Президент РФ Владимир Путин перед началом заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ

Кадровое решение в ОДКБ отложили на месяц. Чего ожидать в декабре?

592
Состоявшийся в Астане саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) привлек к себе значительный интерес задолго до его официального открытия.

Прежде всего, потому что в казахстанской столице предполагали обсудить главный для любой интеграционной структуры вопрос – кадровый, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.

Впервые за всю историю Организации имело место досрочное прекращение полномочий генерального секретаря. В апреле прошлого года в этой должности был утвержден генерал-полковник армянской армии Юрий Хачатуров. Он сменил на посту генсека Николая Бордюжу, возглавлявшего ОДКБ с момента ее основания. Причем приход Хачатурова был осуществлен в соответствии с новым регламентом. В настоящее время генсек Организации утверждается на три года от каждой страны-участницы в алфавитном порядке.

Между процедурами и резонами

Наверное, кадровая ротация в ОДКБ прошла бы не особенно замеченной, если бы не политические обстоятельства, которые ей сопутствуют. После того как в Армении в мае нынешнего года сменилось правительство, в стране открылся целый ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и политиков. Среди их фигурантов оказался и Юрий Хачатуров. Ему было предъявлено обвинение в свержении конституционного строя во время событий марта 2008 года, когда генерал командовал частями ереванского гарнизона.

Здесь обозначились серьезные разночтения между Москвой и Ереваном. Если для нового армянского правительства преследование Хачатурова, а также экс-президента Армении Роберта Кочаряна представлялось исключительно внутриполитическим событием, то для Москвы оно стало нарушением принятых в ОДКБ (а также международных объединениях в целом) процедур. Прежде всего потому, что генсек как глава интеграционного объединения обладал иммунитетом, лишить которого могла только сама эта структура.

Помимо формально-юридических аспектов остроты ситуации добавляют и эмоции, неизбежные при оценке революционных потрясений в Армении. В Москве, а также в других столицах стран – членов ОДКБ к смене власти в результате массовых протестов относятся чрезвычайно скептически. Практически у каждой страны есть свой (в том числе и резко негативный) опыт того, как борьба за "справедливость и лучшую жизнь" приводила к серьезным потрясениям и конфликтам.

Добавим к этому и другие сложности, не имеющие прямого отношения к "делу 1 марта". Не следует забывать, что и сам процесс утверждения Юрия Хачатурова в должности генсека ОДКБ в прошлом году проходил непросто. Москве пришлось использовать все свое влияние для его продвижения в диалоге с партнерами из Минска и Астаны. Каждое постсоветское государство крайне чувствительно реагирует на все вопросы, связанные с сепаратизмом и нарушением территориальной целостности. Идентичности новых независимых стран, возникших в ходе распада СССР, находятся в стадии формирования, и, как следствие, мы наблюдаем болезненное восприятие любых попыток поставить под сомнение границы, утвержденные между бывшими союзными республиками еще в советские времена.

В этом контексте можно вспомнить осторожную реакцию Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко на перспективы вступления Армении сначала в Таможенный, а затем и в Евразийский экономический союз, учитывая, что де-факто Нагорный Карабах, юридически не признаваемый и Минском, и Астаной, и Москвой, является общим пространством экономики и безопасности с Арменией. В том же контексте следует рассматривать и непростой диалог по поводу утверждения генсеком ОДКБ представителя Армении (его фамилия не имеет первостепенного значения). Стоит ли удивляться тому, что после "дела Хачатурова" сторонники "армяноскептицизма" внутри ОКДБ получили дополнительные козыри.

Отложенная партия и неудобные вопросы

Однако астанинский саммит прошел, а главное кадровое решение не было принято. Оно отложено до декабря. Чего же следует ожидать под занавес 2018 года?

Очевидно, что в формате саммита лидеры стран – участниц ОДКБ хотели воздержаться от публичных дебатов вокруг этой острой проблемы. Просто потому, что споры в очередной раз продемонстрировали бы наличие расхождений внутри Организации. Принципиально нового здесь ничего нет. Фактически в рамках ОДКБ мы видим четкую региональную специализацию. Страны Центральной Азии крайне неохотно проявляют свою солидарность с Арменией по поводу Карабаха, тогда как Еревану не слишком интересна ситуация на таджикско-афганской границе или проблемы в двусторонних отношениях между самими странами этого региона. У Минска есть свои налаженные контакты с Баку, включая и военно-технический формат. И хотя Россия, пожалуй, единственная из стран ОДКБ активно играет на всех трех внешнеполитических направлениях (Центральная Азия, Закавказье, Беларусь), другие участники организации далеко не всегда готовы согласиться с подходами Москвы. Наиболее яркими примерами этого являются события 2008 года в Южной Осетии и в Абхазии, 2014 года в Крыму и продолжающийся конфликт в Донбассе. Да, российским интересам никто не противоречит, но в то же самое время есть слишком много нюансов, чтобы фиксировать полное единство взглядов и подходов стран-партнеров.

Думается, именно этим вызвано стремление перенести чувствительный вопрос о генсеке Организации в формат непубличной дипломатии, где найдут свое место и непростые согласования, и неформальные договоренности. И при любом раскладе найдутся те, кто будет недоволен конечным результатом. Получит Армения право на замену Хачатурова на срок до 2020 года – скажут, что Москва потакает "бархатным революциям". Перейдет право на выдвижение главы Организации Минску –  активизируются те, кто считает ОДКБ и другие евразийские проекты ненужным бременем для Армении. И, конечно, стоит ожидать разговоров о смене и, как минимум, корректировке внешнеполитического курса кавказской республики.

То, что такие инициативы будут исходить не от первых лиц государства, а от популярных блогеров или хозяев страничек в социальных сетях, не должно создавать ощущения несерьезности. Сегодня роль "новых СМИ" и неправительственных ресурсов крайне важна. Вне всякой связки с США или их союзниками, просто как важный источник формирования общественного мнения.

Не ждать максимума, а дорожить минимумом

Непраздный вопрос: а как же в таком случае оценивать полезность и эффективность ОДКБ? Ответ напрямую зависит от того, чего мы ожидаем от этого объединения. Если хотим увидеть некий аналог НАТО, структуру с железной дисциплиной и единообразными стандартами, то такие надежды вряд ли реализуемы в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Просто в силу несопоставимости ресурсов Альянса и Организации.

Следует также понимать и учитывать все имеющиеся объективные ограничители. Страны постсоветского пространства еще находятся в стадии формирования своих идентичностей. Поэтому на первом плане у них национальный эгоизм (в данном случае мы используем это понятие без всякой негативной нагрузки). Они с крайней осторожностью относятся к делегированию своего суверенитета кому бы то ни было – будь то ОДКБ или ЕАЭС. И при выборе между интеграционными целями и собственными интересами предпочтение практически автоматом отдается второму. Дело здесь не в конкретных фамилиях глав государств, правительств или оборонных ведомств. Просто никому еще не удавалось построить эффективную интеграционную модель без завершения формирования столь же результативной национальной государственности.

На саммите в Астане были приняты документы о правовом оформлении статусов наблюдателя и партнера ОДКБ. Налицо возможности для расширения партнерства Организации с третьими странами. Однако ожидаемое приглашение к сотрудничеству не произошло. Скорее всего, по причинам, описанным выше. Простое количественное наращивание новых участников вряд ли придаст интеграционному объединению новое качество. Разве что добавит новых противоречий и потребует дополнительного дипломатического мастерства.

Таким образом, от ОДКБ не следует ожидать максимума, но стоит ценить тот минимум, который уже имеется. В Ереване сколько угодно могут сетовать на отсутствие единства в рядах Организации и консолидированной позиции по Карабаху, но именно членство в ней дает возможность получать вооружение из России в кредит и по низким ценам. В противном случае – торжество рыночных принципов и стоимость поставок, как для Индии. Странам Центральной Азии, может быть, не слишком интересен карабахский конфликт, но вместе с Москвой они наработали неплохой практический опыт по сдерживанию терроризма. И Минск, несмотря на интерес к многовекторной внешней политике, в связке с Москвой воспринимается Западом совсем иначе, чем если бы таковой не было.

При этом не стоит сбрасывать со счетов двустороннюю повестку. На фоне имеющихся расхождений диалог отдельных стран – членов ОДКБ с Москвой облегчается, среди прочего, наличием дополнительной площадки.

592
Теги:
кадровые назначения, ОДКБ, Нур-Султан
Темы:
Борьба за пост генсека ОДКБ (24)

Борис Грызлов

Грызлов: Киев отказывается фиксировать договоренности по Донбассу

45
(обновлено 21:25 30.09.2020)
Заявление Киева о том, что Украина ставит цель вернуть территории Донбасса на своих условиях, фактически прекращает выполнение минских соглашений, заявил полпред РФ в трехсторонней контактной группе.

МИНСК, 30 сен - Sputnik. Киев отказывается от фиксации договоренностей контактной группы по Донбассу, снимая с себя всю ответственность, заявил полпред РФ в полпред РФ в трехсторонней контактной группе по Донбассу Борис Грызлов.

Видеоконференция трехсторонней контактной группы прошла в среду.

Уход от фиксации договоренностей

Как рассказал по итогам видеоконференции Борис Грызлов, заседание было под угрозой срыва. Причиной стало то, что представитель ОБСЕ и делегация Украины не хотели вести фиксацию (стенограмму, аудио-, видеозапись) заседания и настаивали на том, чтобы не оформлялся протокол переговоров, не фиксировались озвученные позиции, предложения и заявления его участников."По сути, практически безо всякой ответственности сторон в переговорах. Киев отказывается от фиксации любых договоренностей, как будто заранее знает, что не будет их выполнять", - заявил Грызлов.

Такую позицию Киева полпред назвал контрпродуктивной, поскольку под вопросом оказывается сама цель переговоров о достижении мира на юго-востоке Украины.

Полпред РФ выразил озабоченность двойными стандартами в попытках координатора ОБСЕ присвоить себе монополию на право принимать решение о том, кто должен информировать общественность об ходе переговоров. "Особенно вызывает удивление, что закрываются глаза на попытки искаженного информирования о переговорах со стороны представителей украинской делегации, не говоря уже о соблюдении ими декларируемой конфиденциальности переговорного процесса", – отметил Грызлов, подчеркнув, что российская сторона настаивает на открытости переговорного процесса.

Время требовать ответственности

"В заявлениях на международную аудиторию Киев пытается присвоить себе достижения в сфере режима прекращения огня. В реальности, украинская позиция была и остается прямо противоположной. Никаких достижений у Киева нет", – сказал Грызлов. По его оценке, договоренности о прекращении огня тормозятся именно украинской стороной, а украинские вооруженные формирования по-прежнему нарушают договоренности. "Именно из-за киевской позиции режим прекращения огня остается неустойчивым", – подчеркнул он.

Полпред РФ считает, что пришло время международным посредникам минского переговорного процесса пора "требовать от украинской стороны конструктивного и ответственного отношения к достижению мира во внутриполитическом конфликте на юго-востоке Украины".

Прекращение Минских соглашений?

"Мы фиксируем, что последние политические решения Киева также направлены на продолжение агрессии против Донбасса. Постановление Верховной рады о местных выборах, которое нарушает минские соглашения, так и не скорректировано", - сказал Грызлов.

Он напомнил, что на сайте президента Украины заявлено: "Главной целью нашей делегации, как и всего государства, является возвращение исключительно на украинских условиях всех временно оккупированных территорий". "Это принципиально противоречит самой основе Минских соглашений", - отметил Грызлов. Политические последствия такой позиции, по оценке Бориса Грызлова, могут оказаться катастрофическими. "Киеву лучше вернуться к исполнению "Минска", к исполнению своих прежних предвыборных обещаний", - подчеркнул он.

История конфликта

Власти Украины в апреле 2014 года начали военную операцию против самопровозглашенных ЛНР и ДНР, которые заявили о независимости после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. По последним данным ООН, жертвами конфликта стали около 13 тысяч человек.

Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября 2014 года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта. Однако и после соглашений о перемирии между сторонами конфликта продолжаются перестрелки.

45
Российский политический эксперт Станислав Бышок

Бышок: даже не признавая Лукашенко президентом, надо понимать главное

375
(обновлено 17:10 30.09.2020)
Встреча президента Франции Эмманюэля Макрона со Светланой Тихановской в Вильнюсе и санкции Беларуси в отношении официальных лиц стран Балтии ― о взаимосвязи и перспективах рассуждает политический аналитик Станислав Бышок.
Бышок: можно не признавать Лукашенко президентом, но нужно понимать главное

Симметричные ограничительные меры, принятые накануне Беларусью в отношении ряда балтийских чиновников "мало на чем отразятся, поскольку вряд ли речь идет о большом потоке этих чиновников между странами", отметил собеседник Sputnik, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. 

"Принципиальным моментом является то, что, например, с Литвой у Беларуси не только общая граница, но и связанная логистика,  в литовские порты осуществлялся экспорт части товаров, которые Беларусь производит. И сейчас, если так ухудшились отношения, возможно порты Ленинградской области будут более доступны для Беларуси, чтобы через них шел экспорт, то есть здесь проблема экономического характера", ― рассуждает Бышок.

Что касается политики, то пока не видно какого-то сценария на перспективу, который был бы адекватно воспринят как извне, так и внутри страны, отмечает эксперт. Есть некий оптимизм в отношении конституционной реформы и досрочных парламентских и президентских выборов, но пока их перспектива не определена. В этом контексте состоявшаяся в Вильнюсе встреча президента Франции Макрона со Светланой Тихановской может объясняться не только разными подходами стан к дипломатии, добавляет собеседник. 

"В данном случае сама по себе встреча ― это серьезная инвестиция, прежде всего, в Тихановскую, но можно сколько угодно встречаться, это символический акт, и никакие страны Европейского союза не собираются сокращать свое дипломатическое присутствие в Беларуси и не говорят о разрыве дипломатических отношений", ― отмечает Бышок.

Можно не признавать Лукашенко президентом, но нужно понимать, что он, а не Тихановская, ответственен за то, что происходит в стране и он определяет действия силовиков и так далее, резюмирует Бышок.

Читайте также:

375
Теги:
Станислав Бышок, Светлана Тихановская, Евросоюз, страны Балтии, санкции, Александр Лукашенко, Беларусь
Девушка в защитной маске, архивное фото

ВОЗ не считает коронавирус сезонным заболеванием

0
(обновлено 22:28 30.09.2020)
Специалисты организации считают, что вирус COVID-19 циркулирует во всех условиях, климате и регионах.

МИНСК, 30 сен – Sputnik. Всемирная организация здравоохранения не считает коронавирус COVID-19 сезонным заболеванием, отмечая при этом, что рост числа заражений в некоторых странах связан со снятием ограничительных мер, заявила глава технической группы подразделения чрезвычайных заболеваний ВОЗ Мария ван Керкхове.

"Когда мы говорим о волнах (вируса), мы подразумеваем сезонность, как у гриппа, сезонность которого выражается в росте случаев заболевания в зимние месяцы в Северном и Южном полушариях. Мы еще не видим сезонности в этом вирусе. Этот вирус циркулирует во всех условиях, климате и регионах", - сказала ван Керкхове в ходе онлайн-брифинга, трансляция которого велась в Twitter ВОЗ.

Она добавила, что с помощью ограничений пики заболеваемости коронавирусом могут снижаться, а распространение инфекции может быть взято под контроль.

"В некоторых странах распространение вируса началось снова, потому что ограничения снимаются", - сказала представитель ВОЗ.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире выявлено свыше 33 миллионов случаев заражения, более миллиона человек скончались.

Читайте также:

0
Теги:
коронавирус COVID-19, ВОЗ, Беларусь
Темы:
Коронавирус COVID-19