Здание МИД в Варшаве

Варшава не намерена претендовать на белорусские территории

1311
(обновлено 08:42 23.08.2020)
В канцелярии президента Польши отметили, что поражены заявлениями белорусских властей о планах Варшавы якобы нарушить территориальную целостность республики.

МИНСК, 22 авг – Sputnik. Польша не планирует притязать на белорусские территории и нарушать ее территориальную целостность, сообщил глава канцелярии президента страны Кшиштоф Щерский.

"Польша является государством, которое последовательно на международной арене выступает за верховенство международного права в отношениях между странами. Соблюдение международного права является, по нашему убеждению, основой мира на свете. Фундаментом этого права является условие суверенности и территориальной целостности государств", - приводит слова Щерского агентство РАР.

Он подчеркнул, что Польша "защищает эти принципы в ООН и реализует их в своей внешней политике, защищая страны нашего региона от империализма и агрессии, нарушающей эти принципы".

Глава канцелярии также отметил, что для Варшавы "грустно и поразительно то, что в пропаганде белорусских властей появляются предположения о том, что Польша якобы имеет намерение нарушать территориальную целостность этого государства".

"Польша не имела и не имеет таких намерений", - добавил он.

Напомним, лидер Беларуси Александр Лукашенко, выступая на митинге в Гродно, заявил, что в Польше хватает сегодня тех, кто "хотел бы оттяпать хотя бы клочок этой земли, особенно этой западной жемчужины Беларуси", подразумевая Гродненскую область.

Читайте также:

1311
Теги:
Гродно, Александр Лукашенко, Беларусь, Польша
Президент Центра системного анализа и прогнозирования  Ростислав Ищенко

Ищенко: США не смогут бороться с изменениями климата без России и Китая

25
(обновлено 17:06 22.04.2021)
Зачем России и Китаю участие в саммите по климату, созванном по инициативе американского лидера Джо Байдена, и какие вопросы в перспективе могут решиться по итогам этих виртуальных переговоров, рассуждает политический аналитик Ростислав Ищенко.

Ищенко: США не смогут бороться с изменениями климата без России и Китая
До сих пор ни среди ученых, ни среди политиков, ни в какой-то отдельной стране, ни в мире в целом, нет единого мнения ― с чем именно надо бороться, с глобальным потеплением или глобальным похолоданием, или вообще ни с тем, ни с другим, отметил эксперт в связи с проведением двухдневного виртуального саммита по климату, который в четверг собрал  президент США. В нем принимают участие все приглашенные лидеры 40 государств, в том числе Китая и России. 

"О том, что надо ограничивать выбросы в атмосферу, мы и так всегда говорили, даже не потому что происходит что-то с климатом, а потому что чем меньше гадости мы туда выбросим, тем чище будет воздух, которым мы дышим. Тем более, главные отравители атмосферы сейчас США, они даже Китай в этом перещеголяли, Китай начинает бороться с выбросами, американцы не обращают внимания на это", ― рассуждает Ищенко.

Речь даже не столько о США как о государстве, сколько об американских компаниях, которые владеют предприятиями по всему миру и стараются разместить их в странах с крайне низкими требованиями к экологической безопасности, чтобы экономить на очистных сооружениях и получать более дешевую продукцию, уточняет эксперт.

Чем важен саммит по климату 

"Байдену необходимо продемонстрировать, что США еще являются лидером, который в состоянии усадить весь мир за стол переговоров. Если вести переговоры без России и Китая на тему климата, сразу возникнет вопрос, а договориться вы без них сможете? Как вы собираетесь при случае бороться хоть с потеплением, хоть с похолоданием, хоть с увеличением загрязнения атмосферы, если два крупнейших производителя будут исключены из переговоров в принципе", ― отмечает аналитик.

По его мнению, и Россия, и Китай понимают, что в ходе нынешнего саммита о чем-то договориться будет возможно, "но площадка существует, переговоры начаты, США с их позицией не вечны, американская гегемония де факто и де юре уже исчезла, осталось только, чтобы осознание этого факта дошло до самих американцев, до европейцев доходит уже очень быстро", говорит Ищенко.

Эту переговорную площадку потом можно будет использовать и в своих интересах, добавляет эксперт.

Читайте также:

25
Теги:
Ростислав Ищенко, Китай, Россия, США, саммит, изменение климата, климат
Темы:
Новости экологии

Как Александра Лукашенко встречали в Москве видео

319
(обновлено 16:38 22.04.2021)
Белорусский лидер прибыл в четверг в Москву для переговоров с президентом России Владимиром Путиным.

Путин и Лукашенко планируют обсудить широкий круг вопросов: повестку двухсторонних отношений, торгово-экономическое взаимодействие, борьбу с пандемией коронавируса и дальнейшую работу по восстановлению транспортного сообщения между Беларусью и Россией.

По информации пресс-службы, в числе приоритетных тем разговора двух президентов будет союзная тематика.

Кроме того, Лукашенко и Путин собираются обсудить совместное реагирование на угрозы и вызовы, а также обменяться мнениями о международной обстановке и ситуации, складывающейся в регионе.

Читайте также: 

319
Теги:
Владимир Путин, Москва, Александр Лукашенко
Заправка автомобиля на АЗС

Россия "заморозит" цены на бензин: перестанет ли дорожать топливо в ЕАЭС?

0
Бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза с начала 2021-го года, выше всего темпы в Казахстане, ниже всего – в Беларуси.

МИНСК, 22 апр – Sputnik, Никита Чикунов. Россия принимает новые меры для стабилизации внутреннего рынка и сдерживания цен на бензин. В правительстве страны задумываются и о сезонном ограничении экспорта бензина.

Экономисты считают, что эффекты от предпринимаемых российскими властями шагов могут затронуть и страны Евразийского экономического союза. Как "заморозка" цен на бензин в России подействует на страны ЕАЭС, выяснял Sputnik.

Лекарство от подорожания

Два российских министерства – финансов и энергетики – согласовали между собой параметры корректировки демпферного механизма для внутрироссийского топливного рынка. Об этом говорится в совместном заявлении ведомств, опубликованном во вторник, 20 апреля.

Планируется, что с 1 мая изменится индикативная цена (оптовая стоимость, которую устанавливает правительство, – Sputnik) бензина для внутреннего рынка: она снизится на четыре тысячи рублей. Действующая ставка составляет 56,3 тысячи рублей за тонну (почти 750 долларов - Sputnik). Помимо этого, с 1 января 2023 года базовая цена на бензин будет индексироваться каждый год только на 3% вместо нынешних 5%.

Впервые демпфер заработал в 2019 году. Его главная задача – не допустить повторения топливного кризиса 2018-го. Тогда из-за роста мировых цен на нефть резко повысилась стоимость бензина в России, а правительству страны пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо.

Суть демпферного механизма заключается в том, что при высокой стоимости нефти за рубежом российские нефтеперерабатывающие заводы получают компенсацию – им возвращают часть выплаченных налогов. Эти выплаты "мотивируют" нефтяников продолжать поставки топлива на внутренний рынок, не взвинчивая цены вслед за мировыми.

Такая система не предполагает снижения цен на бензин – только умеренный рост. Стоимость топлива не растет выше годового уровня инфляции (в 2020 году рост составил 2,5% — почти вдвое ниже инфляции), но и не снижается при падении мировых цен. Таким образом, внутренний рынок оказывается защищенным от резких ценовых колебаний.

Сам демпфер подсчитывается с учетом индикативной и актуальных цен на внешнем рынке. Грядущее снижение действующей индикативной цены (56,3 тыс. руб. за тонну) означает, что при поставках топлива на внутренний рынок в условиях высоких мировых цен нефтяники получат больше возвратных выплат. Такой шаг, по мнению опрошенных Sputnik экспертов, позволит остановить рост цен на бензин внутри России.

"Правительство повышает налог на добычу природных ископаемых. Вместе с тем рубль дешевеет, а нефть дорожает. Если бы индикативную цену не снизили, то поставки внутрь страны стали бы невыгодными даже при демпфере. Поэтому его привели к реалиям рынка. Бензин точно не подешевеет, но рост цен на него, вероятно, остановится в ближайшее время", — прогнозирует заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Вслед за российским рынком

С начала нынешнего года бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

За текущий месяц средняя цена одного литра АИ-92 в Армении выросла на 2,64%, в Кыргызстане – на 4,3%, в Казахстане – на 6,5%, в Беларуси – на 1,4%.

За тот же период бензин марки АИ-95 в Армении стал дороже на 6,2%, в Кыргызстане – на 6%, в Казахстане – на 7,9%, в Беларуси – на 1,16%.

Ситуация на топливных рынках в Армении и Кыргызстане обусловлена тем, что эти страны не перерабатывают нефть самостоятельно, а закупают нефтепродукты в России. Следовательно, стоимость топлива целиком зависит от отпускных цен на российских НПЗ.

Корректировка демпфера должна насытить рынок в России топливом. Это создаст благоприятные условия для снижения отпускных цен, по которым российский бензин поставляется в Кыргызстан, считает исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.

"Дорогой бензин в Кыргызстане стал следствием дефицита бензина на российском рынке. Как только в России ощущается нехватка нефтепродуктов и немного повышаются цены, то и у нас (в Кыргызстане - Sputnik) происходит то же самое, только в больших масштабах. Ведь у нас нет демпфера. Нефтетрейдеры в Кыргызстане небольшие, они не могут держать больших запасов топлива и регулировать цены. Мы очень надеемся, что новые параметры демпфера скажутся на нас положительно. Когда в России не будет дефицита – Кыргызстан начнет получать бензин по более низким ценам", — объясняет он. 

Такую точку зрения разделяет исполнительный директор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов. По его словам, рынок топлива в республике идет вслед за российским.

"Наш рынок полностью зависит от России, потому что это наш единственный поставщик нефтепродуктов. Если там рост цен на бензин остановится, то у нас ситуация тоже стабилизируется с разницей в несколько недель. Российские заводы платят большие налоги на добычу (НДПИ), поэтому с начала года отпускные цены на бензин выросли на 4-6%. Если налоговики станут возвращать больше денег, то НПЗ смогут продавать топливо чуть дешевле", — предполагает собеседник.

Аналогичным образом ситуация обстоит в Армении. Ценообразование на топливном рынке республики определяют те же факторы, что и в Кыргызстане: зависимость от российских поставок из-за отсутствия возможностей для переработки нефти.

Казахстан, напротив, покрывает почти все свои потребности в топливе за счет местных мощностей. Если до 2018 года поставки светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо – Sputnik) из России были значительными – от 500 тыс. до 1 млн тонн, то в последующие годы они значительно сократились (в 2019-м – около 20 тыс. тонн, в 2020-м – 2 тыс. тонн), замечает экономический обозреватель Сергей Домнин.

"Несмотря на общую границу и взаимозависимость экономик, рынки нефтепродуктов РК и РФ действуют вполне обособленно: в странах разные схемы организации рынка нефтепродуктов, разная себестоимость переработки, ставки акцизов и розничная цена на бензин. Стоимость бензина в Казахстане растет из-за внутренних факторов (увеличение экспорта нефтепродуктов и нефти, повышение налогов – Sputnik), поэтому ситуация на российском рынке на нас не повлияет", — считает он.

А что с ценами на топливо в Беларуси?

Маловероятным выглядит и сценарий, при котором демпфер в России остановит повышение цен на бензин в Беларуси. Республика перерабатывает нефть на двух НПЗ и производит топливо в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса и даже экспорта. 

С января по февраль нынешнего года страна экспортировала 1,68 млн тонн нефтепродуктов – в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Крупнейшими импортерами белорусских нефтепродуктов стали Украина (546,5 тыс. тонн), Евросоюз (940,2 тыс. тонн) и Великобритания (138,7 тыс. тонн).

Подорожание бензина в Беларуси, как отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, объясняется общемировым повышением стоимости нефти. Корректировка демпфера в России повлиять на эту тенденцию не сможет.

Новая выгода

Осторожный оптимизм партнерам России по ЕАЭС должно внушить заявление российского вице-премьера Александра Новака, который не исключил введения запрета на экспорт бензина в периоды пикового спроса.

"Мы обсудим этот вопрос в ближайшее время. Послушаем рекомендации министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, министерства экономического развития. Совместно примем решения. Ведь могут быть и отрицательные последствия - компании могут снизить объемы производства", — цитирует его слова агентство "Интерфакс".

Будет ли такой запрет распространятся на страны-участницы ЕАЭС, вице-премьер России не уточнил.

По мнению опрошенных Sputnik экспертов, любые экспортные ограничения, как показывает практика последнего года, не затрагивают государства, входящие в Таможенный союз.

В таком случае поставки бензина в Армению и Кыргызстан не только не уменьшатся, но могут и возрасти. В совокупности с обновленным демпфером это даст двойной положительный эффект – топливный рынок стран насытится, что неизбежно отразится на стоимости бензина для конечных потребителей.

0
Теги:
цена и стоимость, бензин, топливо, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)