Пресс-конференция Валерия Цепкало, зарегистрировавшего инициативную группу по выдвижению кандидатом в президенты

Юрист прокомментировал намерение Цепкало привлечь Лукашенко к суду в Гааге

5666
(обновлено 13:00 15.09.2020)
Применение стражей порядка для разгона демонстрантов – обычная практика во многих странах мира, включая Германию, Испанию и США, отметил эксперт.

Намерение бывшего претендента на пост президента Беларуси Валерия Цепкало обратиться в международный суд в Гааге для привлечения белорусского лидера Александра Лукашенко к ответственности не имеет перспектив, считает президент и член исполкома российской Ассоциации международного права, юрист-международник Анатолий Капустин.

Цепкало заявил ранее, что группа зарубежных юристов готовит документы для привлечения белорусского лидера Александра Лукашенко к ответственности в международном суде в Гааге. По его словам, сейчас идет сбор свидетельств людей, которые пострадали в первые дни после президентских выборов, когда протесты жестко подавлялись силовиками.

"Перспективы этого намерения такие: они так и будут собираться и платить деньги. Юристов, которые напишут заявление, сколько угодно. Деньги они получают с Запада, платить будут западным юристам. Это бесперспективно, никчемно. Это либо способ давления на власть, либо это обычное жульничество и обман: деньги получают, им надо показать, что тратят деньги на дело", – сказал юрист РИА Новости.

Капустин обратил внимание, что в Гааге существует несколько судов. "В данном случае, видимо, речь идет о двух судах. Первом – Международном уголовном суде, участником которого Беларусь не является, соответственно, привлекать каких-либо лиц из числа руководства Беларуси к суду в Гааге невозможно в силу того, что они не участвуют в этом договоре", – пояснил Капустин.

Второй суд – Международный суд ООН – не примет к своему рассмотрению дело без согласия Беларуси. "В Международный суд ООН может обращаться только государство. Кто в данном случае будет обращаться против Беларуси?" – отметил эксперт.

По его словам, применение полиции для разгона демонстрантов – обычная практика сегодня в мире. "Мы видим это в Германии, во Франции, Италии, Испании, в США. Никто из них не собирается обращаться в Международный суд ООН в Гаагу. С какой стати будет принимать дело к рассмотрению суд ООН, если нет для этого оснований?" – заявил Капустин.

Он пояснил, что "какие-либо вопросы, связанные с полицейскими операциями, когда силы правопорядка выходят за рамки дозволенного, регулируются внутренним уголовным законодательством". "Кроме прокуратуры и Следственного комитета Беларуси, никто другой у них больше заявлений не примет", – сказал Капустин.

Кроме того, по словам юриста, международный суд в Гааге создан для пресечения серьезных нарушений международного гуманитарного права – военных преступлений, геноцида, преступлений против человечности. "Я не видел в Беларуси актов геноцида, военных преступлений. Ни один из материальных составов, которыми занимается суд в Гааге, там не предусмотрено", – указал Капустин.

Массовые протестные акции оппозиции начались по всей Беларуси 9 августа, после выборов президента, на которых, по данным ЦИК, в шестой раз победил Лукашенко, набрав 80,1% голосов. Оппозиция считает, что на выборах победила Светлана Тихановская. В первые дни акции подавлялись силовиками, в отношении протестующих, не согласных с результатами, применяли слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты, резиновые пули.

По официальным данным, за первые дни более 6,7 тысячи человек были задержаны. Как сообщало МВД республики, тогда в ходе беспорядков пострадали сотни человек, среди них свыше 130 сотрудников правоохранительных органов. Власти сообщали о гибели троих протестующих.

Читайте также:

5666
Теги:
Международный уголовный суд, акция протеста, Беларусь, Александр Лукашенко, Валерий Цепкало

Ситуация в Карабахе

Карабахское обострение как попытка втянуть Россию в войну на Кавказе

28
(обновлено 19:06 28.09.2020)
Россию кто-то пытается втянуть в войну на Кавказе, уверен военный обозреватель Sputnik Александр Хроленко.

Обострение вооруженного противостояния в Нагорном Карабахе, многолетние военно-политические противоречия Баку и Еревана сегодня используются как инструменты для достижения недобрых целей третьими странами. Создается впечатление, что кто-то стремится втянуть Россию в большую войну на Кавказе - для отвлечения ее сил и средств от Беларуси, Сирии, "Северного потока - 2" и других точек геополитического противостояния. Непосредственные участники конфликта - Баку и Ереван - осознанно или вынужденно "подставляют" Москву, разрушают систему безопасности СНГ и ОДКБ. Есть и геополитические риски, связанные с внешней "проекцией силы" рядом западных стран, имеющих на Кавказе своекорыстные интересы.

Проблема Нагорного Карабаха военным путем не решается. С этим постулатом урегулирования согласны обе стороны конфликта - Азербайджан и Армения (которая защищает интересы не являющейся стороной переговоров непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) и Минская группа ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями -  Россией, США и Францией. Переговорный процесс продвигается медленно и сложно, однако нет объективных причин для перехода 27 сентября к активным боевым действиям с применением тяжелой артиллерии, танков, ракетных комплексов и ударной авиации.

Развернувшееся "соревнование" военных ведомств Армении и Азербайджана в области публикации видео подбитых танков противника, тревожная статистика потерь с обеих сторон - в России вызывают искреннее сочувствие к армянскому и азербайджанскому народам. Объективно боевые действия невыгодны ни одной из сторон конфликта, и в случае дальнейшей эскалации последствия могут быть самыми неожиданными: ввод иностранных миротворцев (формированию зон безопасности) или при самом негативном развитии событий - широкомасштабная война на Южном Кавказе с участием стран ОДКБ (прежде всего, России) и НАТО (намекает Турция).

Напомню, в регионе со смешанным азербайджанско-армянским населением конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. На первом этапе роль миротворцев выполняли Внутренние войска (ВВ) МВД СССР, которым удавалось в течение трех лет сдерживать активное вооруженное противостояние. После распада Советского Союза, и вывода ВВ бои разгорелись с новой силой, и к 1994 году Азербайджан утратил контроль над большей частью Нагорного Карабаха и семью прилегающими районами. Переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ ведутся с 1992 года, периодически вооруженное противостояние обостряется.

Новая система координат

С театра военных действий в Нагорном Карабахе поступают достаточно противоречивые сведения. Азербайджан и Армения обвиняют друг друга в начале эскалации, и якобы лишь отвечают на вооруженные провокации. На этом фоне в Азербайджане в понедельник объявлена частичная мобилизация, президент Ильхам Алиев ввел военное положение в ряде городов и регионов республики. В Армении всеобщая мобилизация и военное положение объявлены днем ранее.

По данным азербайджанских властей, 27 сентября армянские войска оставили семь сел так называемого "пояса безопасности" (в советский период эта территория Азербайджанской ССР не входила в Нагорно-Карабахскую автономную область, и оказалась под контролем армянских сил в начале 1990-х). Утром 28 сентября президент непризнанного Нагорного Карабаха Араик Арутюнян отметил: "Мы потеряли позиции, мы потеряем еще, но мы также завоюем позиции". Продолжаются позиционные бои. Тотального превосходства одной из сторон не наблюдается.

Баку и Ереван в равной степени готовы "восстановить историческую справедливость", с применением реактивных систем залпового огня большой мощности и "Искандеров", ударной авиации и беспилотников. Каждый день боевых действий обещает новые жертвы и разрушения. В сложившейся ситуации уже не принципиально, кто 27 сентября первым открыл огонь из тяжелой артиллерии и танков, кто продемонстрирует превосходство в области оперативного искусства на поле боя. Главное сегодня - остановить эскалацию на границе Нагорного Карабаха, вернуться за стол переговоров, сохранить человеческие жизни. Не следует забывать и о союзнических обязательствах.

Если Баку и Ереван считают себя союзниками Москвы, они должны учитывать российскую позицию, осознавать последствия разрушения существующей системы взаимоотношений и системы региональной безопасности. Даже с учетом сложнейшего комплекса противоречий, весомых аргументов и резонов сторон вооруженного противостояния, России не нужна война на Кавказе. В МИД РФ призвали стороны Нагорно-Карабахского конфликта "немедленно прекратить огонь".

Полагаю, разум восторжествует, и до крайностей широкомасштабной военной эскалации с участием коалиционных группировок ситуация в регионе не деградирует. Тем более что международная реакция на карабахское обострение в целом конструктивна. Выражают обеспокоенность, и предлагают посреднические услуги страны Евросоюза, США, Иран. Поддерживает развитие силового сценария лишь турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, но преимущественно на словах. Даже воинственной Анкаре есть, что терять в опасной игре на Южном Кавказе. Нападение на Армению неизбежно вызовет ответ ОДКБ, то есть войну с Россией (а это не Кипр с Грецией). Кто же основной заказчик и бенефициар горячих событий?

Поразительная прозорливость

Значительно упредив события и официальную реакцию на них Вашингтона, дипломатические представительства США в Азербайджане и Армении в пятницу, 25 сентября предупредили своих граждан о накаляющейся обстановке. Посольство США в Армении не рекомендовало посещать Нагорный Карабах, регионы к северу от Дилижанского национального парка, до границы с Грузией в Тавушской области. В тот же день посольство США в Азербайджане призвало своих граждан не выезжать за пределы Абшеронского полуострова "в связи с обострением напряженности на участках армяно-азербайджанской границы". Возможно, это не простое совпадение, а следствие сложной военно-политической комбинации.

Стремлению Соединенных Штатов доминировать у границ России в экономической и военной сферах вполне соответствует серия плановых вооруженных конфликтов средней интенсивности на Кавказе и в других регионах. Жителей стран СНГ им не жалко, а российские ресурсы будут гарантированно перенаправлены на ликвидацию военной угрозы. То есть, у Москвы останется меньше сил и средств для конкуренции с Вашингтоном в других частях мира. Обострение Нагорно-Карабахского конфликта явно создает проблемы России, и вполне отвечает национальным интересам США.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

28
Теги:
Россия, Нагорный Карабах
Президент Франции Эммануэль Макрон и президент Литвы Гитанас Науседа

Макрон прибыл с официальным визитом в Литву

139
(обновлено 19:22 28.09.2020)
Ожидается, что французский лидер 29 сентября встретится с экс-кандидатом в президенты Беларуси Светланой Тихановской.

МИНСК, 28 сен – Sputnik. Президент Франции Эммануэль Макрон прибыл с официальным визитом в Литву, сообщает литовское издание Nedelia.lt.

"Это первый визит президента Франции в Литву за почти 20 лет", - говорится в сообщении.

По информации издания, Макрон проведет в Литве два дня. Во вторник он посетит французских военных, которые служат в Рукле в составе батальона НАТО.

Президент Литвы Гитанас Науседа накануне визита французского лидера в балтийскую республику заявил, что страны Европы, в особенности Франция и Россия, должны стать посредниками для установления диалога в Беларуси.

Ожидается, что во вторник, 29 сентября, Макрон встретится с экс-кандидатом в президенты Беларуси Светланой Тихановской, об этом сообщает агентство Франс Пресс со ссылкой на Елисейский дворец.

Официальный представитель французского правительства Габриэль Атталь ранее заявил, что Макрон встретится с баллотировавшейся в президенты Беларуси Светланой Тихановской в ходе своего визита в Вильнюс, если она сделает запрос о встрече. Позже агентство "Рейтер" со ссылкой на одного из ее советников сообщило, что Тихановская выразила желание встретиться Макроном.

Ранее президент Франции назвал происходящее в Беларуси кризисом авторитарной власти и заявил, что Александр Лукашенко должен уйти с поста президента страны.

Массовые протестные акции начались в Беларуси 9 августа после выборов президента, на которых победил Александр Лукашенко. По данным ЦИК, он набрал 80,1% голосов. В первые дни протесты подавлялись силовиками. По официальным данным, за первые дни более 6,7 тысячи человек были задержаны. Как сообщало тогда МВД республики, в ходе беспорядков пострадали сотни человек, среди них свыше 130 сотрудников правоохранительных органов. Власти официально подтвердили гибель троих протестующих.

139
Теги:
Светлана Тихановская, Эмманюэль Макрон, Литва, Франция
Железная дорога, архивное фото

Минтранс о магистрали Минск - Санкт-Петербург: очень дорогостоящий проект

28
(обновлено 19:21 28.09.2020)
На VII Форуме регионов Беларуси и России, который 28-29 сентября проходит в онлайн-формате, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота выразил надежду, что вскоре Минск и Санкт-Петербург может связать новая транспортная артерия.

МИНСК, 28 сен – Sputnik. Идея создания высокоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург ― Минск ― Варшава ― Гамбург вынашивается уже несколько лет, рассказала Sputnik пресс-секретарь министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Анна Куриленок.

"Идея строительства магистрали является амбициозной, глобальной, перспективной и дорогостоящей. Проект достаточно интересен с точки зрения повышения скорости доставки грузов и пассажиров. Беларусь окажет необходимое содействие заинтересованным инвесторам в реализации данного проекта. О сроках говорить пока сложно", - отметила представитель ведомства.

Ожидается, что протяженность трассы составит около 2,5 тысяч километров, а новый маршрут из Минска в северную столицу России станет на 130 км короче.

Сейчас расстояние между городами по существующей железнодорожной колее составляет чуть более 860 км, из Санкт-Петербурга до Минска поезд едет почти 12 часов со средней скоростью 65 км/ч. После строительства магистрали время в пути сократится до двух часов. Предполагается, что поезда, которые будут состоять из 8-12 вагонов, смогут разогнаться до 450 км/ч.

Читайте также:

28
Теги:
Министерство транспорта РБ, Россия, Беларусь