Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим

Посол Украины Игорь Кизим вернулся в Минск

365
Ранее МИД Украины впервые в истории отозвал своего дипломата из Беларуси в Киев для проведения консультаций.

МИНСК, 7 сен – Sputnik. Посол Украины в Республике Беларусь Игорь Кизим вернулся в Минск, об этом сообщили Sputnik в представительстве дипмиссии.

Дипломата отозвали для консультации в Киев 17 августа. Произошло это после заявления президента республики Александра Лукашенко, что против Беларуси началась агрессия, организованная из-за рубежа, в том числе из государств ЕС и Украины.

Также на это решение украинского МИД повлияло возвращение на родину 33 россиян, которые были задержаны под Минском в конце июля по подозрению в подготовке массовых беспорядков.

Напомним, что ранее в Киеве заявили, что ставят на паузу все процессы и контакты с Минском и возобновят их после того, как убедятся, что это не принесет стране различных потерь. В середине августа МИД Украины отозвал своего посла Игоря Кизиму из Минска для консультаций о перспективах дальнейших отношений с Беларусью. Позже было сказано, что Киев не видит оснований для полного разрыва дипломатических отношений с республикой.

Читайте также:

365
Теги:
Беларусь, Минск, Игорь Кизим, посольство Украины в Беларуси

Предвыборная агитация на улицах Минска

Дорогу осилит идущий. Беларусь в начале пути построения демократии

24
Когда в Беларуси начали формироваться демократические традиции и чем отличается западная и постсоветская модели, рассуждает председатель комиссии по международным делам нижней палаты белорусского парламента Андрей Савиных.

Сегодня никого не нужно убеждать в ценностях демократии. Защита прав человека, участие граждан в политической жизни общества, публичное обсуждение всех важных вопросов политической и экономической жизни — это не только ключевые ценности, обеспечивающие стабильность и устойчивость социальной системы, но и важное условие экономического развития и процветания в XXI веке.

Тем не менее, укоренение демократических традиций во многих странах проходит очень болезненно и противоречиво. Очень часто демократические практики выхолащиваются или имитируются.

С моей точки зрения это происходит потому, что демократическая традиция является порождением цивилизации. Равенство не существует в физической природе, а значит, является продуктом цивилизационного прогресса, существование которого поддерживается искусственно за счет осознанно сформированных в обществе гуманистических традиций, обычаев, законов и институтов.

Это ключевая особенность, определяющая условия функционирования и сохранения демократии как общественного института. Для ее появления нужно прилагать усилия, часто значительные, и даже после укоренения демократической системы нужны постоянные усилия общества, направленные на ее сохранение и защиту. Этот процесс усложнен еще и тем, что каждое общество проходит этот долгий путь по-своему, делая собственные ошибки, и добиваясь успеха своими уникальными путями.

В результате, когда мы рассуждаем о демократии, мы говорим о сложных социальных процессах, которые должны быть вписаны в структуру каждого конкретного общества с учетом традиций, менталитета, стереотипов и даже бессознательного восприятия справедливости, которая сформировалась в этносе на протяжении столетий. Это уникальный продукт развития, который не подчиняется рыночным законам - его нельзя скопировать, импортировать или заимствовать. Такой продукт можно вырастить только самостоятельно, прилагая к этому максимум усилий и создавая для этого соответствующую политическую атмосферу внутри общества и страны. Как правило, это занимает много времени, поскольку требует формирования в сознании каждого члена общества определенных понятий, представлений и табу.

Наиболее активно демократические традиции в Беларуси стали формироваться, начиная с 90-х годов. Так исторически сложилось, что в качестве образца белорусское общество могло использовать или советскую (акцент на социально-экономические права), или западную (акцент на индивидуальные и политические права) модель демократического устройства.

Сейчас "просвещенные" мыслители пренебрежительно относятся к советской системе обеспечения прав человека. Отчасти это понятно. Данная система сформировалась на основе классовых подходов. И у нее не хватило времени для постепенной исторической трансформации в систему, базирующуюся на общечеловеческих принципах. Тем не менее в теоретическом плане такая иерархия прав человека имеет свою логику – "голодный", испытывающий нужду человек не является свободным и независимым. Он не может принимать рациональных долгосрочных решений.

В 90-х Беларусь, делая акцент на соблюдение социально-экономических прав, избежала жесткого сценария развития "дикого капитализма". Сегодня демографические потери нашей страны выглядят ничтожными на фоне потерь ряда других стран бывшего Советского Союза, где либеральные реформы, проведенные по жесткому сценарию, унесли по оценкам историков человеческих жизней в три раза больше, чем Гражданская война советского периода. На мой взгляд, эти рассуждения имеют прямое отношение к восприятию белорусским обществом стандартов прав человека.

С течением времени в Беларуси стали внедрятся институты рыночной экономики и свобода предпринимательства. Эти процессы сопровождались распространением западных моделей построения демократических традиций.

Как мне представляется, именно в эти годы Беларуси была даже не предложена, а навязана концепция западной системы демократии, но вне исторического контекста и в особом экспортном варианте, целенаправленно разработанным для стран, которым было уготовано стать периферией западной метрополии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Акцент был сделан на обеспечении исключительно политических или индивидуальных свобод, а социальными и экономическими правами предлагалось заниматься по остаточному принципу.

Примечательно, что западные эксперты не акцентировали внимание на важном обстоятельстве – для стабильности общества политические права в обязательном порядке должны сочетаться с обязанностью гражданина принимать только продуманные, основанные на разуме, логике и общественных интересах политические решения. Эти два понятия – политическое право и обязанность действовать ответственно – нельзя разделить без катастрофических для общества последствий. На практике же получалось, что права предлагались в отрыве от обязанностей.

Хорошо известно, что в таких условиях демократия очень быстро вырождается в охлократию. Граждане, не обладающие политическими знаниями, легко поддаются на манипуляции популистов или становятся жертвами организованных олигархических структур. В результате страна погружается в анархию или превращается в олигархию. В любом случае экономическое развитие тормозится. Это очень интересный нюанс.

Я убежден, что появление иерархии прав человека в экспортируемых Западом демократических концепциях обусловлено именно этим важным побочным фактором, связанным с торможением экономического развития.

Такие подходы не могли не вызывать сопротивления белорусских институтов государственной власти, а возникновение разногласий на уровне концепции развития правозащитных механизмов неизбежно стало тормозить развитие этих традиций. В этом смысле мы имеем право рассуждать о тормозящем влиянии Запада на социальное развитие в нашей стране.

Но если мы хотим успешно развивать свою систему защиты прав человека, нам нужно учитывать еще одну очень опасную тенденцию, которая сейчас динамично прогрессирует на Западе.

Проблема в том, что в настоящее время на Западе завершается "тихая революция элит". Это очень важный момент, на который нужно обратить самое пристальное внимание.

Изначально широкая западная демократия была выращена на двух факторах: искусственно подогреваемом экономическом росте и задаче уничтожения Советского блока. (Я не затрагиваю здесь сословную демократию, которая развивалась в этих странах с переменным успехом последние 300 лет.)

После распада СССР элитные группы Запада посчитали, что основная задача выполнена, и на фоне углубляющегося финансового и экономического кризиса широкие демократические процедуры становятся слишком дорогостоящими и угрожают благосостоянию правящих социальных групп. Был взят курс на сохранение внешних форм демократии и демонтаж реального содержания. На Западе демократия превратилась в шоу в руках специалистов по пиару. Исключением можно считать разве что ряд стран Северной Европы.

Это утверждаю не я! Этот тезис обоснован и доказан в трудах многих университетских исследователей и ученых Запада!

Суть тихой революции заключается в управлении гражданскими массами с помощью технологии "мягкой силы". Эти техники позволяют контролировать поведение больших масс людей с минимально возможными издержками. От гражданина уже не требуется разбираться в сути проблем, изучать логику реального мира и делать трудный, но осознанный гражданский выбор. Ему предлагается выслушать несколько лидеров мнений и поддержать того, чье мнение покажется привлекательным. В этом процессе информация лишается реального содержания, а логические противоречия маскируются позитивными эмоциями. В результате люди теряют возможность рационально оценивать свои общественные интересы и становятся объектами манипуляций.

Западный подход дает право голосовать и при этом отменяет обязанность - разбираться и понимать суть происходящих процессов. Уже только этого достаточно для выхолащивания демократического процесса.

На определенном этапе западные элиты увидели в когнитивных технологиях новый более изощренный, эффективный и дешевый способ контроля за социальным развитием в других странах.

Под видом демократических стандартов Запад начал активно экспортировать механизмы когнитивного контроля для сохранения своего экономического доминирования. Разумеется, прагматическая цель борьбы за доминирование была скрыта за громкими заявлениями о борьбе за демократию.

Страны, которые благодаря своей культуре или социальному укладу, воспротивились внедрению этих стандартов, подверглись более жесткому варианту - у них были организованы цветные революции.

Запад никогда не смущал тот факт, что своими действиями они дискредитируют демократию как систему управления обществом.

Как мировое сообщество справится с этой сложнейшей ситуацией, сегодня не может сказать никто. По какому пути двинется социально-политическое развитие цивилизации, покажет только время.

Из всего этого можно сделать единственный вывод - демократические традиции не импортируются. Каждое общество должно будет сделать это самостоятельно, при этом защищаясь от внешнего манипулятивного воздействия.

Мы находимся только в начале этого сложного и тернистого пути. Прямо сейчас мы вдобавок оказались в глубоком электоральном кризисе, из которого будем еще очень долго выбираться.

Но нужно набраться терпения для исправления собственных ошибок и отработки новых решений, а также мудрости для отказа от легких решений, предлагаемых "данайцами" извне.

Но дорогу осилит идущий.

24
Теги:
Беларусь, демократия

О чем договаривались Лукашенко и губернатор Брянщины

54
(обновлено 17:44 30.09.2020)
Губернатор отметил, что о событиях в Беларуси на Брянщине знают не понаслышке, ведь регионы находятся по соседству. В республике у многих есть знакомые и родственники. Смотрите на видео, о сотрудничестве в каких сферах договариваются Беларусь и Брянщина.

Губернатор Брянской области Александр Богомаз встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Стороны обсудили возможные направления экономического сотрудничества, в том числе строительство.

Лукашенко предложил присмотреться к белорусскому потенциалу в этой сфере и выделить площадку, которую белорусы застроили бы "под ключ". Лукашенко отметил – в России сейчас дефицит рабочей силы в этой области.

Еще одно направление сотрудничества - калийные удобрения. В регионе развивается сельское хозяйство, отметил Богомаз, и удобрений с каждым годом нужно все больше.

На территории соседней с российским регионом Гомельской области как раз строится новая шахта. Губернатор предложил создать совместный торговый дом, который бы продавал удобрения в российские регионы.

"Наши соседи – это Курск, Орел, Воронеж. Все мы испытываем сегодня проблему с поставками минеральных удобрений, калийных удобрений", - отметил губернатор.

Основным событием в сфере регионального сотрудничества Беларуси и России стал седьмой Форум регионов. По его итогам было подписано контрактов на сумму свыше 700 миллионов долларов.

54
Теги:
Александр Лукашенко, Брянская область, Россия, Беларусь
Калыханка

"Эта передача вне политики". Детской "Калыханке" скоро 40 лет

0
(обновлено 16:30 30.09.2020)
Ведущие и сценаристы белорусской программы поговорили со Sputnik о детях, профессиональных секретах и проблемах взрослой жизни.

Передача "Калыханка" – одна из популярнейших на белорусском ТВ. У нее огромная армия фанатов – писем до сих пор приходит множество, счет идет на мешки.

Через несколько месяцев передача готовится отметить 40-летие – день рождения у "Калыханкi" 1 января. Sputnik побывал на съемочной площадке на телеканале "Беларусь 3" и поговорил с создателями передачи.

Валентин Соловьев,
исполняет роль взрослого персонажа Дзядулi Дабрадзея

Студия, в которой снимают "Калыханку" – это небольшая комнатка. В ней темно: освещается только сцена. Царит творческий беспорядок.

Студия, где снимают Калыханку
© Sputnik / Марина Серебрякова
Студия, где снимают "Калыханку"

Напротив сцены сидит режиссер, на площадке – два актера, которые держат кукол, сидя под столом. Они бодро читают сценарий, хотя кажется, что им тесно и некомфортно. Пожалуй, больше всего повезло в этой ситуации актеру Валентину Соловьеву.

– Валентин, как вы пришли в эту программу?

– Был кастинг – искали дзядоў. Штук пять пробовались. Отбор, что меня радует, дети вели. Нас сняли на видео и показали в детском саду. Голосованием я прошел.

– Есть у вас фанаты – такие, чтобы прям в студию приходили? На улице узнают?

– В городе узнают, да. Подходят и говорят: "Это же дедушка". Я отвечаю: "Добры дзень, мае дзетачкi-кветачкi". И ухожу сразу. Я стесняюсь как-то. Я не знаю, как себя вести в этой ситуации.

Валентин Соловьев
© Sputnik / Марина Серебрякова
Валентин Соловьев

- Сейчас у нас непростая ситуация в стране. Вы работаете на белорусском телевидении. Если говорить лично о вас, чувствуете к себе неприятельское отношение от других?

– Нет, абсолютно. Нас на работе спрашивали, планируем ли мы оставаться или уходить. Я говорю: "Буду, конечно". А что мешает? Дети виноваты, что ли?

Мы же для детей делаем все это. Тут вне политики абсолютно. Мы воспитываем детей. Мы говорим на беларускай мове. У нас очень хорошие поучительные сценарии. Они же воспитывают этих детей. Так что тут нет никакого давления, никакого неудобства внутреннего. Все гармонично.

– Сейчас, кроме телевидения, есть у вас еще работа?

– Да, я профессиональный актер Республиканского театра белорусской драматургии. Там работаю с 2013 года. А сам из Витебска. Там в театре проработал 26 лет после института. Потом сюда меня переманили. 

На "Калыханку" пошел потому, что хорошая передача. Я люблю детей, у меня внуки есть. У меня лежит душа к этому.

–  Как вы думаете, дети смотрят все еще "Калыханку" или им гаджеты подавай?

– Судя по внуку, смотрят, и их никто не заставляет. Позывные услышат и бегут. Потому что там все живое и поучительное. Хвала нашим сценаристам за то, что они делают.

На съемках Калыханки
© Sputnik / Марина Серебрякова
На съемках "Калыханки"

– Как справляетесь с грустным настроением, когда нужно выходить на площадку?

– Очень просто. Это автоматически происходит – просто переключаешься. И это правда, потому что сколько лет ты занимаешься этим: с 86-го года я в профессии. Наоборот, помогает твое настроение дурное снять.

Может, кто-нибудь начинающий тянет этот шлейф негатива из жизни сюда. И у меня такое было: как играть, когда жена в больнице лежит? А сейчас знаю людей, которые, когда их близкие умирали, выходили на сцену. Это нормально. Это наработанность, это опыт профессиональный.

Ольга Асмолова,
пишет сценарии для передачи

– Сколько человек пишет сценарий?

– У нас три постоянных автора. Я бы сказала, что наша передача – это такие истории для настроения. Чтобы перед сном ребенок вместе с нашими героями пережил какую-то ситуацию – немножко сказочную, немножко близкую к себе. И с хорошим настроением потом почистил зубки, помыл личико и лег спать. А утром проснулся отдохнувшим и полным сил.

Ольга Асмолова
© Sputnik / Марина Серебрякова
Ольга пишет сценарии для "Калыханки" уже почти 25 лет

– Вы сколько лет уже создаете сценарии?

– Уже скоро будет 25.

– 25 лет! Где берете идеи?

– Когда-то я пришла сюда на ознакомительную практику после первого курса факультета журналистики. Мы познакомились с Еленой Сергеевной Фурсовой (руководитель передачи – Sputnik). Она говорит: "Это наши куколки, это наша "Калыханочка".

Когда тебе 18 лет, это как-то странно немножко. Это совсем не то, в чем бы ты хотел себя попробовать. А потом как-то втянулась и осталась. Вот уже почти 25 лет.

Наши герои для меня – это не куклы, никакие не игрушки. Я считаю, что они маленькие дети. У каждого свой характер, свои пристрастия. Я просто представляю, что бы могло произойти с этими детьми. Задаю для них ситуации и думаю, как бы они себя повели.

– А есть какая-то детская цензура? Например, нельзя говорить о зависти или любви...

– Нет, тему зависти мы как раз поднимаем. В принципе тем, о которых мы не говорим, нет. Просто немножко стараемся детским языком передать.

Так выглядели одни из первых персонажей Калыханки
© Photo : предоставлено Белтелерадиокомпанией
Так выглядели одни из первых персонажей "Калыханки"

Мне кажется, зрители нас любят, ценят. Пишут письма до сих пор. Кажется, уже есть электронная почта. Нет, пишут письма и присылают рисунки. У нас, например, Феечка была на самоизоляции. Одна девочка написала: "Где же моя любимая Феечка?". Дети переживают.

– Сколько человек делают эту передачу?

– Давайте я вам расскажу, как все происходит. Авторы составляют примерный тематический план, потом пишут сценарии. Сразу начинает работать художник. Потому что перед ним стоит большая задача – нужно подобрать реквизит, создать атмосферу. Наши герои – это живые дети. У них должны быть свои игрушки и свои книжки соответственных размеров.

Начинает работать режиссер. Мы высылаем сценарии актерам. Актеры, которые "работают лицом", учат наизусть сценарий. У них нет телесуфлера. Ну, а дальше подключается оператор-постановщик, идет запись передачи. Потом ее монтирует режиссер монтажа.

Получается, команда у нас – чуть больше 10 человек.

– Нравится вам ваша работа?

– Конечно, нравится. Если бы не нравилась, я бы не работала. Я, конечно, делаю другие передачи – для взрослых зрителей. Но "Калыханка" – это моя любимая работа.

У меня дочка выросла на "Калыханке". Сейчас она немножко подросла, но иногда включаем, смотрим. Дочка смеется так же, как и прежде, переживает за этих всех героев.

Иногда я прошу ее почитать сценарий. И она может сказать: "Мама, слушай, что-то он как-то сказал не по-детски". Я спрашиваю: "А как бы ты сказала?". Меняю слова и в таком варианте отдаю сценарий.

Владимир Воронков,
исполняет роль куклы – медвежонка Топы

– Самый старый персонаж на программе – это Топа? Сколько ему уже?

– Топе уже 35 лет.  

– Сильно он изменился на эти годы?

– Он постоянно "омолаживался". Это уже четвертая кукла. Сейчас в новой концепции нашего руководителя разрабатывается пятый Топа. Но больше всего мне нравился предыдущий, за которого я "Телевершину", собственно, и получил. У него работало все – и рот, и глаза, и руки.

Владимир Воронков
© Sputnik / Марина Серебрякова
Владимир Воронков

Для меня показатель – моя внучка. Она уже девица, ей уже 13 лет. Но раньше, когда мы с какой-то поездки возвращались и кукла случайно оказывалась дома, она общалась с ней, она могла жаловаться ей на маму, папу, на меня.

И так же ведут себя другие дети. Однажды мы приехали на какое-то мероприятие, ко мне подошел мальчик и говорит: "Да прекратите вы его дергать". Распереживался за Топу. Было очень смешно.

– Вы стираете эти куклы?

– Кукла до 10 лет служит. Естественно, что художник за ней смотрит. Мне нравится, что Наташа Кудашкина, которая в основном эти куклы делала, и Олег Николайчик – просто профессионалы кукольного дела. Они знают, из кого материала делать, чтобы кукла служила дольше. Чтобы ее можно было почистить, поутюжить и, как наша Таня-художница говорит, подкрасить-подмазать. И куклы хватает на этот период времени. 

– Как вы управляете Топой?

– Вы знаете, вся прелесть еще в чем. Все куклы разной конструкции. Все! И прежде чем ее делать или что-то менять, авторы встречаются с нами. Куклы делаются исключительно под нас.

Наши сценаристы говорят: "Как-то даже не укладывается в голове, что вы чего-то не можете сделать". Пишут сценарии, как для обычных актеров. Полез Топа на дерево и чуть не упал. Я говорю: "Топа полезет, а я куда?". Сценарист: "Я об этом вообще не думала". То есть мы такой придаточный элемент, который не мешает.

На съемках Калыханки
© Sputnik / Марина Серебрякова
На съемках "Калыханки"

– Как вы пришли на эту передачу?

– Я после окончания театрального института пришел в кукольный театр. Тогда Нина Шоба решила сделать "Калыханочку". Она приехала в кукольный театр, и фактически лучшие актеры начинали работать в этом проекте – Валя Прожеева, Володя Грамович, Владислав Петрович Власов.

Но из-за того, что театр был настолько загружен на гастролях и популярен, в "Калыханку" решили взять еще актеров на смену. Придумали новых персонажей. Нас прослушали и пригласили на прямую трансляцию в студию. И оно как-то так увлекло. Ну, и по тем временам это было хорошее подспорье материальное. Фактическим мы получали то же самое, что в театре. Кроме того, была хорошая школа. Тебе дают роль, ты можешь искать образ.

– Вы сами во сколько спать ложитесь?

–  Мое время всегда не раннее, но до 12. С возрастом свои 7-8 часов ты должен проспать. Чтобы, как я говорю, не завалиться в обед.

– То есть "Калыханка" проходит мимо вас?

– Нет, я смотрю. Сначала сын был моим лучшим критиком, потом внучка родилась. А сейчас уже любопытно. Сейчас я уже смотрю на те нюансы, на которые раньше не обращал внимание. Тогда было так – сыграл и сыграл. А сейчас уже смотришь для своего профессионального мастерства. И часто приходят такие мысли: "Ой как удачно! Вот Топа, как живой! И кто лучший мастер? Конечно, я!".

0
Теги:
Беларусь, Белтелерадиокомпания