Контактная группа в Минске

Минские договоренности на куски не делятся

332
(обновлено 08:05 20.10.2016)
Эксперт Sputnik о замкнутом круге переговоров Контактной группы в столице Беларуси и о том, что поможет разблокировать этот правовой тупик.

Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед

Очередной раунд переговоров в рамках "нормандской четверки" ожидаемо не принес прорывов в разрешении конфликта на востоке Украины. Слишком разные у сторон цели, приоритеты и видение последовательности шагов по урегулированию конфликта.

В то же время сам текст Минских договоренностей, родившийся в процессе изнуряющих переговоров и утвержденный Советом Безопасности ООН, является целостным документом, в котором одно положение вытекает из другого. И без выполнения предыдущих пунктов последующие выполнить физически невозможно.

Условия для выборов

В демократическом обществе выборы не могут быть признаны состоявшимися без соблюдения ряда условий, касающихся, в частности, доступа вех избирателей к участкам, прозрачной процедуры выдвижения кандидатов, обеспечения свободы и равных условий агитации, соблюдения тайны голосования и т.д.

Исходя из этого, украинская сторона выдвигает условие, что проведению выборов должно предшествовать обеспечение безопасности.

Действительно, первыми же из положений Минских соглашений предусмотрено прекращение огня и отвод тяжелых вооружений с линии соприкосновения. Однако, хотя со времени подписания минских договоренностей прошло более года, представители конфликтующих сторон и наблюдатели ОБСЕ фиксируют многочисленные нарушения режима прекращения огня, количество которых иногда превышает несколько сотен в день. Причем нарушения происходят с обеих сторон, как, например, трагедия в Еленовке, где наблюдатели ОБСЕ зафиксировали пуск мин запрещенного Минском-2 калибра с позиций ВСУ.

Вряд ли я буду оригинальной, если скажу, что для обеспечения безопасности необходимо всего лишь прекратить обстрелы. И для этого уж точно не требуется помощь ни международных посредников, ни вооруженный контингент ОБСЕ, стоящий между конфликтующими сторонами, что вообще не предусмотрено Минскими соглашениями. Здесь карты полностью на руках Киева, Донецка и Луганска.

Правовой узел выборов и статуса

После неудачи с внесением изменений в текст Конституции Украины и продолжающихся вокруг этого вопроса юридических процедур и политических дискуссий, основной акцент, как со стороны Киева, так и западных гарантов выполнения Минска-2 был перенесен на проведение выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Даты называли различные, но само их проведение постоянно откладывается.

Это связано с совершенно объективными причинами. Вспомним сам текст Минских соглашений, вернее, последовательность шагов, которые должны быть осуществлены перед проведением выборов.

Пункт 4 договоренностей гласит, что сразу же после отвода вооружений от линии соприкосновения (реализовано лишь частично) стороны должны начать "диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". В рамках Минской переговорной группы подобные переговоры ведутся, но на данный момент компромисс не достигнут.

Но лишь после достижения этого Верховная Рада должна определить территории, на которые распространяется особый режим.

Далее. Стороны обязаны обеспечить помилование и амнистию всех лиц, причастных к событиям, имевшим место в Донецкой и Луганской областях, а также провести обмен и освобождение всех пленных и заложников. Помимо этого необходимо восстановление экономических связей между регионами, возобновление работы банковской системы в ОРДЛО и создание механизма доставки гуманитарной помощи.

Но пока договоренности о модальностях не достигнуты, официальный Киев внес изменения в Закон Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", согласно которому все пункты, касающиеся особого статуса региона, восстановления связей, амнистии и т.д. вступают в силу лишь после проведения выборов. А вместо четкого определения границ ОРДЛО украинский парламент принял постановление о признании подконтрольных непризнанным республикам территорий оккупированными.

Таким образом, получается замкнутый круг. Без выполнения пунктов Минска-2, предшествующих проведению выборов, их проведение невозможно, а проведение амнистии, обмен пленными и определение границ районов с особым статусом ныне запрещено законодательством Украины. Для разблокирования этого правового тупика необходимо отменить внесенные уже после Минских переговоров украинские правовые акты, вернув ситуацию в положение "до Минска".

Согласование как камень преткновения

Главным же камнем преткновения, осложняющим переговорный процесс, является нежелание официального Киева согласовывать положения законодательства о выборах в ОРДЛО, а также конституционные изменения с представителями Донбасса.

Украина, считая территорию Донецкой и Луганской областей частью украинского государства — а де-юре это так и есть, отказывается признать представителей самопровозглашенных республик правомочными переговорщиками. Тем не менее де-факто именно подписанты Минских соглашений от Донбасса контролируют часть территории, и физически нет возможности навязать им принятые в Киеве в одностороннем порядке законы. Если, разумеется, не рассматривать решение вопроса военными средствами, от чего как-будто отказались уже все стороны конфликта.

Так что законодательство о выборах согласовывать с республиками придется, ибо это прямо предусмотрено п. 12 Минского протокола, который, напомню, утвержден резолюцией СБ ООН.

Как придется и провести амнистию и обмен пленными, поскольку иное сделает физически невозможным проведение избирательного процесса. Участие в выборах людей, на которых в Украине открыты уголовные дела, и преследуемых по законам самопровозглашенных республик украинских политиков — это попросту юридический нонсенс. Невозможно будет и обеспечить безопасность кандидатов и агитаторов от украинских политических сил, которые захотят принять участие в выборах в ОРДЛО, как того требует Киев.

Еще одно крайне желаемое для Украины положение Минских соглашений — восстановление контроля над границей — также возможно лишь после проведения конституционной реформы, согласованной с представителями мятежного Донбасса. Именно такой механизм и именно в такой последовательности прописан в минских договоренностях.

Прогресс в разрешении гражданского конфликта, тянущегося более двух лет, необходим отнюдь не государствам-гарантам, а прежде всего самой Украине. Которая страдает от разрыва экономических и социальных связей с крупным промышленным регионом, несет дополнительные бюджетные расходы на содержание и адаптацию внутренне перемещенных лиц и перенос органов государственного управления, вузов, больниц и других учреждений на подконтрольные правительству территории и т.д.

Любой худой мир лучше доброй ссоры. Любые войны рано или поздно заканчиваются миром. И "рано" намного лучше, чем "поздно".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

332
Теги:
Минск, План мирного урегулирования
Комментарии
Загрузка...