Здание министерства иностранных дел РФ

МИД РФ: Россия считает внутренним делом Беларуси задержание Протасевича

1686
(обновлено 21:10 24.05.2021)
В МИД РФ выразили удивление скоординированностью реакции на ситуацию вокруг самолета Ryanair представителей ряда западных стран и международных организаций, включая ЕС, НАТО и ОБСЕ.

МИНСК, 24 мая - Sputnik. Москва считает внутренним делом Беларуси задержание одного из основателей Telegram-канала NEXTA (признан в Беларуси экстремистским - Sputnik) Романа Протасевича, заявил МИД РФ.

В заявлении также отмечается, что, согласно официальным сообщениям белорусской стороны, посадка произошла в соответствии с правилами авиационной безопасности по решению командира экипажа из-за угрозы террористического акта. Белорусские авиационные власти действовали в соответствии с международными нормами.

"Есть информация, что кроме Романа Протасевича на борт самолета не вернулась гражданка России. По данному вопросу посольство России в Минске находится в контакте с ее родственниками и белорусскими властями и готово оказать консульскую помощь", – говорится в заявлении.

Оценить ситуацию без эмоций

"Призываем наших западных партнеров воздержаться от применения "двойных стандартов" и принять меры к тому, чтобы трезво, без эмоций оценить ситуацию на основе всех имеющихся материалов во взаимодействии с белорусскими авиационными властями, демонстрирующими открытость и готовность к взаимодействию", - говорится в сообщении ведомства.

В министерстве обратили внимание на заявление официального представителя МИД Беларуси, который выразил готовность Минска к максимальной транспарентности в данном вопросе, включая предоставление материалов и допуск международных экспертов.

"Вызывает удивление скоординированная реакция на эти события представителей ряда западных стран и международных организаций, включая ЕС, НАТО и ОБСЕ. Они требуют отпустить задержанного Р.Протасевича и ввести максимально жесткие дополнительные санкции против Беларуси и авиакомпании "Белавиа". Хотелось бы напомнить, что на подобные события, происходившие ранее в других странах, они реагировали по-другому. А таких примеров было немало", – говорится в комментарии, опубликованном на сайте министерства.

Вспомнить прецеденты

В частности, в дипведомстве напомнили о принудительной посадке в Вене в 2013 году по требованию спецслужб США, которые охотились в то время за экс-агентом ЦРУ Эдвардом Сноуденом, самолета президента Боливии, летевшего из Москвы.

Представители МИД РФ напомнили, что на подобные события, происходившие ранее в других странах, западные страны и международные организации, включая ЕС, НАТО и ОБСЕ реагировали по-другому. Министерство приводит пример 2012 года, когда Турция с помощью истребителей посадила самолет Москва – Дамаск, обыскав судно и изъяв его груз.

Также МИД напомнил, что объектами вынужденных посадок становились и белорусские лайнеры: в 2016 году самолет "Белавиа", вылетевший из киевского аэропорта, за 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство был вынужден по требованию украинского диспетчера, угрожавшего поднятием в случае отказа боевых истребителей, вернуться в аэропорт вылета для снятия активиста "Антимайдана" Армена Мартиросяна.

"Характерно, что все указанные акции совершались намеренно, в нарушение норм международного права. Реакция Запада на них практически отсутствовала, никто из виновных так и не понес наказания", - напомнили в МИД РФ.

Задержание Романа Протасевича

В воскресенье днем в аэропорту Минска после сообщения о минировании экстренно приземлился самолет Ryanair.

В аэропорту борт уже встречала аварийно-спасательная техника. Однако помощь не понадобилась, информация о минировании в итоге не подтвердилась. СК возбудил уголовное дело по факту заведомо ложного сообщения об опасности по ч. 1 ст. 340 УК.

На борту самолета летели 123 пассажира, они прошли дополнительный досмотр, также у них проверили багаж.

По результатам проверки был задержан Роман Протасевич – экс-главред Telegram-канала "NEXTA". Он летел рейсом FR4978 из Греции в Литву.

В октябре 2020 года каналы NEXTA-Live и NEXTA признали экстремистскими. В ноябре минувшего года КГБ Беларуси внес Протасевича в список причастных к терроризму. В отношении него было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК:

  • ч. 3 ст. 130 "Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни" (до 12 лет лишения свободы)
  • ст. 293 "Массовые беспорядки" (до 3 лет лишения свободы)
  • ст. 342 "Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них" (до 2 лет лишения свободы)

Вместе с Протасевичем с рейса была снята и его девушка – студентка ЕГУ София Сапега. Она гражданка Российской Федерации, учится в Европейском гуманитарном университете на программе "Международное право и право Европейского союза".

1686
Темы:
Задержание Романа Протасевича в Минске (88)
Протесты против проекта Keystone XL

Дело труба: США и Канада не договорились

146
(обновлено 12:17 15.06.2021)
Как сообщило американское издание NBC News, компания TC Energy официально заявила о сворачивании проекта строительства нефтепровода Keystone XL. Историю амбициозного американо-канадского проекта разбирает колумнист РИА Новости Сергей Савчук.

Решение об остановке проекта последовало после недавнего отзыва президентом Байденом разрешения на строительство транспортной магистрали. Таким бесславным образом завершился проект длиной в двенадцать лет и стоимостью девять миллиардов долларов.

Новость, которая, казалось бы, является сугубо внутренней, тем не менее максимально наглядно демонстрирует общеполитический и экономический курс, на который встали Соединенные Штаты.

Не успели прийти в себя американские угольщики, как к ним присоединились и нефтяники. Дело в том, что проект Keystone XL был критически важен для сохранения текущей динамики развития нефтегазовой отрасли США и обещал не только дать тысячи новых рабочих мест в период максимальной со времен Великой депрессии безработицы, но и вывести Соединенные Штаты из донельзя глупой ситуации, в которую страну завели ее руководители, рассорившись с ключевыми импортерами нефти.

Впрочем, обо всем по порядку.

История Keystone XL 

Впервые в новейшей истории США и Канада, стратегические союзники, заговорили о необходимости поставок канадской нефти на нефтеперерабатывающие заводы штатов Среднего Запада в конце нулевых. Именно тогда разработали, согласовали и реализовали первоначальный проект, включающий строительство трех ниток нефтепровода. Уже к 2013 году были построены первые две магистрали суммарной мощностью 590 тысяч баррелей в сутки, а еще через три года завершена третья нитка. Поскольку первые две показали свою надежность и несомненную финансовую выгоду, мощность третьей повысили до семисот тысяч баррелей.

Как несложно подсчитать, ежесуточно из Канады на НПЗ Среднего Запада перекачивалось более миллиона двухсот тысяч баррелей заветной черной жижи. Для понимания масштабов добавим, что на базе этих поставок американские НПЗ производили каждый десятый галлон бензина в стране.

На волне успеха стороны еще в 2012 году разработали проект четвертой магистрали, которая и получила название Keystone XL. Были учтены все недостатки прошлых этапов. Например, предыдущая трасса представляла собой перевернутую букву "Г" и шла вначале на восток через три канадских штата, затем поворачивала строго на юг, проходя через Северную и Южную Дакоту, и завершала свой путь в Небраске.

В Keystone XL нефтяники предлагали срезать угол по карте, сократив маршрут (а значит, и стоимость) транспортировки, проведя нефтепровод напрямую из канадской Альберты по диагонали через Монтану в Небраску. Протяженность нитки сокращалась практически вдвое, а американские нефтепереработчики получили бы дополнительные объемы сырья и вышли бы из кризиса.

Последний возник как результат внешней политики Вашингтона, именно он дал старт строительству первых трех веток Keystone. США начали пачками накладывать санкции на Венесуэлу и Иран, откуда в страну импортировалась тяжелая битуминозная нефть, на которую и были технологически настроены американские производители топлива. Как только у персов и потомков Симона Боливара начались проблемы с американской демократией, у последней возникли проблемы с поставками сырья, частично компенсировать которые могла схожая по химическому составу нефть из дружественной Канады.

Keystone XL позволил бы не только загрузить производственные мощности и дать работу жителям весьма депрессивной Монтаны, но и повысил бы перевалку вторичных нефтепродуктов в конечных точках — портах Порт-Артура и Хьюстона. Но в этот самый период президентом США стал демократ Обама, который очень любил и всячески продвигал альтернативную энергетику.

С самого начала проект сопровождался яростным противодействием всевозможных "зеленых" и "активистов", которым симпатизировала Хиллари Клинтон, тогдашний госсекретарь. При ее активном участии Барак Обама зимой 2012 года запретил строительство, мотивируя это защитой экологии.

TC Energy (тогда она носила название TransCanada) получила независимое заключение о полном соответствии всем требованиям экологичности, плюс в дело включились правительства заинтересованных штатов. Например, тогдашний губернатор Небраски Дейв Хейнеман своим решением разрешил строительство и отправил запрос в Госдепартамент с требованием не препятствовать жизненно важному для региона проекту.

Правительство всячески затягивало дело, и к 2014 году проект подорожал с 5,4 миллиарда до восьми миллиардов долларов.

Зимой 2015-го сенат разрешил прокладку труб, но Обама тут же наложил на решение вето.

Через год к власти пришел Дональд Трамп, который сделал открытую ставку на углеводороды, и во время его правления США впервые в своей истории превратились из вечного импортера в поставщика нефти и газа. Неудивительно, что 46-й президент США вновь разрешил укладку труб Keystone XL. "Зеленые" попытались через суд затормозить проект, но правительство выдало официальное заключение о том, что работающий нефтепровод производит в несколько раз меньше парниковых газов, чем перевозка нефтепродуктов по железной дороге.

Весной прошлого года правительство Альберты выделило TC Energy полуторамиллиардный транш, а еще на шесть миллиардов выдало государственную гарантию. Строительство началось.

Правда, оно тут же столкнулось с невероятным противодействием со стороны демократов и их электоральной базы. Избирательная программа Джо Байдена строилась на поддержке альтернативной энергетики, запрете Keystone, и максимальную помощь ему в этом оказывали узнаваемые личности. Так, в частности, против злополучного нефтепровода активно выступали такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо, певица Шер, Джейн Фонда, Роберт Дауни- младший и многие другие.

Вступив в должность, Байден выполнил свое обещание и отозвал разрешение на строительство.

В своем заявлении по данному факту премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Канада очень разочарована. Его поддержал руководитель штата Альберта Джейсон Кенни, который добавил, что страна, проводившая адресные инвестиции во взаимовыгодный проект, в лице TC Energy понесла убытки в размере почти 1,8 миллиарда долларов.

Не будет нового нефтепровода — не будет новых рабочих мест, не будет увеличения взаимной торговли и бюджетных отчислений.

А что в России?

Мы позволили себе столь детально рассмотреть американо-канадский проект по нескольким причинам.

Во-первых, на днях на Дальнем Востоке был запущен не имеющий в российской истории аналогов Амурский газоперерабатывающий завод. Гигантское предприятие, которое позволит уйти от продажи энергетического сырья и перейти к продаже вторпродуктов с высокой добавленной стоимостью. Первая свая будущего комбината забита в 2015 году, а уже сегодня на востоке России развернуто сложное современное производство. И никакие политические дрязги, партийная борьба и манипуляции "экологической мафии" не смогли этому помешать.

В реализации проекта принимали участие сотни смежных предприятий, а количество персонала непосредственно на месте строительства превышало двадцать тысяч. В дальнейшем на Амурском ГПЗ будет работать свыше двух с половиной тысяч человек, которые будут там жить, покупать жилье, растить детей, государство будет строить дороги, школы и детские сады, а в бюджет региона пойдут деньги.

Во-вторых, Россия выбрала свой путь. Страна не бросается из одной крайности в другую. Она делает ставку на традиционную энергетику, развитие региональной и трансграничной инфраструктуры, что выгодно всем, включая соседей. Россия нитями нефте- и газопроводов, проводами ЛЭП "сшивает" себя с миром, обеспечивая партнеров необходимыми ресурсами. При этом обеспечены заказами отечественные производители — от бетона и арматуры до труб и вагонов, бюджетные деньги расходуются на реализацию стратегических и региональных проектов, оседая в конечном итоге в кошельках граждан.

Не забыты при этом и возобновляемые источники. Россия готовится производить и поставлять водород, использовать метан угольных пластов, растет количество ветряных, солнечных и гидроаккумуляторных станций.

Новые источники энергии однажды придут на смену традиционным, а сейчас нам важно обеспечить стабильное развитие и рост. У России свой, особый путь, и пока он доказывает свою правоту.

Оригинал материала читайте на РИА Новости

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

146
Теги:
нефть, Канада, США
Пресс-конференция по ситуации с Ryanair с участием Р. Протасевича

Глава Ryanair рассказал, когда опубликуют доклад по борту Афины Вильнюс

315
(обновлено 15:43 15.06.2021)
У Ryanair нет данных, что угроза взрыва самолета поступила после разворота на Минск, заявил исполнительный директор компании Mайкл О'Лири.

МИНСК, 15 июн – Sputnik. Все факты, касающиеся инцидента, будут опубликованы в докладе Международной организации гражданской авиации в ближайшие две недели, заявил О'Лири, выступая на заседании комитета по транспорту палаты общин британского парламента во вторник.

Когда и почему развернули самолет

По его словам, компания и экипаж руководствуются правилами Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. И действуют в первую очередь в интересах безопасности пассажиров. Именно поэтому после получения сигнала о возможном взрыве у экипажа не было оснований не доверять этой информации.

"Это будет беспрецедентно, если служба безопасности или государственное агентство сфабриковало сообщение об угрозе, чтобы развернуть самолет", – сообщил О'Лири.

Также исполнительный директор Ryanair не подтвердил сообщения, что письмо об угрозе взрыва самолета поступило уже после его разворота в аэропорт Минска.

"Были спекуляции в СМИ о том, что письмо об угрозе взрыва поступило на почтовый ящик спустя полчаса после того, как диспетчерская служба впервые связалась с экипажем самолета. Я пока не могу подтвердить эти сообщения. Это станет ясно после публикации доклада Международной организации гражданской авиации", – отметил О'Лири.

Инцидент с самолетом Ryanair в Минске

Летевший из Афин в Вильнюс 23 мая самолет ирландской авиакомпании Ryanair экстренно сел в минском аэропорту из-за сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось.

Позже выяснилось, что этим рейсом летел бывший главный редактор Telegram-канала Nexta, признанного в Беларуси экстремистским. При проверке документов в аэропорту Протасевича задержали. Против блогера возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, включая статью "организация массовых беспорядков". Вместе с ним был задержана гражданка РФ София Сапега.

В ЕС сразу же заявили, что белорусские власти вынудили самолет совершить посадку в Национальном аэропорту Минск и запретили белорусской авиакомпании летать над своей территорией. Запрет на использование самолетами белорусских авиаперевозчиков воздушного пространства и аэропортов Евросоюза начал действовать 5 июня после публикации соответствующего решения Совета ЕС. Кроме того, в Брюсселе рассматривают возможность введения против Минска дополнительных санкций. 

Некоторые авиакомпании решили летать, минуя воздушное пространство республики.

Беларусь заявила, что сообщение о минировании самолета поступило на электронную почту минского аэропорта. Командир экипажа сам принял решение совершить посадку в Минске, ни о каком принуждении, развороте воздушного судна речи быть не может, сообщал командующий белорусскими ВВС и войсками ПВО Игорь Голуб.

Читайте также:

315
Теги:
Афины, Вильнюс, Минск, Самолет, Ryanair
Темы:
Задержание Романа Протасевича в Минске (88)
Кошелек с деньгами

Белстат: реальные доходы белорусов за 4 месяца выросли более чем на 3%

0
(обновлено 17:13 15.06.2021)
Большая часть доходов населения по-прежнему формируется за счет оплаты труда, которая превышает 60% от всех располагаемых доходов.

МИНСК, 15 июн – Sputnik. Реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси в январе – апреле текущего года увеличились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили в пресс-службе Национального статистического комитета республики.

Структура реальных доходов белорусов выглядит следующим образом:

  • оплата труда – 64,0%
  • доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход – 7,5%
  • трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) – 23,3%
  • доходы от собственности и прочие доходы – 5,2%

Согласно белорусской методологии реальными располагаемыми доходами считаются денежные доходы, из которых уже вычтены налоги, сборы и взносы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Белстат в начале июня распространил информацию, что в мае этого года индекс потребительских цен в сравнении с декабрем 2020 года составил 105,2%. Прогнозный показатель роста инфляции при этом увеличили в годовом выражении с 5% до 7%.

Ранее министерство экономики представило прогноз, согласно которому в 2021 году безработица не должна превысить 4,4%, а доходы населения в номинальном выражении увеличатся на 7%.

Читайте также:

0
Теги:
доходы, Белстат, Беларусь