Национальный аэропорт Минск

Закрытое небо: спасет ли Беларусь национального авиаперевозчика?

6072
История с задержанием Романа Протасевича дала повод европейским странам начать новый поход на республику – под прицелом "Белавиа" и аэропорт Минска, ставший региональным хабом.

МИНСК, 25 мая – Sputnik, Алексей Стефанов, Данара Курманова. До сих пор все обращения к Западу со стороны белорусской оппозиции с призывами задушить Беларусь экономическими санкциями работали слабо. Повод буквально свалился с неба – достаточно было посадить в Минске самолет Ryanair с основателем признанного в стране экстремистским Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем и надеть на него наручники, как Европа показала удивительное единство.

Тут же появились требования закрыть небо для национальной компании "Белавиа" и отказаться от полетов над территорией Беларуси. Решение должна была принять Международная организация гражданской авиации (ICAO), но, не дожидаясь вердикта, страны одна за другой стали проявлять инициативу.

Если не было самолета Ryanair, его нужно было бы выдумать

"Авиакомпания "Белавиа" окажется в очень тяжелом положении – ценность полетов в Минск сводится к нулю. Белорусский перевозчик лишается возможности развозить россиян через Минск в третьи страны, граждан Украины в Россию, европейцев через аэропорт, ставший крупным региональным хабом, по разным направлениям. Возможно, истерии не поддадутся курорты – Турция, Египет и прочие страны будут принимать борты "Белавиа" и других перевозчиков из Минска", – предположил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Он отметил, что, если бы не было истории с посадкой самолет Ryanair в Минске, ее стоило бы выдумать. Если откинуть в сторону политику, то ничего экстраординарного не произошло. С точки зрения международного воздушного права придраться к Беларуси невозможно.

"Беларусь как член ICAO отвечает за безопасность полетов в своем воздушном пространстве, и обязана предпринимать все возможности по обеспечению этой безопасности. Вот если бы был сигнал о бомбе и на него не отреагировали, можно было бы предъявить претензии. А то, что в небо поднялся истребитель ВВС Беларуси, так это тоже обычная практика. Если известно, что на борту гражданского судна может находиться бомба, задача боевой авиации – проверить, как ведет себя самолет, не захвачен ли он террористами, действительно ли с диспетчером говорит командир корабля, а не преступник, не отклоняется ли борт от маршрута", – поясняет эксперт.

К слову, после 11 сентября у США есть право в таких случаях сбивать гражданские самолеты. В данном случае истребитель ничего не предпринимал: близко не подлетал, не делал опасные маневры, не стрелял предупредительно, не давал указания экипажу сесть, уверен эксперт. Просто сопровождал и вел наблюдение: "все был сделано четко и грамотно, угрозы пассажирам со стороны властей Беларуси точно не было". Но ситуацией ловко воспользовались.

"Теперь европейским авиакомпаниям придется облетать территорию Беларуси севернее. Это касается полетов в Россию и страны Азии. Хуже всего будет сопредельным странам, таким как Польша – из Варшавы в Москву придется лететь по кругу. Как из Риги на юг вообще непонятно – раньше через территорию Беларуси, Украины и над Черным морем. Теперь либо через Россию, либо через Восточную Европу", – говорит Гусаров.

Евросоюз может наказать и Россию, считает эксперт. Минск был основным транзитным маршрутом между Москвой и Европой. Польша может закрыть свою воздушную границу с Беларусью и для всех стран. И российским бортам придется делать приличный облет – это тоже время и деньги.

Летали и будем летать

А вот запретить российским авиакомпаниям летать в Минск никто не может – это суверенное право государства, говорит эксперт. "Это как с полетами в Крым. Позиция ICAO: мы не проводим границ, не определяем юрисдикций, только обеспечиваем безопасность. Российские авиакомпании летают на полуостров. Также будет и с Минском", – уверен он.

Sputnik опросил ряд авиакомпаний стран СНГ, совершающих полеты в Минск либо выполняющих рейсы через воздушное пространство Беларуси, планируют ли они присоединиться к бойкоту. Менять они ничего не собираются.

Через территорию Беларуси совершает рейсы в Калининград авиакомпания Smartavia. Директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям Виктор Аношкин сказал следующее: "Если запретят, конечно, мы найдем альтернативные маршруты".

"Никаких уведомлений об ограничениях полетов над Беларусью не поступало", – сообщили в авиакомпании Utair. Там уточнили, что все маршруты планируются, исходя из ветрового режима и оптимальной топливной эффективности полета. Поэтому 24 мая рейс "Москва-Калининград" состоялся без пересечения воздушного пространства Беларуси, а обратно самолет летел уже через Беларусь.

Такой же стратегии придерживаются перевозчики "РусЛайн" и "Уральские авиалинии".

По данным Flightradar24, через Беларусь 25 мая летели борты российских "Аэрофлота", "Азимута", Nordwind Airlines и узбекского перевозчика Uzbekistan Airways.

Профильное ведомство Молдовы предложило авиакомпаниям страны самим определять, использовать ли воздушное пространство Беларуси.

Авиалинии Казахстана Air Astana ранее отказались возобновлять полеты в Минск. Однако в пресс-службе компании подчеркивают: это решение было принято еще 20 мая, и связано оно только с коммерческими факторами. Сейчас авиасообщение между Казахстаном и Беларусью происходит благодаря компании "Белавиа".

Вражда враждой, а табачок сообща

Одним из первых о прекращении авиасообщения с Беларусью заявил ближайший сосед – Украина. Премьер-министр этой страны Денис Шмыгаль в Telegram-канале написал, что украинским авиакомпаниям и самолетам запрещаются полеты в авиапространстве Беларуси. При этом для Украины этот самый сосед – крупнейший поставщик нефтепродуктов. И часть – это именно авиатопливо. Не накажет ли Беларусь слишком шустрого соседа?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков считает, что украинский выпад никак не отразится на бизнес-отношениях между двумя странами.

"Сейчас идет такой эмоциональный момент, а белорусская позиция всегда была довольно рациональной и прагматичной. У Беларуси всегда были напряженные отношения с Литвой, Латвией, Польшей. Страны могли долго обмениваться дипломатическими выпадами, и, тем не менее, это не мешало Минску активно с ними торговать теми же нефтепродуктами. Беларусь переваливала грузы и через прибалтийские порты. Поэтому у республики есть очень большой опыт разделения экономики и политики", – уверен эксперт.

Он считает, что Беларусь не откажется от продажи топлива и электроэнергии на украинский рынок, она заинтересована в сохранении рынков сбыта. "Для Украины Беларусь – выгодный поставщик, а для Беларуси – выгодный покупатель, и тех и других цена устраивает", – считает Юшков.

Читайте также:

6072
Теги:
Воздушный транспорт, Белавиа, Беларусь
Темы:
Отмененные рейсы и закрытое небо (98)
Банковская система SWIFT

Дом, который разрушил SWIFT: как антибелорусские санкции работают против ЕС

99
К каким последствиям может привести отключение Беларуси от SWIFT и насколько реальна эта угроза, рассуждает колумнист Sputnik Николай Левчук.

Резолюцию Европарламента, рекомендующую отключение Беларуси от межбанковского платежного сервиса SWIFT, можно было бы списать на юридическую безграмотность парламентариев, пытающихся оказать давление на формально независимую платежную систему. Но, похоже, они вполне осознанно рассчитывают на право силы вместо силы права. Еще на памяти история отключения от сервиса Ирана, позапрошлогодние угрозы в адрес Венесуэлы, да и Россия совсем недавно была в повестке дня.

Период полураспада

Отключить Венесуэлу от SWIFT так и не решились, хотя были близки к этому. Зато решились на варварский акт киберсаботажа, когда в марте 2019 года почти вся территория этой страны (22 из 23 штатов) была обесточена из-за неполадок на крупнейшей в стране гидроэлектростанции "Гури". В результате приостановили свою работу аэропорты и метро, выключились светофоры и уличное освещение, перестала работать телефонная связь, были человеческие жертвы. Есть основания полагать, что к масштабной атаке причастно киберкомандование вооруженных сил США. Понимают ли европарламентарии, что, возможно, играют их картами?

SWIFT, который по-русски расшифровывается как Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи, – это крупнейший мировой посредник или диспетчер, связывающий банки всех стран мира. Осуществляя проводку межбанковских платежей, он обслуживает не только транснациональные корпорации (ТНК), но и национальные банковские системы. Однако сегодня – это еще и козырь, который охотно достают из рукава политики, обслуживающие интересы тех самых ТНК, когда надо пригрозить санкциями или отжать часть рынка в пользу своих бенефициаров.

Заходить же с этой сомнительной карты они решаются лишь в исключительных случаях, боясь неуправляемых рыночных и техногенных последствий. Когда в конце августа 2014 года Великобритания предложила запретить России пользоваться платформой SWIFT, то, как ни странно, опасение высказал тогдашний министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына. Возможное отключение от SWIFT он сравнил с ядерным оружием, имея в виду, что его применение будет гибельным для всех.

И хотя вероятность отключения Беларуси представляется невысокой, в случае с ЕС мы наблюдаем международно-правовой казус, когда цель "освящает" средства. Фантасмагория заключается в том, что знаменитая своей неповоротливостью евробюрократия, неоднократно демонстрировавшая сноровку членовредительства, как по мановению невидимой дирижерской палочки одномоментно консолидировалась в белорусском вопросе.

Санкции из ада

В этом печален только факт подрыва доверия, но не к инквизиции (простите, евробюрократии), с ней и так все ясно, а к платежному сервису, который был призван сделать нашу жизнь лучше, но превратился в инструмент политической расправы и передела рынка. Доверие – вот дом, который разрушил SWIFT.

Еще пять лет назад специалисты Нацбанка Беларуси отмечали, что система международных расчетов в качестве платформы использует сеть SWIFT, поэтому все переводы в иностранной валюте, в том числе и внутри страны, банки Республики Беларусь осуществляют посредством SWIFT. С этой точки зрения доступ к SWIFT для каждого банка можно рассматривать как стратегический актив, поскольку способность передачи финансовых сообщений в иностранной валюте является неотъемлемым инструментом банковской деятельности.

Сегодня очевиден запрос на диверсификацию рисков, поэтому тональность заявлений изменилась: "В Беларуси с 1999 года работает внутренняя система передачи финансовой информации Национального банка (СПФИ), которая обеспечивает передачу финансовых сообщений, основными из которых являются платежные документы в белорусских рублях", – напомнили в Нацбанке. В настоящее время работает аналогичная Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), все платежи юрлиц на белорусской территории обеспечиваются внутри одного банка или с использованием автоматизированной системы межбанковских расчетов. Платежи юридических лиц на территории нашей страны не зависят от SWIFT, резюмируется в официальном сообщении регулятора.

Директор IT-компании LWO Олег Кондратенко назвал возможное отключение Беларуси от системы SWIFT "санкциями из ада". Пояснил, что в этом случае ни один платеж из страны не может быть сделан прямо, а только через корреспондентские счета в банках стран, с которыми у нее есть параллельные каналы передачи платежных инструкций. Это будет означать увеличение транзакционных издержек белорусского экспорта и импорта, все товары станут дороже, а некоторые вовсе недоступны.

Справедливости ради следует отметить: SWIFT неоднократно заявлял о том, что не будет в одностороннем порядке под влиянием политического давления принимать решения об отключении организаций от своей сети. Ведь сервис был создан как нейтральная площадка для обеспечения безопасного международного обмена финансовыми сообщениями на базе единых стандартов. Его нейтральность, как видим, весьма условна, однако 10 июня пришло обнадеживающее известие: официальный представитель российского банковского сообщества остался в составе совета директоров SWIFT, что существенно снижает вероятность радикальных действий в отношении России и Беларуси.

Смерть мозга

Наиболее доходчивую формулировку диагноза из евроатлантического анамнеза – смерть мозга – дал два года назад  французский президент Эммануэль Макрон. С тех пор изменилась только возросшая методичность, с которой по обе стороны Атлантики пытаются поддерживать былое хотя бы с виду гармоничное единство. Они катастрофически нуждаются в образе внешнего врага для перепрошивки политического смысла своего существования, иначе придется, глядя друг другу в глаза, вспоминать старые долги и обиды. А может и разбить посуду, которая после Brexit до поры хранится в европейском буфете.

Французский лидер Эммануэль Макрон неоднократно показывал решимость это сделать, но всегда возникают некие обстоятельства, мешающие довести задуманное дол конца. Во время недавнего саммита G7, состоявшегося в Великобритании, Макрон устроил перепалку с главой британского правительства Борисом Джонсоном. Как отмечает Reuter, обе стороны столкнулись со сложностями вокруг Северной Ирландии в рамках заключенного договора о выходе Британии из ЕС. Лондон пытается добиться пересмотра ряда пунктов соглашения Brexit во избежание проблем с поставками продовольственных товаров в Северную Ирландию. Брюссель же в ответ готов применить торговые санкции.

Есть и противоречия более высокого порядка – систематические усилия США по выстраиванию антироссийских и антикитайских коалиций, расходным материалом для которых выступают страны ЕС. Это отчетливо демонстрирует визит в Европу президента США Байдена. Попытка Америки сдержать Китай в Восточной Европе опирается на инициативу глобального инфраструктурного партнерства, призванную стать альтернативой китайскому мегапроекту "Один пояс, один путь".

Беларусь – ключевое сухопутное звено китайского проекта в Восточной Европе, санкциями против нее пытаются достать не только Россию, но и Китай, который, между прочим, готов к миллиардным инвестициям. Проамериканская альтернатива тоже требует стратегических вливаний, но у нынешней Америки денег на это нет, и сама она пытается заработать не в Европе, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда плавно переместились глобальные источники экономического роста.

Очевидно, что американские политики блефуют: новому плану Маршалла в Европе не бывать. Америку постепенно покидает былое могущество, но именно падающий колосс может быть наиболее опасным. Это понимают в промышленных кругах Франции и Германии, пытающихся сопротивляться антикитайской и антироссийской стратегиям Вашингтона. Странам ЕС невыгодно применение санкций против своих же торговых партнеров. Это дает надежду на то, что здравый смысл в белорусском вопросе у европейцев все же возобладает.

Читайте также: 

99
Теги:
санкции, Евросоюз, Беларусь, SWIFT
Темы:
Санкции против Беларуси
Кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская на пресс-конференции в Минске

Тихановскую не исключали из межгосударственной базы розыска СНГ

172
(обновлено 16:56 16.06.2021)
В конце мая 2021 года была озвучена информация о том, что экс-кандидата в президенты Беларуси не ищут на территории России, но она продолжает оставаться в базе лиц, объявленных Минском в розыск.

МИНСК, 16 июн – Sputnik. Оппозиционного политика и экс-кандидата в президенты Беларуси Светлану Тихановскую не исключили из базы данных лиц, которые объявлены в межгосударственный розыск, сообщили Sputnik информированные источники в белорусских правоохранительных органах.

В конце марта 2021 года Генеральная прокуратура Беларуси возбудила уголовное дело за подготовку акта терроризма в отношении Светланы Тихановской и участников инициативы BYPOL. Белорусские правоохранительные органы объявили Тихановскую в межгосударственный розыск, она была внесена в соответствующую базу лиц.

"По Тихановской ничего не поменялось", - заявил Sputnik источник в правоохранительных органах, знакомый с ходом расследования дела, отвечая на вопрос поменялся ли ее процессуальный статус и убрали ли ее фамилию из базы данных разыскиваемых лиц.

Вопрос с Тихановской в списках разыскиваемых лиц возник на этой неделе, когда появилась информация что по инициативе белорусской стороны она была исключена из этой базы. Собеседник агентства пояснил, что "могли возникнуть разночтения".

В данной связи он напомнил, что в конце мая 2021 года была озвучена информация, что Тихановскую больше не ищут на территории России. "Кто ее будет искать в России, если всем известно, что она находится на территории Евросоюза", - сказал собеседник агентства.

Уголовное дело

Как ранее сообщалось со ссылкой на генерального прокурора Беларуси Андрея Шведа, основанием для возбуждения дела в отношении Тихановской по статье 289 Уголовного кодекса стали материалы, предоставленные КГБ и МВД Беларуси. Кроме этого, Тихановская внесена КГБ Беларуси в список лиц причастных к террористической деятельности.

Кроме этого, отметил глава главного надзорного ведомства, генпрокуратура поручила КГБ незамедлительно организовать международный розыск фигурантов дела и подготовить пакет документов об их выдаче, который затем будет направлен в компетентные органы Литвы и Польши. Информации о том, что Тихановская по просьбе белорусской стороны внесена в международный список разыскиваемых лиц, нет.

Также Тихановская проходит фигурантом по уголовному делу, возбужденному в отношении членов Координационного совета оппозиции по ч. 1 ст. 361 УК Беларуси – "за публичные призывы к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя республики или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности страны".

Читайте также:

172
Теги:
Беларусь, СНГ, Светлана Тихановская
Темы:
Протесты в Беларуси