную мечеть приезжали иностранные делегации и те спортсмены, у которых не было соревнований в определенные дни. Там вместе со всеми мусульманами-прихожанами они совершали намаз. Это было при мне, я видел это", – вспоминает советник председателя Духовного управления мусульман России Харис Саубянов.

Другой сын Валитова – Ислам-хазрат, утверждает, что в мечеть приходили и советские спортсмены.

Как служители попадали в Олимпийскую деревню

Для аккредитации в Олимпийской деревне Совет по делам религии должен был подобрать и подготовить "проверенных служителей культа": православных и католических священников, лютеранских пасторов, раввина, имама, буддиста. Однако Мицкевич и Шаевич утверждают, что специальный отбор для служения в Олимпийской деревне они не проходили.

"Именно благодаря Олимпиаде я стал Московским раввином. Я в 80-м году как раз получил раввинский диплом, вернулся после учебы из Будапешта. Я был первым раввином в СССР, получившим образование при советской власти. Поскольку я родом из Биробиджана (столица Еврейской автономной области в РФ – ред.), меня хотели отправить туда. Но тут случилась Олимпиада, и меня на это время оставили в Москве, дали поработать на Играх", - комментирует Адольф Соломонович.

К Играм прислали тысячи молитвенников

США бойкотировали ОИ-80, и американские спортсмены не приехали на Олимпиаду в Москву. Однако литература по иудаизму для молитвенного зала была отправлена из США специально к Играм.

"Мы именно к Олимпиаде получили из Америки от раввина Артура Шнайера по несколько тысяч молитвенников, Пятикнижие Моисея, экземпляры Торы. В Союзе в связи с Играми нам разрешили принять большое количество религиозных изданий. Часть из них я привез и в Олимпийскую деревню. Православные и мусульмане, по-моему, тоже получили большое количество книг из-за рубежа", – рассказывает Адольф Соломонович.

Читайте также:

103
Теги:
религия, Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

98
(обновлено 14:51 05.08.2020)
Что изменилось в быте москвичей во время Олимпийских игр? Смотрите заключительную серию проекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Жвачки, газированные напитки в банках и плавленые сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль.

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского?

Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube".

Читайте также:

98
Теги:
Олимпиада-1980, Москва, Россия
Темы:
Олимпиада — 80 (66)

Сколько денег получали советские олимпийцы и на что тратили гонорары?

864
(обновлено 02:23 01.08.2020)
Для начала 1980-х спортсмены в СССР за выдающиеся результаты на московской Олимпиаде получали приличные деньги даже после различных выплат. Атлеты покупали машины, делали ремонт, а кто-то отдавал гонорар родителям.

Как государство поощряло советских спортсменов, завоевавших медали на московской Олимпиаде? Корреспонденты Sputnik Максим Огненный, Лев Рыжков, Алексей Стефанов свели "баланс" олимпийских гонораров.

С выплатой подоходного налога

Знаменитый конник, заслуженный мастер спорта СССР, обладатель двух олимпийских медалей Виктор Угрюмов помнит расценки.

"Гонорар за первое место на Олимпийских играх 1980 года был 4 тысячи рублей, за второе – 2 тысячи, за третье – 1,5 тысячи, и так до шестого, за которое давали одну тысячу, – вспоминает Виктор Угрюмов. – С учетом того, что в командном зачете я взял золото, а в индивидуальном первенстве – бронзу, то получил 5,5 тысячи рублей".

Премии за медали выдавали не "чистыми" деньгами, а с вычетом налога и других выплат, например, за бездетность.

"За золото заплатили по 4 тысячи рублей минус подоходный налог, на руки выходило 3600 или 3700 рублей – уже не помню, – вспоминает легендарный гимнаст Александр Дитятин, которому Олимпиада в Москве принесла семь медалей. – У меня было три золота и четыре серебра".

Точную сумму, полученную за семь олимпийских медалей после уплаты налога, он не помнит, говорит, что это было около 20 тысяч рублей. Но, тем не менее, ожидал он большего.

Александр Дитятин, абсолютный чемпион Олимпиады-80, абсолютный чемпион мира и Европы 1979 года
© Sputnik / Савельев
За олимпийские победы Александр Дитятин получил около 20 тысяч рублей

"За золотую медаль нам обещали по 10 тысяч, так что сами видите, какая разница получилась между ожидаемым и действительностью", – добавляет спортсмен.

Чем дальше от Москвы жил спортсмен, тем больше был вычет. За переводы взимались значительные суммы. И с этой точки зрения спортсменам из республик бывшего СССР не повезло.

"На тот момент за золотую медаль я получила три тысячи с лишним рублей, – вспоминает Лариса Савкина, обладательница золотой медали Олимпиады-80. – А у меня еще от того, что она переводилась из Москвы в Азербайджан, где я тогда жила, высчитали значительный процент. То есть на тот момент было не мало, но и не так много, как получают современные олимпийцы".

Примерно одну пятую гонорара стоила пересылка призовых денег в Узбекистан.

"Призовые деньги мы тоже получили – по 1,5 тысячи рублей, – вспоминает Валентина Заздравных, обладательница бронзовой медали Олимпиады-80 по женскому хоккею на траве. – С учетом всех вычетов осталось 1200 рублей".

Автомобили, мебель и линолеум

На что же тратили олимпийцы свои наградные деньги? В основном, конечно же, совершали дорогостоящие приобретения.

"В Москве я получил две золотые медали, – вспоминает саблист Виктор Кровопусков. – Премию за них я потратил, в основном, на мебель. Как раз перед Олимпиадой я получил в столице квартиру. Она была совершенно пустая, и я смог приобрести обстановку. И осталось добавить к накоплениям на машину. "Волга" тогда, по-моему, стоила 4,5 тысячи рублей ("Волга" в зависимости от модели стоила от 10 до 15 тысяч рублей – ред). Это сейчас медалистам чуть не на Красную площадь автомобили пригоняют. Прямо с ключами. А тогда за право купить машину надо было еще и биться. Столько народу, столько желающих было!"

© Sputnik / Юрий Сомов
Виктор Кровопусков на олимпийскую премию меблировал новую квартиру

Сходным образом потратил свои призовые деньги и обладатель семи олимпийских медалей Александр Дитятин.

"Я сразу же купил новую машину, продав старую, и полностью обставил новую четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда", – вспоминает легендарный гимнаст.

Другой спортсмен – пловец Владимир Сальников, завоевавший на Олимпиаде-80 три золотые медали, сумел уложиться, что называется, тютелька в тютельку.

"За три золотые медали мне удалось купить автомобиль ВАЗ, – вспоминает Владимир Сальников. – Модель была "шестерка", 2106. Но в экспортном варианте. Вот все и уложилось".

А вот золотой медалистке Ларисе Савкиной призовых денег на машину не хватило.

"На эти деньги мы с мужем, дополнительно заняв, смогли купить "Жигули" последней модели, - вспоминает чемпионка Олимпиады-80. – Притом, удивительно, но мы о призовых не думали. Я даже и не знала, что там будет какая-то – на тот момент бешеная – премия. Сейчас я тоже радуюсь за олимпийцев. Если у государства есть возможность дарить машины, почему нет? Спортсмены заслужили. Но сейчас люди стали другими. Сейчас человеку надо дать стимул, и лишь тогда он будет стремиться к высоким результатам".

Воспользовалась возможностью купить машину и бронзовый призер Олимпиады-80 Валентина Заздравных.

"В Андижане (Узбекистан – Sputnik) нам всем разрешили купить вне очереди машины, – вспоминает спортсменка. – Это же был дефицит! Для того, чтобы купить автомобиль, надо было вставать в очередь и несколько лет ждать. А нас, девочек из сборной по хоккею на траве, пропустили вне очереди. Всем, кто захотел взять. Машина была обычная, "Жигули". Но взяли не все. Некоторым и машина оказалась не нужна".

Автомобиль был по карману не всем. Так что заблуждением было бы думать, что все медалисты пересели на авто.

"Мне выделили призовые две тысячи рублей за олимпийскую медаль, – вспоминает серебряный медалист Олимпиады-80, стрелок Руслан Ямбулатов из Узбекистана. – Я потратил их на ремонт квартиры. А точнее, купил три рулона югославского линолеума, он тогда был в дефиците. Застелил им трехкомнатную квартиру. Один рулон стоил свыше 500 рублей".

Некоторые олимпийцы вообще не тратили свои призовые деньги.

Заслуженный мастер спорта по выездке лошадей, олимпийский чемпион 1980 года Виктор Угрюмов
© Sputnik / Александр Лыскин
Виктор Угрюмов олимпийскую премию раздал в долг родителям учеников

"У меня к деньгам отношение всегда было ровное – покупал только необходимое, не шиковал, а тут родители моих учеников попросили в долг, – вспоминает дважды медалист московской Олимпиады Виктор Угрюмов. – Так я все и раздал. Ни о каких процентах речи не шло. А потом случилась перестройка, все стало обесцениваться, долги еще не вернули, но мне повезло – люди порядочными оказались. Сели с ними, посчитали, что они купили за полученные от меня деньги тогда, и сколько стоят эти вещи в момент возврата, и по курсу вернули уже в долларах. У меня первая внучка как раз родилась – я все дочке и отдал".

А право получить автомобиль вне очереди олимпиец уступил знакомому из Ташкента.

Пловец Александр Сидоренко также не стал тратиться на себя. По словам атлета, его отец давно мечтал о машине, в итоге олимпийский гонорар медалист отдал ему.

Борьба за жилплощадь

Была у спортсменов еще одна льгота, не входившая в призовые деньги. Им могли дать квартиры. Жилплощадь в Советском Союзе также распределялась между очередниками. Ждать квартиры приходилось по десять и больше лет, но жилье давали бесплатно. И олимпийским чемпионам – гордости страны – разрешали получить квартиры без очереди.

"Нам с мужем после Олимпиады дали квартиру в Баку, – вспоминает золотая медалистка Лариса Савкина. – Я "унаследовала" жилье после Гарика Каспарова, которому, как кандидату в чемпионы мира по шахматам, дали от Спорткомитета квартиру побольше и получше".

Семикратный медалист Александр Дитятин получил за свои заслуги четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда. Но за жилищное счастье пришлось еще и побороться.

"Называлось это улучшением жилищных условий, поскольку до этого у меня была квартира меньшей площади, – вспоминает чемпион. – Мы с женой, маленьким Алешей и родителями до Олимпиады-80 жили в трехкомнатной квартире. Но переселиться удалось не сразу. Председатель Ленинградского горисполкома подписал мне документ на получение четырехкомнатной квартиры в центре, но оказалось, что этого мало, мне долго не могли подобрать ничего подходящего".

В итоге спортсмену пришлось брать инициативу в свои руки. Товарищи подсказали спортсмену, что квартиру можно подыскать и самому, и объяснили, как это сделать.

"С готовым вариантом я пришел туда, где квартиры распределяют – сказал, что нашел, попросил дать мне ордер, - вспоминает Александр Дитятин. – Конечно, были там чиновники, которые не очень хотел это делать – да кто, мол, я такой, почему мне должны? Но все закончилось благополучно, и мне выделили эту квартиру, улучшили мои условия".

Спустя много лет, когда старший сын уже вырос, а с женой Александр Дитятин развелся, "спортивное жилье" в центре Санкт-Петербурга было разменяно на три квартиры.

Читайте также:

864
Теги:
Олимпиада-1980, Москва
Темы:
Олимпиада — 80 (66)
Член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

Слепнев: единая маркировка молочки в ЕАЭС может появиться в 2021 году

0
(обновлено 12:32 30.09.2020)
По словам министра ЕЭК, маркировка товаров поставит барьеры серому импорту на территории ЕАЭС и будет способствовать выстраиванию добросовестной конкуренции.

МИНСК, 30 сен ― Sputnik. Единая маркировка молочной продукции и продукции легкой промышленности на территории государств-членов ЕАЭС должна появиться в 2021 году, заявил член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. 

Сегодня в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь в формате онлайн-видеомоста Москва – Ереван – Минск – Нур-Султан проходит встреча с министром.

"Могу сказать, что вопрос этот (о введении единой маркировки товаров Sputnik) очень актуальный, мы идем достаточно быстро к ведению маркировки на новые группы товаров", ― сказал министр, отвечая на вопрос Sputnik Беларусь о проблемах, озвученных премьер-министром Беларуси Головченко на межправсовете, где прозвучал и вопрос по единой маркировке.

Министр ЕЭК рассказал, как сейчас решается вопрос по единой маркировке товаров, произведенных в странах ЕАЭС. В частности, по словам Слепнева, в ближайшее время вводится единая маркировка на обувь, парфюмерию. В 2021 году запланировано введение единой маркировки на молочную продукцию и продукцию легпрома, собщил министр.

Он подчеркнул, что единая маркировка товаров поставит барьеры серому импорту на территории ЕАЭС, будет способствовать выстраиванию добросовестной конкуренции, позволит более успешно работать легальным предприятиям, которые "испытывают серьезные проблемы от теневого оборота".

Вместе с тем министр отметил, что с ведением единой маркировки товаров, "нельзя допустить барьеров" для торговли и движения товаров. Министр отметил, что идет разработка базовой единой модели маркировки товаров, что бы не получалось так, что на одном товаре будут наклеено несколько маркировок.

Читайте также:

0
Теги:
недобросовестная конкуренция, маркировка продукции, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)